Проект Во саду ли девицы гуляли

Русский сад можно назвать плавным продолжением наших богатых и красивейших лесов. Лесные опушки с их миниатюрными красивыми цветочками плавно переходят на садовые лужайки, где в давние времена девушки водили хороводы. Изюминкой романтических русских садов были поросшие тиной и высокой травой пруды, петляющие в свободной манере садовые дорожки, заросшие луговыми травами плодовые сады. Если дополнить эту картину, в своем воображении, кваканьем лягушек, стрекотанием кузнечиков, пением кукушки и ва...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г. Сорска




Республиканский конкурс творческих проектов «Город мастеров» среди обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей




Творческий проект

«Во саду ли девицы гуляли…»





Автор проекта:

Чустеева Светлана Леонидовна, 16 лет,

Год выполнения проекта: 2013г.

Руководитель проекта:

Ельгечева Светлана Леонидовна,

педагог дополнительного образования,

детское объединение «Волшебная глина»,

МБОУ ДОД ДДТ г. Сорска

[email protected]















г. Сорск

2013

Содержание




  1. Введение…………………………………………………………………………… 2

  2. Основное содержание ……………………………………………………….......... 4

  3. Обобщающая часть ……………………………………………………………….. 7

  4. Заключение ………………………………….……………………………………... 8

  5. Список используемых источников (библиография)……………………………... 9











Введение

Умом сад русский не понять -

Его б прочувствовать с душою!

Начало декоративного садоводства в нашей стране относится к глубокой старине. В V в. до н.э. историк Геродот упоминает о садах, расположенных в нижнем течении Днепра. В IХ в. появились сады в Киеве, Курске, Орле, Туле. Летописец Нестор в ХI в. описывает яблоневый сад Киево-Печерского монастыря, основанного в 1051г. Ярославом Мудрым. Во второй половине ХII в. Андрей Боголюбский заложил в 11 км от Владимира, при слиянии рек Нерли и Клязьмы, один из первых садов того времени. Этот сад служил образцом при создании садов в Суздале, Владимире, Муроме, Вязниках и др. городах. Большое внимание развитию декоративного садоводства уделял царь Иван III. В истории известны случаи, когда на месте зданий и сооружений создавались сады. Так, в 1495г. Иван III приказал снести церковь и здания, стоящие против города на правом берегу Москва-реки, и на этом месте устроил великолепный сад, существовавший до конца ХVII в. под названием Царицына луга.

В ХVI в. На южном склоне Кремлевского холма находились Верхний и Нижний сады. В том столетии возникли, получившие широкую известность своими цветниками и эффектными прудами «Крутицкие вертограды», устроенные митрополитом Павлом. К этому же времени относится возникновение садов: Прозоровского - на Пресне, Долгорукова - под Новодевичьим монастырем, Лопухиной - в Хамовниках, Архарова - в Сущеве. Были сады и в Кремле. Всего по переписи 1701г. только дворцовых садов в Москве и под Москвой было 43. Еще в 1635г. специально для детей Михаила Федоровича был устроен сад у Теремного дворца. В ХVII веке в садах начинают сажать много благовонных и красивых цветов: нарциссы, щалфей, руту, гвоздики, тюльпаны и благородные пионы.

Эти данные, в связи с дошедшими до нас планами садов ХVII века свидетельствуют, прежде всего, об утилитарном характере старых русских садов. В основном это были «огороды» в нашем современном смысле этого слова. В них превалировали овощные гряды, ягодные кустарники и деревья (крыжовник, смородина, малина, вишня), целые участки засеивались пшеницей, рожью, гречей, овсом. Но эти сады не были лишены и художественных достоинств, они заключались не в регулярной планировке, а в том, чтобы «вписать» сад в окружающий его пейзаж, включить в него реку, естественные березовые рощи, участки свободно растущего леса. В ряде случаев березовые и еловые рощи насаждались специально для украшения сада. В ансамбли ранних русских садов вводились беседки. Фонтанов не было, но вода в прудах и водоемах служила украшением садов.

