- Преподавателю
- Технология
- Разработка практических заданий к разделу «Домашняя экономика»
Разработка практических заданий к разделу «Домашняя экономика»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коданева В.Н. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Приложение 4.
Разработка дидактического материала
для проведения практических работ на уроках технологии в 8 классе средствами компьютера.
Раздел «Домашняя экономика».
Практическая работа № 1
К разделу «Семейная экономика»
Тема: Изучение технологии создания и форматирования документов, содержащих таблицы на примере расходов и доходов вашей семьи.
Цель: изучение технологии создания и форматирования документов, содержащих таблицы, закрепить знания у учащихся по теме распределение доходов и расходов семьи.
Теоретическая часть.
Семья не только дает обществу новых членов, но, что очень важно, воспитывает их, делает пригодными для жизни в этом обществе.
В семейной экономической деятельности контролеров нет. Вы сами и рассчитываете, и совершаете экономические действия. Чтобы семейная экономика хорошо работала, надо себе представлять расходы семьи и то, как они соотносятся с ее доходами.
Расходы семьи можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные.
Постоянные расходы - это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой- либо период, в течении которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические издания, проездные билеты и т.д.
Переменные расходы - включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.
1.Циклические расходы (покупка, мебели, верхней одежды, бытовой техники, материалы для ремонта квартиры и т.д);
2.Сезонные расходы (закупка семян и удобрений для садового участка, заготовка впрок ягод, овощей);
3.Непредвиденные расходы (покупка лекарств, ремонт оргтехники и тд.);
Задание 1
Создайте таблицу по образцу и впишите в таблицу №1 виды расходов в месяц вашей семьи.
Таблица 1.
Вид расхода
Постоянные
Циклические
Сезонные
Обязательные платежи
Ход работы:
ЗАДАНИЕ №1.
-
Запустите текстовый редактор MS WORD.
-
Оформите доходы семьи по образцу, руководствуясь указаниями.
Указания:
-
Создайте таблицу, состоящую из 6 столбцов и 5 строк. Выполните команду Таблица/Добавить таблицу, указав в соответствующих полях ввода число строк и столбцов.
-
Выделите первую строку: установите курсор в первую ячейку первой строки и выполните команду Таблица/Выделить строку, щелкните правой кнопкой мыши, выберите объединить ячейки.
-
Заполните таблицу данными. Вводите текст, начиная от левого края ячейки. Для перемещения в таблице используйте клавиши управления курсором, клавишу ТАВ, щелчок мышью в нужной ячейке.
-
Отформатируйте текст в первой строке таблицы:
Выделите первую строку: установите курсор в любую ячейку первой строки и выполните команду Таблица/Выделить строку ИЛИ установите указатель мыши слева от строки, чтобы появилась белая стрелка и щелкните левой кнопкой мыши.
Установите параметры шрифта, выполнив команду Формат/Шрифт: шрифт Arial Narrow, размер 14, начертание - полужирный курсив, интервал - разряженный, величина интервала 1,5 пт.
-
Отформатируйте текст в первом столбце таблицы:
-
Выделите первый столбец: установите курсор в любую ячейку первого столбца и выполните команду Таблица/Выделить столбец ИЛИ установите указатель мыши над столбцом, чтобы появилась черная стрелка и щелкните левой кнопкой мыши. Установите параметры шрифта по своему усмотрению.
-
Отформатируйте текст в остальной части таблицы:
Выделите ячейки с названиями расходов.
Установите параметры шрифта по своему усмотрению.
-
Установите ширину первого столбца:
Выделите первый столбец
Выполните команду Таблица/Автоподбор/По содержимому
-
Измените ширину остальных столбцов (аналогично)
-
Выровняйте весь текст в таблице по центру:
Выделите всю таблицу
Выполните команду Формат/Абзац в строке Выравнивание выберите По центру
-
Задайте внутренние и внешние границы для таблицы:
Выделите всю таблицу
Выполните команду Формат/Границы и заливка выберите цвет и тип линии, щелкните по окошку сетка
-
Выполните заливку для первой строки:
Выделите первую строку
Выполните команду Формат/Границы и заливка/ вкладка Заливка. Выберите любой цвет.
