Программа кружка Волшебный крючок

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ручное вязание - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Цель настоящей программы - нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Образовательные:

    • познакомить с историей и развитием художественного вязания;

    • обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

    • познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

    • научить чётко выполнять основные приёмы вязания;

    • обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;

    • научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

  2. Воспитательные:

    • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

    • воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

    • привить основы культуры труда.

  3. Развивающие:

    • развить образное мышление;

    • развить внимание;

    • развить моторные навыки;

    • развить творческие способности;

    • развить фантазию;

    • выработать эстетический и художественный вкус.

Программа «Волшебный крючок» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение обучающимися основными приёмами и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». Обучаясь по настоящей программе, обучающиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения» учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Средний возраст учащихся - 10-15 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.

Программа рассчитана на 1 год обучения - 148 часов занятий. В группы приходят дети, как не имеющие специальных навыков из области вязания крючком, так и умеющие вязать крючком. Программа разработана для учащихся 7-16 лет, количество детей в группе до 15 человек. Режим работы - 2 раза в неделю по 2 часа.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно - иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра.

В конце обучения обучающиеся должны:


ЗНАТЬ


УМЕТЬ

Правила поведения,

Технику безопасности.

Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон.

Инструменты и материалы.

Основные приёмы вязания крючком, технику вязания.

Основные способы вывязывания петель.

Условные обозначения, понятие «раппорт».

Основы цветоведения.

Способы вязания по кругу.

Иметь представление о народных традициях разных стран.


Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.

Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б.

Правильно пользоваться вязальными крючками, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток.

Чётко выполнять основные приёмы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, рельефные столбики, пышный столбик, пико, вытянутая петля и др. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.

Вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над перемычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под перемычку.

Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком, инструкционно - технологическими картами и составлять их самостоятельно. Вязать согласно раппорту узора.

Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.

Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия.

В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п


Тема

Общее

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие. История возникновения вязания на Руси.

2

2

-

2

Основы материаловедения.

2

1

1

3

Простые приемы работы с пряжей.

2

0,5

1,5


Основные приёмы вязания крючком.

8

1

6

4

Воздушная петля, полустолбик.

2

0,5

1,5

5

Столбик без накида, с накидом.

2

0,5

1,5

6

Пышный столбик.

2

0,5

1,5

7

Упражнения из столбиков и воздушных петель.

Условные обозначения.

2

0,5

1,5


Вязание по кругу.

8

2

6

8

Вязание по кругу (различные техники вязания по кругу).

2

0,5

1,5

9

Вязание по кругу (различные техники вязания по кругу).

2

0,5

1,5

10

Вязание по кругу (кошелёк, прихватка, шляпка на куклу).

2

0,5

1,5

11

Вязание по кругу (кошелёк, прихватка, шляпка на куклу).

2

0,5

1,5


Объёмное вязание

12

2

10

12

Варежки - неотъемлемая деталь зимнего русского костюма.

Технология вязания.

2

0,5

1,5

13

Расчет петель и проработка образца.

2

0,5

1,5

14

Вязание варежек.

2


2

15

Вязание варежек.

2

0,5

1,5

16

Вязание варежек.

2

0,5

1,5

17

Вязание варежек и оформление их отделкой.

2


2


Вязание полотна квадратной, треугольной формы. Изготовление прихваток.

10

2,5

7,5

18

Технология вязания квадратной формы крючком. Вязание прихватки.

2

1

1

19

Технология вязания квадратной формы крючком. Вязание прихватки.

2

0,5

1,5

20

Технология вязания треугольной формы крючком. Вязание прихватки.

2

0,5

1,5

21

Технология вязания треугольной формы крючком. Вязание прихватки.

2

0,5

1,5

22

Вязание прихватки. Изготовление петли

2


2


Вязание ажурного полотна.

12

3

9

23

Техника вязания ажурного полотна филейной клеткой столбиками с накидом.

2

0,5

1,5

24

Техника вязания ажурного полотна филейной клеткой столбиками с накидом.

2

0,5

1,5

25

Техника вязания ажурного полотна филейной клеткой столбиками с накидом.

2

0,5

1,5

26

Техники ажурного вязания. Бюргерское вязание.

2

0,5

1,5

27

Техники ажурного вязания. Бюргерское вязание.

2

0,5

1,5

28

Техники ажурного вязания. Бюргерское вязание.

2

0,5

1,5


Сувениры.

