Спецкурс Общение становится профессией

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЩЕНИЕ СТАНОВИТСЯ ПРОФЕССИЕЙ

Е. А. Сапрыкина

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для знакомства учащихcя 9 классов с особенностями профессиональной деятельности сфере «человек - человек» и рассчитана на 17 часов. Она включает •в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, внутренними средствами и предметом труда.

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с профессиями, ведущим предметом труда в которых являются художественные объекты или условия их создания.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих

Задач:

-познакомить учащихся с основными требованиями к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми;

  • познакомить ччащихся с действиями, наиболее характерными для профессий данной группы:

  • способствовать формированию у учащихся адекватного отношения к данным действиям:

-помочь им выявить склонности и способности к профессиям этой сферы или, наоборот, определить свое несоответствие вы
бранному типу профессий; I

-способствовать формированию у учащихся практических
умений по целеполаганию, самоанализу, самоопределению путем
включения их в систему профессиональных проб;

  • способствовать формированию у учащихся способности принимать, адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии. '

В результате выполнения данной программы

учащиеся должны знать:

  • подтипы профессий группы «человек - человек»;

  • особенности профессиональной деятельности, характер и
    содержание труда:

  • журналиста,

  • юриста.

  • менеджера.

- педагога,

-психолога:

  • определение и перечень основных деловых качеств личности:

  • понятие конфликта, причины и возможности преодоления конфлиутов

- требования к составлению личного профессионального
плана:

~ основные правила работы с профеесиограммами.

По окончании изучения курса учащиеся должны иметь представление

- о результатах труда в профессиональной деятельности сферы «человек - человек»;

- о перспективах профессионального роста работников данного пит профессий.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь'.

- сравнивать свои предварительные знания о профессиях группы <'человек - человек» с результатами практического знакомства с ними;

-- определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий;

  • соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессии;

  • работать с профеесиограммами профессий, относящихся к данной группе.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоре-тические положения сопровождаются профессиональными пробами, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается вовлечение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных •методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

Программа обладает необходимой конкретностью определения результатов подготовки по каждому разделу и по программе в целом. Контроль проводится для определения степени достижения цели обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Выполнение практических работ по завершении каждого раздела программы курса помогает установить степень усвоения материала. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме проведения эвристического семинара. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание учащимся содействия в самоопределении.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Полный учебно-методический комплекс курса состоит из следующих элементов:

  • программы;

  • учебного пособия;

  • рабочей тетради для учащихся;

  • методического пособия для учителя.

В качестве дополнения к данному УМК подготовлено приложение в виде СD-диска с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным темам курса. Это позволит восполнит недостаток наглядного и раздаточного материала.



тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

I.

Введение. Предмет и задачи курса

1

II.

Характеристика профессий группы «человек -человек»

4

2.1.

Особенности профессий группы «человек - человек»

1

2 2

Основные требования к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми. Действия, наиболее характерные для профессий данной группы

1

2.3.

Подтипы профессий данной группы

1

2.4.

Результаты труда и перспективы профессионального роста в профессиональной деятельности группы «человек - человек»

1

III.

Профессиональные пробы

8

3.1.

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда юриста. Работа с профессиограммой. Деловая игра «Учимся читать законы»

2

3.2.

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда менеджера. Работа с

2

профессиограммой. Деловая игра «Организация фирмы»

3.3.

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда педагога и психолога. Работа с профессиограммами.- Практикум «Решение конфликтных педагогических ситуаций»

2

3.4.

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда журналиста. Работа с профессиограммой. Защита проекта газеты

2

IV.

Рефлексия

4

4.1.

Реалистическая оценка профессий группы«человек - человек». Соотнесение своих возможностей с требованиями, предъявляемыми к профессиям данного типа

2

4.2.

Эвристический семинар «Станет ли общение моей профессией?»

2

Итого

17

Содержание программы

I. Введение

Предмет и задачи курса.



