Разработка практических заданий к разделу «Домашняя экономика»

Разработка дидактического материала для проведения практических работ на уроках технологии в 8 классе средствами компьютера. Тема:   Изучение технологии создания и форматирования документов, содержащих таблицы на примере расходов и доходов  вашей семьи. Цель: изучение технологии создания и форматирования документов, содержащих таблицы, закрепить знания у учащихся по теме распределение доходов и расходов семьи. Теоретическая часть. Семья не только дает обществу новых членов, но, что очень важно, ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 4.





Разработка дидактического материала

для проведения практических работ на уроках технологии в 8 классе средствами компьютера.

Раздел «Домашняя экономика».


Практическая работа № 1

К разделу «Семейная экономика»

Тема: Изучение технологии создания и форматирования документов, содержащих таблицы на примере расходов и доходов вашей семьи.

Цель: изучение технологии создания и форматирования документов, содержащих таблицы, закрепить знания у учащихся по теме распределение доходов и расходов семьи.

Теоретическая часть.

Семья не только дает обществу новых членов, но, что очень важно, воспитывает их, делает пригодными для жизни в этом обществе.

В семейной экономической деятельности контролеров нет. Вы сами и рассчитываете, и совершаете экономические действия. Чтобы семейная экономика хорошо работала, надо себе представлять расходы семьи и то, как они соотносятся с ее доходами.

Расходы семьи можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные.

Постоянные расходы - это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой- либо период, в течении которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические издания, проездные билеты и т.д.

Переменные расходы - включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.

1.Циклические расходы (покупка, мебели, верхней одежды, бытовой техники, материалы для ремонта квартиры и т.д);

2.Сезонные расходы (закупка семян и удобрений для садового участка, заготовка впрок ягод, овощей);

3.Непредвиденные расходы (покупка лекарств, ремонт оргтехники и тд.);

Задание 1

Создайте таблицу по образцу и впишите в таблицу №1 виды расходов в месяц вашей семьи.

Таблица 1.

Вид расхода

Постоянные


Циклические


Сезонные


Обязательные платежи


Ход работы:

ЗАДАНИЕ №1.

  1. Запустите текстовый редактор MS WORD.

  2. Оформите доходы семьи по образцу, руководствуясь указаниями.

Указания:

  1. Создайте таблицу, состоящую из 6 столбцов и 5 строк. Выполните команду Таблица/Добавить таблицу, указав в соответствующих полях ввода число строк и столбцов.

  2. Выделите первую строку: установите курсор в первую ячейку первой строки и выполните команду Таблица/Выделить строку, щелкните правой кнопкой мыши, выберите объединить ячейки.

  3. Заполните таблицу данными. Вводите текст, начиная от левого края ячейки. Для перемещения в таблице используйте клавиши управления курсором, клавишу ТАВ, щелчок мышью в нужной ячейке.

  4. Отформатируйте текст в первой строке таблицы:

Выделите первую строку: установите курсор в любую ячейку первой строки и выполните команду Таблица/Выделить строку ИЛИ установите указатель мыши слева от строки, чтобы появилась белая стрелка и щелкните левой кнопкой мыши.

Установите параметры шрифта, выполнив команду Формат/Шрифт: шрифт Arial Narrow, размер 14, начертание - полужирный курсив, интервал - разряженный, величина интервала 1,5 пт.

  1. Отформатируйте текст в первом столбце таблицы:

  2. Выделите первый столбец: установите курсор в любую ячейку первого столбца и выполните команду Таблица/Выделить столбец ИЛИ установите указатель мыши над столбцом, чтобы появилась черная стрелка и щелкните левой кнопкой мыши. Установите параметры шрифта по своему усмотрению.

  3. Отформатируйте текст в остальной части таблицы:

Выделите ячейки с названиями расходов.

Установите параметры шрифта по своему усмотрению.

