Исследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления рода

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления родаИсследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления родаИсследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления родаИсследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления родаИсследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления родаРайонная конференция школьников «Бичкн тѳрскн»

Направление: Этнография

Название работы: Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни

продления рода

Автор работы: Цандыкова Александра ученица 9 класса

Место выполнения работы: п. Аршан Булг

Муниципальное образовательное учреждение «Целинная средняя школа им. К. Эрендженова»

Руководитель: Боктаева Б. Б., учитель технологии

2011г

Содержание

  1. Введение.

  2. Основная часть

Г лава 1. Проведение свадебной церемонии калмыков.

Глава 2. Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни и продления рода.

  1. Обычаи, связанные с древним ритуалом.

2.2Покрой ритуального предмета.

2.3.0лгц - как маркер рода.

  1. Облачение в «заячий костюм» (белые штаны) - восхваление матери, родившей сына - продолжателя рода.

Ш.Заключение.

  1. Использованная литература.

  2. Приложение.

Введение

Чтобы полюбить свой народ, чтобы понять смысл вековых традиций и обычаев, надо изучать ее истоки. Обычаи народа, сохранившиеся с давних пор, передаваемые от отца к сыну, традиционные устои и нормы общежития сформировались в результате долгого исторического пути, пройденного народом, выступая условием, залогом жизнеобеспечения и выживания этноса.

Наиболее ярко проявление народных обычаев можно наблюдать в проведении свадебной церемонии. Актуальность проблемы в том, что на сегодняшний день многие свадебные обряды подверглись изменениям или частично утратили свою значимость, ввиду различных толкований. А ведь это, по моему мнению, может привести и вовсе к забвению многих калмыцких традиций. По нашим наблюдениям выяснилось, что этот древний обряд облачения матери жениха в широкие белые штаны проводят на свадьбах по разному. Происходит это из за незнания подлинного значения этого ритуала, и соответственно покрой ритуальных штанов не соответствует историческим канонам.

Поэтому тема моего исследования - «Белые штаны в свадебном обряде как символ жизни и продления рода».

Объект исследования: свадебные традиции калмыков.

Предмет исследования: белые штаны как символ жизни и продления рода.

Цель: изучить традицию использования белых штанов в свадебном ритуале калмыков; изготовить образец ритуальных белых штанов, согласно историческим канонам.

Задачи: 1. Ознакомиться с литературными источниками;

  1. провести беседы со старожилами села;

  2. посетить интернет - сайты;

  3. анализ материала;

  4. изготовление образца белых штанов;

  5. обобщение полученного материала.

Методы исследования: изучение теоретического материала, опрос, интервьюирование, сравнение, анализ, интернет - метод.

  1. Основная часть.

Глава I. Проведение свадебной церемонии калмыков.

По мнению знатока калмыцких обычаев К.Эрендженова (сборник «Золотой родник»), свадьба была, конечно, самым ярким событием в жизни не только двух роднившихся семей, но и для их близких, для хотонов, где они проживали.

Прежде чем засватать девушку из чужого дальнего хотона, родители жениха посылали туда «разведчика». Он во что бы то ни стало, должен был, увидев девушку, постараться в результате собственных наблюдений определить ее характер: груба она или вежлива, угрюма или жизнерадостна, трудолюбива или ленива.

Со свадьбой, у калмыков, прежде всего были связаны значительные материальные расходы. К этому событию готовились весьма тщательно и достаточно долго - приготовление порой тянулось до года, а то и до двух лет. За это время обе стороны обговаривали, кто и что будет готовить для молодой семьи. Когда приготовления заканчивались, начиналась свадьба (хюрм), состоящая из трех главных торжественных церемоний.

Церемония первая - первый приезд жениха в кибитку родителей невесты. О нем заранее оповещали родителей два верховных молодца, прибывавших с аракой и лакомствами для детей.

