Урок труда Хохломская роспись 4 класс

Урок по труду .Тема"Хохломская роспись" Цели урока: 1.Обогатить учащихся новыми сведениями о декоративно-прикладном искусстве. 2.Показать связь искусств (литература, информатика, изобразительное искусство). 3.Воспитание эстетического вкуса.   Задачи урока: показать выполнение элемента хохломской росписи. Материал и пособия для ученика: бумага, акварельные или гуашевые краски, простой карандаш, ластик.   План урока 1. Организационный момент - 1 мин. 2. Беседа - 7 мин. 3. Техника рисунка. Показ у...
Раздел Технология
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по труду .Тема"Хохломская роспись"

Цели урока:

1.Обогатить учащихся новыми сведениями о декоративно-прикладном искусстве.

2.Показать связь искусств (литература, информатика, изобразительное искусство).

3.Воспитание эстетического вкуса.

Задачи урока: показать выполнение элемента хохломской росписи.

Материал и пособия для ученика: бумага, акварельные или гуашевые краски, простой карандаш, ластик.


План урока

1. Организационный момент - 1 мин.
2. Беседа - 7 мин.
3. Техника рисунка. Показ учителя - 2 мин.
4. Самостоятельная работа - 25 мин.
5. Подведение итогов. Тестирование. - 5 мин.
6. Завершение урока. Оценивание. - 4 мин.

7.Д/3. - 1 мин.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Беседа.

В стародавние времена полюбил парень девушку. Лицом он был некрасив и поэтому лишний раз боялся на глаза показаться, не то, чтоб речи о любви заводить. Думал он, как быть, и надумал сделать ей такой подарок сделать, чтобы без слов поняла про его любовь. Парень был искусный резчик. Вот и затеял он вырезать ковш по форме и красоте словно птица-утица. Пришелся подарок девице по сердцу. Вскоре свадьбу сыграли, и родился у них первый сын. И у него к резьбе дар был. Отцовскую утицу повторил, да узорами разукрасил.

А внук, когда подрос, тоже к резному делу прикипел. Придумал к тому ковшу маленькие ковшики-утята. Так и повелось: от отца к сыну передавалось мастерство, и, сохраняя отцово и дедово добавлял каждый мастер свое умение и выдумку, душу вкладывал. Вслед за этой семьей и вся деревня за резьбу принялась. Летом хлеб растят, а зимой разные поделки режут. Сначала для себя сделали, а потом и на продажу. Тем и стали промышлять - сложился промысел.

Хохлома - большая торговая деревня на Волге. Первые упоминания о ней относятся к временам Ивана Грозного. Земли эти принадлежали богатому подмосковному Троице-Сергиевому монастырю. В монастырских описаниях значились ковши, ложки, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Может, тогда и началась хохломская роспись.

Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.

Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. Местные леса дали приют бежавшим от своих хозяев крестьянам и староверам. Эта земля была бедна, и народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.

Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 19 века Хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт Хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома "возвращается" к нам в Россию и мир.

Художники, которые взялись за роспись деревянной посуды, используя элемент «травка»,назывались «травниками». Травки, ягодки, цветы, фантастические рыбы и птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, напоминает людям мечту о счастье.

Сегодня вы окунулись в таинственный мир народного творчества. Вы открыли для себя таинственный мир Золотой Хохломы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий -

Всех чудесней эта Хохлома!

Теперь вы знаете,почему эту красивую золоченую посуду называют странным и веселым именем - Хохлома! В нем и смех слышится, и восхищение - ох! , и восторжение - ах!

А как же возникло такое золотое свечение на деревянной поверхности? Будто солнышко изнутри греет. В хохломской росписи применяется секретный способ золочения посуды. В чем же он состоит? Когда готово «белье» (так называют белую нераскрашенную посуду), начинается подготовка к росписи. Сперва натирает художник посудину жиденьким слоем глины. Это для того, чтобы все поры в дереве сгладить. Потом олифой покрывают несколько раз. А как высохнет посуда, обсыпают ее плотно алюминиевым порошком. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок.

Когда все готово, окунет живописец кисть в красную краску - киноварь, и поплывет по серебристому полю сначала тоненькой ниточкой, потом наберет силу, расширится и замрет. И зовется эта роспись кудриной (кудрявая травка). Когда роспись закончена, покроет ее мастер лаком раз пять-шесть, и тогда уже в печь посудину поставит. Вот тут-то и волшебство приходит. От жары лак пожелтеет и блеск металлический из-под него золотится. Из печи чашу уже золотой вынимают. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.

Вот она какая, золотая Хохлома! А в центр росписи обычно помещают главный элемент: самый крупный цветок или гроздь рябины. А вокруг плавно изгибающиеся ветвистые травки. Основные краски росписи - красная, черная, желтая, коричневая, зеленая.

2.Техника рисунка.Показ учителем на доске.

3.Самостоятельная работа.

А сейчас,еще раз посмотрите на эти изделия. Они дошли до нас из глубины веков. Попробуйте нарисовать элементы этой росписи. Начинайте! Не забывайте при этом, что раньше у каждого мастера была своя « травка».

4.Подведение итогов.Тестирование.

6.Завершение урока.Оценивание.

7.Д/з: придумать свой элемент узора.



© 2010-2022