  1. Установите ширину первого столбца:

Выделите первый столбец

Выполните команду Таблица/Автоподбор/По содержимому

  1. Измените ширину остальных столбцов (аналогично)

  2. Выровняйте весь текст в таблице по центру:

Выделите всю таблицу

Выполните команду Формат/Абзац в строке Выравнивание выберите По центру

  1. Задайте внутренние и внешние границы для таблицы:

Выделите всю таблицу

Выполните команду Формат/Границы и заливка выберите цвет и тип линии, щелкните по окошку сетка

  1. Выполните заливку для первой строки:

Выделите первую строку

Выполните команду Формат/Границы и заливка/ вкладка Заливка. Выберите любой цвет.

  1. Выполните заливку для первого столбца (аналогично).

  2. Вставьте заголовок к таблице:

Установите курсор в первую ячейку и выполните команду Таблица/Разбить таблицу.

Напечатайте текст: Расходы семьи. Отформатируйте заголовок и расположите его по центру.

Задание 2

Вам предлагается распределить расходы на ваше усмотрение из расчета, что доход вашей семьи в месяц составляет 40 000 рублей. Распланируйте планированию предстоящие расходы на 1 месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов.

  1. Определите, на что расходуются деньги в вашей семье (квартплата, еда, транспорт и т.д.). Разделите их на постоянные, циклические, сезонные и единовременные. Занесите данные в таблицу № 2.

Наименование статьи расходов

Сумма в рублях

% от доходов

1

2

3

4

5

Для справок:

Хлеб и крупы

Мясопродукты

Жиры (включая масло)

Овощи

Фрукты

Сахар

Молочные продукты

Напитки

Одежда

Верхняя одежда

Белье

Головные уборы

Чулочно-носочные изделия

Обувь

Мебель и предметы домашнего обихода

Культурно-бытовые нужды

Алкогольные напитки и табак

Оплата квартиры

Транспортные расходы

Платежи, сборы, налоги

Обратить внимание на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, т.е. сумма расходов не должна превышать доходов каждой семьи.

Таблица № 3

Примерная расходная часть бюджета.

№ п/п

Наименование статьи расходов

Процент по отношению ко всей сумме расходов

1

Питание

1.1

Хлеб и крупы

1.2

Мясопродукты

1.3

Жиры (включая масло)

1.4

Овощи

1.5

Фрукты

1.6

Сахар

1.7

Молочные продукты

1.8

Напитки

2

Одежда

2.1

Верхняя одежда

2.2

Белье

2.3

Головные уборы

2.4

Чулочно-носочные изделия

2.5

Обувь

3

Мебель и предметы домашнего обихода

4

Культурно-бытовые нужды

5

Аккогольные напитки и табак

6

Оплата квартиры

7

Транспортные расходы

8

Платежи, сборы, налоги

9

Накопления, сбережения

Во время работы учащихся педагог периодически подходит к каждому ученику, участвует в обсуждении и отвечает на возникающие вопросы.

Заключение

Сегодня на уроке вы научились составлять таблицы, редактировать их, а также распределять расходы вашей семьи

Итак, сделаем вывод: планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем. Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.

Рефлексия:

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  2. То , что вы узнали, пригодится вам в жизни вне школы?

Домашнее задание.

На следующее занятие, ребята, вам необходимо заполнить таблицу в тетради.

Расходы

П

В

С

Ч

П

С

Сумма

Питание в столовой








Проезд на такси








Покупка канцелярских товаров








Сбережения








Участие в конкурсах








Подарок к празднику








Другое








Х








Х








Х








Х








  • Х - это расходы, которые могут быть, но вы не хотите их называть.

Список литературы:

  1. Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В.Д. Симоненко, Т.А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004.

  2. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. - М.: Вита - Пресс, 2006.

  3. Экономика: Методическое пособие. /Под ред. А.Я.Линькова. - М.: Вита-Пресс, 2001.

  4. При разработке урока были использованы Интернет-ресурсы.








Практическая работа №2.

Тема «Сбережения. Личный бюджет».

Теоретическое вступление. Актуальность.

Кроме семейного, существуют также и личные бюджеты членов семьи.

Вы когда-нибудь задумывались, сколько денег тратят родители на ваше содержание, в том числе на кино, кафе, дискотеки, поп-концерты, жевательные резинки, сладости и т. д.?

