• Преподавателю
  • Технология
  • Статья: Значение уроков технологии в формировании гармонично развитой личности ребенка Абакарова О. Л

Статья: Значение уроков технологии в формировании гармонично развитой личности ребенка Абакарова О. Л

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Значение уроков технологии в формировании гармонично развитой личности ребенка

Абакарова О.Л.

«У человека должна быть единственная специальность - он должен быть большим человеком, настоящим человеком»

А. Макаренко

Творчество - высшая форма человеческой деятельности, явление сложное, комплексное. Вне деятельности не может быть истинного творчества. Только в процессе труда при изготовлении различных изделий у школьников вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как лучше её выполнить, способность доводить начатое дело до конца.

События, происходящие на наших глазах, предъявляют общеобразовательной школе большие требования: нужно дать учащимся полноценные знания, формировать у них способность самостоятельно, творчески мыслить, вырабатывать свой взгляд . Повысить интерес к предмету, увлечь учащихся, привлечь их внимание к созидательной деятельности -такова задача современного учителя. Каждый ученик должен получить посильное развитие, достичь максимально возможного уровня. Для этого со стороны учителя требуется ясное, научное, доступное изложение материала и активизация познавательной деятельности учащихся. Без самостоятельного труда ни в одном предмете, а тем более, в «Технологии» результата не достичь. Первая и главная моя задача: обеспечить психологический комфорт учащихся. Урок стараюсь построить на уважении и доверии друг к другу.

Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активного усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности. На уроках технологии все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка продукта деятельности и т.д.) предстают перед ребёнком в наглядном виде и тем самым становятся более понятными. На каждом уроке происходит развитие творческих способностей. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных. Творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без неё. Чтобы ребёнок мог создать что-то новое, он должен опираться на известное, иметь материал, хранящийся в памяти. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Должна быть организована мотивация к действию, нужно суметь пробудить интерес ребенка к творчеству. Чаще всего это начинается с демонстрации изделия. Как говорится: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» . В данном случае мне помогают ИКТ. На современном этапе невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий, которые являются в первую очередь современными средствами обучения. Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, даёт возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребёнка. Иногда, заинтересовавшись чем-либо в интернете, дети вместе с учителем открывают в себе способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия (многие поделки, затем, учащиеся дарят своим родственникам , друзьям и близким в качестве подарка).

На уроках технологии учитель помогает ребёнку выполнить поставленные задачи: развивает чувство прекрасного, формирует определенные вкусы. На занятиях у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу, развивается чувство цвета. Также ученики совершенствуют навыки по выполнению работ из различных материалов, учатся самостоятельно изготавливать полезные и нужные в повседневной жизни изделия, сувениры, украшать их.
Формирование интереса и любви к труду - одна из основных задач обучения и воспитания детей. Большое влияние оказывает труд на умственное развитие ребёнка, на развитие мышления. Если проследить путь изготовления поделки, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем, после усвоения этого процесса, работа усложняется: детям дается рисунок или фотографию изготовляемой поделки и, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу.
Яркие поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Занимательность работы по изготовлению поделок способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. В труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность добиться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой учеников во время изготовления поделок из различных материалов, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят ребятам замысловатые поделки, выполненные своими руками! Уроки технологии способствуют развитию личности ребёнка, воспитанию его характера.
Коллективный труд оказывает большое влияние на формирование у детей зачатков коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

Учитель помогает детям преодолевать неудачи, учит доводить начатое дело до конца, формирует у них целеустремлённость, контроль и оценку собственной деятельности, воспитывает старание и усердие при выполнении работ. Пусть собственные результаты окрыляют ребят и побуждают их к выполнению новых поделок.

За годы учёбы в начальных классах важно, чтобы не погас детский взгляд, чтобы глаза светились интересом. Как это сделать? Ведь так важно, чтобы ребёнок имел необходимые умения и навыки. Важно научить всех в соответствии с реальными возможностями и способностями. Важно расширить кругозор детей, развить речь. Но ещё важнее, чтобы вся его школьная жизнь осталась для него радостным мгновением детства. А успех зависит от умения организовать свою деятельность, от умения учиться. Чем совершеннее у ребёнка навык организовать себя как личность, тем совершеннее он может работать с учебным материалом, и знает способы работы, успешнее он будет в учёбе, а позднее и в жизни.

Учебный предмет «Технология» вносит весомый вклад в формирование УУД и ЗУН школьника:

Личностные:

Проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.

Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека.

Регулятивные:

Выстраивать последовательность необходимых операций.

Осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу.

Познавательные:

Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания.

Анализировать дополнительную информацию.

Коммуникативные:

Характеризовать качество и признаки объекта.

Приводить убедительные доказательства.

Развивать умение общаться, взаимодействовать с людьми (особенно при КТД).

Курс «Технология» осуществляется на основе предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач.

Школьники учатся:

Находить необходимую для выполнения работы информацию.

Анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, рисунки, модели).

Сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.

Анализировать устройство изделия .

Выполнять моделирование, работать с моделями.

В конце урока обязательны анализ, оценка и самооценка выполненной работы. Мы часто даже не подозреваем, насколько дети правдиво относятся к оцениванию. Обычно я предлагаю выставить все работы в ряд и хорошо их рассмотреть, затем каждый ученик высказывает свое мнение, относительно каждой работы, делает вывод, почему ему больше понравилась та или иная работа. Ни в коем разе нельзя принижать одну работу перед другой. Обязательно хвалю все работы, говоря: « Все очень старались. А что в этой работе не так? Ну, просто, здесь можно было немножко поаккуратнее …..» (или что-то в этом роде, смотря какая выполнялась работа). Очень осторожно выявляются недостатки, чтобы не разочаровывать ребенка в своих умениях и возможностях. Имея возможность сравнивать, дети сами достаточно критично начинают относиться к своей работе, вносят корректировки, чем развивают свое аналитическое мышление.

В заключение хочется сказать, что на уроках технологии дети получают первоначальные навыки созидательного труда, учатся планировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Уних формируется художественный, эстетический и технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности. Предметная область «Технология» должна шире давать возможность для формирования ЗУН школьникам, помочь адаптироваться в современных жизненных условиях, создавать условия для развития конкурентоспособной, деятельной личности, способной созидать и творить на благо общества.


© 2010-2022