Программа по внеурочной работе Послушная глина

Программа для 5-6 классов разработана и защищена 2013 году. В ней рассказано о проблемах развития детского творчества и   что в настоящее время для развития творческого развития ребёнка необходимо развивать у них моторику рук. Работая с глиной дети учаться мыслить, творить, фантазировать и в последствии расписывать изделия.  Программа приобщает учащихся к русскому народному декоративно-прикладному искусству. Цель программы- дарить детям радость от творчества, знакомить  с историей народного твор...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»



Рабочая программа

внеурочной деятельности

Даммер Ирины Алексеевны, учителя ИЗО,

Первая квалификационная категория


Кружок «Послушная глина »


( 5 - 6 классы)


Программа по внеурочной работе Послушная глина

2012 - 2013 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.

2 Общая характеристика учебного кружка.

3. Описание места учебного курса в учебном плане.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного кружка.

5.Содержание учебного кружка.

6. Тематическое планирование кружка.

7. Описание материально-технического обеспечения.

8. Планируемые результаты.

4. Список литературы









«Без памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа, как исторической личности».

( Г.Н. Волков).

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Основы художественного ремесла» опирается на ООП ООО своего образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.

Программа предназначена для формирования у ребенка эстетическое восприятия мира, воспитания художественный вкуса, передачи детям представления народа о красоте и добре. Она способствует ознакомлению с творчеством мастеров декоративно-прикладного искусства, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию

Тема: «Эстетическое воспитание через декоративно - прикладное творчество».

Целью данной программы является формирование и развитие основ художественной культуры обучающихся через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

1. Вовлекать ребят в художественно-творческую деятельность;

2. Прививать навыки работы с глиной;

3. Научить работать разнообразными инструментами для обработки глины;

4. Научить детей вносить элементы дизайна, при отделки глиняных изделий;

5. Научить работать с пластом;

6. Развивать мелкую моторику рук у ребят;

7. Обучить керамической терминологии.

8 Научить работать в группах над единой композицией.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в отдельно взятой параллели: 5 классы - 33 часа + 1 час резервный- 34 часа

6 классы - 34 часа.+1 час резервный - 35 час

Возраст детей с 12-13 лет.

Направление программы - социальное

Декоративно - прикладное искусство - есть выражение потребностей человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов нашей жизни , которое создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Актуальность.

Проблема развития детского творчества, в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пеструшки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность

Моя цель: подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Поэтому была разработана программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, воспитывают художественный вкус, передают детям представление народа о красоте и добре.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с глиняным народным промыслом. Значением этого ремесла в нашей жизни.

Программа знакомит ученика с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии учащихся , доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Направления:

  • Расширенное знакомство обучающихся с изделиями народных художественных промыслов.

  • Знакомство с технологией работы с глиной .

  • Самостоятельное создание детьми изделий из глины.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно - прикладным искусством:

-Беседы;

-Занятия на основе метода интеграции;

-Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

-Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;

-Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству ;

-Просмотр видеофильмов;

-Экскурсии;

-Дидактические игры;

-Использование силуэтного моделирования

-Экспериментирование с различными художественными материалами;

-Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

-Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

-Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;

-Использование физминуток.

Формы занятий:

Групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Форма подведения итогов - диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Методы оценки результативности программы:

Качественный анализ;

Посещаемость;

Статистические данные;

Фиксация занятий в рабочем журнале;

Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);

Практические материалы.

Качественный анализ:

Формирование новых навыков и умений;

Анализ успешности деятельности и достижение целей;

Анализ диагностического материала;

Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.

Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями строиться на основе анкет по изучению художественных интересов детей.

Используются разнообразные формы работы:

Родительские собрания;

Индивидуальные консультации;

Беседы.

Итогом детской деятельности могут служить

  • выставки детского творчества;

  • участие в конкурсах по народным промыслам;

  • развлечения, досуг, праздники.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

кружка « Послушная глина»

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность заключается в том, что многие приобретённые знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию окружающего мира;

  • формирование целостного мировоззрения к окружающим предметам;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• практическому освоению обучающимися практической деятельности при освоении ремесла;

При изучении внеурочного кружка обучающиеся усовершенствуют приобретённые навыки работы с природным материалом. Программа знакомит ученика с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии учащихся, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Учащиеся научатся:

• основам работы с глиной

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели предметов;

Обучающиеся получат возможность научиться:

• основам дизайна предметного мира;

• самостоятельно придумывать сюжеты

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

Коммуникация и социальное взаимодействие

Учащиеся научатся:

• осуществлять свои творческие планы;

проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность,

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).

Предметные результаты:

  • умение использовать термины « технологии изготовления», « техника», «дизайн», понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной работе с глиной.

  • умение заготавливать глину;

  • умение работать с глиной;

  • умение расписать изделия.

Содержание программы кружка «Послушная глина»

1-ый год обучения

1-2 Введение. История использования глиняных изделий «Пчёлка лепит из воска, а ласточка из глины». Рассказ о истории использования глины человеком. Предметы быта: посуда, сувениры. Показ детям Презентации

по данной теме.

  1. Инструменты и приспособления для работы с глиной

Рассказ о инструментах и приспособлениях. Презентация по теме «История изготовления инструментов. Виды инструментов».

Приёмы работы инструментами.

  1. Подготовка глины к работе: просеивание, отмучивание, отощающие добавки, перемин глины

Рассказ о приёмах просеивания и отмучивания глины. Отощающие добавки (песок, пух тополя, шерсть животных). Работа с глиняным куском ( катание колбасок, при сгибании глины, если она не трескается, значит готова к работе).

Подготовка глины к работе.

7- 11 Работа по лепке животных из целого куска глины способом вытягивания

Лепка собачки; Лепка коня;

Лепка лошадки; Лепка енота.

