РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«МУНИЦИПВЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА № 3»

Г.БЕЛОЯРСКИЙ




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА

(Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 12 часов)




Составитель программы:

учитель технологии

Трапезникова Г.Н.



Белоярский 2006

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Семейная экономика» входит в образовательную область «Технология». Значительная часть курса уделена изучению основ семейной экономике - знание основ домашней экономики особенно важно в условиях рыночных отношений. К жизни в условиях жестокой конкуренции на рынке труда, потребительских товаров и услуг, информации и т. п. необходимо готовить себя со школьной скамьи. Как зарабатывать и рационально тратить деньги, умело использовать рабочее время не только в общественном производстве, но и в домашнем хозяйстве, распределить все нелегкие домашние работы и обязанности, организовать наилучшим образом досуг и отдых всех членов семьи?

Цель курса: формирование учащихся 9 классов первоначальных экономических знаний и умение применять их в семейной экономике;

- вооружить учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;

- воспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления.

Задачи: познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств;

- развивать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, ее экономические, социальные и нравственные устои и традиции;

- раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;

- научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.;

- сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;

- воспитывать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.

Как известно, первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде. Семья-это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, а поэтому, освоив домашнюю экономику, учащиеся осознанно будут изучать другие составляющие экономики, а также основы предпринимательства.

Особенность программы заключается в предоставлении учащимся возможности овладения достаточно большим объемом реально значимых теоретических и практических знаний и умений за короткий промежуток времени.

При разработке содержания курса в качестве исходных предпосылок были приняты следующие:

продолжительность реализации учебной программ-12 часов;

максимальная направленность занятий на практическое применение полученных знаний и умений;

преподавание по семейной экономике для большей доступности, должно быть основано на игровых моментах, с использованием активных средств обучения (деловые игры, групповые формы работы, дискуссии);

Требования к уровню образованности учащихся по данному курсу на конец обучения по разработанной программе:

иметь представление: об экономической связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством, обществом.

Знать:

- цели и значение домашней экономики;

- общие правила ведения домашнего хозяйства;

- составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей;

- элементы семейного маркетинга и самоменеджемента;

- роль членов семьи в формировании семейного бюджета;

Уметь:

- анализировать семейный бюджет;

- определять прожиточный минимум семьи;

- осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;

- выдвигать деловые игры, разрабатывать бизнес-план.

Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, диспут, деловые игры, деловые игры, самостоятельную работу учащихся. Особое внимание следует уделить ЭВМ, моделирующим различным этапам экономической деятельности.

Межкурсовые связи: математика, обществознание, история.

Учебно-тематический план образовательной программы

Разделы и темы

Количество часов

Формы занятий

Формы проведения итогов

Семья в экономической структуре общества

1.Что такое семья? Цели и

задачи семейной экономики.

2.Семья и ее потребности. Ресурсы семьи, их воспроизводство.

2

1

1

Урок

Урок- диспут

Сочинение-размышление на тему «Нужно ли изучать экономику и для чего?».

Кроссворд-пирамида на экономическую тему.

Бюджет и расходы семьи

1.Доходы и расходы семьи.

2.Финансовая документация семьи

3..Планирование расходов на питание для семьи.

4.Способы удовлетворения потребности в жилье.

5.Налоги. Ссуды и кредиты. 6.Накопления и сбережения.

.

6

1

1

1

1

1

1

Урок

Урок

Урок

Урок

Урок

Урок

Тест: Умеем ли мы тратить деньги?

Тест: Умеете ли вы считать семейные деньги?

Решение экономических задач.

Решение экономических задач.

Семейный менеджмент

1.Понятие о семейном менеджменте.

2.Организация труда в семье.

1

1

Урок

Решение экономических задач

Маркетинг в домашней экономике.

1.Понятие о маркетинге. Маркетинг в домашнем хозяйстве.

1

1

Урок

Решение экономических задач

Правовые основы семейных отношений.

1.Семейное законодательство. Семья и государство.

1

1

Урок- беседа

Сообщение о защите семьи в статьях уголовного кодекса.

Предпринимательство в семейной экономике

1.Принципы и формы предпринимательства.

Технология создания предприятия.

1

1

Урок -деловая игра


Деловая игра. « Деловой план».

Итого:

12


Семейная экономика

Программа курса

Семья в экономической структуре общества

Цели и задачи экономики.

Семья - первичная социально-экономическая ячейка общества. Состав семьи. Экономические связи в семье. Семья с точки зрения социологии. Семья и ее потребности. Становление семейных отношении. Ресурсы семьи.

Бюджет и расходы семьи

Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи: заработная плата и пенсия, доход на капитал, ценные бумаги, от приусадебного участка, предпринимательской деятельности.

Постоянные и переменные расходы. Финансовая документация семьи. Распределение бюджета. Бюджет школьника. Организация рационального питания. Организация семейных праздников. Расходы на оплату коммунальных услуг. Рациональные вещевые потребности. Обязательные платежи.

Семейный менеджмент

Понятие о семейном менеджменте. Осуществление учета, планирование, организация контроль в семейной экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи - залог его успеха в жизни. Забота каждого члена семьи о благополучии всех.

Маркетинг в домашней экономике

Понятие о маркетинге. Экономические возможности и экономические потребности семьи. Правила покупки товаров и услуг. Анализ рекламы. Изучение конъюнктуры рынка. Защита прав потребителей. Методика поиска рынков сбыта товаров и услуг. Прямые и косвенные затраты.

Правовые основы семейных отношений

Семейное законодательство. Семья и государство. Забота государства о семье. Семейный кодекс Российской Федерации.

