Система работы с одаренными детьми

Система работы с одаренными детьми средствами учебного предмета «Технология» (из опыта работы учителя технологии МОУ Шилкинской СОШ №1 Бухтояровой Светланы Васильевны)Содержание Введение…………………………………………………………………………3 1.     Теоретические основы понятия «одаренность» и «талантливость»…..4 2.     Система работы с одаренными детьми средствами учебного предмета «Технология»  (результаты)……………………………………………..6 Выводы…………………………………………………………………………  12 Литература……………………………………………………………………….13 Введение  Созд...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Шилкинская СОШ №1















Система работы с одаренными детьми средствами учебного предмета «Технология»



(из опыта работы учителя технологии МОУ Шилкинской СОШ №1

Бухтояровой Светланы Васильевны)























Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Теоретические основы понятия «одаренность» и «талантливость»…..4

  2. Система работы с одаренными детьми средствами учебного предмета «Технология» (результаты)……………………………………………..6

Выводы………………………………………………………………………… 12

Литература……………………………………………………………………….13









Введение

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современной школы.

Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа по педагогической поддержке и сопровождения талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национально образовательной инициативы "Наша новая школа".

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.(Концепция «Наша новая школа»)

Поэтому цель, которую я ставлю перед собой, состоит в реализации системы планомерных и целенаправленных мероприятий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей средствами учебного предмета «Технология».



  1. Теоретические основы понятия «одаренность» и «талантливость»

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.

Виды одаренности:

- в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

- в познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

- в художественно-эстетической деятельности - хореографическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;

- в коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность;

- в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.По критерию «Широта проявления в различных видах деятельности» можно выделить общую и специальную одаренности. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейший аспект общей одаренности - умственная активность и ее саморегуляция.

Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).

С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность - познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

«Талант - дарование, выдающиеся природные способности»- из словаря С.И.Ожегова

Следовательно, слово «одаренный» является синонимом слова «талантливый».

Особенности динамики становления одаренности в детском возрасте оказывают влияние не только на уровень достижений ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу



2. Система работы с одаренными детьми средствами учебного предмета «Технология». Результаты.

Цель: Создание условий для выявления, развития и поддержки одарённых детей как способ развития личности с высоким уровнем интеллекта средствами учебного предмета «Технология»

Принципы:

  1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для одаренных учащихся.

  2. Акцент на решающую роль теории.

  3. Обучение рациональным приёмам познавательной деятельности.

  4. Поддержание интереса и любознательности.

  5. Формирование и развитие исследовательских навыков.

Методы работы:

Проблемные, исследовательские, поисковые, практические методы.

Система деятельности организации работы с одаренными и талантливыми детьми имеет следующее содержание:

Выявление одаренных и талантливых детей;

анализ особых успехов и достижений ученика;

создание банка данных талантливых и одаренных детей;

диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;

помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности;

создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;

организация научно-исследовательской деятельности;

участие в работе НОУ;

организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;

проведение недели технологии;

проведение выставок работ учащихся.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;

контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

Поощрение одаренных детей:

Публикация в СМИ;

Конкурс "Ученик года";

Работа с родителями одаренных детей:

Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы.

Распространение собственного педагогического опыта по теме:

Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми:

2009г. Педсовет «Проектная деятельность учащихся».

2010г. Методический семинар «Формы работы с одаренными детьми»

2011г. Методический семинар «Оценка общей одаренности»

2012г.Методический семинар "Обеспечение эмоционального положительного фона обучения"

2013г. Методический семинар «Приемы стимуляции познавательного интереса учащихся»

Открытые уроки, мастер-классы:

2010г. Муниципальный уровень-открытый урок «Уход за кожей лица. Визаж» (7 класс). Материалы урока «Уход за кожей лица. Визаж» с использованием ИКТ размещены :narod.ru/disk/2651591000/buhtoyarova.rar.html

Муниципальный конкурс «Самый классный классный-2010» с презентацией программы работы с одаренными детьми.

2011г.Участие в организации молодежных чемпионатов от Центра развития одаренности г.Пермь.

2012г. Участие в Забайкальском образовательном форуме-2012 в номинации «Талантливые дети-талантливая школа».

2012г. Открытый урок «Монограммы и метки» (5 класс)

2013г. Открытый урок «Вышивка лентами» (8 класс)

Участие в общероссийском конкурсе «Инновационный урок технологии 2013-2014 учебного года» независимой ассоциации педагогов гуманитарного, естественного и математического цикла «Форум»- Диплом III степени.

2014г. Открытый урок «Обработка накладного кармана» (5 класс)

Материалы уроков «Монограмма и метки», «Вышивка лентами», «Обработка накладного кармана» с использованием ИКТ размещены на школьном сайте: shilkasosh1.ucoz.ru/

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку и учиться вместе со сверстниками, и оставаться включенным в привычные социальные взаимоотношения, и вместе с тем качественно углублять свои знания, выявляя свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.

Научно-исследовательское направление:

2008г. Школьная научно-практическая конференция «Шаг в науку»:

Тема: Рациональное питание. Выполнила: Косова Ксения, ученица 10 класса. Научный руководитель: Бухтоярова С.В.