Лепка медведя;

  1. Работа по лепке деревьев, домиков из брусков, атрибутов лесного жилища.

Лепка деревьев: ели, дуба. Осины.

Лепка избушек для зверей (из брусков)

Лепка деревянного стола, пеньков, посуды для зверей.

18-33 Работа над проектом «Герои моей любимой сказки» (групповая работа)

Дети работают в группе над проектом.

34. Выставка проекта.

Тематическое планирование

1 года обучения

Тема

Количество часов

всего

на теоретические занятия

на практические занятия

1-2.Введение. История использования глиняных изделий

3-4.Инструменты и приспособления для работы с глиной

5=6.Подготовка глины к работе: просеивание, отмучивание, отощающие добавки, перемин глины

7-11 Работа по лепке животных из целого куска глины способом вытягивания.

12-17.Работа по лепке деревьев, домиков из брусков, атрибутов лесного жилища.

18-33.Работа над проектом «Герои моей любимой сказки» (групповая работа)

34. Итоги работы: Выставка.

2


2


2


5


5


17


1

1


1


1


1


1


4


1

1


1


1


4


4


13


-

Резервный час

1



Итого:

35

10

25

Содержание программы кружка « Послушная глина»

2-ой год обучения

1-2.Вводное занятие. История работы с глиняным пластом.

Презентация по теме. История происхождения данного направления.

Чем лучше пластовая работа в керамике? Сушка, обжиг изделий из пласта.

Работа над керамическими узорами.

3-4..Подготовка глины к работе. Лепка пустотелых животных. Использование шликера для склеивания частей.

Закрепление знаний по подготовке глины к работе. Приготовление шликера - масса для склеивания глиняных изделий.

Приобретение навыков изготовление пустотелого яйца.

5-6.Лепка собачки, лепка кошки и др. животных по выбору.

Лепка животного на основе пустотелого туловища и приклеивании отдельных частей к туловищу.

7-9. Подготовка глины к работе. Лепка сосудов из пластин.

Работа с глиной.

Лепка сосуда из пластин. Лепка кувшина.

10-11. Лепка чайницы « Декоративный сосуд»

Работа над изделием. Разминание- раскатывание-разрезание - склеивание.

12-13 Лепка карандашницы.

Работа над изделием. Разминание- раскатывание-разрезание - склеивание.

14-19. Домик из пласта глины. Этапы приготовления заготовок. Раскатывание пласта.

Этапы работы над развёрткой из бумаги Работа над эскизом своего домика. Изготовление трафарета.

Нанесение трафарета на пласт глины.

Вырезание по трафарету.

Склеивание на шликерную массу.

Сушка изделия. Обжиг.

20-33. Работа над проектом « Сказочная деревня»

Групповая работа над проектом своей деревни.

Эскиз - подготовка пласта- вырезание-склеивание. Дизайн отделки стен и прилегающей территории деревеньки (деревья, постройки и т.д.)

34.Защита проекта. Выставка

Представление последней темы:

1.Подведение итогов по работе по программе за год в виде диспута за круглым столом.

2.Выставка работ в школе, на выставках города и республики.



Тематическое планирование

2 года обучения


Тема

Количество часов

всего

на теоретические занятия

на практические занятия

1-2.Вводное занятие. История работы с глиняным пластом.

3-4..Подготовка глины к работе. Лепка пустотелых

животных. Использование шликера для склеивания частей.

5-6.Лепка собачки, лепка кошки и др. животных по выбору.

7-9. Подготовка глины к работе. Лепка сосудов из пластин.

10-11. Лепка чайницы « Декоративный сосуд»

12-13 Лепка карандашницы.

14-19. Домик из пласта глины. Этапы приготовления заготовок. Раскатывание пласта.

20-33. Работа над проектом « Сказочная деревня»

34.Защита проекта. Выставка.

2


2



2


2


2

2

6


14

1


1



1


1


1

1

2


4

1


1



1


1


1

1

4


10

Резерв

1



Итого:

35

12

25

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Технические средства обучения.

  • мультимедийный проектор;

  • сканер;

  • колонки;

  • принтер;

Наглядные пособия по курсу.

  • Картины по керамике (Каргапольские игрушки, Филимоновские игрушки, различные виды росписей)

Информационно-справочные материалы по курсу.

Список литературы для учителя


1. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство - Пресс, 2000.

2. Тимофеева М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. Ярославль. Академия развития, 2009г.

3. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.

4. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.

5. Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.

Просвещение, 2009г..

6. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 1997.

Список литературы для детей


1. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб. Детство-пресс, 2009.

2. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 1997.

3 Шпикалова Т.Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом. Москва. Мозаика-Синтез, 2009г.

4. Шпикалова Т.Я. Народное декоративное искусство на уроках лепки. Москва.2009г.

Уровни результатов внеурочной деятельности обучающихся

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых, немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Предполагаемый результат освоения программы кружка

«Послушная глина».



  • Дети научились готовить глину к работе и работать инструментами для обработки глины;

  • Дети умеют наблюдать, воспринимать и оценивать увиденное;

  • Умеют различать виды работ с глиной ( вытягивание из целого- пустотелые фигуры и работа с пластом);

  • Дети понимают и правильно применяют полученные навыки при работе с глиной, различными изобразительными материалами;

  • Они научатся выделять и анализировать свою деятельность по результатам своей деятельности и оценки со стороны окружающих;

  • При работе над эскизами развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;

  • Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

  • Они научатся выбирать и использовать различные художественные материалы и техники для создания художественного образов.

Программа по внеурочной работе Послушная глина



Программа по внеурочной работе Послушная глина



Программа по внеурочной работе Послушная глина

© 2010-2022