14

2

12

29

Виды сувениров, способы их изготовления и назначение.

2

0,5

1,5

30

Вязание закладок для книг.

2

0,5

1,5

31

Вязание закладок для книг.

2


2

32

Вязание футляра для очков.

2

0,5

1,5

33

Вязание футляра для очков.

2


2

34

Вязание чехла для мобильного телефона.

2

0,5

1,5

35

Вязание чехла для мобильного телефона.

2


2


Плоское вязание

8

1

7

36

Шарфы; их виды и разнообразие.

2

0,5

1,5

37

Вязание шарфика.

2


2

38

Вязание шарфика.

2


2

39

Оформление шарфика бахрамой.

2

0,5

1,5


Технология вязания мотивов

14

4

10

40

Мотив - эффектная и популярная отделка в русском костюме. Правила вязания мотивов.

2

1

1

41

Разбор схемы и отработка мотива на образце.

2

0,5

1,5

42

Вязание мотивов.

2

0,5

1,5

43

Вязание мотивов.

2

0,5

1,5

44

Вязание мотивов.

2

0,5

1,5

45

Сборка изделия из мотивов.

2

0,5

1,5

46

Сборка изделия из мотивов.

2

0,5

1,5


Крючковая отделка изделий.

18

4

14

47

Технология вязания листиков.

2

1

1

48

Технология вязания листиков.

2


2

49

Технология вязания листиков.

2


2

50

Технология вязания цветочков.

2

1

1

51

Технология вязания цветочков.

2


2

52

Технология вязания цветочков.

2


2

53

Технология вязания ягод.

2

1

1

54

Технология вязания ягод.

2


2

55

Составление композиций.

2

1

1


Кружева

8

2

6

56

Способы выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани.

2

0,5

1,5

57

Вязание кружев по схеме.

2

0,5

1,5

58

Вязание кружев по схеме.

2

0,5

1,5

59

Вязание кружев по схеме.

2

0,5

1,5


Тонкие филейные изделия

10

2

8

60

Технология вязания салфеток и воротничков.

2

0,5

1,5

61

Вязание воротников, салфеток.

2

0,5

1,5

62

Вязание воротников, салфеток.

2

0,5

1,5

63

Вязание воротников, салфеток.

2

0,5

1,5

64

Вязание воротников, салфеток.

2


2


Вязание с бисером.

6

1

5

65

Использование бисера в вязание. Нанизывание бисера на нить.

2

1

1

66

Вязание с бисером.

2


2

67

Вязание с бисером.

2


2


Творческий проект

8


8

68

Самостоятельная творческая работа

2


2

69

Самостоятельная творческая работа

2


2

70

Самостоятельная творческая работа

2


2

71

Самостоятельная творческая работа

2


2

72

Самостоятельная творческая работа

2


2

73

Подготовка к выставке

2


2

74

Итоговое занятие.

Выставка работ учащихся.

2


-

ИТОГО

148



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.

ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

Теоретические сведения. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна.

Практическая работа. Составление коллекции ниток с подписями под ними (вида ниток и сырья, из которого они изготовлены). Определение состава ниток органолептическим путём и по цвету пламени.

ПРОСТЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ПРЯЖЕЙ

Теоретические сведения. Простые приёмы работы с пряжей: Изготовление витого шнура, кисти и помпона.

Практическая работа. Изготовление витого шнура, кисти и помпона.


ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ

Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

Практическая работа. Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

ВЯЗАНИЕ ПО КРУГУ
Теоретические сведения. Вязание по кругу. Различные техники вязания по кругу. Зарисовка условных обозначений приемов вязания по кругу. Применение отделочных материалов

Практическая работа. Вывязывание кошелька, прихватки, шляпки для куклы по схеме.

ВЯЗАНИЕ ПОЛОТНА КВАДРАТНОЙ, ТРЕУГОЛЬНОЙ ФОРМЫ,

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРИХВАТКИ.

Теоретические сведения. Различные виды и формы прихваток. Зарисовка схемы для выполнения прихватки. Технология изготовления. Подкладочные материалы. Изготовление петли. Отпаривание изделия.

Практическая работа. Изготовление прихватки.

ОБЪЁМНОЕ ВЯЗАНИЕ

Теоретические сведения. Варежки - неотъемлемая деталь зимнего русского костюма. Технология вязания варежек классической модели.

