• Преподавателю
  • Технология
  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Теоретические основы формирования портфолио студента.Дидактические аспекты оценивания учебных достижений студентов в системе технического и профессионального образования.Рекомендации по формированию портфолио студента при изучении специальных дисциплин. Конкурентоспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда и умение грамотно предоставить результаты своих профессиональных достиж...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


О.А.Торопчанина, преподаватель специальных дисциплин


Теоретические основы формирования портфолио студента. Дидактические аспекты оценивания учебных достижений студентов в системе технического и профессионального образования. Рекомендации по формированию портфолио студента при изучении специальных дисциплин.

Экономика Республики Казахстан находится на стадии активных рыночных преобразований. За короткий исторический период обретения независимости, Казахстан, сделав прорыв в экономике, интегрируется в мировую цивилизацию и использует новые прогрессивные технологии.

В связи с этим возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основы нового качества жизни общества и являющихся важнейшими факторами и базой экономической мощи страны [1].

Стабильный экономический рост Казахстана вызвал значительные изменения в структуре и размере рынка труда, а также естественное увеличение спроса на качественную подготовку квалифицированных работников.

Конкурентоспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда и умение грамотно предоставить результаты своих профессиональных достижений. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, является технология формирования портфолио студента.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки профессиональных достижений студентов за весь период его обучения в колледже. Портфолио ориентирован не только на процесс оценивания полученных студентами результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого студента к процессу и результатам обучения. Представленные в портфолио материалы являются свидетельством профессионализма будущего работника [2].

Таким образом, в процессе трудоустройства портфолио будет весомым фактором образовательного рейтинга будущего специалиста. В настоящее время, диплом выпускника не может предоставить объективную информацию о молодом специалисте: его умениях и профессиональном опыте.

Сегодня необходимо находить такие средства, которые позволяют оценить профессиональные способности студентов. Традиционные процедуры оценки учебных достижений, основанные, как правило, на тестировании и опирающиеся на пассивное воспроизведение, менее всего ориентируются на эти требования и вызывают всё большую неудовлетворённость будущих работодателей.

Использование портфолио в системе ТиПО позволяет оценивать профессиональные результаты студентов, повышает познавательный интерес, способствует развитию творческого мышления и даёт возможность студенту после окончания учебного заведения устроиться на работу и представить в виде портфолио свои профессиональные достижения.

Из чего складывается оценка учебных успехов студента. Оценка - это прежде всего суждение о качестве подготовленности учащегося. В этом смысле оценку следует понимать, как процесс оценивания. Оценивание учебных успехов студентов производится преподавателем, мастером производственного обучения, лицом, контролирующим учебный процесс, ученическим коллективом, самими студентами (самооценка) [3].

Применительно к оценке результатов производственного обучения были выделены следующие основные критерии:

- правильность выполнения трудовых приемов и способов работы;

- соблюдение технических требований к качеству учебно-производственных работ;

- выполнение установленных норм времени или выработки.

Применительно к оценке знаний студентов по предметам профессионально-технического цикла выделены критерии:

- полнота;

- системность;

- прочность;

- обобщенность;

- действенность.

В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний студентов, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих контрольных работ, «технических диктантов», коллективного обсуждения разработанной студентами технической документации. Для теоретического обучения характерна также практическая проверка умений студентов применять знания в практических условиях: разработка технологических карт, схем. К методам практической проверки знаний и умений студентов следует также отнести и лабораторно-практические работы [4].

В процессе производственного обучения, основным методом контроля, являются проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ студентов: текущая, периодическая (контрольных и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификационные пробные работы). Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ студентов, самоконтроль и взаимоконтроль студентов, поэтапную аттестацию студентов, выполнение студентами межпредметных заданий.

Традиционно практикуемые методы, виды и способы контроля качества профессионального обучения характеризуются определенной субъективностью и требуют, прежде всего - объективности. Под объективным, диагностичным контролем понимается контроль, который обладает необходимой точностью и воспроизводимостью.

Одним из способов диагностичного контроля является тестирование. Основным «инструментом» тестового контроля является тест, включающий два основных элемента: задание и эталон-образец правильного и качественного выполнения этого задания, с которым сравниваются ход и результаты деятельности студентов.[5]

В настоящее время для оценки качества обучения студентов все более широкое применение находят методы с элементами рейтинговой технологии. Рейтинг выражает в баллах качество учебной работы студента и, в определенном смысле, характеризует качество подготавливаемого специалиста. Вместе с тем, это действенное средство управления учебным процессом в учебном заведении, так как информация о результатах такого контроля используется для разработки управляющих воздействий на учебный процесс.

