- Преподавателю
- Технология
- Программа дополнительного образования кружок «Модница
Программа дополнительного образования кружок «Модница
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коровина Н.А. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118»
Утверждаю:
Директор МБОУ
«Карпогорская СОШ №118»
__________ Е.Н. Заварзина
Программа дополнительного образования
кружок «Модница»
Направление: социальное.
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 12 - 16 лет
Разработала
Коровина Наталья Александровна,
учитель технологии
МБОУ «Карпогорская СОШ №118»
с. Карпогоры.
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Кройка и шитьё» кружок «Модница» разработана в соответствии с «Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей» Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844, на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 262019.03 Портной.
Научиться шить своими руками мечтают абсолютно все женщины, начиная от пятилетней девочки, которая только начинает ходить в детский сад и уже мечтает о том, чтобы шить своими руками одежду для своих кукол и заканчивая семидесятилетней бабушкой, которая хочет приобрести швейную машинку, чтобы также своими руками шить одежду, но уже для своей внучки. Получается такой вот круговорот одежды, сделанной собственноручно в природе. Самое сложное в этом всем процессе понять, что ты можешь, что ты должна, что ты научишься шить, и здесь нет ничего сложного.
В современном мире детская мода уже приобрела статус «значимой» и оказывает такое же влияние, как и взрослая. Тем более, одежда ручной работы считается очень модной и ценной, так как она обычно абсолютно уникальна.
Школьная программа не раскрывает всех особенностей и тонкостей индивидуального пошива, моделирования и конструирования одежды, не дает представления об истории моды, модельерах, стилях одежды и, самое главное, не воспитывает чувство стиля и красоты. Каждый ребенок стремиться быть уникальным, тем более девочки, а навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды, полученные на занятиях, дадут возможность детям шить любые изделия, а некоторым из них и определиться с будущей профессией. Это имеет большое практическое значение в дальнейшей жизни ребенка. Все это определяет новизну данной программы.
Актуальность программы заключается в том, что ребенок, освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления основных видов одежды, сможет самостоятельно с ранних лет создавать свой неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без лишних затрат.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении детей навыкам моделирования и конструирования не только по схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий в соответствии с особенностью своей фигуры.
Цель программы: Создание условий для развития мотивации детей на творчество через увлечение модной индустрией, посредством моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды.
Задачи:
Обучающие:
- обучить основам моделирования и конструирования швейных изделий;
- обучить технологии и последовательности изготовления швейных изделий;
- обучить качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;
- научить изготавливать чертеж выкройки швейного изделия;
- научить читать чертежи;
- научить определять название и форму деталей кроя;
- научить выполнять разнообразные виды ручных швов;
- научить выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий;
- научить подбирать материал для изготовления швейного изделия;
- научить выбирать последовательность операций по изготовлению.
Воспитательные:
- воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;
- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
- воспитать культуру общения в детском коллективе во время занятий;
- воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием.
Развивающие:
- развивать моторику рук во время занятий;
- развивать идейно-художественное мышление;
- развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий.
Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 12 до 16 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Программа рассчитана на 90 часов.
Режим занятий: два раза в неделю по 1.5 учебных часа.
Прогнозируемые результаты:
Для создания устойчивого интереса детей к самостоятельному изготовлению чертежа выкройки и индивидуальному пошиву того или иного изделия, необходимо постепенное обучение детей основам кройки и шитья. Необходимо знакомство с модными тенденциями, с изделиями отечественных и мировых модельеров, чтобы пробудить интерес к данному виду творчества и развивать стремление сначала копировать, а затем создавать свои интересные изделия. Сочетание группового и индивидуального обучения дает возможность дифференцированного подхода к обучению каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей. Все это позволяет детям к концу обучения сформировать следующие навыки:
- планировать последовательность изготовления изделий;
- качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;
- уметь изготавливать чертежи выкроек швейных изделий;
- уметь выполнять разнообразные виды ручных и машинных швов;
- уметь выполнять поузловую обработку швейных изделий;
- уметь изготавливать швейные изделия;
- уметь выполнять операции влажно-тепловой обработки (ВТО);
- уметь читать чертежи.
В процессе обучения обучающимся дается возможность изготовить изделия разного вида сложности и по окончании обучения научиться самостоятельно оценивать свои способности и возможности и до конца выполнять выбранное изделие.
