- Преподавателю
- Технология
- Технологии формирования познавательных учебных действий в основной школе
Технологии формирования познавательных учебных действий в основной школе
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Данилова Т.П. |
Дата | 15.04.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 города Новоалтайска
Алтайского края»
Технологии формирования
познавательных универсальных учебных действий
в основной школе.
Данилова Т.П.
учитель математики
8 . 11. 2013
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий.
Задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы - «учить ученика учиться в общении».
Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Существуют определенные различия формирования УУД в начальной и основной школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Все это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями школьников. У старших подростков возникают потребности в самопознании, самооценке, самоопределении, психологической и эмоциональной независимости, достижении определенного социального статуса. Также наступает смена целевых ориентиров и характера учебной деятельности, перенос приоритетов.
Для дальнейшего успешного обучения у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД: личностные УУД , регулятивные УУД, познавательные УУД , коммуникативные УУД .
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- поиск и выделение необходимой информации
- применение методов информационного поиска
- знаково-символические действия, включая моделирование
- структурирование знаний
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
- выбор наиболее эффективных способов решения задачи
- рефлексия способов и условий действия
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- смысловое чтение
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров
- определение основной и второстепенной информации
- свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей
- понимание и адекватная оценка языка СМИ
- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста
- составление текстов различных жанров
Логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)
- синтез информации
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
- подведение под понятия
- выведение следствий
- установление причинно-следственных связей
- построение логической цепи рассуждений
- доказательство
- выдвижение гипотез и их обоснование
Действия постановки и решения проблем.
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности, способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование и дальнейшее развитие различных видов универсальных учебных действий происходит не в рамках отдельных учебных предметов. Обучение учащихся каждой предметной области в той или иной мере развивает все виды УУД. Соблюдение определенной системы условий, а так же организация различных видов деятельности обучающихся по решению одних и тех же типов задач позволит работать над формированием всех видов УУД каждому учителю-предметнику.
Система условий для формирования познавательных УУД
1.Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса)
2.Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения.
3.Обеспечение эмоционального благополучия детей.
4.Удовлетворение познавательной потребности.
5.Удовлетворение познавательной потребности в межличностном общении.
6.Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью - рефлексивной саморегуляции.
7.Дифференциация и индивидуализация содержания обучения.
8.Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.
Основные типы задач по формированию данного вида УУД:
- задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач
- задачи и проекты на проведение эмпирического исследования
- задачи и проекты на проведение теоретического исследования
- задачи на смысловое чтение
- задачи на сравнение, оценивание
Результаты развития УУД:
- умение видеть проблему
- умение ставить вопросы
- умение выдвигать гипотезы
- умение структурировать тексты
- умение работать с метафорами
- умение давать определение понятиям
- умение наблюдать
- умение и навыки проведения экспериментов
- умение делать выводы и умозаключения
- умение классифицировать
- умение структурировать материал
- умение производить оценку полученных результатов
- умение представления результатов
Технологии развития познавательных универсальных учебных действий
Педагогические технологии
Учебные предметы
(предметные области) по приоритетному использованию педагогических технологий
Технология проектного обучения.
-
Технология
-
Иностранный (английский) язык
-
Естественно-научные предметы
-
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
Технология проблемного изложения учебного материала.
-
Математика и информатика
-
Естественно-научные предметы
-
Филология
-
ОБЖ
Технология исследовательской деятельности.
-
Естественно-научные предметы
-
Филология
-
Математика и информатика
Технология развития критического мышления.
-
Естественно-научные предметы
-
Филология
-
Математика и информатика
Технология модульного обучения.
-
Химия
-
Общественно-научные предметы
Кейс - технология.
-
Общественно-научные предметы
На ступени основного общего образования дети активно включаются в совместные занятия, что позволяет организовать процесс обучения на данной ступени в соответствии с основной задачей основной школы «Учить ученика учиться в общении». Использование различных типов сотрудничества с учетом возрастных особенностей учащихся позволит организовать работу по решению вышеобозначенной задачи.
Форма сотрудничества
Основные составляющие сотрудничества
Проектная деятельность (как форма сотрудничества)
-
Распределение обязанностей
-
Оценка ответа товарища
-
Следование правилам работы в группе
-
Переход с позиции обучаемого на обучающего себя
-
Выработка индивидуальных стилей сотрудничества
Дискуссия
-
Формирование собственной точки зрения
-
Координация точек зрения окружающих с последующей формулировкой вывода
-
Формулировка собственного мнения с соответствующим оформлением в устной или письменной речи
-
Ведение мысленного диалога с авторами научных текстов (в ситуации письменной дискуссии) с последующим получением сведений о взглядах на проблемы
Учебное доказательство (как особый способ организации усвоения знаний)
-
Выдвижение тезиса (утверждения)
-
Предоставление аргументов
-
Вывод умозаключений (рассуждений, в ходе которых рождается новое суждение)
Рефлексия
-
Постановка новой задачи как задачи с недостающими данными
-
Анализ наличия способов и средств выполнения задачи
-
Оценка своей готовности к решению проблемы
-
Самостоятельный поиск недостающей информации
-
Самостоятельное изобретение недостающего способа действия
Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования - знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из действенных способов повышения эффективности учебной деятельности в основной школе является приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности. Используя различные формы данного вида деятельности на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, педагог имеет возможность работать над формированием всех видов универсальных учебных действий обучающихся.
Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования - знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.
Формы организации проектно - исследовательской деятельности формирующие познавательные УУД
На урочных занятиях:
-
Урок - исследование
-
Урок - лаборатория
-
Урок - творческий отчет
-
Урок - рассказ об ученых
-
Урок - защита исследовательских проектов
-
Урок открытых мыслей
-
Учебный эксперемент
На внеурочных занятиях:
-
Исследовательская практика
-
Образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии)
В воспитательной деятельности:
-
Организация выставки
-
Подготовка материалов для школьного сайта
-
Выпуск стенгазеты
-
Проведение социологических опросов с последующей обработкой и представлением данных
-
Подготовка классных часов для младших школьников
В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».
И самое главное - заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования - школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Памятка для учителя.
Познавательные УДД
Чему учить?
Как учить?
Что ожидать?
Формулирование цели
Поиск и выделение необходимой информации
Выбор наиболее эффективных способов решения задач
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
подведение под понятие, выведение следствий
Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений
выдвижение гипотез и их обоснование
Формулирование проблемы
Самостоятельное создание способов решения проблем различного характера
Выполнить задание
«Найди отличия» (можно задать их количество)
Составить схем-опор
Работать с разного вида таблицами
Составить и распознать диаграммы
«Поиск лишнего»
Лабиринт
Цепочка
Упорядочение
«Хитроумное решение»
Умение находить литературу
Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
Умение выявлять причины и следствия явлений
Умение делать выводы
Умение использовать полученную информацию в проектной деятельности
Умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ
Составлять план текста
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде