«Назначение резьбы и её параметры»

Для резьбовых соединений, как правило, применяют метрическую резьбу; М10 означает: метрическая резьба с наружным диаметром 10 мм. Существуют также метрические резьбы с мелким шагом. Для труб и арматуры применяют трубные резьбы, размеры которых даны в дюймах и регламентированы Международной системой СИ. Резьбы бывают правые (если посмотреть на головку винта, его ввертывают, вращая по часовой стрелке) и левые С дополнительным обозначением, например М10 левая.Наружную резьбу нарезают плашкой. Плашк...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5



Разработка урока по технологии

«Назначение резьбы и её параметры»







Учитель технологии

Красавин А.Л.




Конспект урока по технологии в 9 классе.

Тема урока: «Назначение резьбы и ее параметры».

Цель: Дать понятие о резьбе, ее назначении и элементах. Изображение резьбы на чертежах. Привить учащимся навыки нарезания наружной и внутренней резьбы.

Задачи:

  1. Объяснить учащимся, что такое резьба и ее элементы.

  2. Обучить приемам нарезания наружной и временной резьбы.

  3. Уделить внимание практической направленности урока.

Объект работы: Изготовление болтов М10 ‹ 45 и гаек 10 ‹ 8

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Материально техническая база:

  1. Оборудование мастерской.

  2. Детали с образцами резьб.

  3. Мерительные инструменты, режущие инструменты, приспособления и заготовки.

  4. Учебные таблицы и таблицы по Т.Б.

  5. Мультимедийный проектор.

  6. Компьютер

  7. Экран

Ход занятий.


  1. Организация учащихся.

    1. Приветствие;

    2. Организация рабочих мест;

    3. Проверка посещаемости учащихся;

    4. Полная готовность оборудования к работе;

  2. Опрос темы прошлого урока.

    1. Порядок выполнения операций при сверлении (разметка, кернение и сверление).

    2. Устройство сверла.

    3. Т.Б. при сверлении.

  3. Освоение нового материала.

    1. Назначение резьбы и ее параметры./слайд №1,2/

  1. Стандартные резьбовые изделия /слайд №3/

  2. Изделия с винтовой поверхностью/слайд №4/

Резьба применяется для разъемных сверлений деталей между собой и для передачи движения. Например: резьба на конце шпинделя токарного станка предназначена для крепления патрона, а резьба ходового винта служит для передачи движения маточной гайке фартука.

  1. Профили резьбы./слайд №5/

Наиболее распространенными в машиностроении типами резьб являются -метрическая резьба и дюймовая резьба, трапециидальная и прямоугольная, применяемые для передачи движений и усилений.

Метрическая резьба /слайд №6/ - широко применяется в отечественном машиностроении для резьбовых соединений. Все эти резьбы имеют треугольный профиль с углом d=60° , вершины и впадины которого образованы прямыми линиями. Метрическая резьба относится к резьбам с зазорами, шаг и другие размеры метрических резьб дают в миллиметрах. /слайд №7/ Обозначаются метрические резьбы на чертежах буквой «М» и размерами наружного диаметра и шага, а так же номером резьбы. Различают метрические резьбы как основную и мелкую.

Дюймовая резьба (трубная) /слайд №8/ - в нашем машиностроении применяется редко; только при ремонте некоторых старых и импортных машин. Эта резьба имеет треугольный профиль с углом d=55° , вершины и впадины которого срезаны прямыми линиями. Дюймовая резьба, как и метрическая, относится к резьбам с зазорами, а трубная резьба не имеет зазоров и поэтому применяется для плотных соединений деталей, как газа и водопроводные трубы, а также штуцеры, муфты, угольники./слайд №9/ На чертежах обозначается наружный диаметр в дюймах, а вместо шага резьбы указывается число ее витков на длине в 1″

  1. Параметры резьбы /слайд №10/

  • Шаг резьбы - расстояние между двумя вершинами или впадинами

  • Угол профиля - d=60°

  • Наружный диаметр резьбы - расстояние между противоположными вершинами.

  • Внутренний диаметр резьбы - расстояние между противоположными впадинами.

  1. Винтовая линия /слайд №11/

В зависимости от направления подъема витка различают правую и левую резьбу.

  • Правой резьбой называется резьба, подъем витка, который направлен слева на право.

  • Левой резьбой называется резьба с подъемом витка справа налево.

  1. Образование резьбы /слайд №12/

  2. Нарезание наружной и внутренней резьбы. /слайд №13/

  3. Нарезание наружной резьбы с помощью плашки /слайд №14-15/

  • Снятие фаски;

  • Установка заготовки по угольнику;

  • Установка плашки;

  • Нарезание резьбы;

  • Проверка качества резьбы.