Как и в любом бюджете, в бюджете школьника обязательно должны быть отражены расходы, например: питание вне дома, учёба, обувь, одежда, транспортные расходы, культурно-спортивные интересы, увлечения (коллекционирование, фотография, радиоконструирование и т. д.), неразумные траты (курение и пр.), непредвиденные расходы.

Все расходы можно разделить на постоянные, переменные и непредвиденные.

Постоянные расходы - это расходы, не меняющиеся в течение года: плата за кружок или музыкальную школу, плата за завтраки в столовой и т. д.

Переменные расходы включают в себя периодические и единовременные, например, покупка домашних животных, компьютерных игр и пр.

Непредвиденные расходы - это те, которые невозможно учесть, например, сломались часы, потерялась ручка и т. п.

У современного школьника очень много соблазнов и поводов для траты денег. Чтобы ваши траты не были бездумными, нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим - семейным.

Тем, кто хочет научиться грамотно тратить деньги, необходимо запомнить и выполнять четыре обязательных условия: учёт, планирование, организация, контроль и коррекция.

Для разумного учёта лучше завести хозяйственную книгу, в которой будут отражены все поступления средств и расходования. Отнеситесь к ведению бухгалтерской книги творчески. Придумайте ей название, например, «Финансы поют романсы» или «Копейка рубль бережёт». Варианты ведения этой книги могут быть разными:

Цель работы: рассмотреть способы сбережения денежных средств, познакомиться с содержанием статей личного бюджета ученика, составлением и ведением хозяйственной (бухгалтерской) книги.

Обучающие:

  • познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств,

Развивающие:

  • продолжить развивать способность сравнивать и анализировать

  • ;научить формировать навыки ведения домашней финансовой документации,

  • способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, к развитию самостоятельности.

Воспитательные :

  • воспитывать уважение к собственности, патриотические качества личности,

  • ответственность и экономность;

  • формирование умения работы в парах и группах.

Интеграция: информатика и технология

Личностные: научиться заполнять и вести домашнюю финансовую документацию.

Формы работы: групповая, фронтальная

Все расчёты можно вести, пользуясь программами Microsoft Office, с помощью электронных таблиц Excel.

Практическая работа № 8 Составление бухгалтерской книги учета расходов школьников на месяц.

Организация начала проведения практического занятия .

Сегодня у нас не обычный урок, совместный урок с предметом информатики, где мы с вами не только научимся создавать таблицы, но и делать их в программе Excel.

Цель работы: научиться составлять таблицы в программе Excel напримере ведения бухгалтерской книги учета расходов школьника на месяц.

К сегодняшнему уроку вы должны были подготовить в тетради таблицу «Расходы школьника».

Инструкция к выполнению практической работы.

Задание 1. Вам необходимо заполнить таблицу

Расчет расходов на неделю в программе Ехсеl.

Расходы

П

В

С

Ч

П

С

Сумма

Питание в столовой








Проезд на такси








Покупка канцелярских товаров








Сбережения








Участие в конкурсах








Подарок к празднику








Другое








Х








Х








Х








Х








Х - это расходы, которые могут быть, но вы не хотите их называть.

I.Последовательность заполнения таблицы.

1. Откройте документ Excel

Введите в ячейки текстовые строки в соответствии с таблицей, расположенной ниже.

В какую ячейку

Что вводить?

A1

Расходы

B1-H1

П,В,С,Ч,П,С,СУММА

А2

Питание в столовой

А3

Проезд на такси

А4

Покупка канц.товаров

А5

В копилку, сбережения

А6

Участие в конкурсах

А7

Подарок к празднику

И так далее, все что у вас заполнено в таблице

Выделите ячейки вашей таблицы, установите границы.

Установите курсор в ячейку В2. Нажмите правой кнопочкой мыши, в меню выберите формат ячеек. В строке Формат числа выберите денежный формат: # # # 0,00р.,( ###0,00р.), нажмите ОК.

Аналогично выполните данные действия для других столбцов.

Подсчет Суммы

  • Установите курсор в ячейку H2 (на пересечение столбца H и строки 2)

  • Выполните команду Таблица/Формула, в строке Формула введите формулу =СУММ(B2;H2) . В строке Формат числа выберите денежный формат: # # # 0,00р.,( ###0,00р.), нажмите ОК.

