«Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках технологии»

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ


на уроках технологии»

Проблема над которой работает учитель: Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках технологии.

Цель: Организовать проектную деятельность учащихся с применением информационных технологий на уроках технологии.

Основополагающими принципами данного опыта являются: Научность, доступность, систематичность и последовательность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, использование диалога как инструмента обучения, компетентностный подход к обучению.

Актуальность и перспективность опыта.

Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. Технологический этап развития общества требует изменения содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни. В связи с этим изменения технологии является объективным и закономерным процессом. Программа предмета технология строится по модульному принципу, благодаря чему и обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащихся целей обучения. Каждый из модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижения комплексов дидактической цели.

Модулем охвачены основные стороны современного производства (техника, технология, экономика и организация) во взаимосвязи с природными (экологическими) и социальными факторами трудовой деятельности.

Набор модулей не является строго обязательным, отдельные модули могут быть исключены, введены новые модули, изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся, местные производственно-трудовые традиции, подготовленность учителя к проведению отдельных видов работ, материально-техническое обеспечение школы.

Таким образом, перспективность заключается в том, что блочно модульные технологии позволяют адаптировать модули в связи с потребностями времени, запросами родителей и детей, местных производственно-трудовых традиций и особенностями.

Теоретическая база опыта.

Для осуществления поставленной задачи я применяю блочно-модульную технологию и технологию проектной деятельности, которая подробно изложена в работах:

Симоненко В. Д., Тихонова А. С. Методика обучения учащихся Технологии,

Тхоржевского Д. А., Гетто В. Г. Основы проблемного обучения на уроках труда,

Тихонов А. С., Сидоров О. В. Творческий потенциал учебного проектирования,

Морозова Л. Н., Кравченко Н. Г. Проектная деятельность учащихся.

В этих работах приводятся конкретные примеры следующих технологий:

Технология проблемного обучения.

Технология проектной деятельности.

Дифференцированный подход к обучению.

Личностно-ориентированный подход к обучению.

Новизна опыта.

Введение блочно-модульной технологии обусловлено объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда. В тоже время метод проектов как основной связующий элемент программы позволяет учителю качественно выверить содержание и правильность распределения часов на изучения тех или иных разделов, оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных особенностей обучающихся и местных особых потребностей производства.

Ведущая педагогическая идея.

При реализации личностно-ориентированного обучения педагог координирует учебный процесс, наблюдает, косвенно руководит деятельностью учащихся, помогает в выборе решений, активизирует самостоятельную деятельность учащихся, диагностирует развитие личности учащихся.

Учащиеся объединяются в группы по интересам, планируют свою деятельность, применяют задания из других образовательных областей, включаются в исследовательскую работу, осуществляют самоконтроль и самоанализ, ищут и выбирают пути исследования.

Среди форм организации учебной деятельности используется самостоятельная исследовательская работу на уроке и вне урока, дискуссии, "мозговой штурм", интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.

В основу обучения положен проектный подход, стимулирующий более полному и прочному усвоению учениками жизненно необходимых обще-трудовых знаний и умений, воспитанию трудолюбия, обязательности, ответственности и порядочности, формированию навыков бесконфликтного общения, культуры поведения и разумного обращения с природой.

Технология опыта.

Изучение интегративной образовательной области «Технология» позволит учащимся приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационному и передовыми технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению традиций семьи, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Уроки строятся по следующей структуре учебной деятельности:

1 этап - учебно-познавательный мотив, мотив собственного роста, собственного усовершенствования.

2 этап - учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ, самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и фиксацию результатов изучения.

3 этап - учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.

К ним относятся:

выделение проблемы из поставленной целью учебного задания.

выявление способа решения проблемы.

моделирование способов решения учебных проблем.

конкретизация и обогащение способов действий.

контроль за ходом и результатом учебной деятельности.

Принципы которыми педагог руководствуется при обучении:

Принцип наглядности;

Принцип систематичности и последовательности знаний;

Принцип доступности и посильности;

Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;

Принцип прочности знаний учащихся;

Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью;

Принцип научности обучения.

В содержании обучения педагог включает учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Обеспечивает интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. Среди форм организации учебной деятельности используется самостоятельная исследовательская работа на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.

При этом используются три основные формы организации учащихся:

фронтальная;

групповая;

индивидуальная.

Для развития умственных способностей и интереса к знаниям педагог использует на практике следующие методы обучения:

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Этот метод охватывает: демонстрацию, лекцию, изучение литературы, телевизионные передачи.

Проблемный метод. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического и критического мышления.

Частично-поисковый метод. При этом методе учащиеся получают возможность ознакомиться с определенными моментами научно-исследовательской работы, при самостоятельной работе в процессе проектирования.

Исследовательский метод, благодаря которому учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным обучением обучающихся необходимых теоретических сведений, что заложено в метод проектов.

Типология проектов.

1. Практико - ориентированный проект.

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, и т. д.

Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению России.

2. Исследовательский проект.

Основные понятия, необходимые для выполнения исследовательского проекта; объект исследования, проблема. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.

3. Информационный проект.

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения представления для широкой аудитории.

4. Ролевой проект.

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.

5. Творческий проект.

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Оформление результатов в виде видеофильмов, статьи, альбома.

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса. Метод работы с творческими проектами является активной формой обучения и развития, которая позволяет в процессе обучения трудовой деятельности сформировать у учащихся такие необходимые качества, как способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи, принимать обоснованные решения, применять и использовать приобретенные умения, знания, навыки и информацию в различных сферах преобразовательной деятельности. Проектность - это определяющая черта современного мышления, это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектное образование - это образование предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов. Метод проектов способствует формированию учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "я сам", "я сделаю", "я умею". Сохранение и преумножение врожденной "самостоятельности" ребенка это важнейшая задача образования подрастающего поколения, которую педагог старается решать на своих уроках. Для этого педагог использует различные виды наглядности: естественную, картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую.

В разделе «Технология обработки ткани» процесс проектирования включает в себя анализ проектного задания, обобщение материала, выполнение эскиза, макета из материала, расчет творческого процесса, художественное конструирование и моделирование, изучение социологических и экономических требований.

Исходя из этого определения, творческим проектом может считаться только такая работа, когда вместе с готовыми изделиями (моделями одежды, декоративно-прикладными работами) должны быть представлены все материалы, отражающие этапы разработки и выполнения проекта.

Работа с тканью, изготовление одежды, выполнение декоративно-прикладных работ своими руками являются творческим процессом, одним из средств самовыражения и дают возможность учащимся реализовать свои замыслы в реальные, конкретные швейные изделия.

В содержание учебного материала заложена логика художественного конструирования (дизайна) одежды, т. е. проектировочной деятельности, имеющей своей целью формирование эстетических и функциональных качеств швейных изделий.

Изготовление швейных изделий может быть рассмотрено как сумма нескольких технологических действий, выполняемых в следующей последовательности: 1) составление эскиза; 2) выполнение чертежа-конструкции, выкройки; 3) технология изготовления женской одежды (поузловая обработка); 4) изготовление швейного изделия по индивидуальному плану.

Четкое следование схеме эскиз - чертеж - конструкция - технология - готовое изделие позволяет научить учащихся выполнять самостоятельно швейные изделия от идеи до конечного результата, от эскиза до готового изделия.

Задача учителя предварительно сформировать определенные знания, умения, навыки и дать информацию по всем направлениям деятельности, ознакомить со всеми профессиями, задействованными в изготовлении швейных изделий: художник-модельер, конструктор, технолог, оператор швейного оборудования демонстратор одежды.

Обучение деятельности, а не конкретно какому-либо ремеслу - узко ремесленническому умению сшить одно-единственное изделие, заключается в самостоятельном выполнении различных изделий из ткани от начала до конца по составленному плану технологической обработки.

Обучение на творческом труде (в доступных для школьников соответствующего возраста формах) способствует повышению интереса к обучению, выработке устойчивых мотивов в их познавательной деятельности и трудовой деятельности в целом.

Объем получаемых знаний должен позволить учащимся в 5-8 классах самостоятельно выполнить творческую работу, поэтому содержание учебного материала распределяется по степени усложнения с учетом возрастных особенностей.

В качестве творческих проектов в рамках предложенной программы могут быть изготовлены плечевые и поясные изделия, дополнения к ним, декоративно-прикладные работы по принципу от простого к сложному.

В 5 классе учащиеся могут изготовить плечевые и поясные изделия простых конструкций: топ, юбку и шорты на поясе с резинкой, комплект для кухни (фартук, прихватки, грелка на чайник), подарки, сувениры, мягкую игрушку, панно и т. д.