Плашка не должна быть поврежденной (проверяется навинчиванием на болт).

Не допуская перекоса плашки, вращают ее после нарезания 1-2 ниток резьбы. Проверяют совпадение осей вращения плашки и стержня. После этого смазывают мелом резьбовую часть стержня. Вращения должны быть возвратно-поступательными. Качество проверяют резьбовыми микрометрами, кольцами и пробками. В школьных мастерских гайками. После окончания работы плашку вынимают из плашкодержателя, очищают щеткой от стружки, протирают ветошью и смазывают маслом.

При нарезании резьбы плашку следует надежно закреплять в плашкодержателе. При работе соблюдайте осторожность, чтобы рука не попала между рукояткой плашкодержателя и опорой. Для смазки пользуйтесь масленкой. Не сдувайте стружки с плашки, а пользуйтесь сеткой-сметкой. Не допускайте попадания масла на одежду, руки.

Таблица для определения диаметра стержня резьбы. /слайд №16/



D. резьбы


Шаг/ р./


Диаметр стержня.

М8


1,25

7,8-7,9

М10


1,5

9,75-9,85

М12

1,75


11,76-11,88


  1. Нарезание внутренней резьбы с помощью метчика. /слайд №17-18/

Приступив к работе надо выполнить разметку места отверстия с обязательным его направлением

  • Установка метчика;

  • Проверка угольником установки метчика;

  • Навертывание резьбы;

  • Проверка качества резьбы.

При нарезании резьбы в вязких и мягких металлах необходимо периодически вывертывать метчик и очистить канавки от стружки. Резьбу следует нарезать последовательно полным набором метчиков. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы не было переноса метчика.

Надо проявлять особую осторожность при нарезании резьбы в глухих отверстиях. Периодически смазывать нарезаемую резьбу маслом.


Таблица для выбора D (р.) /слайд № 19/


D (р.)


D сверла

чугун

сталь

5,0


4,1

4,2

6,0


4,9

5,0

8,0


6,6

6,7

10,0


8,3

8,4

12,0

10,0

10,1


  1. Практическая часть./слайд № 20/

    1. Точение стержней для изготовления резьбы М10 D 9,8 на ТВ-6.

    2. Нарезание резьбы М10 с помощью плашки.

    3. Нарезание резьбы М10 с помощью метчика.

    4. Сверление отверстий для изготовления резьбы М10,<8, D 8,4 (гаек).

    5. Техника безопасности при работе. /слайд № 21/


  1. Заключительная часть./слайд №22-24/

      1. Демонстрация работ.

      2. Разбор типичных ошибок.

      3. Закрепление нового материала:

    1. Выполнение тестовых заданий

    2. Методические указания при выполнении теста (слайд №9).

    3. Проверка правильности выполненных заданий (слайд №10).


  1. Домашнее задание

  2. Выставление оценок./слайд № 25/

  3. Уборка мастерской.

Методические указания.

После вводного инструктажа несколько учащихся (по числу подготовленных рабочих мест, на которых есть заготовки, резьбонарезной инструмент, штангельциркуль, чертеж, С.О.Ж.) нарезают внутреннюю и наружную резьбу на заранее подготовленных заготовках.

Нарезав резьбу на 3-4 деталях, они вытирают инструмент, вынимают плашку из воротка, отдают работу учителю или ответственному за этот участок, и их место занимают другие учащиеся.

Работа каждого нового ученика начинается с проверки заготовки, организации рабочего места. Желательно занятие организовать так, чтобы учащиеся в будущем работали осознанно, могли самостоятельно подобрать сверло под резьбу, определить диаметр стержня под резьбу, выбрав соответствующий резьбонарезной инструмент.

  1. Возникают ошибки - перекос резьбы. Избежать ее можно, тщательно контролируя положение плашки в начале резания. Если ученик не может начать резание, он должен в первую очередь проверить, соответствует ли диаметр заготовки справочному, убедиться в наличии фаски. Необходимо проверить плашку. В ходе занятия надо контролировать порядок смен, чтобы ученик, нарезав три детали, передавал инструмент и рабочее место своему товарищу.

  2. Желательно организовать работу так, чтобы в течении этого и ближайших занятий все учащиеся имели возможность практически освоить приемы нарезания внутренней резьбы.

  3. Учебные цели вполне обеспечат гайки М10<8 и болты М10 <45, которые в большом количестве нужны для ремонта мебели и других бытовых нужд.

Литература.

  1. «Трудовое обучение» А.К.Башенков, Васильченко Е.В. Издательство «Просвещение»


© 2010-2022