МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по направлению: «Слесарь по ремонту автомобилей»

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБУДО «Лянторский ЦДО»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

по направлению: «Слесарь по ремонту автомобилей»



Составил: Кот А.И., педагог дополнительного образования




Пояснительная записка

Цель: обобщить и систематизировать знания и умения по проектированию уроков теоретического обучения с использованием современных педагогических технологий, методов интерактивного обучения.

Задачи: Изучить литературу по проблеме «пед. технологии». Изучить литературу по предмету и требованиям к современному уроку. Разработать систему уроков теоретического обучения по теме «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля».

Значение активных методов обучения определяется тем, что они обеспечивают переход от организации всего учебного процесса преподавателем к самоорганизации этого процесса обучающимися. Самоорганизация обучающихся строится на основе изменения ценностного отношения обучаемых к процессу знаний, которые они приобретают благодаря самостоятельному открытию, поиску. Активные методы обучения стимулируют мотивационно-творческую активность и направленность обучающихся в процессе получения знаний. Стремление к творческим достижениям выражается в намерении обучающегося наилучшим образом выполнить учебно-творческое задание.

Интерактивное обучение реализует главную человеческую потребность - потребность в общении. Главное достоинство такого обучения состоит в том, что опыт, полученный при решении учебных задач, личность может перенести на внешний мир. При интерактивном обучении происходит осознание обучающимися ценности других людей, формируется потребность оказывать поддержку другим людям (своим товарищам по учебной группе) в ходе совместной деятельности.

Поэтому для развития навыков самостоятельной работы, творческого использования полученных знаний, приобретения обучающимися опыта в познавательной деятельности и развития индивидуальных способностей каждого обучающегося можно использовать групповой способ обучения. Члены группы собираются вместе. Цель данного этапа заключается в выработке общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержанию, но и форме решения задачи.




План-конспект урока теоретического обучения

Тема раздела программы «Техническое обслуживание и ремонт двигателя» (10часов)

Тема урока: ТО и текущий ремонт ГРМ (2 часа.)

Цель урока: формирование знаний и умений обучающихся в выполнении последовательности работ при ремонте.

Задачи:

Обучающая:

· Изучить требования, предъявляемые к ТО и ремонту двигателей и обязанности слесаря соблюдения правил по ТБ.

· Закрепить знания обучающихся в использовании понятий и терминов.

· Отработать умения обучающихся на практике.

Воспитывающая: воспитание культуры поведения, уважение к окружающим.

Развивающая: развивать познавательную активность обучающихся, товарищескую взаимопомощь и сотрудничество.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: беседа, дискуссия.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы обучения: беседа, рассказ, демонстрация, проблемный, частично - поисковый метод машинного контроля, контроль с применением карточек заданий.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока:

1. Учебник «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», Власов, В. М.

2. Плакаты.

3. Карточки - задания.

4. Компьютер.

5. Проектор.

Межпредметные и внутрипредметные связи: «Устройство автомобиля», разделы программы «Основы безопасности жизнедеятельности»: Нормативно - техническая документация.


Структура урока

№ п/п

Этапы урока

Время (мин.)

1. 1.1.

Подготовительный этап

Организационный момент

2

1.2.

Целевая установка

2

1.3.

Проверка домашнего задания

5

2.

3.

3.1.

Актуализация опорных знаний

Основной этап.

Изучение нового материала

5

15

3.2.

Закрепление и применение знаний

7

3.3

Выдача домашнего задания

4

4.

Подведение итогов, рефлексия.

5

Итого:

45

Информационная карта урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный этап.

1.1. Организационный момент.

1. Приветствует.

2. Проверяет явку обучающихся.

3. Проверяет готовность к уроку

1. Приветствуют.

2. Готовятся к уроку.

1.2. Целевая установка.

1. Сообщает тему урока.

2. Совместно с обучающимися формулирует цель урока

1. Воспринимают и записывают тему урока.

2. Участвуют в формулировке цели.

1.3. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация опорных знаний.

Организует деятельность обучающихся

Беседа с обучающими о начальных знаниях устройства ГРМ.

Рассказывают о текущем ремонте КШМ.

3. Основной этап.

3.1. Изучение нового материала.

1.Излагает новый материал по теме.

2.Организует и управляет деятельностью обучающихся

1. Воспринимают материал.

2. Изучают материал самостоятельно.

3. Конспектируют материал.

3.2. Закрепление и применение знаний.

1.Выдает задание и объясняет алгоритм работы.

2.Организует и управляет деятельностью обучающихся

1. Слушают и задают вопросы.

2.Выполняют практические задания

3.3. Выдача домашнего задания.

Комментирует домашнее задание.

Обсуждают домашнее задание.

4. Заключительный этап. Подведение итогов,

1.Подводит итоги.

2. Оценивает работу обучающихся.

3. Даёт общую оценку занятию

1. Слушают, проводят само- и взаимоконтроль.

2. Слушают, беседуют с преподавателем.

3. Слушают.

рефлексия

Организует рефлексию (Приложение ).

выполняют рефлексию.



















