Конспект урока Основные сведения о тканях. Производство ткани

В нашей повседневной жизни используются различные виды тканей. Ткани делят на бытовые, технические и специальные. Основную массу тканей составляют бытовые. К техническим и специальным относятся ткани для пошива парашютов и защитной одежды, парусина для палаток, клеенка, мешковина. В ходе урока дети знакомятся с основными сведениями о ткани, производстве ткани. Они выполняют лабораторно-практическую работу с целью определения в ткани направления нитей основы и утка, дают характеристику данного об...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5-й класс

ТЕМА: ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТКАНЯХ. ПРОИЗВОДСТВО ТКАНИ.


ЦЕЛЬ УРОКА: Систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях. Формировать представление о тканях, как о двух системах нитей основы и утка.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ: Коллекция волокон, пряжи. Иллюстрации прядильного производства. Образцы тканей с кромкой. Схема получения ткани на ткацком станке.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: Виды тканей с кромками, увеличительные стекла, толстые иглы.


ПЛАН УРОКА:

I. Сообщение познавательных сведений.

а) основные сведения о тканях;

б) производство ткани;

в) основные понятия (нити основы и утка, кромка, ткачество, стороны ткани - лицевая и изнаночная).

2. Лабораторно - практическая работа.

3. Заключительная часть. Итоги.


ХОД УРОКА:

1. Сообщение познавательных сведений.

а) Ткань широко применяется в быту. Из нее шьют одежду, белье.

Различные виды тканей используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни.

По своему назначению ткани делят на бытовые, технические и специальные. Основную массу тканей составляют бытовые. К техническим и специальным относятся ткани для парашютов и защитной одежды, парусина для палаток, клеенка, мешковина и др.

Ткани отличаются по составу, строению, отделке, внешнему виду, свойствам и требуют разных приемов обработки как в процессе шитья, так и при стирке, сушке и глажении.

(рассмотреть коллекцию тканей)

Сырьем для получения ткани служат волокна. По происхождению все волокна делятся на натуральные и химические. К натуральным относятся волокна растительного (хлопок, лен), животного (коконы тутового шелкопряда, шерсть животных) и минеральные (асбест) происхождения.

Химические волокна созданы химическим путем из древесины, нефти, природного газа, каменного угля.

Натуральные волокна делятся на четыре группы: хлопковые, льняные, шерстяные и шелковые. Из волокон хлопка и льна вырабатывают ткани, которые идут на изготовление одежды и белья.

б) Ткань состоит из тонких переплетенных между собой нитей (пряжи), каждая нить содержит несколько отдельно скрученных волокон.

(Рассмотреть схему получения ткани из волокон).

Первым этапом на производстве ткани является получение пряжи из волокон. Волокна, поступающие на прядильную фабрику, разрыхляют, очищают от сора, перемешивают, расчесывают, а затем вытягивают в тонкую, ровную, непрерывную ленту (ровницу). На прядильных машинах с помощью веретен из ровниц вырабатывают пряжу. Процесс, в результате которого из волокон получают пряжу, называется прядением.

(Рассказать о профессии прядильщика)

Пряжа поступает на ткацкие фабрики, где на ткацких станках вырабатывают ткань.

в) Основные понятия:

Кромка - неосыпающиеся края ткани,

нити основы - нити, идущие вдоль кромки,

нити утка - нити, идущие поперек кромки,

ткачество - процесс получения тканей.

(Рассказать о профессии ткача)

Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную. Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки. (Рассмотреть образцы).

  1. Лабораторно - практическая работа.

ЗАДАНИЕ: 1) Определить в ткани направление нитей основы и утка при наличии образца ткани, увеличительного стекла, иглы и перфокарты.

Нить

По кромке вдоль или поперек

По степени растяжения (растягивается больше или меньше)

По звуку (звук звонкий или глухой)

По виду нитей

Толщина (толстая или тонкая)

Гладкость (гладкая или пушистая)

основа


уток


2. Дать характеристику данного образца ткани. Написать, какие вещи из такой ткани можно сшить.

3. Подведение итогов урока, рефлексия.



© 2010-2022