2009г. Школьная научно-практическая конференция «Шаг в науку»: Нагаева Катя-9Б Тема: «Исследование воздействия мыла на кожу человека». Руководитель Бухтоярова С.В., Акулова Н.А.

2010г. Школьная научно-практическая конференция «Шаг в науку»: Шивкова Ксения-9А Тема: «Морская фантазия»- Научный руководитель Бухтоярова С.В.

2011г. Краевая заочная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» -1 место: Шарагина Наташа -8А - «Исследование синтетических моющих средств». Научный руководитель: Бухтоярова С.В., Акулова Н.А

2013г. Муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»- Шмулова Екатерина (9класс). Исследовательская работа «Пища: что мы едим. Польза или вред?». Научный руководитель: Бухтоярова С.В.

Олимпиадное движение: (Муниципальный тур олимпиад по технологии)

2008г. 1 место Ильина Лена «Цветочная поляна»- 11 класс;

2009г. 1 место Шивкова Ксения «Фантазия из роз»- 8 класс, 2 место Бородина Алена-« Уютный дом» - 9класс;

2010 г. 1 место Шивкова Ксения «Морская фантазия»-9 класс;

Краевая олимпиада по технологии - 3 место Шивкова Ксения «Морская фантазия»-9 класс;

2011г. 1 место Шивкова Ксения «Цветочная феерия»-10 класс;

2012г. 1 место Потапкина Кристина «Соцветие»- 8 класс;

2013г. Потапкина Кристина «Цветочная фантазия»- 9 класс;

2014 г.2 место Потапкина Кристина «Волшебная мозаика»-10 класс.

Диагностика

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе индивидуализированного образования. На каждого учащегося оформляется диагностическая карта личностных качеств. (Применяемые методики: Шкала тревожности Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина; Методика «Ценности ориентации» М.Рокича; Опросник FP1; методика «Определение коммуникативных и организаторских склонностей»; методика «Самооценка личности»; методика «Уровень притязаний личности» и др.

  1. База данных одаренных детей.

  2. Тестирование одаренных детей.

  3. Анкетирование

  4. Динамика успехов одаренных детей

Ф.И.

Вид одаренности

Уровень олимпиады

Результаты олимпиад и конкурсов

1

Шивкова Ксения

Творческие способности

Школьная олимпиада2009-2010 по истории:

по биологии:

Районная олимпиада по технологии

2008-2009:

Районная олимпиада по технологии

2009-2010:

Краевая олимпиада по технологии 2009-2010:

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в науку» 2009-2010

2010-2011:

Районная олимпиада по технологии

Районная олимпиада по физике

Конкурс «Ученик года»

3 место

1 место

1 место

1 место

3 место

1 место

1 место

1 место

3 место

Победитель конкурса с 2008 по 2011

2

Шарагина Наташа

Гуманитарные способности

Краевая конференция для юниоров «Шаг в науку» 2009-2010 (технология)

Школьная олимпиада 2009-2010 по биологии

по английскому языку

Участие в районной олимпиаде 2010-2011

по географии

1 место

3 место

3 место

3

Косова Ксения

Гуманитарные способности; физическое развитие

Школьная олимпиада 2008-2009 по истории;

по химии;

по английскому языку

Школьная олимпиада 2009-2010: по английскому языку:

Районная олимпиада по физической культуре 2009-2010; спортивные соревнования школьного и городского уровня, краевые соревнования по каратэ

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в науку» 2007-2008, 2008-2009 (технология)

1 место

2 место

3 место

1 место

1 место

Призер

2 место

4

Потапкина Кристина

Творческие способности

Районная олимпиада по технологии

2012г.

2013г.

2014г.

Конкурс «Ученик года»

1 место

участие

2 место

Победитель конкурса 2013г.





Выводы

Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

Анализ работы с одаренными детьми дает возможность осознанно выбирать предпочтительные, оптимальные методы и технологии обучения, воспитания и развития личности одаренных детей. Работа с одаренными детьми на учебных и внеклассных занятиях с внедрением и использованием современных педагогических технологий, в том числе технологии уровневой дифференциации, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), метода проектов, проблемного обучения в процессе обучения технологии, организации исследовательской деятельности школьников открывает широкие возможности для углубления и расширения технологических знаний и способствует формированию технологической культуры, воспитанию гражданственности и патриотизма, становлению личности школьника как полноправного члена общества, несущего ответственность за будущее страны и своей малой Родины. Активно внедряю в свою практику технологию исследовательского обучения, широко применяю нетрадиционные формы обучения, которые развивают у учащихся нестандартное мышление, ведущее к принятию ими неординарных решений при выполнении задач творческого характера.





Литература:

1. Степанов, С. С. Психологический словарь для родителей. - М., 1996.

2. Психология одаренности детей и подростков под редакцией
Н. С. Лейтеса. - М., 1996.

3. Терасье, Ж. К. Сверходаренные дети.- М., 1999.

4. Клименко, В. В. Психологические тесты таланта. - Харьков, 1996.

5. Попова, Л. В. Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности. - М., 1993.

6. Богоявленская, Д. Б., Брушлинский и др. Рабочая концепция одаренности под редакцией В. Д. Шадрикова. - М., 1998.

7. Теплев, Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

8. Экземплярский, В. М. Проблема школ для одаренных. - М., 1977.



13



© 2010-2022