В петровские времена вертограды уступают регулярным садам - расположенным и засаженным по плану. Сад постепенно освобождается от овощей, принимая хорошо выраженный плодовый характер.

Развитие русских регулярных садов тесно связано с путешествиями Петра I за границу. Их развитие можно разделить на три основных периода.

Первый период падает на первую треть ХVIII века, когда в России Петром I внедрялись последние достижения европейских государств, когда регулярные композиции садов создавались заново, но с учетом природных особенностей и предыдущего опыта русского садового искусства. Второй период начинается с 30-х годов; он привел к усложнению композиций садов в целом и их отдельных компонентов. Третий (40 - 60-е годы) - последний период регулярного садоводства, уже уступающего место пейзажному, так называемому «английскому стилю» садов.

Во всех европейских странах конца ХVII - первой половины ХVIII века превалировал в устройстве садов регулярный стиль, зародившийся во Франции в ХVII веке. Строгость геометрической планировки при разнообразии трактовки деталей, обилие фонтанов, бассейнов и других водных устройств, партеры со сложными и прихотливыми рисунками цветников, обязательное украшение сада многочисленными мраморными скульптурами, трельяжные беседки - это были характерные черты регулярного стиля. Основной принцип регулярных садов - тесная связь их композиции с архитектурой. Регулярный сад как бы являлся продолжением дворца под открытым небом. Но роль каждого регулярного сада состояла не только в том, чтобы продолжить дворец, подчеркнуть особенности его архитектуры, но и в том, чтобы четко организовать все пространство, открыть далекую перспективу, создать единство ансамбля архитектуры и окружающей природы. так как согласно основному принципу композиции регулярных садов они всегда связывались с местными природными условиями.

Русские люди не могли предугадать искусственного стиля - т.е., по новейшим понятиям, высшего проявления садового художества, выработавшего в среде самых ученых и гениальных людей, - сознательно придерживались простой природы, предпочитая ее дивную, общепонятную красу всяческим хитрым, искусственным, не каждому понятным изощрениям. Считая свой сад только за огород и плодовник, русские люди и не думали расходоваться на его украшение или хоть особенно потрудиться для этой, им совершенно чуждой цели. Как бы то ни было, доромановская Русь не соблазнилась чужим примером и не воспользовалась услугами иностранных мастеров.

Насколько велика наша Родина, настолько разнообразны ее сады и парки. Тем не менее, существуют некоторые традиционные закономерности. Основными составляющими исконно русского сада можно назвать наличие плодового сада декоративного и тенистого цветника.

Характерные черты:

  • Гармония естественной природной красоты, окружающего ландшафта, с полезным использованием свободных территорий

  • Большая часть сада отдана под плодово-ягодные культуры, деревья, кустарники

  • Присутствие искусственных или естественных водоемов заселенных водными жителями, желательно чтобы рыбку можно было половить

  • Наличие аллей в парках с большой территорией или уютных мест отдыха под кронами деревьев в малых садах

Русский сад можно назвать плавным продолжением наших богатых и красивейших лесов. Лесные опушки с их миниатюрными красивыми цветочками плавно переходят на садовые лужайки, где в давние времена девушки водили хороводы.

Изюминкой романтических русских садов были поросшие тиной и высокой травой пруды, петляющие в свободной манере садовые дорожки, заросшие луговыми травами плодовые сады. Если дополнить эту картину, в своем воображении, кваканьем лягушек, стрекотанием кузнечиков, пением кукушки и ваше сердце прочувствует всю романтику такого места.

Сейчас становится все более популярным естественный стиль сада. Возможно, этим обусловлен небывалый интерес к русским садам, который проявляется за рубежом.

