- Преподавателю
- Технология
- Спецкурс Общение становится профессией
Спецкурс Общение становится профессией
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кашенко И.В. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОБЩЕНИЕ СТАНОВИТСЯ ПРОФЕССИЕЙ
Е. А. Сапрыкина
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для знакомства учащихcя 9 классов с особенностями профессиональной деятельности сфере «человек - человек» и рассчитана на 17 часов. Она включает •в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, внутренними средствами и предметом труда.
Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с профессиями, ведущим предметом труда в которых являются художественные объекты или условия их создания.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих
Задач:
-познакомить учащихся с основными требованиями к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми;
-
познакомить ччащихся с действиями, наиболее характерными для профессий данной группы:
-
способствовать формированию у учащихся адекватного отношения к данным действиям:
-помочь им выявить склонности и способности к профессиям этой сферы или, наоборот, определить свое несоответствие вы
бранному типу профессий; I
-способствовать формированию у учащихся практических
умений по целеполаганию, самоанализу, самоопределению путем
включения их в систему профессиональных проб;
-
способствовать формированию у учащихся способности принимать, адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии. '
В результате выполнения данной программы
учащиеся должны знать:
-
подтипы профессий группы «человек - человек»;
-
особенности профессиональной деятельности, характер и
содержание труда: -
журналиста,
-
юриста.
-
менеджера.
- педагога,
-психолога:
-
определение и перечень основных деловых качеств личности:
-
понятие конфликта, причины и возможности преодоления конфлиутов
- требования к составлению личного профессионального
плана:
~ основные правила работы с профеесиограммами.
По окончании изучения курса учащиеся должны иметь представление
- о результатах труда в профессиональной деятельности сферы «человек - человек»;
- о перспективах профессионального роста работников данного пит профессий.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь'.
- сравнивать свои предварительные знания о профессиях группы <'человек - человек» с результатами практического знакомства с ними;
-- определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий;
-
соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессии;
-
работать с профеесиограммами профессий, относящихся к данной группе.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоре-тические положения сопровождаются профессиональными пробами, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается вовлечение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных •методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
Программа обладает необходимой конкретностью определения результатов подготовки по каждому разделу и по программе в целом. Контроль проводится для определения степени достижения цели обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Выполнение практических работ по завершении каждого раздела программы курса помогает установить степень усвоения материала. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме проведения эвристического семинара. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание учащимся содействия в самоопределении.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Полный учебно-методический комплекс курса состоит из следующих элементов:
-
программы;
-
учебного пособия;
-
рабочей тетради для учащихся;
-
методического пособия для учителя.
В качестве дополнения к данному УМК подготовлено приложение в виде СD-диска с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным темам курса. Это позволит восполнит недостаток наглядного и раздаточного материала.
тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
I.
Введение. Предмет и задачи курса
1
II.
Характеристика профессий группы «человек -человек»
4
2.1.
Особенности профессий группы «человек - человек»
1
2 2
Основные требования к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми. Действия, наиболее характерные для профессий данной группы
1
2.3.
Подтипы профессий данной группы
1
2.4.
Результаты труда и перспективы профессионального роста в профессиональной деятельности группы «человек - человек»
1
III.
Профессиональные пробы
8
3.1.
Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда юриста. Работа с профессиограммой. Деловая игра «Учимся читать законы»
2
3.2.
Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда менеджера. Работа с
2
профессиограммой. Деловая игра «Организация фирмы»
3.3.
Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда педагога и психолога. Работа с профессиограммами.- Практикум «Решение конфликтных педагогических ситуаций»
2
3.4.
Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда журналиста. Работа с профессиограммой. Защита проекта газеты
2
IV.
Рефлексия
4
4.1.
Реалистическая оценка профессий группы«человек - человек». Соотнесение своих возможностей с требованиями, предъявляемыми к профессиям данного типа
2
4.2.
Эвристический семинар «Станет ли общение моей профессией?»
2
Итого
17
Содержание программы
I. Введение
Предмет и задачи курса.
Учащиеся должны знать:
-
понятия «профессия», «профессиональная деятельность»,
-
«специальность»;
-
значение профессионального самоопределения;
-
требования к составлению личного профессионального плана;
-понятие профессиограммы.
