- Преподавателю
- Технология
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Трапезникова Г.Н. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«МУНИЦИПВЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА № 3»
Г.БЕЛОЯРСКИЙ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА
(Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 12 часов)
Составитель программы:
учитель технологии
Трапезникова Г.Н.
Белоярский 2006
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Семейная экономика» входит в образовательную область «Технология». Значительная часть курса уделена изучению основ семейной экономике - знание основ домашней экономики особенно важно в условиях рыночных отношений. К жизни в условиях жестокой конкуренции на рынке труда, потребительских товаров и услуг, информации и т. п. необходимо готовить себя со школьной скамьи. Как зарабатывать и рационально тратить деньги, умело использовать рабочее время не только в общественном производстве, но и в домашнем хозяйстве, распределить все нелегкие домашние работы и обязанности, организовать наилучшим образом досуг и отдых всех членов семьи?
Цель курса: формирование учащихся 9 классов первоначальных экономических знаний и умение применять их в семейной экономике;
- вооружить учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;
- воспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления.
Задачи: познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств;
- развивать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, ее экономические, социальные и нравственные устои и традиции;
- раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;
- научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.;
- сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Как известно, первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде. Семья-это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, а поэтому, освоив домашнюю экономику, учащиеся осознанно будут изучать другие составляющие экономики, а также основы предпринимательства.
Особенность программы заключается в предоставлении учащимся возможности овладения достаточно большим объемом реально значимых теоретических и практических знаний и умений за короткий промежуток времени.
При разработке содержания курса в качестве исходных предпосылок были приняты следующие:
продолжительность реализации учебной программ-12 часов;
максимальная направленность занятий на практическое применение полученных знаний и умений;
преподавание по семейной экономике для большей доступности, должно быть основано на игровых моментах, с использованием активных средств обучения (деловые игры, групповые формы работы, дискуссии);
Требования к уровню образованности учащихся по данному курсу на конец обучения по разработанной программе:
иметь представление: об экономической связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством, обществом.
Знать:
- цели и значение домашней экономики;
- общие правила ведения домашнего хозяйства;
- составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей;
- элементы семейного маркетинга и самоменеджемента;
- роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
Уметь:
- анализировать семейный бюджет;
- определять прожиточный минимум семьи;
- осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;
- выдвигать деловые игры, разрабатывать бизнес-план.
Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, диспут, деловые игры, деловые игры, самостоятельную работу учащихся. Особое внимание следует уделить ЭВМ, моделирующим различным этапам экономической деятельности.
Межкурсовые связи: математика, обществознание, история.
Учебно-тематический план образовательной программы
Разделы и темы
Количество часов
Формы занятий
Формы проведения итогов
Семья в экономической структуре общества
1.Что такое семья? Цели и
задачи семейной экономики.
2.Семья и ее потребности. Ресурсы семьи, их воспроизводство.
2
1
1
Урок
Урок- диспут
Сочинение-размышление на тему «Нужно ли изучать экономику и для чего?».
Кроссворд-пирамида на экономическую тему.
Бюджет и расходы семьи
1.Доходы и расходы семьи.
2.Финансовая документация семьи
3..Планирование расходов на питание для семьи.
4.Способы удовлетворения потребности в жилье.
5.Налоги. Ссуды и кредиты. 6.Накопления и сбережения.
.
6
1
1
1
1
1
1
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Тест: Умеем ли мы тратить деньги?
Тест: Умеете ли вы считать семейные деньги?
Решение экономических задач.
Решение экономических задач.
Семейный менеджмент
1.Понятие о семейном менеджменте.
2.Организация труда в семье.
1
1
Урок
Решение экономических задач
Маркетинг в домашней экономике.
1.Понятие о маркетинге. Маркетинг в домашнем хозяйстве.
1
1
Урок
Решение экономических задач
Правовые основы семейных отношений.
1.Семейное законодательство. Семья и государство.
1
1
Урок- беседа
Сообщение о защите семьи в статьях уголовного кодекса.
Предпринимательство в семейной экономике
1.Принципы и формы предпринимательства.
Технология создания предприятия.
1
1
Урок -деловая игра
Деловая игра. « Деловой план».
Итого:
12
Семейная экономика
Программа курса
Семья в экономической структуре общества
Цели и задачи экономики.
Семья - первичная социально-экономическая ячейка общества. Состав семьи. Экономические связи в семье. Семья с точки зрения социологии. Семья и ее потребности. Становление семейных отношении. Ресурсы семьи.
Бюджет и расходы семьи
Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи: заработная плата и пенсия, доход на капитал, ценные бумаги, от приусадебного участка, предпринимательской деятельности.
Постоянные и переменные расходы. Финансовая документация семьи. Распределение бюджета. Бюджет школьника. Организация рационального питания. Организация семейных праздников. Расходы на оплату коммунальных услуг. Рациональные вещевые потребности. Обязательные платежи.
Семейный менеджмент
Понятие о семейном менеджменте. Осуществление учета, планирование, организация контроль в семейной экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи - залог его успеха в жизни. Забота каждого члена семьи о благополучии всех.
Маркетинг в домашней экономике
Понятие о маркетинге. Экономические возможности и экономические потребности семьи. Правила покупки товаров и услуг. Анализ рекламы. Изучение конъюнктуры рынка. Защита прав потребителей. Методика поиска рынков сбыта товаров и услуг. Прямые и косвенные затраты.
Правовые основы семейных отношений
Семейное законодательство. Семья и государство. Забота государства о семье. Семейный кодекс Российской Федерации.