Для проведения контроля качества обучения один раз в полугодие предполагается тестовая срезовая работа с практическим заданием, а по мере необходимости, но не реже трех раз в год, проведение итоговых выставок работ учащихся.
Итогом работы за год служит выставка работ участников объединения во время отчетного показа моделей, который проводится по завершении учебного года.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование тем и разделов
Кол-во часов всего
Кол-во
часов
теория
Кол-во часов
практика
1
Введение. Организация рабочего места. Техника безопасности
1.5
1.5
-
2
Раздел 1. История костюма
Стили и эпохи
1,5
1,5
-
3
Раздел 2. Материаловедение
Производство тканей и материалов.
Их свойства.
3
1.5
1.5
4.
Раздел 3. Ручные работы.
Техника безопасности.
Терминология.
Стежки, строчки, ручные швы.
6
3
3
5
Раздел 4. Машиноведение. Бытовая швейная машина.
Техника безопасности.
Терминология.
Машинные швы.
12
3
9
6
Раздел 5. Технология изготовления швейных изделий
10.5
4.5
6
Характеристика конструкции одежды. Стили, силуэты.
Конструктивные линии и детали в одежде. Зрительные иллюзии.
6
4.5
1.5
Влажно-тепловая обработка. Техника безопасности. Терминология.
3
1.5
1.5
Клеевые соединения
1.5
1.5
7
Раздел 6. Изготовление швейных изделий. Поузловая обработка.
25.5
6
19.5
Обработка срезов деталей
1.5
1.5
Выполнение различных видов отделок на детали (складки, рельефы, сборки, аппликации и т.п.)
6
1.5
4.5
Обработка разрезов и шлиц
3
3
Виды застежек, обработка застежек
6
1.5
4.5
Обработка карманов.
9
3
6
Раздел 7. Особенности конструирования и моделирования. Технология изготовления швейного изделия (юбка)
15
4.5
10.5
Виды юбок. Снятие мерок для построения чертежа выкройки.
1.5
1.5
Конструирование и моделирование изделия.
4.5
1.5
3
Технология изготовления и последовательность обработки изделия
9
1.5
7.5
Раздел 8. Конструирование и моделирование плечевого изделия со спущенной проймой.
13.5
3
10.5
Снятие мерок для построение чертежа выкройки
1.5
1.5
Конструирование и моделирование изделия
3
1.5
1.5
Технология изготовления и последовательность обработки изделия
9
1.5
7.5
Подготовка изделий к показу и демонстрация моделей.
1.5
-
1.5
Итого
90
28.5
61.5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 60 занятий (90часов) по 1.5 учебных часа 2 раза в неделю.
-
Занятие. Введение. (1.5 часа- теория).
Общие сведения о кружке: его цели, задачи, программа.
Характеристика труда портного, швеи. Значение профессионального мастерства. Перспективы профессионального роста.
Правила организации рабочего места и трудового процесса. Безопасные приёмы работы со швейными инструментами и оборудованием.
Раздел 1. История костюма (1.5 часа)
-
Занятие. История костюма. (1.5 часа- теория).
Общие сведения об одежде и её истории. Беседа «Мода и здоровье» с использованием слайд-шоу.
Ассортимент швейных изделий. Социальные и эстетические функции одежды. Факторы, влияющие на развитие одежды. Особенности национальной одежды. Декоративные элементы в одежде.
Раздел 2. Материаловедение (3 часа)
-
Занятие. Материаловедение. (1.5 часа- теория)
Производство тканей и материалов из волокон растительного, животного и минерального происхождения. Получение материалов и тканей химическим способом. Переплетения в тканях. Свойства тканей и материалов.
-
Занятие. Материаловедение (1.5 часа- практика)
Определение тканей и материалов по внешнему виду, переплетению. Определение лицевой стороны и долевой нити. Определение свойств ткани и материалов.
Раздел 3 Ручные работы. (6 часов)
5 Занятие. Организация рабочего места. (1.5 часа- теория)
Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для ручных работ: виды, назначения и правила пользования.
Технические условия выполнения ручных работ. Терминология ручных работ. Ручные стежки и швы: виды, назначение и применение
6 Занятие. Ручные стежки и швы. (1.5 часа- теория)
Правила и приёмы выполнения ручных стежков и швов.