Аналогично выполните данные действия для других столбцов.

Задание 2.Создайте таблицу по образцу. Посчитайте стоимость каждого товара по формуле. Подсчитайте общее количество и общую стоимость.

А В С D E

Наименование расходов

Цена

Потребность

Итого

1

Блокнот




2

Тетрадь, 96 листов




3

Калькулятор




4

Клей ПВА, 45мл.










ИТОГО:




Максимальная цена:


Минимальная стоимость:

1

2

3

4

5

6

Указания:

  1. Вставьте таблицу, состоящую из 5 столбцов и 8 строк. Заполните ее данными.

  2. Введите формулу для подсчета стоимости купленных блокнотов:

  • Установите курсор в ячейку Е2 (на пересечение столбца Е и строки 2)

  • Выполните команду Таблица/Формула, в строке Формула вместо выражения =SUM(LEFT) введите формулу =С2*D2. В строке Формат числа выберите денежный формат: # # # 0,00р.,( ###0,00р.), нажмите ОК.

  • В ячейке появится число (результат произведения цены на количество)

  1. Аналогично рассчитайте стоимость купленных тетрадей, калькуляторов и клея.

  2. Подсчитайте общее количество купленных товаров:

  • Установите курсор в ячейку Об, выполните команду Таблица/Формула

  • В строке Формула вместо выражения =81ЛУ1(АВОУЕ), не исправляйте его и нажмите ОК

  1. Вычислите общую стоимость в ячейке Е6, установите денежный формат.

  2. В ячейке С7 выведите максимальную цену:

  • Установите курсор в ячейку С7

  • Выполните команду Таблица/Формула, удалите выражение из строки Формула, кроме знака =

  • В строке Вставить функцию выберите МАХ, в строке Формула появится выражение МАХ()

  • В скобках укажите диапазон ячеек С2:С5, среди которых выбирается максимальное число.

  • В ячейке появится максимальное значение цены.

  1. В ячейке Е8 выведите минимальную стоимость, используя функцию MIN.




Практическая работа № 3

Практическая работа «Разработка этикетки» с помощью программы Paint, MS Office, Nero 7.10.1.0 Premium

Выбор задания:

  • Разработать этикетки для зубной пасты;

  • Разработать этикетки для шоколадных конфет;

  • Разработать этикетки для торта;

  • Разработать этикетки для детского шампуня;

  • Разработать этикетки для стирального порошка;

  • Разработать этикетки для крема для лица.

Алгоритм работы:

  1. Выбрать объект для разработки этикетки из предложенных учителем вариантов;

  2. Продумать эскиз для графического изображения этикетки;

  3. Подобрать цветовое решение графического изображения;

  4. Определиться с названием выбранного варианта;

  5. Изготовить этикетку на листе формата А3.

Алгоритм работы с программой Nero 7.10.1.0 Premium:

Для этого воспользуемся приложением Nero StartSmart.

1. Запускаем утилиту и входим во вкладку «Дополнения», где выбираем «Сделать наклейку или этикетку».

2. Автоматически подгружается утилита Nero CoverDesigner, с помощью которой можно создавать авторские этикетки, а также, при использовании технологии LabelFlash или LightScribe делать оформление поверхности самого диска.

3. В открывшемся диалоговом окне, в левой колонке выберите тип коробки - это: стандартный, коробка DVD, многооконный, макси и т.д.. В центральной колонке в верхнем меню выбираете тип данных на диске, к которому будете делать наклейку. С помощью данного редактора можно создавать наклейки самому, а можно выбрать шаблон из готовых разработок создателей программы Nero CoverDesigner. Каждый шаблон имеет свое название и расположен во вкладке подходящего типа.

4.Выберем одну из готовых наклеек. В диалоговом окне заполняем пустые поля: заголовок, год реализации и артист/издатель. После заполнения нажимаем «Ок». Все, готово, можно выводить на печать.

Подведение итогов практической работы - защита своих проектов.


© 2010-2022