Предпринимательство в семейной экономике

История предпринимательства в России. Поиск своего дела. Предпринимательство как вид деятельности. Организационно- правовые формы предпринимательства в России: индивидуальное частное предпринимательство с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типа. Нравственные и деловые качества предпринимательства. Основные сферы предпринимательской деятельности: финансы, торговля, производство, услуги. Предприниматели - творцы бизнеса, организаторы и производители товаров и услуг.

Содержание курса

Занятие 1. Что такое семья. Цели и задачи семейной экономики.

Семья - первичная социально - экономическая ячейка общества. Психологические

аспекты семейных отношений. Экономические связи в семье. Основные цели и задачи экономики семьи.

Понятия: «социология», « психологически аспект», « экономика».

Практическая работа. Сочинение - размышление на тему: «Нужно ли изучать экономику и для чего?».

Занятие 2. Семья и ее потребности. Ресурсы семьи, их воспроизводство.

Семья и ее потребности. Становление семейных отношении. Ресурсы семьи. « Пирамида потребностей», ограничение потребностей отдельного члена семьи или общества в целом. Технологические ресурсы каждого из членов семьи.

Понятия: «потребность», «ресурсы».

Практическая работа. Кроссворд - пирамида на экономическую тему.

Занятие 3.Доходы и расходы семьи.

Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи: заработная плата и пенсия, от приусадебного участка, предпринимательской деятельности. Постоянные и переменные расходы. Формировать культуру потребления, экономическое мышление.

Понятия: « доход», « пособия», «облигация», «акция», «расходы», «бюджет».

Практическая работа. Тест: «Умеем ли мы тратить деньги?»

Занятие 4.Финансовая документация семьи.

Осуществление учета, планирования, организации и контроля в семейной экономике. Виды бухгалтерских книг семьи.

Понятия: « хозяйственная книга».

Практическая работа. Тест: «Умеете ли вы считать семейные деньги?»

Занятие: 5. Планирование расходов на питание для семьи.

Организация рационального питания. Биологические требования к семейному питанию. Составление меню. Организация семейных праздников.

Понятия: «калорийность рациона», «сбалансированность питания».

Занятие: 6. Способ удовлетворения потребности в жилье.

Современная рациональная потребность в жилье. Обеспечение людей жильем. Основные требования к современному жилищу.

Понятия: « интерьер», «композиция интерьера».

Практическая работа. Решение экономических задач.

Занятие: 7. Налоги. Ссуды и кредиты.

Обязательные платежи. Основные объекты налогообложения в семье. Достоинства и недостатки потребительского кредита.

Понятия: «налог», «подоходный налог», «кредит».

Практическая работа. Решение экономических задач.

Занятие: 8. Накопления и сбережения.

Способы сбережения денежных ресурсов семьи. Забота государства о семье и ее бюджете. Воздействие инфляции на экономическое состояние семьи.

Понятия: « инфляция», «сберегательные счета».

Практическая работа. Решение экономических задач.

Занятие: 9. Понятие о семейном менеджменте. Организация труда в семье.

Осуществление учета, планирования, организация и контроль в семейной экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи - залог его успеха в жизни.

Производство товаров и услуг в условиях семьи. Рациональное использование ресурсов семьи. Физический и интеллектуальный труд. Забота каждого члена семьи о благополучии всех. Защита прав потребителей. Инструкции пользования товарами и услугами. Вложение семейных средств в банки, ценные бумаги и т. п.

Понятия: « менеджмент», «НОТ».

Практическая работа. Решение экономических задач.

Занятие.10. Понятие о маркетинге. Маркетинг в домашнем хозяйстве.

Понятие о маркетинге. Методика поиска рынков сбыта товаров и услуг. Прямые и косвенные затраты. Виды рекламы. Достоинства и недостатки воздействия рекламы на потребителя.

Понятия: « маркетинг», «реклама».

Практическая работа. Решение экономических задач.

Занятия:11.Семейное законодательство. Семья и государство.

Принципы семейной политики нашего государства. Семейный кодекс Российской Федерации.

Понятия: «брачный контракт».

Практическая работа. Подготовка сообщения о защите семьи в статьях уголовного кодекса.

Занятие:12. Принципы и формы предпринимательства. Технология создания предприятия.

Нравственные и деловые качества предпринимательства. Стратегия предпринимательства. Организационно - правовые формы предпринимательства в России: индивидуальное частное предпринимательство с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типа. Основные сферы предпринимательской деятельности: финансы, торговля, производство, услуги.

Понятия: «предпринимательство», «патент».

Практическая работа. Деловая игра «Деловой план».







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Изучение курса рассчитано на 12 учебных часов, продолжительность занятия - 45 минут, структура занятия близка к традиционным урокам.

2. Применение тестирования позволяет разнообразить содержание занятия и помогает учащимся оценить свои возможности.

3. Максимальная направленность занятий на практическое применение полученных знаний и умений.

4. Образование школьников для большей доступности должно быть основано на игровых моментах, с использованием активных форм обучения (деловые игры, дискуссии, беседы и т. п.)

5. Итоговой работой учащихся по окончанию курса является реферат. Ориентировочная тематика: « Основные преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства», «Великая реформа и становление современного делового человека», «Налоговая система и налоговое законодательство в России», «Нужен ли менеджмент в семейной экономике?»,« Значения маркетинга в семейной экономике» и т.д.








ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

В.Д.Симоненко « Семейная экономика». - издательство ВИТА пресс Москва 2002

Е.Ю.Фрейнкман «Экономика и бизнес» - начала пресс Москва 1995

Методические рекомендации для практических занятий по курсу «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства». - Ханты - Мансийск.2002












ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

В.Д. Симоненко «Технология» Учебник 8-10 класс.- «Вента-Граф». 2002





© 2010-2022