Учащиеся должны знать:

  • понятия «профессия», «профессиональная деятельность»,

  • «специальность»;

  • значение профессионального самоопределения;

  • требования к составлению личного профессионального плана;

-понятие профессиограммы.
Учащиеся должны уметь:

- определять предмет и задачи курса;
. - анализировать профессиограммы;

-составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:

- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

П. Характеристика профессий группы «человек - человек»

Особенности профессий группы «человек - человек».

Основные требования к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми. Действия, наиболее характерные для профессий данной группы.

Подтипы профессий данной группы:

1) профессии, связанные с управлением, руководством чьей-то деятельностью,

2) профессии, связанные с обучением и воспитанием людей

\3) профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей;

4) профессии, связанные с информационным обслуживанием людей;

5) профессии, связанные с творчеством;

6) профессии, связанные с производством;

7) профессии, связанные с исследованием, научным изучением чего-либо или кого-либо; 8) профессии, связанные с защитой людей от враждебных действий;

9) профессии, связанные с контролем над людьми.

Результаты труда и перспективы профессионального роста в профессиональной деятельности сферы «человек - человек».

Учащиеся должны знать:

- основные особенности профессий группы «человек - человек»;

- деловые качества, необходимые для работы по данным профессиям (общие и специфические);

- действия, наиболее характерные для профессий группы «человек - человек»;

- подтипы профессий группы «человек - человек».
Учащиеся должны уметь:

- определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий;

- анализировать информацию о профессиях.
Учащиеся должны иметь представление:

  • о результатах труда в профессиональной деятельности сферы «человек - человек»;

  • о перспективах профессионального роста работников данного типа профессий.

III. Профессиональные пробы

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда юриста. Работа с профессиограммой. Деловая игра «Учимся читать законы».

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда менеджера. Работа с профессиограммой. Деловая игра «Организация фирмы».

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда педагога и психолога. Работа с профессиограммой. Практикум «Решение конфликтных педагогических ситуаций».

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда журналиста. Работа с профессиограммой. Защита проекта газеты.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать свои предварительные знания о профессиях группы «человек - человек» с результатами практического знакомства с ними;

  • работать с профессиограммами профессий, относящихся к
    данной группе.

IV. Рефлексия

Реалистическая оценка профессий группы «человек - человек», понимание содержания профессиональной деятельности в данной сфере, типичных профессиональных трудностей, объективных достоинств и недостатков профессий. Определение своего отношения к тем действиям, которые характерны для данных профессий. Соотнесение своих возможностей с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессий.

Выполнение коллажа, иллюстрирующего особенности профессиональной деятельности в сфере «человек - человек».

Эвристический семинар «Станет ли общене моей профессией?»

Учащиеся должны уметь:

  • определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий;

  • соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессии.





















Литература

Для учителя:

  1. Ваксян А. 3. Как стать юристом. М., 2000.

Засорина Т. А., Федосова Н. П. Профессия - журналист

  1. Ростов-на-Дону. 1999.

  2. Коломинский Я. Л. Человек: психология. М., 1986.

  3. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / Под ред. С. Н. Чистяковой,
    А. Я.Журкина. М., 1997.

5 Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984.

  1. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

  1. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера.
    М., 1991.

  2. Профессиональное самоопределение и профессиональная
    карьера молодежи. М., 1993.

  3. Психологические аспекты профессиональной ориентации
    учащихся. Киев, 1998.



  1. Психологическое сопровождение выбора профессии. М.,
    1998.

  2. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. М., 2004.

  3. Упоров И. В. Профессия - юрист. Ростов-на-Дону, 1999.

  4. Ярошенко В. В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. Киев, 1993.

Для учащихся:

  1. Белова Т. В., Волошина И. А., Солнцева В. А., Щегор-
    цев В. А. Справочник начинающего профконсультанта. М., 1998.

  2. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1990.

  3. Мир профессий. М., 1988.

  4. Мир человека: Учебное пособие / Под ред.
    В. А. Лекторского и А. Ф. Малышевского. М., 1993.

  5. Моя профессиональная карьера: Пособие для учащихся. М.,
    1993.

  6. Пекелис В. Д. Как найти себя. М., 1989.

  7. Поляков В., Яновский Ю. Как получить хорошую работу в
    новой России. М., 1995.

8. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии. М., 2003.



© 2010-2022