К этому дню обе стороны готовились усердно: родители отправляли жениха в гости не с пустыми руками - жарили борцоги, покупали конфеты и пряники, варили тушу барана. Оповещали заранее участников поездки. Поездку возглавлял старший из близких родственников жениха, хорошо знающий свадебный обряд, а также соответствующие пословицы, поговорки, прибаутки, свадебные песни. Вся группа останавливалась, не доезжая хотона невесты, и высылала верхового предупредить родителей девушки о приближении хюрм..

Въезжали в хотон по ходу солнца. Встречали их мужчины - родственники девушки: придирчиво проверив наличие всех предметов, полагающихся согласно свадебному обряду, приглашали гостей в кибитку.

И вот в хотон невесты отправлялись гости (не менее двадцати человек, в основном мужчины). Они везли установленное количество мяса, араки, лакомств. Родители невесты уже были готовы к приему гостей. Празднество проводилось в том же порядке, что и в предыдущие. Веселье продолжалось всю ночь, а на заре гости пытались побыстрее увезти невесту, что у них зачастую не сразу получалось: подруги невесты и молодые парни из ее хотона старались как можно дольше задержать их, пряча вещи невесты.

Гости выносили приданое, укладывали на подводу, а в это время их осыпали ударами плетей и ташмаков (бичей) сгрудившиеся вокруг женщины и молодежь. Затем заходил в кибитку тот из мужчин, которым должен был прикоснуться первым рукой к невесте. Собравшиеся мешали ему это сделать, нанося порою совсем нешуточные удары.

Тут же происходило прощание матери с дочерью. Мать подавала дочери чашку с молоком или кумысом (чигяном) и, целуя, напутствовала грустною песней.

Но вот назначенный заранее мужчина все же касался руки девушки, выскакивал из кибитки, прыгал на коня и ждал, усевшись позади седла, приготовленного для невесты. После этого в кибитку заходили друзья жениха и, преодолевая сопротивление окружающих, брали невесту и усаживали в седло. Они вывозили ее за хотон, где была приготовлена оседланная лошадь и ожидали запряженные верблюды и конные подводы, и передавали невесту родным жениха, которые сопровождали ее к новому дому.

Когда до дома жениха оставалось пять-шесть километров, обе стороны пришпоривали коней и пускались вскачь. И своих, и гостей встречал весь хотон: в нарядных одеждах выходили и старые, и молодые. Потом молодые женщины и девушки со стороны жениха встречали невесту - снимали ее с коня (или телеги) и вели по ходу солнца в специально поставленную для молодых кибитку. Двое верховых везли впереди них голубой полог - ценкр кишг. В кибитку вносили приданое невесты, вводили и усаживали будущую хозяйку за полог, где ее окружали девушки. Начинался свадебный пир в хотоне жениха.

Вечером родители невесты в свою очередь варили тушу барана, да не одну, и веселье продолжалось: танцевали, пели, шутили. Жених при этом соблюдал общепринятые правила приличия: вел себя степенно и скромно, воздерживался от спиртных напитков.

После долгих просьб и увещеваний гостей родители разрешали невесте показаться присутствующим. Та входила в сопровождении двух своих подруг, потупив взгляд и опустив голову, стараясь не привлекать к себе внимания. Ее приветствовали стоя, а старший высказывал невесте благопожелание.

Затем начиналась самая ответственная часть хюрм, от которой зависела вся судьба свадьбы. Все вдруг упиралось в то, насколько старший (хюрмин ахлач) знал фольклор. Подавая ему мясо, в тарелку подкладывали двадцать пятый позвонок барана. Съев мясо и добравшись до позвонка, старший должен рассказать все девять легенд. Но вот второй день истекал, и гости, произнеся прощальные тосты, благодарили за гостеприимство, уезжали.

Церемония вторая - это второй визит. В состав женской группы визитеров входила опытная в таких делах женщина и одна из молодых снох жениха (чаще всего - жена старшего брата). Они везли с собой сладости, две туши баранов (вареную и сырую), борцоки, ситец. В кибитке родителей невесты происходил раскрой привезенных тканей, потом там же шили свадебный полог, наволочки, одежду (умсюол) для родителей невесты.

