Технологии формирования познавательных учебных действий в основной школе

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих уч...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 города Новоалтайска

Алтайского края»














Технологии формирования

познавательных универсальных учебных действий

в основной школе.








Данилова Т.П.

учитель математики







8 . 11. 2013

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.

Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий.

Задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы - «учить ученика учиться в общении».

Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Существуют определенные различия формирования УУД в начальной и основной школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Все это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями школьников. У старших подростков возникают потребности в самопознании, самооценке, самоопределении, психологической и эмоциональной независимости, достижении определенного социального статуса. Также наступает смена целевых ориентиров и характера учебной деятельности, перенос приоритетов.

Для дальнейшего успешного обучения у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД: личностные УУД , регулятивные УУД, познавательные УУД , коммуникативные УУД .

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- поиск и выделение необходимой информации

- применение методов информационного поиска

- знаково-символические действия, включая моделирование

- структурирование знаний

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи

- рефлексия способов и условий действия

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- смысловое чтение

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

- определение основной и второстепенной информации

- свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей

- понимание и адекватная оценка языка СМИ

- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста

- составление текстов различных жанров

Логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

- синтез информации

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

- подведение под понятия

- выведение следствий

- установление причинно-следственных связей

- построение логической цепи рассуждений

- доказательство

- выдвижение гипотез и их обоснование

Действия постановки и решения проблем.

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности, способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование и дальнейшее развитие различных видов универсальных учебных действий происходит не в рамках отдельных учебных предметов. Обучение учащихся каждой предметной области в той или иной мере развивает все виды УУД. Соблюдение определенной системы условий, а так же организация различных видов деятельности обучающихся по решению одних и тех же типов задач позволит работать над формированием всех видов УУД каждому учителю-предметнику.

Система условий для формирования познавательных УУД

1.Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса)

2.Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения.

3.Обеспечение эмоционального благополучия детей.

4.Удовлетворение познавательной потребности.

5.Удовлетворение познавательной потребности в межличностном общении.

6.Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью - рефлексивной саморегуляции.

7.Дифференциация и индивидуализация содержания обучения.

8.Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.

Основные типы задач по формированию данного вида УУД:

- задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач

- задачи и проекты на проведение эмпирического исследования

- задачи и проекты на проведение теоретического исследования

- задачи на смысловое чтение

- задачи на сравнение, оценивание

Результаты развития УУД:

- умение видеть проблему

- умение ставить вопросы

- умение выдвигать гипотезы

- умение структурировать тексты

- умение работать с метафорами

- умение давать определение понятиям

- умение наблюдать

- умение и навыки проведения экспериментов

- умение делать выводы и умозаключения

- умение классифицировать

- умение структурировать материал

- умение производить оценку полученных результатов

- умение представления результатов


Технологии развития познавательных универсальных учебных действий



Педагогические технологии

Учебные предметы

(предметные области) по приоритетному использованию педагогических технологий

Технология проектного обучения.


  • Технология

  • Иностранный (английский) язык

  • Естественно-научные предметы

  • Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Технология проблемного изложения учебного материала.

  • Математика и информатика

  • Естественно-научные предметы

  • Филология

  • ОБЖ

Технология исследовательской деятельности.

  • Естественно-научные предметы

  • Филология

  • Математика и информатика

Технология развития критического мышления.


  • Естественно-научные предметы

  • Филология

  • Математика и информатика

Технология модульного обучения.

  • Химия

  • Общественно-научные предметы

Кейс - технология.

  • Общественно-научные предметы

На ступени основного общего образования дети активно включаются в совместные занятия, что позволяет организовать процесс обучения на данной ступени в соответствии с основной задачей основной школы «Учить ученика учиться в общении». Использование различных типов сотрудничества с учетом возрастных особенностей учащихся позволит организовать работу по решению вышеобозначенной задачи.

Форма сотрудничества

Основные составляющие сотрудничества

Проектная деятельность (как форма сотрудничества)

  • Распределение обязанностей

  • Оценка ответа товарища

  • Следование правилам работы в группе

  • Переход с позиции обучаемого на обучающего себя

  • Выработка индивидуальных стилей сотрудничества

Дискуссия

  • Формирование собственной точки зрения

  • Координация точек зрения окружающих с последующей формулировкой вывода

  • Формулировка собственного мнения с соответствующим оформлением в устной или письменной речи

  • Ведение мысленного диалога с авторами научных текстов (в ситуации письменной дискуссии) с последующим получением сведений о взглядах на проблемы

Учебное доказательство (как особый способ организации усвоения знаний)

  • Выдвижение тезиса (утверждения)

  • Предоставление аргументов

  • Вывод умозаключений (рассуждений, в ходе которых рождается новое суждение)

Рефлексия

  • Постановка новой задачи как задачи с недостающими данными

  • Анализ наличия способов и средств выполнения задачи

  • Оценка своей готовности к решению проблемы

  • Самостоятельный поиск недостающей информации

  • Самостоятельное изобретение недостающего способа действия

Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования - знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из действенных способов повышения эффективности учебной деятельности в основной школе является приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности. Используя различные формы данного вида деятельности на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, педагог имеет возможность работать над формированием всех видов универсальных учебных действий обучающихся.

Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования - знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.

Формы организации проектно - исследовательской деятельности формирующие познавательные УУД

На урочных занятиях:

  • Урок - исследование

  • Урок - лаборатория

  • Урок - творческий отчет

  • Урок - рассказ об ученых

  • Урок - защита исследовательских проектов

  • Урок открытых мыслей

  • Учебный эксперемент

На внеурочных занятиях:

  • Исследовательская практика

  • Образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии)

В воспитательной деятельности:

  • Организация выставки

  • Подготовка материалов для школьного сайта

  • Выпуск стенгазеты

  • Проведение социологических опросов с последующей обработкой и представлением данных

  • Подготовка классных часов для младших школьников


В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».

И самое главное - заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования - школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).












Памятка для учителя.


Познавательные УДД

Чему учить?

Как учить?

Что ожидать?

Формулирование цели

Поиск и выделение необходимой информации

Выбор наиболее эффективных способов решения задач

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

подведение под понятие, выведение следствий

Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

выдвижение гипотез и их обоснование

Формулирование проблемы

Самостоятельное создание способов решения проблем различного характера

Выполнить задание

«Найди отличия» (можно задать их количество)

Составить схем-опор

Работать с разного вида таблицами

Составить и распознать диаграммы

«Поиск лишнего»

Лабиринт

Цепочка

Упорядочение

«Хитроумное решение»


Умение находить литературу

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Умение выявлять причины и следствия явлений

Умение делать выводы

Умение использовать полученную информацию в проектной деятельности

Умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ

Составлять план текста

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде





© 2010-2022