Учащиеся должны уметь:
- определять предмет и задачи курса;
. - анализировать профессиограммы;
-составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
П. Характеристика профессий группы «человек - человек»
Особенности профессий группы «человек - человек».
Основные требования к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми. Действия, наиболее характерные для профессий данной группы.
Подтипы профессий данной группы:
1) профессии, связанные с управлением, руководством чьей-то деятельностью,
2) профессии, связанные с обучением и воспитанием людей
\3) профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей;
4) профессии, связанные с информационным обслуживанием людей;
5) профессии, связанные с творчеством;
6) профессии, связанные с производством;
7) профессии, связанные с исследованием, научным изучением чего-либо или кого-либо; 8) профессии, связанные с защитой людей от враждебных действий;
9) профессии, связанные с контролем над людьми.
Результаты труда и перспективы профессионального роста в профессиональной деятельности сферы «человек - человек».
Учащиеся должны знать:
- основные особенности профессий группы «человек - человек»;
- деловые качества, необходимые для работы по данным профессиям (общие и специфические);
- действия, наиболее характерные для профессий группы «человек - человек»;
- подтипы профессий группы «человек - человек».
Учащиеся должны уметь:
- определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий;
- анализировать информацию о профессиях.
Учащиеся должны иметь представление:
-
о результатах труда в профессиональной деятельности сферы «человек - человек»;
-
о перспективах профессионального роста работников данного типа профессий.
III. Профессиональные пробы
Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда юриста. Работа с профессиограммой. Деловая игра «Учимся читать законы».
Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда менеджера. Работа с профессиограммой. Деловая игра «Организация фирмы».
Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда педагога и психолога. Работа с профессиограммой. Практикум «Решение конфликтных педагогических ситуаций».
Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда журналиста. Работа с профессиограммой. Защита проекта газеты.
Учащиеся должны уметь:
-
сравнивать свои предварительные знания о профессиях группы «человек - человек» с результатами практического знакомства с ними;
-
работать с профессиограммами профессий, относящихся к
данной группе.
IV. Рефлексия
Реалистическая оценка профессий группы «человек - человек», понимание содержания профессиональной деятельности в данной сфере, типичных профессиональных трудностей, объективных достоинств и недостатков профессий. Определение своего отношения к тем действиям, которые характерны для данных профессий. Соотнесение своих возможностей с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессий.
Выполнение коллажа, иллюстрирующего особенности профессиональной деятельности в сфере «человек - человек».
Эвристический семинар «Станет ли общене моей профессией?»
Учащиеся должны уметь:
-
определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий;
-
соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессии.
Литература
Для учителя:
-
Ваксян А. 3. Как стать юристом. М., 2000.
Засорина Т. А., Федосова Н. П. Профессия - журналист
-
Ростов-на-Дону. 1999.
-
Коломинский Я. Л. Человек: психология. М., 1986.
-
Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / Под ред. С. Н. Чистяковой,
А. Я.Журкина. М., 1997.
5 Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984.
-
Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
-
Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера.
М., 1991. -
Профессиональное самоопределение и профессиональная
карьера молодежи. М., 1993. -
Психологические аспекты профессиональной ориентации
учащихся. Киев, 1998.
-
Психологическое сопровождение выбора профессии. М.,
1998. -
Резапкина Г. В. Я и моя профессия. М., 2004.
-
Упоров И. В. Профессия - юрист. Ростов-на-Дону, 1999.
-
Ярошенко В. В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. Киев, 1993.
Для учащихся:
-
Белова Т. В., Волошина И. А., Солнцева В. А., Щегор-
цев В. А. Справочник начинающего профконсультанта. М., 1998. -
Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1990.
-
Мир профессий. М., 1988.
-
Мир человека: Учебное пособие / Под ред.
В. А. Лекторского и А. Ф. Малышевского. М., 1993. -
Моя профессиональная карьера: Пособие для учащихся. М.,
1993. -
Пекелис В. Д. Как найти себя. М., 1989.
-
Поляков В., Яновский Ю. Как получить хорошую работу в
новой России. М., 1995.
8. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии. М., 2003.