Процедуры оценки знаний, предусмотренные в рейтинговой системе, позволяют обеспечить ее соответствие требованиям, предъявляемым к контролю знаний и умений студентов: систематичность, объективность, индивидуальность, валидность, всесторонность, экономичность. При этом в ней, возможно, использовать наряду с традиционным педагогическим контролем (устные и письменные опросы, контрольные, лабораторные и производственные работы, устные и письменные экзамены) и прогрессивные методы (например, тестовый).

Достоинства рейтинговой системы перед традиционной технологией контроля достигаются за счет усиления оценочной и коррекционной функций. Такая технология ценна именно следствием: повышается активность студента и его самостоятельность, появляется возможность осмысленного корректирования своего уровня достижений.

Степень реализации индивидуальной образовательной траектории, проявления прогресса в обучении, развитии личности и социальной активности студента, особенности общей культуры, способность к рефлексии фиксируются и оцениваются при помощи портфолио как формы целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов за учебный период.

Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает студента на демонстрацию прогресса, развития.

Портфолио - это среда, в которой разрабатываются, готовятся и представляются личные достижения студентов, происходит общение, консультирование и самопроверка участников образовательного процесса на различных этапах изучения дисциплин на основе учебного плана образовательного учреждения [6].

Портфолио ориентирован не только на процесс оценивания полученных студентами результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого студента к процессу и результатам обучения [7].

Технология работы с портфолио обладает рядом особенностей:

- фиксация, накопление и оценка индивидуальных достижений студента;

- организация отбора образцов учебно-познавательной деятельности, последующий их анализ, оценка уровня обученности студента и коррекция процесса обучения;

- диагностика изменений, поддержка учебных целей, поощрение результатов, представление спектра выполненной работы и фиксация диапазона навыков и умений, обеспечение непрерывности учебного процесса;

- демонстрация, непрерывная оценка и самооценка учебных результатов и усилий, приложенных к их достижению;

- «запуск» механизмов самообразования, самопознания, самоактуализации личности.

Предлагается одна из самых распространённых структур портфолио студента, которое состоит из четырёх разделов:

- портрет;

- рабочие материалы;

- достижения [8].

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации о студенте-авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристики, сертификаты. В портфолио достижений может быть представлена краткая история образовательных успехов студента.

Раздел «Портрет» должен постоянно пополняться материалами, свидетельствующими о личностном продвижении студента. Каждое дело, каждое мероприятие, каждое открытие может стать основой самопрезентации нового интереса, формулировки жизненного кредо, существенным дополнением к портрету «человека успешного». Очевидно, что рассказать о себе, подготовиться к кастингу или самопрезентации - занятия не из легких. Поэтому необходимо помочь учащемуся выбрать подходящую именно ему форму самопрезентации.

Раздел «Рабочие материалы» должен включать материалы, которые созданы и систематизированы самим студентом.

Одним из условий повышения эффективности учебного процесса является организация самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. Это объясняется тем, что самостоятельность необходима не только для процесса самообразования, но и для возможности применения приобретенных знаний на практике.

Активизацию самостоятельной работы студента обеспечивает использование «рабочих тетрадей», заполнение которых (как на семинарах, так и в системе самоподготовки) способствует интенсификации усвоения материала, творческому решению ключевых проблем курса, ознакомлению с методами научного исследования.

Студент должен ясно представлять технологию заполнения «рабочей тетради», осознавать тот практический навык, на развитие которого направлено решение конкретной задачи. Педагог, моделируя работу учащегося, определяет и жестко задает необходимые «шаги» в деятельности обучающегося, гарантирующие достижение образовательного результата.

По форме «рабочие тетради» представляют собой шаблоны, формы для заполнения, проблемные вопросы, позволяющие педагогу организовать деятельность студента, не ограничивая их творчество, но управляя процессом их активности. Рекомендуется обеспечить наличие в «рабочих тетрадях» теоретического справочного материала, тезаурусов и глоссариев, которые помогут ученику в решении поставленной задачи. Эффективным методическим приемом является создание педагогом примеров выполнения задания.

В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению студента, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. К ним относятся не только грамоты, похвальные листы или сертификаты, но и рефлексивные записки преподавателя, отражающие образовательные достижения студента или фиксирующие его личностный рост.

Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Она может меняться по мере освоения студентом способа организации портфолио.

Содержание портфолио.

Как правило, портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются различные материалы - рукописные, и набранные на компьютере, и ксерокопии.

Портфолио может содержать:

- краткие записи, связанные с ходом выполнения определенных работ;

- схемы, таблицы, графики, диаграммы;

- отчеты, наблюдения, результаты эксперимента;

- вопросу к консультанту и резюме бесед, интервью;

- аудио - и видеоматериалы, описания любых видов работ;

- грамоты; сертификаты.

Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием студента (что получилось, о чем свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать на основании, какие ошибки допущены и что с ними делать). Комментарии не должны быть большими по объему, часто достаточно одного-двух предложений.

Алгоритм запуска портфолио.

Очень важно грамотно организовать запуск портфолио, чтобы студенты были вовлечены не только в процесс отбора материала, но и совместную работу с преподавателем по разработке структуры портфолио. Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, его тип, определить содержание.
Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом:

- мотивация: каждому студенту должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио;

-определение вида портфолио: он может быть задан педагогом или выбран студентом;

- определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках, во время проектной, исследовательской или творческой работы;

- определение общей структуры портфолио;

- определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно со студентом;

- определение способов оценивания: обсуждается, каким образом и все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться. [9]

Рекомендации:

-Студент должен самостоятельно работать над материалами своего портфолио, но педагогу следует активно помогать ему в этом. Прежде всего, мотивируя его простым напоминанием о необходимости сбора и систематизации материалов для портфолио.

-При формировании портфолио не увлекаться сбором количества материалов и тем более не соревноваться с другими студентами по принципу «а у меня на две работы больше». Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов для портфолио. Ведь важно не их количество, а качество собранных материалов.

-Основной замысел сбора материалов портфолио как раз в том и заключается, чтобы помочь самому студенту осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации. Главное в этом процессе - демонстрация студентами своих возможностей и достижений.

-Основной замысел сбора документов и материалов портфолио - помочь студенту осознать свои предпочтения в выбранной профессии. Здесь должен срабатывать принцип «профильности», то есть отбор из общей массы имеющихся материалов и документов той части, которая реально демонстрирует обоснованность выбора данной деятельности.

-Технология «Портфолио» имеет более широкие возможности, в частности, в ближайшее время планируется организовать эксперимент по отработке механизмов использования портфолио при трудоустройстве выпускников образовательных учреждений. В целом, профессиональная деятельность, а тем более карьера невозможны без постоянной работы по пополнению своей «папки личных достижений».

-Целесообразно рассматривать портфолио не только как разовый инструмент, а как технологию, которая будет нужна в течение всей, по крайней мере, профессиональной жизни человека.

-Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их внешнего единообразия, так как далеко не все студенты смогут найти средства на оформление портфолио, например, в виде дорогой файловой папки. Главное для портфолио - его содержание, а не внешняя красота и выдержанный стиль оформления.

Таким образом, портфолио позволит составить хорошее представление о специалисте и избежать возможных ошибок, связанных с непосильными ему заданиями в процессе профессиональной деятельности. Процедура отбора достижений в портфолио стимулирует будущего специалиста к тому, чтобы представить свои достижения наилучшим образом, а, следовательно, повышается активность каждого будущего специалиста в учебной деятельности [10].

Задачи портфолио состоят в том, чтобы после его составления студенты могли:

- осуществлять самоконтроль, самооценивание, ставить цель и добиваться ее реализации;

- конструктивно решать проблемы, управлять временем;

- плодотворно сотрудничать в группе и развивать навыки общения;

- успешно развивать учебные навыки;

- легко совершенствовать жизненно необходимые прикладные умения

самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор поддерживать высокую учебную мотивацию студентов;

- выявлять существующий уровень сформированности умений и совершенствовать их путем внесения коррекций в учебный процесс;

- поощрять активность и самостоятельность студентов, расширять возможности обучения и самообучения;

- формировать умения учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.



Список использованных источников

1 Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана.- Астана: Елорда, 2011г.

2 Л. А. Лазарева. Что такое портфолио.//Открытая школа.-2006 № 10 (59) октябрь, с. 19-21

3 Т. Г. Новикова. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио.// Школьные технологии.- 2006 № 2, с. 139-146

4 И. Л. Лысенко. Портфолио.//Завуч.-2004 № 3, с. 39-41

5 Журнал «Образование Павлодарской области: стратегия развития» // Павлодар - 2010

6 С. Я. Батышев. Профессиональная педагогика.//Москва-1999

7 Т. Г. Новикова. А. Прутченков, М. Пинская. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся.//Профильная школа.-2004 № 1 (январь-февраль), с. 4-11

8 Е. Е. Камзеева. Портфолио учащегося.//Директор школы.-2005 №4 , с. 64

9 Т. Г. Новикова. Зарубежный опыт использования портфолио.//Народное образование.-2005 № 9, с. 151-154

10 Коллекция достижений//Модернизация: Шаг в будущее (вкладка «УГ»). Вып. № 3 (20) 2004. - с. 15.


© 2010-2022