-
Выполните заливку для первого столбца (аналогично).
-
Вставьте заголовок к таблице:
Установите курсор в первую ячейку и выполните команду Таблица/Разбить таблицу.
Напечатайте текст: Расходы семьи. Отформатируйте заголовок и расположите его по центру.
Задание 2
Вам предлагается распределить расходы на ваше усмотрение из расчета, что доход вашей семьи в месяц составляет 40 000 рублей. Распланируйте планированию предстоящие расходы на 1 месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов.
-
Определите, на что расходуются деньги в вашей семье (квартплата, еда, транспорт и т.д.). Разделите их на постоянные, циклические, сезонные и единовременные. Занесите данные в таблицу № 2.
№
Наименование статьи расходов
Сумма в рублях
% от доходов
1
2
3
4
5
Для справок:
Хлеб и крупы
Мясопродукты
Жиры (включая масло)
Овощи
Фрукты
Сахар
Молочные продукты
Напитки
Одежда
Верхняя одежда
Белье
Головные уборы
Чулочно-носочные изделия
Обувь
Мебель и предметы домашнего обихода
Культурно-бытовые нужды
Алкогольные напитки и табак
Оплата квартиры
Транспортные расходы
Платежи, сборы, налоги
Обратить внимание на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, т.е. сумма расходов не должна превышать доходов каждой семьи.
Таблица № 3
Примерная расходная часть бюджета.
№ п/п
Наименование статьи расходов
Процент по отношению ко всей сумме расходов
1
Питание
1.1
Хлеб и крупы
1.2
Мясопродукты
1.3
Жиры (включая масло)
1.4
Овощи
1.5
Фрукты
1.6
Сахар
1.7
Молочные продукты
1.8
Напитки
2
Одежда
2.1
Верхняя одежда
2.2
Белье
2.3
Головные уборы
2.4
Чулочно-носочные изделия
2.5
Обувь
3
Мебель и предметы домашнего обихода
4
Культурно-бытовые нужды
5
Аккогольные напитки и табак
6
Оплата квартиры
7
Транспортные расходы
8
Платежи, сборы, налоги
9
Накопления, сбережения
Во время работы учащихся педагог периодически подходит к каждому ученику, участвует в обсуждении и отвечает на возникающие вопросы.
Заключение
Сегодня на уроке вы научились составлять таблицы, редактировать их, а также распределять расходы вашей семьи
Итак, сделаем вывод: планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем. Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.
Рефлексия:
-
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-
То , что вы узнали, пригодится вам в жизни вне школы?
Домашнее задание.
На следующее занятие, ребята, вам необходимо заполнить таблицу в тетради.
Расходы
П
В
С
Ч
П
С
Сумма
Питание в столовой
Проезд на такси
Покупка канцелярских товаров
Сбережения
Участие в конкурсах
Подарок к празднику
Другое
Х
Х
Х
Х
-
Х - это расходы, которые могут быть, но вы не хотите их называть.
Список литературы:
-
Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В.Д. Симоненко, Т.А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004.
-
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. - М.: Вита - Пресс, 2006.
-
Экономика: Методическое пособие. /Под ред. А.Я.Линькова. - М.: Вита-Пресс, 2001.
-
При разработке урока были использованы Интернет-ресурсы.
Практическая работа №2.
Тема «Сбережения. Личный бюджет».
Теоретическое вступление. Актуальность.
Кроме семейного, существуют также и личные бюджеты членов семьи.
Вы когда-нибудь задумывались, сколько денег тратят родители на ваше содержание, в том числе на кино, кафе, дискотеки, поп-концерты, жевательные резинки, сладости и т. д.?
Как и в любом бюджете, в бюджете школьника обязательно должны быть отражены расходы, например: питание вне дома, учёба, обувь, одежда, транспортные расходы, культурно-спортивные интересы, увлечения (коллекционирование, фотография, радиоконструирование и т. д.), неразумные траты (курение и пр.), непредвиденные расходы.