План - конспект урока

1. Подготовительный этап.

1.1. Организационный момент. - 2мин.

1.2. Целевая установка. - 2 мин.

1.3. Проверка домашнего задания. - 5мин.

2. Актуализация опорных знаний. - 5 мин.

Беседа с учащимися о начальных знаниях роли ГРМ в двигателе внутреннего сгорания.

Двигатель - наиболее сложный и важный агрегат, от состояния которого зависят многие технические и экономические показатели работы автомобиля. Если рассмотреть динамику распределения отказов по двигателю, которые возникают в процессе эксплуатации, то на долю ГРМ приходится около 7% от общего числа отказов. Сам же механизм газораспределения служит для своевременного впуска в цилиндры двигателя горючей смеси и выпуска из них отработавших газов. Техническое состояние ГРМ можно определить по шумам и стукам, по расходу сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры, и компрессии, по измерениям изменений разряжения во впускном трубопроводе, а также упругости клапанных пружин.

Общее устройство ГРМ.

[слайд 2]

Знакомство с терминами.

- Двигатель - источник механической энергии, необходимый для движения автомобиля.

- Фазы газораспределения - это моменты открытия и закрытия клапанов, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала относительно мертвых точек.

- Верхняя мертвая точка (ВМТ) - крайнее верхнее положение поршня.

- Нижняя мертвая точка (НМТ) - крайнее нижнее положение поршня.

- Распределительный вал - это вал, предназначенный для своевременного открытия и закрытия клапанов в определенной последовательности.

3. Основной этап.

3.1. Изучение нового материала. - 15 мин.

Поскольку тема нашего урока «ТО и текущий ремонт ГРМ», вам необходимо знать последовательность выполнения операций технического обслуживания ГРМ, перечень работ по диагностированию и ТО ГРМ. Уметь выявить неисправности и произвести необходимый ремонт. Прежде чем начать изучать новую тему необходимо вспомнить из чего состоит механизм привода клапанов.

[слайд 3] [слайд 4] [слайд 5]

Техническое обслуживание газораспределительного механизма заключается в следующем: ежедневно при контрольном осмотре автомобиля после прогрева двигателя необходимо на слух убедиться в отсутствии стуков при различной частоте вращения коленчатого вала. После первых 2000 км пробега, а в дальнейшем через 30000 км на двигателях ВАЗ надо подтягивать гайки крепления крышки подшипников распредвала в установленной последовательности моментом 18,4 - 22, 6 Н·м.

[слайд 6]

После каждых 15000 км пробега необходимо проверять состояние и степень натяжения ремня привода распределительного вала и натягивать его. При наличии складок, трещин, расслоения, замасливания и разлохмачивания приводного ремня возникает опасность разрыва при работе двигателя, поэтому в этом случае он должен быть заменен ранее установленного срока (60000 км пробега). Но стоит помнить, что ремень и шкив привода распределительного вала должны иметь одинаковый профиль.

[слайд 7]

В случае замасливания ремень тщательно протирают ветошью, смоченной бензином.

Если привод распределительного вала осуществляется цепью, то для предупреждения преждевременного изнашивания и снижения шума цепного привода необходимо первые две его подтяжки производить через 5000 км пробега, а последующие - через каждые 10000 км пробега.

После каждых 30000 км пробега рекомендуется проверять и регулировать тепловые зазоры клапанов. После каждых 60000 км пробега производить замену зубчатого ремня привода распредвала и маслоотражательных колпачков.

Основными дефектами распределительного вала являются изгиб, износ опорных шеек и шейки под распределительную шестерню, износ кулачков. Для устранения этих дефектов необходимо выполнить разборку привода распределительного вала. [слайд 8]

Дефектами клапанов являются износ и обгорание рабочей фаски, деформации тарелки, износ и изгиб стержня. Клапаны с небольшим износом рабочей фаски восстанавливают притиркой к седлу. При значительных износах или наличии глубоких раковин и рисок осуществляют шлифование и притирку. После шлифования фаски высота цилиндрической части головки клапана должна быть не менее установленной техническими условиями.

Все клапаны притирают одновременно на специальном станке. Герметичность контролируют прибором или путем заполнения камеры сгорания керосином.

Изгиб стержня и биение рабочей фаски головки относительно стержня проверяют на специальном приспособлении. При большом биении стержень правят. Изношенный стержень клапана восстанавливают хромированием или отсталиванием с последующим шлифованием до ремонтного размера.

У толкателей клапанов изнашиваются сферическая и цилиндрическая поверхности. В коромыслах клапанов изнашиваются втулки, которые заменяют на новые и растачивают отверстие в них до номинального или ремонтного размера. В новой втулке сверлят масляные отверстия. Изношенную сферическую поверхность носка коромысла обрабатывают шлифованием. Но для ремонта клапанов и их гнёзд необходимо произвести разборку головки цилиндров.

[слайд 9]

Головки цилиндров также имеют дефекты: трещины, износ клапанных гнёзд, коррозионный износ головок из аллюминиевых сплавов, износ резьбы, неплоскостность поверхности, сопрягаемой с блоком цилиндров. Поэтому в ремонтном производстве имеются основные размеры для ремонта головок цилиндров.