Комбинирование ручных стежков и швов: правила и приёмы выполнения, применение.
Правила и приёмы пришивания пуговиц, крючков, петель, кнопок.
7 Занятие. Выполнение ручных стежков и швов(1.5 часа- практика)
Выполнение прямых, косых и петельных ручных стежков и швов: «шов вперёд иголку», «за иголку», «тамбурный», «петельный», «потайной».
8 Занятие. Закрепление фурнитуры ручными стежками. (1.5 часа- практика)
Пришивание пуговиц, крючков, петель, кнопок.
Раздел 4. Машиноведение. (12 часов)
9 Занятие. Виды швейных машин. (1.5 часа - теория).
История происхождения швейной машины. Универсальные и специальные швейные машины. Бытовые и производственные швейные машины. Различия по степени механизации. Основные детали и комплектующие. Мастер-класс: «Как выбрать швейную машину».
10 занятие. Безопасные приёмы работы на швейной машине.
Виды машинных швов. (1.5 часа - теория).
Организация рабочего места. Оборудование, инструменты и приспособления для машинных работ. Правила техники безопасности при машинных работах. Основные регулировки машин.
Технические условия выполнения машинных швов. Виды машинных швов, из назначение и применение. Соединительные, краевые и отделочные машинные швы.
11 занятие. Подготовка швейной машины к работе. (1.5 часа - практика).
Организация рабочего места. Подбор инструментов и приспособлений. Настройка машины и выбор операций. Выбор и замена иглы, лапок. Заправка швейной машины. Смазка швейной машины и правильный уход за ней.
12 занятие. Соединительные машинные швы. (1.5 часа - практика).
Их применение, назначение. Выполнение соединительных машинных швов.
13 занятие. Краевые машинные швы. (1.5 часа - практика).
Их применение, назначение. Выполнение краевых машинных швов.
14 занятие. Краевые машинные швы. (1.5 часа - практика).
Их применение, назначение. Выполнение краевых машинных швов.
15 занятие. Отделочные машинные швы. (1.5 часа - практика).
Их применение, назначение. Выполнение отделочных машинных швов.
16 занятие. Отделочные машинные швы. (1.5 часа - практика).
Их применение, назначение. Выполнение отделочных машинных швов.
Раздел 5. Технология изготовления швейных изделий.
(10.5 часов)
17 занятие. Что такое одежда? (1.5 часа - теория).
Одежда и костюм. Стили и силуэты в одежде. Мода и модные тенденции. Деление одежды по поло - возрастным признакам, сезону и назначению.
18 занятие. Характеристика конструкции одежды.
(1.5 часа - теория).
Детали одежды различных ассортиментных групп, их виды. Терминология деталей кроя изделий, контурных линий деталей и срезов. Конструктивные особенности деталей одежды.
19 занятие. Зрительные иллюзии в одежде. (1.5 часа - теория).
Конструктивные линии и детали в одежде. Зрительные иллюзии.
20 занятие. Образ в одежде. (1.5 часа - практика).
Создание художественных образов (эскизов одежды), учитывая особенности фигуры, возраст, конструктивные линии и детали в одежде, зрительные иллюзии в одежде.
21занятие. Влажно-тепловая обработка. (ВТО). (1.5 часа - теория).
Организация рабочего места. Оборудование, приспособление для ВТО. Правила применения. Техника безопасности. Технические требования к выполнению операций ВТО. Технологические режимы ВТО. Правила и приёмы ВТО деталей и узлов швейных изделий.
Терминология ВТО деталей одежды.
22занятие. Влажно-тепловая обработка. (ВТО). (1.5 часа - практика).
Организация рабочего места. Оборудование, приспособление для ВТО. Правила применения. Техника безопасности. Технические требования к выполнению операций ВТО. Технологические режимы ВТО. Правила и приёмы ВТО деталей и узлов швейных изделий. Терминология ВТО деталей одежды.
23 занятие. Клеевые соединения. (1.5 часа - практика).
Сущность клеевого метода обработки деталей одежды; назначение и применение его при пошиве изделий разных ассортиментных групп. Виды и характеристика используемых клеевых материалов. Правила и приёмы обработки деталей изделия с использованием клеевых материалов.
Раздел 6. Изготовление швейных изделий. Поузловая обработка. (25.5 часов)
24 занятие. Обработка срезов деталей. (1.5 часа - практика).