Если вам хочется воссоздать дух русской усадьбы на своем участке большим преимуществом станет соседство с лесом, естественным водоемом или березовой рощей. Посадите плодовый сад. При этом между деревьями вы можете поставить небольшую скамейку и разбить тенистую клумбу. Обязательно разбейте небольшой декоративный огородик. Вы можете смело смешивать плодовые и декоративные кустарники. Отдавайте предпочтение следующим растениям: ромашкам, колокольчикам, календуле, хохлатке, пионам, розам. Из древесно-кустарниковых культур уместно использование кустов сирени, боярышника, яблонь, груш, чубушника, шиповника, жимолости, смородины, крыжовника и малины. Вместо газона высадите клевер или полевицу. Стилистику русского сада дополнят извилистые дорожки, выполненные из толченого кирпича, песка или щепы. Не обойдите вниманием использование традиционных архитектурных форм - деревянных беседок.





1. Основное содержание

1.1 Идея

В работе «Во саду ли девицы гуляли…» за основу взят сюжет с открытки «Хоровод девушек» (палеховская роспись). И эту открытку мы использовали в качестве эскиза.

Проект Во саду ли девицы гуляли

Изучив само понятие «Русский сад», стилистику «Русского сада» мы решили воссоздать частичку «Старого Русского сада», когда девушки в саду водили хороводы и пели песни. А вокруг шумела березовая роща, наливались яблоки, цвели роскошные пионы и благоухала сирень. Благодаря образно-игровым способам работа над композицией дает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

Работа трудоемкая и поэтому рассчитана на несколько учебных занятий.

Цель проекта: создание скульптурной композиции «Во саду ли девицы гуляли…»

Задачи необходимые для достижения цели:

1. изучение истории возникновения русского сада;

2. разработка идеи творческого проекта;

3. поэтапное изготовление сюжетной композиции;

4. обобщение полученного опыта в процессе работы над проектом.

1.2. Материалы и оборудование:

Работая над проектом, мы еще раз доказываем, что глина является тем благодатным материалом, из которого можно выполнить различные изделия, фигурки, собирая их в единый сюжет.

Приготовление глины к работе. Глину, имеющую оптимальную жирность и хорошо вылежавшуюся, достаточно лишь тщательно промять и выбрать случайно попавшие в нее камушки. Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатываем между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно сгибаем его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина, вполне пригодна для работы.

Инструменты и материалы, необходимые для выполнения работы. Основными инструментами при лепке всегда остаются пальцы мастера. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Но там, где необходимо добиться четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру и убрать лишнюю глину, применяют скульптурные стеки: лопатки, ножи с деревянным лезвием. Кроме инструментов готовим подставки, на которых непосредственно производится лепка и такие материалы как: тряпочки, губки, вода, скалка

1.3. Технологическая карта

Мы предлагаем познакомиться с основными этапами работы над проектом

№ п/п

Этапы работы

Графическое изображение

Материала и оборудование

1

Изготовление подставки «Поляна» для композиции

Проект Во саду ли девицы гуляли

Глина, вода, стеки, губка, тряпочка, скалка

2

Изготовление керамических кукол для скульптурной композиции (5шт)

Проект Во саду ли девицы гуляли

Подставка, глина, вода, стеки, губка, тряпочка

3

Изготовление керамической фигуры - яблоневого дерева

Проект Во саду ли девицы гулялиПроект Во саду ли девицы гуляли

Подставка, глина, вода, стеки, губка, тряпочка

4

Изготовление керамической фигуры - дерева «березы»

Проект Во саду ли девицы гулялиПроект Во саду ли девицы гуляли

Подставка, глина, вода, стеки, губка, тряпочка

5

Изготовление керамической цветущего куста сирени

Проект Во саду ли девицы гуляли

Подставка, глина, вода, стеки, губка, тряпочка

6

Изготовление цветочного куста пиона

Проект Во саду ли девицы гулялиПроект Во саду ли девицы гуляли

Подставка, глина, вода, стеки, губка, тряпочка

7

Сушка и обжиг изделий


Муфельная печь

8

Декорирование готовых изделий художественными красками (темпера)

Проект Во саду ли девицы гуляли

Темперная краска, лак акриловый, кисточки

9

Составление скульптурной композиции.