Третьей церемонией была церемония увоза невесты. Этот день назначался заранее. Оговаривались предварительно и срок пребывания родственников жениха в хотоне родителей невесты, и время дня, кода невесту предполагалось вывезти из родительского дома, и цвет ее одежды, и год рождения мужчины, который первым прикоснется к ней рукой, и масть лошади, на которой увезут девушку из родного дома. В день свадьбы в обоих хотонах все без исключения - от детей до стариков - надевали лучшие свои одежды для участия в празднестве. На свадьбу шли все - и приглашенные, и не приглашенные, как говорится: «На свадьбу даже череп катится».

Во второй половине дня исполнялись обряды по приему невесты в родительский дом мужа: поклонение молодой снохи очагу его родных, бурханам, золотому солнцу - источнику света и тепла, духу предков. И, наконец, новобрачная отдавала поклон отцу и матери, во время которого сопровождавшие невесту мужчины забрасывали их кусочками курдючного сала из полной чаши. После обрядовых поклонов сопровождавшие невесту гости спрашивали, согласны ли родители принять невесту.

Две пожилые женщины шли к невесте в кибитку новобрачных. Здесь они расплетали ее девичью косу (отныне она будет носить две косы с шиверлыками), надевали на молодую женскую одежду. Затем женщины приводили в кибитку жениха. Молодые оставались наедине.

Утром невесту приглашали в кибитку свекра и свекрови. Здесь она варила чай и первую пиалу подносила свекру. Тот произносил благопожелание и давал невестке новое имя, а пиалу возвращал ей, но уже с деньгами.

Родные невесты одаривали родителей жениха привезенными подарками.

Несколько дней длился свадебный пир. Прощаясь, родители жениха преподносили, в свою очередь, подарки всем гостям, сопровождавшим невесту, ни для кого не делая исключения.

На этом свадебная церемония заканчивалась.

Не все обряды сегодня выполнимы в том виде, в каком они совершались во времена наших предков. И, тем не менее, основных их моментов надо придерживаться, хотя бы потому, что они принципиально важны для счастья и благополучия молодых.

Глава II. Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни и продления рода.

  1. Обычаи, связанные с древним ритуалом.

После изучения тематической литературы, в том числе и работы М.М. Батмаева «Семья и брак в традициях калмыков», выяснили, что в свадебном обряде современных калмыков среди представителей этнической группы дербетов сохраняется древний обряд восхваления матери, родившей сына - продолжателя рода, во время которого главным моментом является облачение матери жениха в широкие белые штаны. Место его проведения - дом родителей жениха, где по прибытии свадебной делегации с невестой из дома ее родителей и поднесения новой родне «белой пищи» (цаЬан идэн) - кисломолочного напитка, символа благополучия, начинается вручение подарков, привезенных в так называемом «сундуке невесты» (куукни авдр). В числе подарков - не только чай, мускатный орех, борцоги, сливочное масло, сладости, платки, но и костюмы или рубашки (т.е. одежда с воротником) для мужчин, отрезы тканей для женщин (достаточной длины для шитья платья с длинным рукавом) и, наконец, белые штаны для будущей свекрови, матери жениха, как женщине, которая произвела на свет мужское потомство, продолжив род мужа.

Извлечение из «сундука» белых штанов сопровождается радостными возгласами, шутками, смехом: предстоит знаковое действие, заключающееся в облачении матери жениха ритуальный костюм, ее восшествие на высокое место (в современных условиях чаще всего на стул) и танце.

Белый цвет в культуре монголоязычных народов обладает высшей сакральностью. Он символизирует чистоту, непорочность, святость; белая пища - лучшая, сакральная, ею приносятся жертвоприношениядухам и божествам.

С другой стороны, штаны вообще и брюки в том числе для женщин - калмычек до середины 20 века являлись исключительно признаком мужского пола (в женском наряде они являлись только нижней одеждой). Нормы этикета включали обязательное закрывание ног, рук, головы: при старших девушки иженщины не могли показаться без головного убора, обуви и позже - носков.

Существовала даже примета: появление женщины вне дома без головного убора вызывает дождь.

В этом свете само надевание штанов, тем более широких, украшенных специфическими декоративными элементами, являлось частью смеховой культуры и смены позиций участников ритуального действа.