Все расходы можно разделить на постоянные, переменные и непредвиденные.
Постоянные расходы - это расходы, не меняющиеся в течение года: плата за кружок или музыкальную школу, плата за завтраки в столовой и т. д.
Переменные расходы включают в себя периодические и единовременные, например, покупка домашних животных, компьютерных игр и пр.
Непредвиденные расходы - это те, которые невозможно учесть, например, сломались часы, потерялась ручка и т. п.
У современного школьника очень много соблазнов и поводов для траты денег. Чтобы ваши траты не были бездумными, нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим - семейным.
Тем, кто хочет научиться грамотно тратить деньги, необходимо запомнить и выполнять четыре обязательных условия: учёт, планирование, организация, контроль и коррекция.
Для разумного учёта лучше завести хозяйственную книгу, в которой будут отражены все поступления средств и расходования. Отнеситесь к ведению бухгалтерской книги творчески. Придумайте ей название, например, «Финансы поют романсы» или «Копейка рубль бережёт». Варианты ведения этой книги могут быть разными:
Цель работы: рассмотреть способы сбережения денежных средств, познакомиться с содержанием статей личного бюджета ученика, составлением и ведением хозяйственной (бухгалтерской) книги.
Обучающие:
-
познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств,
Развивающие:
-
продолжить развивать способность сравнивать и анализировать
-
;научить формировать навыки ведения домашней финансовой документации,
-
способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, к развитию самостоятельности.
Воспитательные :
-
воспитывать уважение к собственности, патриотические качества личности,
-
ответственность и экономность;
-
формирование умения работы в парах и группах.
Интеграция: информатика и технология
Личностные: научиться заполнять и вести домашнюю финансовую документацию.
Формы работы: групповая, фронтальная
Все расчёты можно вести, пользуясь программами Microsoft Office, с помощью электронных таблиц Excel.
Практическая работа № 8 Составление бухгалтерской книги учета расходов школьников на месяц.
Организация начала проведения практического занятия .
Сегодня у нас не обычный урок, совместный урок с предметом информатики, где мы с вами не только научимся создавать таблицы, но и делать их в программе Excel.
Цель работы: научиться составлять таблицы в программе Excel напримере ведения бухгалтерской книги учета расходов школьника на месяц.
К сегодняшнему уроку вы должны были подготовить в тетради таблицу «Расходы школьника».
Инструкция к выполнению практической работы.
Задание 1. Вам необходимо заполнить таблицу
Расчет расходов на неделю в программе Ехсеl.
Расходы
П
В
С
Ч
П
С
Сумма
Питание в столовой
Проезд на такси
Покупка канцелярских товаров
Сбережения
Участие в конкурсах
Подарок к празднику
Другое
Х
Х
Х
Х
Х - это расходы, которые могут быть, но вы не хотите их называть.
I.Последовательность заполнения таблицы.
1. Откройте документ Excel
Введите в ячейки текстовые строки в соответствии с таблицей, расположенной ниже.
В какую ячейку
Что вводить?
A1
Расходы
B1-H1
П,В,С,Ч,П,С,СУММА
А2
Питание в столовой
А3
Проезд на такси
А4
Покупка канц.товаров
А5
В копилку, сбережения
А6
Участие в конкурсах
А7
Подарок к празднику
И так далее, все что у вас заполнено в таблице
Выделите ячейки вашей таблицы, установите границы.
Установите курсор в ячейку В2. Нажмите правой кнопочкой мыши, в меню выберите формат ячеек. В строке Формат числа выберите денежный формат: # # # 0,00р.,( ###0,00р.), нажмите ОК.
Аналогично выполните данные действия для других столбцов.
Подсчет Суммы
-
Установите курсор в ячейку H2 (на пересечение столбца H и строки 2)
-
Выполните команду Таблица/Формула, в строке Формула введите формулу =СУММ(B2;H2) . В строке Формат числа выберите денежный формат: # # # 0,00р.,( ###0,00р.), нажмите ОК.