Способы и технологические приёмы обработки срезов деталей изделия.
25 занятие. Отделка в одежде. (1.5 часа - теория).
Виды отделок. Декоративное и практическое применение отделки в одежде. Декорирование и ремонт одежды. Изменение статуса и назначения одежды с изменение или появлением отделки.
Способы и технологическая последовательность и приёмы обработки деталей одежды (клапаны, шлёвки, паты, погоны, хлястики, пояса, манжеты, планки, кокетки).
Оборки, воланы, рюши; технологические требования к крою, способы и приёмы обработки.
Классификация карманов в одежде. Технология обработки накладных, прорезных карманов. Детали карманов. Способы обработки карманов.
Конструктивно-декоративные элементы одежды: вытачки, складки, рельефы; их назначение, виды. Приёмы технологической обработки. Особенности обработки складок, рельефов в изделиях из ткани в клетку, полоску.
26 занятие. Обработка мелких отделочных деталей. (1.5 часа - практика).
Способы и технологическая последовательность и приёмы обработки деталей одежды (клапаны, шлёвки, паты, погоны, хлястики, пояса, манжеты, планки, кокетки).
27 занятие. Обработка воланов, рюш, оборок. (1.5 часа - практика).
Оборки, воланы, рюши; технологические требования к крою, способы и приёмы обработки.
28 занятие. Обработка складок (1.5 часа - практика).
Технология обработки односторонних, встречных и бантовых складок.
29 занятие. Обработка разрезов. (1.5 часа - практика).
Технология обработки разрезов в изделиях.
30 занятие. Обработка шлиц. (1.5 часа - практика).
Технология обработки шлиц.
31 занятие. Виды застёжек в одежде. (1.5 часа - теория).
Застёжки в одежде, их применение и расположение. Обработка петель.
Методы и приёмы обработки застёжек в изделиях ассортиментных групп.
32 занятие. Застёжка на тесьму-молнию. (1.5 часа - практика).
Технология выполнения застёжки на тесьму-молнию (стандартная и потайная).
33 занятие. Застёжка на пели и пуговицы. (1.5 часа - практика).
Технология выполнения застёжки на петли и пуговицы (стандартная и потайная).
34 занятие. Застёжка на кнопки, крючки и липу. (1.5 часа - практика).
Технология выполнения застёжки на кнопки, крючки и липу.
35 занятие. Накладные карманы. (1.5 часа - теория).
Виды накладных карманов. Технология обработки накладных карманов. Детали карманов. Способы обработки карманов.
36 занятие. Прорезные карманы. (1.5 часа - теория).
Виды прорезных карманов. Технология обработки прорезных карманов. Детали карманов. Способы обработки карманов.
37 занятие. Выполнение накладного кармана. (1.5 часа - практика).
Технология выполнения накладного кармана.
38 занятие. Выполнение накладного кармана с отделкой. (1.5 часа - практика).
Технология выполнения накладного кармана с отделкой.
49 занятие. Выполнение прорезного кармана «в рамку». (1.5 часа - практика).
Технология выполнения прорезного кармана «в рамку».
40 занятие. Выполнение прорезного кармана с листочкой. (1.5 часа - практика).
Технология выполнения прорезного кармана с листочкой.
Раздел 7. Особенности конструирования и моделирования. Технология изготовления швейного изделия (юбка) (15 часов)
41 занятие. Мерки для юбки. (1.5 часа - практика).
Виды юбок. Особенности конструирования юбок и снятия мерок. Снятие мерок для построения чертежа юбки. Запись мерок.
42 занятие. Конструирование и моделирование юбки. (1.5 часа - теория).
Выбор модели юбки, учитывая особенности фигуры. Конструктивные особенности построения чертежей юбок: конические, клиньевые, прямые. Особенности моделирования юбок.
43 занятие. Конструирование конической и клиньевой юбки. (1.5 часа - практика).
Расчёт по формулам, выбор коэффициента. Конструирование конической и клиньевой юбки.
44 занятие. Конструирование прямой юбки. (1.5 часа - практика).
Расчёт по формулам. Конструирование прямой юбки.
45 занятие. Последовательность изготовления юбки. (1.5 часа - теория).
Подготовка выкройки и ткани к раскрою. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования, дополнительных материалов.