Тем не менее штаны в качестве нижнего слоя одежды были обязательным элементом традиционного костюма как калмычек, так иряда других тюрко - монгольских народов. Так, в якутской культуре штаны являлись символов чистоты, и девушка, входя в дом мужа, над порогом звенела колокольчиком, пришитым к штанам.

Возгласы, сопровождающие танец свекрови, надевшей ритуальные белые штаны, нахваливают ее чрево, способность к деторождению, актом усиления благопожеланий является одаривание женщины деньгами.

2.2Покрой ритуального предмета

В научном издании Бакаевой Э.П. мы нашли технологию изготовления белых штанов, согласно историческим канонам. Крой этого ритуального предмета весьма прост: прямые штанины и ластовица, соединяющая их посередине; кулиска для вдевания пояса. Но штаны, приготовленные стороной невесты, имеют и свои особенности. Они должны быть очень широкими (чем больше, тем лучше) и длинными (доходить практически до груди). Ластовица, вшитая между штанинами, прямыми по крою, располагается вдоль низко. В кулиску продевается пояс. Крой щтанов определен их символикой: чем штаны больше, тем счастливее, считается, будет семья, «полная богатства, полная детей». Учитывая, что точные размеры будущей свекрови представительницам стороны невесты неизвестны, штаны шьют огромных размеров, в связи с чем и знаковая функция, и шуточный характер ритуала только углубляются. Широкий крой белых ритуальных штанов, очевидно, связан с «толщиной» чрева: широкие штанины и низко расположенная ластовица позволяют натянуть обрядовую одежду до груди, наполнить ее «богатством».

В современном свадебном обряде порой белые ритуальные штаны имеют форму шароваров. Однако традиционный крой не предполагал сужения штанов книзу: свободный низ символизирует открытие к деторождению пути.

2.3.0лгц - как маркер рода.

Пояс в ритуальных штанах может заканчиваться кистями, изготовленными из нитей, при этом последние должны отличаться цветом, характерным для родового клана жениха. В своей работе Бакаева Э.П. пишет, что цветовая символика наряда связана с системой маркеров, восходящих к архаическому обществу и его родовому составу. Для изготовления кистей используются шерстяные нитки (в современных условиях - и иные, в том числе могут быть использованы нитки мулине для вышивания) цветов, соответствующих родовым знакам елгц. В свадебном обряде роль елгц как маркеров рода очень велика. Каждая ритуальная поездка сопровождается привозом белого напитка (цаЪан идэн) в сосуде, на который повязаны ленты елгц родового цвета. Обычно это две ленты, реже - три, иногда - четыре, разных цветов. Так, встречаются сочетания: белый/желтый, белый/синий, белый/голубой, белый/красный/синий, белый/зеленый/красный и т.д. У всех родов обязательно в елгц присутствует белый цвет. В калмыцкой традиционной культуре цвет елгц взаимосвязан с представлением о сакральных символах, о духах и божествах - покровителях рода, а также с ритуальной одеждой религиозных деятелей, осуществляющих контакт с этими покровителями. Так, божеством-покровителем всего народа считается Белый старец. Ритуальная одежда - накидка «оркимджи» или распашной халат белого цвета - а также «одежда» для его изображения и ленты, используемые в обряде его призывания - белые. Белый цвет лент также присутствует во всех сочетаниях елгц. С божеством Бурхн Багши связывается желтый цвет. У представителей кости цорос (цорос яста) Граббевской станицы божеством-покровителем считали Бурхн Багши, и цветами елгц у этой группы калмыков были белый и желтый. С божеством Белая Тара связывается розовый, с божеством из разряда дхармапала (хранителей веры), очень популярным у калмыков, Очирвани - синий цвет ит. Д.. Возможно, с распространением буддизма и появлением представлений о божествах - покровителей из буддийского пантеона цвет олгц во многом определил и выбор божества - покровителя. Изготовление ритуальной одежды для поклонения этим божествам предполагает и изготовление «одежды» для изображения божества. В традиционном обществе раскрой ткани происходил с таким расчетом, что обрезков оставалось минимальное количество. Известен запрет на выбрасывание обрезков ткани, по форме длинных и узких, который, вероятно, связан с представлением о цвете еглц, совпадающим с цветом ритуальной одежды для поклонения божеству-покровителю. По мнению ученых, происхождение олгц как маркеров родов связано с более древней эпохой, чем проникновение буддизма. Этим объясняется несовпадение в ряде случаев состава божеств - покровителей и основных цветов олгц. Так, у подавляющего большинства родов калмыков - торгоутов цвет олгц - белый и синий либо белый и голубой, что можно объяснить большей степенью консолидации. Последнее также связано и с наличием общего урана всех торгоутов.

