Современные образовательные технологии в преподавании предмета Технология

Раздел Технология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные образовательные технологии в преподавании предмета «Технология»

Массовая педагогическая практика использует традиционный подход к обучению, согласно которому учащиеся сначала получают знания, а потом учатся их применять. Использование традиционных методов обучения приводит к увеличению доли теоретического знания и повышению абстрактности изложения. Как следствие, учащиеся не всегда способны активно применять полученные знания на практике и самостоятельно искать новые решения поставленных перед ними задач [6, с. 12].

Современный этап развития образовательной системы диктует необходимость перехода от традиционных форм и методов обучения к проблемным, развивающим, поисковым, инновационным, которые бы обеспечивали познавательные интересы и мотивы учащихся. Использование современных образовательных технологий в преподавании предмета «Технология» обусловлено главной целью изучения данного предмета - необходимостью подготовки учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развития и воспитания широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.

Под инновационными образовательными технологиями понимаются управляемые процессы создания, оценки, освоения и применения на практике педагогических новшеств, которые касаются формирования содержания образования, методов и форм обучения, организации и управления работой образовательных учреждений. Они способствуют оптимизации образовательного процесса, совершенствования организации и управления, созданию новых педагогических технологий [8, с. 18].

В преподавании предмета «Технология» могут быть использованы многие из современных образовательных технологий. Так, например, современные педагоги в своей работе активно используют интернет-технологии, бурное развитие которых приводит к изменению в способах учебного и информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

В российских социальных сетях есть такие тематические группы, в которые учащиеся самостоятельно могут найти нужную информацию по предмету «Технология, полезные ссылки, словари, пособия, скачать отсканированные учебники, видеокурсы и учебные программы. Визуализация учебной информации позволит учащимся воспринимать ее наглядно, повышает запоминаемость [2, с. 278]. Например, в сети Интернет девочки могут найти огромное множество сайтов, на которых показана технология приготовления различных блюд с пошаговой инструкцией, сопровождаемой иллюстрациями, фотографиями и видеоматериалом.

Существуют и другие технологические подходы и сетевые сервисы, которые можно использовать в обучении предмету «Технология». Перечислим основные цели использования учащимися и педагогами социальных сервисов:

  • взаимодействие и совместная учебная, проектная, исследовательская деятельность;

  • размещение в «облаках» документов;

  • поиск, скачивание, покупка актуальной учебной или профессионально значимой информации;

  • поиск ответов на вопросы;

  • организация дистанционного обучения в дополнение к традиционным формам и методам обучения;

  • обучение онлайн на открытых или платных курсах, использование онлайн электронных образовательных ресурсов, работа с дистанционным репетитором;

  • участие в различных мероприятиях в сети (проектах, конкурсах, конференциях, форумах и т.д.);

  • использование сайтов вопросов-ответов и пр. [1, с. 1-18]

Так как молодое поколение достаточно много времени посвящает интернету, то в образовательном процессе может использоваться ряд заданий с использованием ресурсов интернета, например, «веб-квест».

Образовательный веб-квест (webquest) - это проблемное задание с моментами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Веб-квест - это сайт в интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Такие веб-сайты разрабатываются для максимальной интеграции интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе [3, с. 1083].

В рамках изучения предмета «Технология» учащимся могут быть предложены такие виды заданий для веб-квеста, как: разработка проекта на основе заданных условий; создание книги кулинарных рецептов (трансформация формата информации); создание видеоролика на заданную тему и др.

Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презенции, эссе, веб-страницы, веб-сайта и т.п.

При коммуникативно-ориентированном обучении в настоящее время активно используется кейс-метод. В кейс-технологиях преодолевается классический дефект традиционного обучения, который связан с шаблонностью, неэмоциональностью, изложения материала. Здесь много эмоций и творческой конкуренции. Учитель помогает учащимся рассуждать, спорить, а не навязывает им свое решение. Обучаемым с самого начала говорится о том, что они сами принимают решение, идут к самостоятельным выводам [5, с. 354].

Например, на уроке технологии в 5 классе учащимся может быть предложено следующее кейс-задание в рамках изучения раздела «Технология обработки пищевых продуктов. Кулинария»: сформулировать основные правила мытья посуды; определить, к чему может привести антисанитария на кухне; понять, как материал посуды влияет на качество продуктов и др. В результате совместного обсуждения, спора, формулирования своего мнения и доказательств учащиеся должны прийти к единому решению проблемы.

В основе метода проекта лежит развитие познавательных интересов учащихся, а реализация проекта всегда предполагает наличие какого-либо значимого результата, применимого в реальной деятельности. Практическая направленность проектов особенно важна, так как учащиеся в своей дальнейшей профессиональной деятельности смогут использовать свои проектные продукты [Олейникова, с. 115].

В отличие от проектной технологии на других уроках, использование метод проекта на уроке технологии приводит к конкретным, осязаемым результатам. На выходе учащиеся получают не письменный отчет о проделанной работе, не доклад, не видеопрезентацию, а конкретный продукт своего труда.

Таким образом, перед современными преподавателями предмета «Технология» открыты большие возможности в использовании инновационных форм и методов обучения, которые позволят повысить интерес к предмету со стороны учащихся, качество преподавания и успеваемость. Преимущество следует отдавать таким образовательным технологиям, которые, с одной стороны, доказали свою методическую эффективность, а с другой - интересны и понятны молодому поколению.



© 2010-2022