Проект Во саду ли девицы гуляли

10


2. Обобщающая часть

Практическая часть работы завершена, и можно подвести некоторые подсчеты, которые позволят выявить практичность нашего проекта.

2.1. Экономическое обоснование

№ п/п

Материалы, используемые в работе

Кол-во

Цена (руб.)

1

Глина

2кг

130

2

Гипс

1кг

25

3

Шпатлевка

100г

8

4

Краска темперная

80г

100

5

Лак акриловый

20г

7

Итого:

270

2.2. Энергомическое обоснование

Стоимость 1 кВт в г. Сорске составляет 1 руб. 32 коп..

Для обжига игрушек мы использовали муфельную печь размерами 310х160х190, мощностью 2 кВт.

Провели небольшие расчеты:

при 100С - 220 Вт, при 800С - 1760 Вт

сначала игрушки сушатся в печи 1 час при 100С, расходуя:

1 час х 220Вт. х 1 руб. 32 коп. = 0, 29 коп.

Затем регулятор температурного режима переключаем на 800с и далее еще 2 часа происходит обжиг, расходуя при этом:

2 часа х 1760 Вт х 1 руб. 32 коп. = 4 руб. 64 коп.

Всего на один обжиг затратили - 0,29 коп. +4 руб. 64 коп. = 4 руб. 93 коп.

При работе обжиг проводили два раза, т.е. - 4 руб. 93 коп. х 2 = 9 руб. 86 коп.

Всего при обжиге затрачено денежных средств - 9 руб. 86 коп.

Общая стоимость проекта составляет:

270 руб. + 9 руб. 86 коп. = 279 руб. 86 коп.

2.3. Экологическое обоснование

Творческий проект безопасен для здоровья, т.к. выполнен из глины, что является чистым природным материалом. Роспись выполнена художественными темперными красками, в состав которых входит яичный желток, льняное масло, маковое масло, масляный лак (лучших качеств). Лак, используемый для покрытия мелкой скульптуры акриловый на водной основе, экологически чистый, не содержит растворителей, при высыхании не имеет запаха, не токсичен. Делаем вывод, что изделие безопасно при использовании по назначению и не несет вред окружающей среде.

3. Заключение

Работа над проектом заняла немало времени. Но с каждым днем захватывала все сильней - так хотелось быстрей увидеть результат работы. В процессе работы над проектом мы изучили историю возникновения старинных русских садов, что дало представление о том далеком времени. Используя накопленный опыт в работе с глиной, мы попробовали себя в изготовлении деревьев - березы и яблони, кустов сирени и кустов пионов. Работа очень тонкая, требующая терпения. Возникали некоторые сложности, но мы с этим справились. Так же не сразу получилась подставка «Поляна» - мы испробовали несколько способов ее изготовления:

1. пробовали слепить из глины, но так как возможности нашей муфельной печи ограничены размером, то от этой идеи мы отказались;

2. пробовали использовать самозатвердевающую глину, но работа при сушке давала трещины;

3. слепили из глины «Поляну» с предполагающим рельефом - получилась форма. Затем форму обмазали раствором гипса. После затвердевания гипса полученную модель сняли с формы и раскрасили темперными красками. У нас получилась задуманная «Поляна».

Хотим заметить, что никакими денежными средствами не измерить то вдохновение при работе над проектом и чувства удовлетворения от полученного результата.





Готовый творческий проект «Во саду ли девицы гуляли…»







Проект Во саду ли девицы гуляли

Список используемых источников (библиография)



1. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления у ребенка. - СПб., 2002.

2. Федотов Г. Послушная глина: Основы художественного ремесла. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 - 144с.

3. da-club.ru

4. sad.ru/

5. art-con.ru

6. rfc-online.ru/

7. teamgarden.ru



© 2010-2022