Таким образом, каждая родовая группа калмыцкого этноса имела свои знаки - олгц. Использование цветовых маркеров во время ритуалов имело глубокую символику и было связано также с цветоопределением покровителя конкретной родовой группы. Кисточки на белых штанах матери жениха также выполняют роль цветового маркера рода.

Другой особенностью белых ритуальных штанов является мех, пришитый впереди низко, почти на ластовице, и (не всегда) сзади, подобно хвостику. Кроме обычного наименования «белые штаны» (цаЬан шалвр), этот ритуальный костюм свекрови в свадебном обряде калмыков-дербетов может называться и иначе - туулан шалвр («штаны зайца»).

В настоящее время все чаще украшения ограничиваются кистями. Но память об обязательном декорировании определенных мест мехом (либо пушным, либо овчиной) сохраняется. Цвет меха обычно темный, но в современных ритуальных свадебных штанах используют порой и овчину более светлой окраски. Знаковым является пришиваемый с тыльной стороны штанов небольшой кусочек меха типа «хвостика». Семантика последнего элемента конструкции белых ритуальных штанов восходит к их наименованию: традиционные детали уточняют символику. Туулан шалвр означает дословно «штаны зайца».

Истоки почитания зайца, а также символика, связанная с его изображением или костями в детском цикле (маленьким детям пришивали к воротнику одежды, чаще зимней, трубчатые кости зайца, для защиты от несчастий) и семантика белых штанов туула шалвр восходят к биологическим характеристикам зайцев. Отдельные морфологические характеристики в представлении древних могли послужить чертами, сближающими этого зверька с человеком.

  1. Облачение в «заячий костюм» (белые штаны) -восхваление матери, родившей сына - продолжателя рода.

В калмыцком свадебном обряде восхваления детородного чрева матери жениха с ее облачением в «заячий костюм» и танцами под благопожелание и одаривание совершается символический акт передачи детородных функций от свекрови невестке: чем штаны шире, чем они больше будут развеваться во время ритуального танца и символического «наполнения» их подарками, тем счастливее окажется новая семья, тем больше будет детей у невесты. Таким образом, акциональный код данного обряда включает символическую замену невесты в качестве неофита свекровью, которая передает свои функции молодой девушке.

Наличие обряда с использованием белых штанов у дербетов и его отсутствие у торгоутов свидетельствует о различиях в культуре разных этнических групп (субэтносов) калмыков.

Особенности кроя и наименования белых штанов в свадебном ритуале калмыков - дербетов (для свадебного обряда калмыков-торгоутов не характерен танец свекрови в белых штанах), символика обрядовых действий свидетельствуют о древнейших корнях обычая ритуального танца в белых штанах, восходящих к эпохе родового строя и архаической праздничной культуре.

Заключение

Современной молодежи трудно представить насколько сложным был свадебный обряд у наших предков. Свадьба имела исключительное значение, символизируя собой смену в социальной жизни и мужчины, и женщины, поскольку само понятие у калмыков «гер авлгн» означало буквально «обзавестись домом» или «ион болх», т.е. стать человеком, самостоятельной личностью, полнокровным членом общества.