В 6 классе учащиеся смогут овладеть пошивом поясных изделий: юбок, шорт, брюк и как дополнение - жилета, топа, туники и т. д. (комплекты для летнего отдыха), головных уборов, сумок.

В 7 классе учащиеся возвращаются к изготовлению плечевых изделий, но более сложных конструкций с цельнокроеным, втачным и рубашечным рукавом: халаты, блузы, блузоны, куртки-ветровки, рубашки, ночные рубашки и т. д. В дополнение: юбка, брюки, шорты, юбка-брюки и т. д., кепка, рюкзак.

В 8 классе учащиеся изготовляют сложные плечевые изделия с втачным рукавом: пиджак, жакет, сорочки, в дополнение поясные изделия, костюмы для каждого дня, для летнего отдыха, дискотеки.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

В основу методики закладываются следующие принципы:

подбор тем творческих проектов, адаптированных для возрастных групп 5-8 классов, анализ моделей одежды, декоративно-прикладных работ в соответствии с направлением современной моды, умение работать с журналами мод и другой необходимой и нужной информацией;

введение в курс обучения единой базовой цельнокроеной конструкции для плечевых изделий (с 5 по 8 класс), экспресс-построения поясных изделий, которые позволяют быстро и точно выполнять современные чертежи, изготавливать выкройки, наглядно применять приемы художественного конструирования;

применение современной технологии обработки швейных изделий, которая обеспечивает выполнение творческих проектов, предварительная проработка на образцах из ткани ручных, машинных швов, унифицированных деталей и узлов, использование техники быстрого шитья;

усвоение кратких сведений о тканях, овладение приемами работы на швейной машине с электрическим приводом и техникой быстрого шитья, что необходимо для качественного выполнения творческой работы.

Работа проводится поэтапно в следующей последовательности: 1) отбор идеи, определение специфики проекта и его обоснование; 2) работа по сбору информации с соответствующей литературой, журналами мод, альбомами; 3) отработка идеи в эскизах, набросках; 4) выполнение проекта; 5) защита творческого проекта, анализ проведенной работы, выставление оценок.

Учитель должен обсудить с каждым учащимся тему выбранного проекта, конкретизируя задачу (выбирая швейное изделие, декоративно-прикладную работу), отрабатывая идею в эскизах, набросках. Прорабатываются вопросы о назначении, выборе ткани, дополнениях.

При разработке творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащегося активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.

В методической копилке:

Блоки-модули.

Модуль первый. Основы материаловедения.

Модуль второй. Элементы кулинарии.

Модуль третий. Технология ведения дома.

Модуль четвертый. Технология изготовления изделия.

Модуль пятый. Лоскутная мозаика.

Модуль шестой. Обработка тканей.

Модуль седьмой. Элементы машиноведения.

Модуль восьмой. Элементы домашней экономики.

Модуль девятый. Основы предпринимательства.

Модуль десятый. Вязание крючком.

Для удобства и наглядности оформлены папки для среднего и старшего звена с 5-го по 11-й класс (профориентационная работа, проектная деятельность, ручная вышивка, вязание, изготовление изделия).

Большую помощь в работе оказывает кабинет, где имеются все необходимые наглядности, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:

таблицы;

опорные схемы;

банк учебных проектов.

Результативность.

Проводимая работа в данном направлении дает положительные результаты:

все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт;

100% успеваемость;

процент качества за предыдущий год по всеклассно составляет 100%.

Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах.

Уделяю огромное внимание здоровьесберегающему направлению.

Адресная направленность.

Опыт работы по данной технологии может использоваться учителями технологии в общеобразовательных школах, как в общеобразовательном классе так и в профильном; преподавателями профессионального училища.

Заключение.

На современном этапе развития образовательной системы Российской Федерации, предусматривающей профилизацию старшей ступени общего образования, востребована и является педагогически ценной та методика преподавания предмета, которая использует активность учителя и ученика В арсенале инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Метод проектов не нов в дидактике. Тем более важным является опыт педагога по организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии в процесс обучения и воспитания, советы во избежание неудач при реализации проектов.

Начало освоения нового всегда сложно, а поэтому и трудоемко, как для учителя, так и для учащихся. Сказывается и нехватка литературы как учебной, так и методической, что занимает много времени для подборки информации. Все приходит со временем и с опытом. Если, начиная с 5-го класса, материал собирается по крохам менее емкий, то к 11-му классу учащиеся успешно справляются с более сложными блоками- модулями.


11


© 2010-2022