Предпринимательство в семейной экономике
История предпринимательства в России. Поиск своего дела. Предпринимательство как вид деятельности. Организационно- правовые формы предпринимательства в России: индивидуальное частное предпринимательство с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типа. Нравственные и деловые качества предпринимательства. Основные сферы предпринимательской деятельности: финансы, торговля, производство, услуги. Предприниматели - творцы бизнеса, организаторы и производители товаров и услуг.
Содержание курса
Занятие 1. Что такое семья. Цели и задачи семейной экономики.
Семья - первичная социально - экономическая ячейка общества. Психологические
аспекты семейных отношений. Экономические связи в семье. Основные цели и задачи экономики семьи.
Понятия: «социология», « психологически аспект», « экономика».
Практическая работа. Сочинение - размышление на тему: «Нужно ли изучать экономику и для чего?».
Занятие 2. Семья и ее потребности. Ресурсы семьи, их воспроизводство.
Семья и ее потребности. Становление семейных отношении. Ресурсы семьи. « Пирамида потребностей», ограничение потребностей отдельного члена семьи или общества в целом. Технологические ресурсы каждого из членов семьи.
Понятия: «потребность», «ресурсы».
Практическая работа. Кроссворд - пирамида на экономическую тему.
Занятие 3.Доходы и расходы семьи.
Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи: заработная плата и пенсия, от приусадебного участка, предпринимательской деятельности. Постоянные и переменные расходы. Формировать культуру потребления, экономическое мышление.
Понятия: « доход», « пособия», «облигация», «акция», «расходы», «бюджет».
Практическая работа. Тест: «Умеем ли мы тратить деньги?»
Занятие 4.Финансовая документация семьи.
Осуществление учета, планирования, организации и контроля в семейной экономике. Виды бухгалтерских книг семьи.
Понятия: « хозяйственная книга».
Практическая работа. Тест: «Умеете ли вы считать семейные деньги?»
Занятие: 5. Планирование расходов на питание для семьи.
Организация рационального питания. Биологические требования к семейному питанию. Составление меню. Организация семейных праздников.
Понятия: «калорийность рациона», «сбалансированность питания».
Занятие: 6. Способ удовлетворения потребности в жилье.
Современная рациональная потребность в жилье. Обеспечение людей жильем. Основные требования к современному жилищу.
Понятия: « интерьер», «композиция интерьера».
Практическая работа. Решение экономических задач.
Занятие: 7. Налоги. Ссуды и кредиты.
Обязательные платежи. Основные объекты налогообложения в семье. Достоинства и недостатки потребительского кредита.
Понятия: «налог», «подоходный налог», «кредит».
Практическая работа. Решение экономических задач.
Занятие: 8. Накопления и сбережения.
Способы сбережения денежных ресурсов семьи. Забота государства о семье и ее бюджете. Воздействие инфляции на экономическое состояние семьи.
Понятия: « инфляция», «сберегательные счета».
Практическая работа. Решение экономических задач.
Занятие: 9. Понятие о семейном менеджменте. Организация труда в семье.
Осуществление учета, планирования, организация и контроль в семейной экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи - залог его успеха в жизни.
Производство товаров и услуг в условиях семьи. Рациональное использование ресурсов семьи. Физический и интеллектуальный труд. Забота каждого члена семьи о благополучии всех. Защита прав потребителей. Инструкции пользования товарами и услугами. Вложение семейных средств в банки, ценные бумаги и т. п.
Понятия: « менеджмент», «НОТ».
Практическая работа. Решение экономических задач.
Занятие.10. Понятие о маркетинге. Маркетинг в домашнем хозяйстве.
Понятие о маркетинге. Методика поиска рынков сбыта товаров и услуг. Прямые и косвенные затраты. Виды рекламы. Достоинства и недостатки воздействия рекламы на потребителя.
Понятия: « маркетинг», «реклама».
Практическая работа. Решение экономических задач.
Занятия:11.Семейное законодательство. Семья и государство.
Принципы семейной политики нашего государства. Семейный кодекс Российской Федерации.
Понятия: «брачный контракт».
Практическая работа. Подготовка сообщения о защите семьи в статьях уголовного кодекса.
Занятие:12. Принципы и формы предпринимательства. Технология создания предприятия.
Нравственные и деловые качества предпринимательства. Стратегия предпринимательства. Организационно - правовые формы предпринимательства в России: индивидуальное частное предпринимательство с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типа. Основные сферы предпринимательской деятельности: финансы, торговля, производство, услуги.
Понятия: «предпринимательство», «патент».
Практическая работа. Деловая игра «Деловой план».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Изучение курса рассчитано на 12 учебных часов, продолжительность занятия - 45 минут, структура занятия близка к традиционным урокам.
2. Применение тестирования позволяет разнообразить содержание занятия и помогает учащимся оценить свои возможности.
3. Максимальная направленность занятий на практическое применение полученных знаний и умений.
4. Образование школьников для большей доступности должно быть основано на игровых моментах, с использованием активных форм обучения (деловые игры, дискуссии, беседы и т. п.)
5. Итоговой работой учащихся по окончанию курса является реферат. Ориентировочная тематика: « Основные преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства», «Великая реформа и становление современного делового человека», «Налоговая система и налоговое законодательство в России», «Нужен ли менеджмент в семейной экономике?»,« Значения маркетинга в семейной экономике» и т.д.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
В.Д.Симоненко « Семейная экономика». - издательство ВИТА пресс Москва 2002
Е.Ю.Фрейнкман «Экономика и бизнес» - начала пресс Москва 1995
Методические рекомендации для практических занятий по курсу «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства». - Ханты - Мансийск.2002
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
В.Д. Симоненко «Технология» Учебник 8-10 класс.- «Вента-Граф». 2002