Урок в 8 классе «Вышивка шелковыми лентами»

Тема урока: «Техника вышивки лентами». Изучается в разделе «Художественная обработка материалов» и является заключительной при изучении этой темы. Поэтому на уроке стояла необходимость повторения изученных вышивок. Следующий урок подразумевает работу над творческими проектами, когда ребята выбирают понравившийся вид вышивки или совмещают разные и в соответствии с этим проектируют свое будущее изделие. Содержание урока дает учащимся информацию об организации рабочих мест, инструментах, приспособлениях, технологии изготовления роз из лент, последовательности работы над картиной, о композиционном решении составления картины.
Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок технологии в 8 классе.

Тема программы: «Художественная обработка материалов».

Тема урока: «Вышивка шелковыми лентами».

План содержания.

Аналитический этап.

Знания - знакомство с технологией изготовления цветов из ткани, изготовление картины в технике вышивки лентами, техники безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

Умения - соблюдать последовательность при изготовлении цветов из лент, выполнять розы из лент, выполнять правила безопасной работы.

Цели урока:

  1. Учебная

Закрепление знаний о различных видах вышивки, познакомить с технологией изготовления цветов из шелковых лент и научить изготавливать цветы из ленты, научить изготовлению картины в технике вышивки лентами.

2. Развивающая

Развитие и совершенствование умений по актуализации полученных знаний, внимания, памяти, речи, мышления (анализа, синтеза, сравнения), выделение существенных признаков, умения обобщать, делать выводы, функции рефлексии, художественного вкуса, творческих способностей, практических навыков.

  1. Воспитательная

Способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, внимательности, аккуратности, самостоятельности, эстетического вкуса, экономного расхода материалов; воспитанию коммуникабельности; формированию умения давать адекватную самооценку.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснение.

Средства обучения: учебные фильмы, презентация, инструкционные карты.

Ход урока.


№п/п


Содержание и этапы урока


Время

Деятельность

учителя

учащихся

1.

Теоретическая часть урока

1.1.

Организационный момент

2-3 мин

Проверить явку и готовность учащихся, создать эмоционально-положительный настрой

Доклад дежурного

1.2.

Сообщение темы урока

1-2 мин

Акцентировать внимание на доску и на 1-й слайд презентации

Проявляют внимательность

1.3.

Целеполагание и мотивация.

Какие виды вышивок мы с вами изучили? (Владимирское шитье, белая гладь, атласная и штриховая гладь, узелковая гладь, двусторонняя и художественная гладь).

Чем характерна вышивка владимирской гладью? (это односторонняя гладь, стежки которой располагаются на лицевой стороне работы. Изнаночная сторона заполнена короткими стежками переходами по контурным линиям рисунка. Из-за того, что нитка в основном располагается на лицевой стороне ткани, существует другое название глади - верхошов). Выскажите свое мнение об этой вышивке.

Чем характерна вышивка белой гладью? (это двусторонняя гладь, которая выполняется тонкими нитками по батисту. Для нее характерны изящные мелкие узоры: листочки и цветочки, травинки и ягоды, образующие букеты, полоски или углы. Эта вышивка часто сочетается с прорезной гладью - с «дырками». Для выполнения вышивки сначала прокладывают стежки по контуру, затем выполняют настил гладьевыми стежками, и в конце аккуратно выполняют гладьевые стежки поперек настила. Это делается для того, чтобы гладь была выпуклой). Как вы относитесь к этой вышивке?

Что такое атласная гладь? За что она получила такое название? (Основой атласной глади является стебельчатый шов, строчки которого выполняют так близко друг к другу, что не видно просветов ткани. В результате получается гладкая блестящая поверхность, как в атласном переплетении). Каково ваше мнение об этой вышивке?

Что представляет из себя узелковая гладь? ( Это вышивка с буклированной объемной поверхностью. Для ее выполнения используют петельные стежки, на иголку наматывают нить и через намотку осторожно протаскивают иголку, чтобы витки красиво легли на ткань. Если количество витков 2-3, то такой шов называется узелки, а если - 6-7 витков, то рококо). Понравился ли вам такой способ вышивки?

Какая вышивка нам напоминает нарисованную картину? (Художественная гладь - это двусторонняя гладь с эффектом светотени. Стежки разной длины выполняются тонкими нитками и с плавным цветовым переходом, поэтому эта вышивка напоминает нам картину).

Какие инструменты и приспособления нам требуются для вышивки? (пяльца, ножницы, иглы разных номеров, нитки мулине). Что дополнительно нам потребуется для вышивки лентами? (ленты разной ширины, длины и цвета, иголки с удлиненным ушком).