[слайд 10]

Для сняти и установки клапанов используют специальный съемник для стяжки пружин.

[слайд 11]

Также можно использовать приспособление 67.7823.9505.

[слайд 12]

Износ клапанных гнезд практически в той или иной мере встречается у всех ремонтируемых головок двигателей. Ударные нагрузки, попадание углистых и абразивных частиц, высокая температура - всё это вызывает износ гнезд и самих клапанов. В зависимости от износа гнезда клапанов восстанавливают фрезерованием или шлифованием фасок и установкой новых колец.

[слайд 13] [слайд 14]

Кольца запрессовывают в расточенные гнёзда при помощи оправки с предварительным нагревом головки в масле до 150-180˚С.

[слайд 15]

Далее приступают к шлифованию клапанов. Сначала шлифуют торец стежня, а затем стержень, после чего обрабатывают фаску тарелки.

[слайд 16]

Изношенные направляющие втулки клапанов выпрессовывают и на их место запрессовывают новые. Втулки запрессовывают с натягом 0,02 - 0,03 мм. После запрессовки внутренний диаметр обрабатывают разверткой, обеспечивая необходимый зазор в соединении.

[слайд 17]

Биение промежуточных опорных шеек проверяют при установке вала в призмы на крайние опорные шейки.

[слайд 18]

Допустимое биение определено техническими условиями. Если биение превышает допустимое значение, то вал правят под прессом. Изношенные шейки шлифуют на меньший диаметр до одного из ремонтных размеров. После шлифования шейки полируют абразивной лентой или пастой ГОИ. При этом осуществляют замену изношенных опорных втулок на новые. Внутренние диаметры новых запрессованных втулок обрабатывают разверткой или расточкой резцом под размер перешлифованных шеек распредвала. Опорные шейки вала, вышедшие из ремонтных размеров, можно восстанавливать хромированием или отсталиванием под номинальный или ремонтный размер.

Небольшой износ кулачков устраняют шлифованием на копировально-шлифовальном станке. При значительном износе восстанавливают наплавкой сормайтом № 1 с последующим шлифованием на электрошлифовальной установке и окончательной обработкой на копировально-шлифовальном станке.

После ремонта головку блока промывают, протирают клапаны и гнёзда, смазывают стержни моторным маслом и вставляют клапаны во втулки. На стержень клапанов надевают предварительное кольцо, на втулки - проверенные клапанные пружины, а на них тарелки.

[слайд 19]

Собранную головку блока цилиндров устанавливают на двигатель и регулируют клапанный механизм. При регулировке теплового зазора необходимо совместить метки на распределительного вала и на установочном усике задней крышке ремня, а также совместить метки на крышке масляного насоса и на шкиве коленчатого вала.

[слайд 20] [слайд 21]

При регулировке тепловых зазоров используются специальные щупы и приспособления.

[слайд 22]

Сборка газораспределительного механизма ведётся в обратной последовательности разборки. [слайд 23]

3.2. Закрепление пройденного материала.-7 мин.

Работа по карточкам, видеоматериалам.

Взаимоконтроль.

Проверка знаний с использованием ПК.

3.3. Выдача домашнего задания.-4 мин.

4. Заключительный этап. Подведение итогов, рефлексия.-5 мин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власов, В. М. Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»./ В. М. Власов, С. В. Жанказиев, С. М. Круглов,-М.: Издательский центр «Академия», 2003.-480 с.

2. Карагодин, В. И. Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования «Ремонт автомобилей и двигателей»./ В. И. Карагодин, Н. Н. Митрохин,-3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2005.-496 с.

3. Обучающие системы «Специалист по ремонту и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания»./ Министерство труда и социального развития РФ, 2002 г.

4. Шестопалов, С. К. Учебник для нач. проф. образования «Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей»./ С. К. Шестопалов,-5-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2006.-544 с.

Приложение

Подведение итогов урока. Рефлексия.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по направлению: «Слесарь по ремонту автомобилей» Познакомился с ……………………………….

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по направлению: «Слесарь по ремонту автомобилей»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по направлению: «Слесарь по ремонту автомобилей»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по направлению: «Слесарь по ремонту автомобилей»Во время урока Я Нашел новое для себя ………………………..

Выучил……………………………….………..

Запомнил………………………………………

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по направлению: «Слесарь по ремонту автомобилей» Не знал…………………………………………..

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по направлению: «Слесарь по ремонту автомобилей»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по направлению: «Слесарь по ремонту автомобилей»Прежде Я Не понимал………………………………………

Не мог……………………………………………

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по направлению: «Слесарь по ремонту автомобилей»Сейчас Я Могу………………………………………………..

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по направлению: «Слесарь по ремонту автомобилей»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по направлению: «Слесарь по ремонту автомобилей» Умею……………………………………………….

Понимаю…………………………………………..

Рефлексия (дорисовать лицо)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по направлению: «Слесарь по ремонту автомобилей»

Понравилось Не понравилось Не очень понравилось

Делитесь:



© 2010-2022