ТРУД ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.   Активное включение подрастающего поколения в трудовую деятельность, соединение обучения с общественно полезным производительным трудом является испытанным средством успешного решения этой проблемы.Первые шаги в приобщении ребенка к труду начинаются в млад...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТРУД ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

Елеусизов М.Ж.

Учитель технологии СШ №17

г.Руного Костанайской области.

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.

Активное включение подрастающего поколения в трудовую деятельность, соединение обучения с общественно полезным производительным трудом является испытанным средством успешного решения этой проблемы.

Первые шаги в приобщении ребенка к труду начинаются в младшем возрасте, поэтому правильно организованная трудовая деятельность детей в условиях семьи является одним из важных факторов развития нравственного сознания подрастающего человека.

Однако надо учитывать и то, что в связи с огромными социальными изменениями в нашей стране изменилась также функция семьи по передаче трудовых традиций.

Раньше постоянная нужда заставляла родителей систематически привлекать к труду своих детей с ранних лет. Работая с родителями, дети получали определенные трудовые навыки и умения. Сейчас значительно выросло материальное благосостояние семьи.

Научно-технический и социальный прогресс изменил также характер труда. В связи с этим изменилось социальные функции семьи в трудовом воспитании детей и возможности передачи им трудовых навыков. Все это наложило свой отпечаток и на характер труда детей в условиях семьи.

Однако семья остается важнейшим социальным институтом, где закладываются основы трудового воспитания. Как только ребенок начинает осознавать окружающий мир, он видит трудовую деятельность людей, слышит суждения взрослых о труде. Чаще всего дети усваивают то отношение к труду, которое существует в семье. Выполнение ребенком небольших поручений должно сопровождаться положительными эмоциями, что достигается одобрением со стороны взрослых.

Трудовой опыт способствует нормальному физическому развитию детей. Такие виды домашнего труда, как уборка постели, мытье посуды и полов, уход за своей одеждой и обувью, за комнатными цветами, имеют большое воспитательное значение. Они приучают детей к аккуратности, самостоятельности, способствуют развитию практических навыков. Кроме того, помощь родителям по дому, участие в их трудах и заботах укрепляет семейные узы, служит средством противодействия чрезмерной требовательности детей к родителям, неумению оценивать материальные возможности семьи. Ребенку полезно постепенно знакомиться с теми трудностями и заботами, с которыми приходиться встречаться родителям в быту.

1cтр.

Систематически выполняя различные поручения по дому, дети начинают понимать необходимость физического труда и уважать людей, занятых им. Кроме того, у детей воспитывается уважение к родителям, на плечи которых падает основная тяжесть работы по дому.

Таким образом, участвуя в домашнем труде, дети не только укрепляют свое здоровье и приобретают трудовые навыки, но и развиваются нравственно. Для того чтобы трудовая деятельность способствовала формированию нравственного сознания детей, следует довести до их сознания значение и роль труда в жизни каждого человека, систематически внушать им, что успехи личности в обществе определяются умением трудиться и отношением к своим гражданским обязанностям. Когда труд ребенка стимулируется показом значения выполняемой им работы, он испытывает моральное удовлетворение от сознания ее значимости для других.

Воспитание детей и трудовая деятельность - единый процесс. Он способствует формированию социально ценных гражданских качеств человека: трудолюбия, уважения к людям труда, бережного отношения к материальным ценностям, аккуратности, ответственности за порученное дело и др.

Иногда родители совершают ошибки, освобождая своих детей после поступления в школу от участие в домашнем труде. Можно конечно, сократить количество поручений, даваемых детям, особенно в напряженные периоды учебы (экзамены и т.п.), но освобождать их совсем от домашнего труда неправильно.

Занятий в школе недостаточно для того, чтобы труд превратился в привычку, в первую потребность. Для этого им следует заниматься систематически, повседневно.

Кроме того, труд необходимо по возможности разнообразить.

Такие виды работ по дому, как мелкий ремонт электробытовых приборов, работа на приусадебном участке, вполне посильны для подростков и учащихся старших классов и служат одним из путей соединения знаний, полученных в школе, с жизнью.

Координация усилий школы и семьи в организации общественно полезной деятельности школьников делает ее многообразной, содержательной. Привлечение родителями детей к благоустройству двора, беседок, площадок для малышей, к участию в субботниках способствует нравственному становлению подростка.

Кроме того, формированию нравственного сознания детей в огромной мере содействует посещение предприятий, цехов, где работают родители, беседы о гуманных целях и содержании труда. Важно помочь ребенку накопить, осмыслить и эмоционально прочувствовать этот нравственный опыт. Для осуществления этой задачи семья имеет большие возможности.

Трудовая деятельность в домашних условиях может по-разному влиять на формирование личности. Если труд подчинен только личным интересам, то, скорее всего, он будет способствовать развитию эгоистических черт характера. Если же труд направлен и на пользу более широкого круга людей, и на пользу коллектива, общества в целом - он поможет формированию у детей таких высоконравственных качеств, как сознание общественного долга, коллективизм и т. п.

2стр

Для воспитания нравственно ценных качеств большое значение имеет привлечение детей к труду, значимому для всей семьи, друзей, соседей. Ценность такого труда для подростков в том, что он связан с признанием и одобрением не только родителей, но и окружающих. Ребята при этом находят удовлетворение своих потребностей к стремлению быть взрослыми.

Нередко у подростков появляется пренебрежительное отношение к отдельным видам бытового труда. Это в основном происходит тогда, когда дети выполняют домашнюю работу от случая к случаю. Такие факты чаще всего наблюдаются в тех семьях, где ребенок является единственным.

Причиной воспитания пренебрежительного отношения к отдельным видам труда может быть также деление его родителями на «приличный» и «неприличный». К «неприличным» обычно относят уборку мест общего пользования, общих коридоров, лестниц и т. д. В результате дети начинают делить труд на «чистый» и «грязный».

Это может оказать отрицательное воздействие на формирование отношения к труду и нанести серьезный вред нравственному развитию подростка, вырабатывая у него иждивенческие настроения. Ребенок должен уметь заняться нужным делом, даже если оно ему не очень нравится. Первопричиной отрицательного отношения к домашнему труду зачастую является пренебрежение к нему родителей. Внушение своему ребенку ложного культа так называемого высокого труда приводит к обеднению нравственных качеств растущего человека и к утрате способности заботы о других людях. Ведь известно, что поведение взрослых, проявляющееся в процессе семейного общения, проецируется на детское сознание, дети начинают презирать любой обслуживающий труд.

Семья является основным звеном в цепи общественных институтов формирования поведения растущего человека. От того, какое отношение к труду воспитано у ребенка, в большей степени зависит отношение к делам, которыми он занимается ка в школе, так и в разных областях общественной жизни. Таким образом, роль семейной трудовой деятельности в формировании нравственного сознания и поведения неоценимо.

Развитие нравственного сознания и поведения детей происходит под влиянием различных факторов семейной жизни, и особенно в процессе трудовой деятельности.

Осознавая окружающий мир, подрастающий человек становиться свидетелем трудовой деятельности людей, и у него появляется желание принимать участие в начале в простых трудовых процессах, а в дальнейшем - в более сложных. Под воздействием окружающей действительности, под влиянием взрослых и впоследствии на основе собственного трудового опыта у подростка формируется определенные трудовые навыки и положительное отношение к труду.

Статью подготовил: учитель технологии высшей категории Елеусизов Марат Жаугашарович.

Адрес: Костанайская область.

г. Рудный улица Ленина 163/15.

С.Ш. № 17.

3стр



© 2010-2022