Составление плана технологической последовательности изготовления юбки, с учётом особенностей ткани или материала, выбранной модели.
46 занятие. Раскрой изделия и подготовка к первой примерке. (1.5 часа - практика).
Раскрой изделия и подготовка к первой примерке.
47 занятие. Первая примерка. (1.5 часа - практика).
Проведение первой примерки. Баланс изделия. Исправление дефектов.
48 занятие. Подготовка ко второй примерке. (1.5 часа - практика).
Технологическая обработка юбки. Влажно-тепловая обработка.
49 занятие. Обработка застёжки. И верхнего среза юбки. (1.5 часа - практика).
Технология обработки застёжки и верхнего с реза юбки.
50 занятие. Заключительная обработка юбки. (1.5 часа - практика).
Обработка нижнего среза юбки. Заключительная обработка изделия. Контроль качества.
Раздел 8. Конструирование и моделирование плечевого изделия со спущенной проймой. (13.5 часов).
51 занятие. Мерки для плечевого изделия со пущенной проймой. (1.5 часа - практика).
Снятие мерок для построения чертежа плечевого изделия. Запись мерок.
52 занятие. Плечевое изделие с цельнокроёным рукавом. (1.5 часа - теория).
Разнообразие моделей плечевой одежды со спущенной проймой. Особенности конструирования, моделирования и изготовления плечевого изделия с цельнокроёным рукавом.
53 занятие. Построение выкройки. (1.5 часа - практика).
Построение выкройки плечевого изделия с цельнокроёным рукавом. Моделирование.
54 занятие. Технология изготовления и последовательность обработки изделия. (1.5 часа - теория).
Подготовка выкройки, ткани к раскрою. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования, дополнительных материалов.
Составление плана технологической последовательности изготовления плечевого изделия, с учётом особенностей ткани или материала, выбранной модели.
55занятие. Раскрой изделия и подготовка к первой примерке. (1.5 часа - практика).
Раскрой изделия и подготовка к первой примерке.
56 занятие. Первая примерка. (1.5 часа - практика).
Проведение первой примерки. Баланс изделия. Исправление дефектов.
57 занятие. Подготовка ко второй примерке. (1.5 часа - практика).
Технологическая обработка плечевого изделия. Влажно-тепловая обработка.
58 занятие. Обработка низа рукавов и горловины. (1.5 часа - практика).
Технология обработки нижнего среза рукава и горловины.
59 занятие. Заключительная обработка юбки. (1.5 часа - практика).
Обработка нижнего среза изделия. Заключительная обработка изделия. Контроль качества.
Подготовка изделий к показу и демонстрация моделей.
(1.5 часа)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В течение всего периода обучения каждый участник кружка получает ряд знаний и практических навыков, которые возможно использовать в дальнейшей жизни.
Самое основное требование к занятиям - это дифференцированный подход к обучению учащихся с учетом их творческих и умственных способностей, навыков, темперамента и особенностей характера.
Учебный процесс строится на принципах:
- доступности - от простого к сложному;
- наглядности - показ готовых изделий или иллюстраций книг и журналов;
- основывается на знаниях и умениях, полученных в более ранние сроки обучения.
Учащиеся в детском коллективе получают навыки конструирования, моделирования и технологии изготовления швейных изделий, знакомятся с приемами работы со швейными инструментами и материалами, получая необходимую базу для дальнейшего обучения кройки и шитью.
Теоретический материал излагается дозировано и сразу же закрепляется практическими занятиями.
Материально-техническая база:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- универсальные и специальные швейные машины;
- утюги;
- гладильные доски;
- манекены;
- комплекты лекал;
- швейные принадлежности и инструменты (иглы, нитки швейные, фурнитура, вспарыватели, ножницы, клей и т.д.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Захаржевская Р. В. История костюма. От античности до современности. М.2004г.
-
Энциклопедия. История моды, костюма и стиля». М.2001 г.
-
Труханова А. Т. Технология женской и детской одежды. М. Академия.2010г.
-
Ермилова В. В. Моделирование и художественное оформление одежды. М. Академия 2010г.
-
Амирова Э. К. Конструирование одежды. М. Мастерство.2002 г.
-
Горшкова Н. В. Высококвалифицированная швея. М. Академия 2009 г.
-
Журналы мод различных изданий.
-
Информационные ресурсы сети «Интернет».