В ходе исследовательской работы мы узнали, что в свадебной церемонии калмыков сохранился очень значимый древний обряд - обряд восхваления матери, родившей сына - продолжателя рода, во время которого главным моментом является облачение матери жениха в широкие белые штаны. Происходит символический акт передачи детородных функций от свекрови невестке: чем штаны шире, чем они больше будут развеваться во время ритуального танца и символического «наполнения» их подарками, тем счастливее окажется новая семья, тем больше будет детей у невестки. В процессе исследования ознакомились с литературой по данной теме, провели беседы со старожилами поселка, сравнили ритуальный предмет - «белые штаны» на свадьбах односельчан с изготовленным образцом, посетили Интернет - сайты. Таким образом, считаем, что своей цели достигли: узнали традицию использования белых штанов в свадебном ритуале калмыков как символа жизни и продления рода. Изготовили на уроках технологии образец белых штанов, следуя древнейшим корням свадебной традиции. Данное исследование помогло еще больше полюбить мой калмыцкий народ, понять значимость в жизни каждого человека народных обычаев ,традиций.

В процессе работы возникли новые темы для дальнейшего изучения: «Калмыцкий свадебный наряд», «Изготовление свадебного атрибута - «кошг»».

Слова благодарности за оказание помощи адресуем: старожилам села «Аршан Булг» Битюкеевой М.К., Манджиевой Е.М., Бюрчиеву П.Д., учителю калмыцкого языка Бегликовой Т.Д., учителю русского языка Бурлыковой С.Д., педагогу - психологу школы Чудаевой Т. В..

Список использованной литературы

  1. Бакаева Э. П. Одежда в культуре калмыков: традиции и символика.- Элиста, 2008.

  2. Батмаев М.М. Семья и брак в традициях калмыков - Элиста, 2009.

  3. Буль Ж. Калмыцкий костюм и сцена. - Элиста, 1993.

  4. Гегярлт - журнал №2, 1998.

  5. Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков: этнографические наблюдения 1884 1886 гг. -М, 1893.

  6. Ользеева С. Калмыцкие народные традиции - Элиста, 2007.

  7. Сычев Д.В. Из истории калмыцкого костюма. - Элиста, 1973.

  8. Хабунова Е. Очаг - Элиста, 20008 г.

  9. Эрендженов К.Э. золотой родник - Элиста, 1990 г.

Ю.Интернет - сайт: kalmykia - narod.ru.
























Технологическая карта изготовления белых штанов


Наименование технологического этапа

Схематическое изображение

1

2 дет.

штанины.

Раскрой изделия из белой ткани (детали штанин, ластовица, карманы, поясок)

поясок

2 дет.

карманы

1 дет.

ластовица

2

Нашивание карманов к деталям изделия

Исследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления рода

3

Сборка изделия, соединения деталей изделия



4

Оформление кулиски на верхнем срезе изделия для вдевания пояска

5

Обработка нижнего среза штанин

6

Изготовление пояса, на концах пришить ленты или нити цветов ѳлгц (маркеры рода)

Исследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления рода

7

Пришить темный мех на определённое место изделия, согласно народным традициям

8

Окончательная отделка изделия. ВТО


Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни и продления рода.

Возгласы, сопровождающие танец свекрови, надевшей ритуальные белые штаны, нахваливают ее чрево, способность к деторождению, актом усиления благопожеланий является одаривание женщины деньгами.



Исследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления рода

В процессе работы

Исследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления рода

Раскрой изделия


Исследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления рода

Исследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления рода

Сборка деталей изделия

Пошив изделия

Исследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления рода


Исследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления рода

традиционный крой не предполагал сужения штанов книзу: свободный низ символизирует открытие к деторождению пути.

Основные элементы изделия

Исследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления рода

Ластовица. Ластовица, вшитая между штанинами, прямыми по крою, располагается вдоль низко.

Карманы.

Актом усиления благопожеланий является одаривание женщины деньгами.


Исследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления рода

Исследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления рода

Пришитый мех. Другой особенностью белых ритуальных штанов является мех, пришитый впереди низко, почти на ластовице, и (не всегда) сзади, подобно хвостику зайца.

Пояс с лентами цветов рода.

. Пояс в ритуальных штанах может заканчиваться кистями, изготовленными из нитей или ленточек, при этом последние должны отличаться цветом, характерным для родового клана жениха.


Исследовательская работа Белые штаны в свадебном ритуале как символ жизни продления рода



© 2010-2022