Аналогично выполните данные действия для других столбцов.
Задание 2.Создайте таблицу по образцу. Посчитайте стоимость каждого товара по формуле. Подсчитайте общее количество и общую стоимость.
А В С D E
№
Наименование расходов
Цена
Потребность
Итого
1
Блокнот
2
Тетрадь, 96 листов
3
Калькулятор
4
Клей ПВА, 45мл.
ИТОГО:
Максимальная цена:
Минимальная стоимость:
1
2
3
4
5
6
Указания:
-
Вставьте таблицу, состоящую из 5 столбцов и 8 строк. Заполните ее данными.
-
Введите формулу для подсчета стоимости купленных блокнотов:
-
Установите курсор в ячейку Е2 (на пересечение столбца Е и строки 2)
-
Выполните команду Таблица/Формула, в строке Формула вместо выражения =SUM(LEFT) введите формулу =С2*D2. В строке Формат числа выберите денежный формат: # # # 0,00р.,( ###0,00р.), нажмите ОК.
-
В ячейке появится число (результат произведения цены на количество)
-
Аналогично рассчитайте стоимость купленных тетрадей, калькуляторов и клея.
-
Подсчитайте общее количество купленных товаров:
-
Установите курсор в ячейку Об, выполните команду Таблица/Формула
-
В строке Формула вместо выражения =81ЛУ1(АВОУЕ), не исправляйте его и нажмите ОК
-
Вычислите общую стоимость в ячейке Е6, установите денежный формат.
-
В ячейке С7 выведите максимальную цену:
-
Установите курсор в ячейку С7
-
Выполните команду Таблица/Формула, удалите выражение из строки Формула, кроме знака =
-
В строке Вставить функцию выберите МАХ, в строке Формула появится выражение МАХ()
-
В скобках укажите диапазон ячеек С2:С5, среди которых выбирается максимальное число.
-
В ячейке появится максимальное значение цены.
-
В ячейке Е8 выведите минимальную стоимость, используя функцию MIN.
Практическая работа № 3
Практическая работа «Разработка этикетки» с помощью программы Paint, MS Office, Nero 7.10.1.0 Premium
Выбор задания:
-
Разработать этикетки для зубной пасты;
-
Разработать этикетки для шоколадных конфет;
-
Разработать этикетки для торта;
-
Разработать этикетки для детского шампуня;
-
Разработать этикетки для стирального порошка;
-
Разработать этикетки для крема для лица.
Алгоритм работы:
-
Выбрать объект для разработки этикетки из предложенных учителем вариантов;
-
Продумать эскиз для графического изображения этикетки;
-
Подобрать цветовое решение графического изображения;
-
Определиться с названием выбранного варианта;
-
Изготовить этикетку на листе формата А3.
Алгоритм работы с программой Nero 7.10.1.0 Premium:
Для этого воспользуемся приложением Nero StartSmart.
1. Запускаем утилиту и входим во вкладку «Дополнения», где выбираем «Сделать наклейку или этикетку».
2. Автоматически подгружается утилита Nero CoverDesigner, с помощью которой можно создавать авторские этикетки, а также, при использовании технологии LabelFlash или LightScribe делать оформление поверхности самого диска.
3. В открывшемся диалоговом окне, в левой колонке выберите тип коробки - это: стандартный, коробка DVD, многооконный, макси и т.д.. В центральной колонке в верхнем меню выбираете тип данных на диске, к которому будете делать наклейку. С помощью данного редактора можно создавать наклейки самому, а можно выбрать шаблон из готовых разработок создателей программы Nero CoverDesigner. Каждый шаблон имеет свое название и расположен во вкладке подходящего типа.
4.Выберем одну из готовых наклеек. В диалоговом окне заполняем пустые поля: заголовок, год реализации и артист/издатель. После заполнения нажимаем «Ок». Все, готово, можно выводить на печать.
Подведение итогов практической работы - защита своих проектов.