Практическая работа. Вязание варежек и оформление их отделкой

ВЯЗАНИЕ АЖУРНОГО ПОЛОТНА.

Теоретические сведения. Техника вязания ажурного полотна филейной клеткой столбиками с накидом. Применение ажурных изделий и различные техники их изготовления.

Практическая работа. Вязание в филейной технике.

СУВЕНИРЫ

Теоретические сведения. Анализ моделей. Зарисовка схем выполнения закладки в книгу, футляра для очков, чехла для мобильного телефона. Подбор крючка и ниток.

Практическая работа. Расчет петель для изделия. Вязание и оформление изделий.

ПЛОСКОЕ ВЯЗАНИЕ

Теоретические сведения. Шарфы и их разнообразие. Определение размера шарфика. Выбор узора с учётом имеющейся пряжи. Определение горизонтальной плотности вязания. Расчёт петель.

Практическая работа Проработка узора из столбиков с накидом в виде резинки (выпуклые и плоские). Расчет петель для определения размера изделия. Вывязывание шарфика и оформление его кисточками.

I уровень. Вязание шарфика для куклы.

II уровень. Вязание шарфика на себя.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЯЗАНИЯ МОТИВОВ

Теоретические сведения. Мотив - самая эффектная и популярная отделка в русском народном костюме. Правила вязания мотивов.

Практическая работа. Вязание мотивов и технология их соединения..

КРЮЧКОВАЯ ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ

Теоретические сведения. Технология вязания листиков, ягод, цветочков, составление композиций. Использование данных элементов в отделке изделий.

Практическая работа. Вязание отделочных элементов.

КРУЖЕВА

Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания кружев. Два способа

выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Зарисовка схем выполнения обвязки ткани и кружев для отделки трикотажных изделий. Правила вязания по кругу и в двух направлениях.

Практическая работа. Подготовка ткани для обвязывания. Вязание кружев по предложенной схеме. Составление собственных схем кружев.

ТОНКИЕ ФИЛЕЙНЫЕ ИЗДЕЛИЯ.

Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания кружевных салфеток, воротничков. Правила вязания по кругу. История появления салфеток, воротников. Накрахмаливание, растягивание салфеток. Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Повторить правила вязания круга, квадрата. Анализ схем. Условные обозначения основных видов петель. Схемы вязания.

Практическая работа. Вязание кружевных салфеток, воротничков.




ВЯЗАНИЕ С БИСЕРОМ.

Теоретические сведения. Способы вязания с бисером, нанизывание бисера. Технология вязания с использованием бисера и бусин. Вязание браслетов, колье.

Практическая работа. Вязание браслета, колье.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Самостоятельная творческая работа обучающихся. Организация выставки лучших работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.






































УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом.

  2. Наличие инструментов:

    • вязальные крючки различной толщины;

    • ножницы;

    • швейные иглы;

    • булавки;

    • сантиметровая лента;

    • электрический утюг;

    • гладильная доска.

  3. Наличие материалов:

    • пряжа и нитки разной толщины и цветов;

    • фурнитура;

    • калька;

    • миллиметровая бумага;

  4. Специальная литература.

  5. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

    • таблица «Основные приёмы вязания»;

    • схемы изделий;

    • коллекции ниток;

    • образцы вязания, изделия;

    • инструкционные карты;

    • дидактические карточки.


ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: «Просвещение», 1985.

2. Программа образовательной области «Технология». - М.,1994.

3. Балашова М.Я., Глекель С.А. Техника ручного вязания. - Минск, 1974.

4. Белая Н.П. Кружевная ностальгия. - Минск, 1999.

5. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. - М., 1992.

6. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. - С-Пб., 1993.

7. Для тех, кто вяжет. Сост. Киреева Л.Ю. - СПб., 1992.

8. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. - М., 1984.

9. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».

10. Ильина Г.С. Вязание. Альбом. - М., 1983.

11. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. - М., 2000.

12. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,1990.

13. Столярова А.М. Вязаная игрушка. - М., 2000.

14. Шубина И.Ф. Уроки вязания. - Минск, 1979.









МБОУДОД «Дом детского творчества»

Залегощенского района Орловской области






Утверждаю

Директор дома детского творчества

______Шевченко В.А.






ПРОГРАММА

КРУЖКА

«Волшебный крючок»

2014 - 2015 уч. год

Срок реализации программы 1 год.







педагог дополнительного образования

Зворыгина Т.А.



© 2010-2022