Обобщите, какие стежки для вышивки вы знаете? (стебельчатые, тамбурные, петельные, гладьевые).

Эти же стежки используются и при вышивке лентами. Но в вышивке лентами есть одна особенность - это выполнение роз вручную, а затем пришивка их к ткани.

5 мин.

Управлять познавательной деятельностью наводящими вопросами, уточнениями, дополнениями, обобщениями. Подвести итоги опроса и поставить оценки с комментарием

актуализировать полученную ранее информацию, высказывать суждения, формулировать выводы о целях и задачах. Проявлять внимательность, инициативу, самостоятельность.

Выставить оценки за ответы.

1.3.

Актуализация опорных знаний.

20 мин

1.3.1.

Сегодня мы с вами научимся на уроке изготавливать розы из ленты, затем составим композицию из наших работ и выполним совместный творческий проект «Картина из роз».

Для работы нам потребуется: лента шириной 2,5 см, иголка, нить в цвет ленты, ножницы. Существует несколько способов изготовления роз из лент.

На столе инструкционные карты по выполнению роз:

Инструкционная карта №1:

Выполнение объемных роз из лент»

1.Заранее вставьте нить в цвет ленты в иголку и держите ее под рукой в игольнице.

2.Взяв кусок ленты, длиной 30 см, согните ее под углом 45 градусов, в форме буквы Г, зафиксируйте сгиб пальцем.

3.Загните нижний край ленты наверх, зафиксируйте сгиб ленты пальцем.

4.Загните правый край ленты налево, зафиксируйте пальцем.

5.Загните верхний край ленты вниз.

6.Повторите эту операцию несколько раз.

7.Дойдя до конца ленты, крепко зажмите последнюю складку и кончик ленты между большим и указательным пальцами, так, чтобы складчатая часть освободилась.

8.Осторожно протяните оставшийся конец через складки, так, чтобы получилась роза.

9.Взяв нитку с иголкой, закрепите центр розы.

Инструкционная карта №2: Выполнение объемных роз из лент»

1.Согните конец ленты, оставив 2 см. , чтобы за этот кончик можно было держаться.

2. Сверните сдвоенную ленту несколько раз.

3.Закрепите иголкой с ниткой центральную часть бутона.

4. Сложите ленту по направлению к внутренней части углом и скрутите, сделав полный круг, закрепите иголкой и ниткой.

5.Ослабьте немного ленту, прежде чем делать новую складку. Помните , что прямой угол всегда должен быть образован относительно внутренней части

6.Обмотайте ленту ещё раз, натягивая и закрепляя ниткой.

7.Продолжайте, пока не получится розочка нужной величины.

Организовать групповую работу на основе исследовательского метода с использованием учебных фильмов, презентаций. Обобщение, систематизация.

Анализ, синтез, сравнение, выделение существенных признаков, обобщение, выводы, проявление самостоятельности, целеустремленности

2.

Практическая часть урока.

10 мин

2.1.

Вводный инструктаж к практической работе №1.

Повторить технику безопасности (перед работой и после нее сосчитать все иголки, во время работы с иглой быть осторожными и внимательными, вкалывать иголку после работы только в игольницу, передавать ножницы только сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед, по окончании работы прибрать место).

1-е задание учащимся: Изготовить на выбор объемную розу, опираясь на объяснение и инструкционную карту.

Актуализировать и систематизировать знания по технике безопасной работы.

Анализ, синтез, сравнение, выделение существенных признаков, обобщение, выводы.

2.2.

Выполнение практической работы

Во время практической работы звуковой фрагмент «История вышивки лентами».

С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни людей. Еще в Древней Греции женщины украшали прически и одежду узкими полосками ткани. В средние века лентами декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси.

В 14 веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Ими украшали не только одежду, но и обувь.

В эпоху Рококо стилем французского двора стало легкомыслие, король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья и костюмы богато украшались лентами. Именно в это время появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья мелкими розочками «а ля рококо», множеством разбросанных листьев с жемчужинами и хрусталиками. «Поставщики королевского двора» с помощью простой иглы и лент создавали настоящие шедевры.

Потом этот вид рукоделия перекочевал в Англию, а оттуда разошелся по всему миру. Наибольшую популярность вышивка шелковыми лентами получила в 70 - е годы 19 столетия.

Организовать индивидуальную работу по выполнению практического задания.

Наблюдать за работой учащихся и оказывать им необходимую помощь.

Беседовать с учащимися с целью выявления затруднений.

Саморегуляция деятельности, рефлексия процесса.

2.3.

Вводный инструктаж к практической работе №2.

Результатом нашей работы будет выполнение коллективного творческого проекта «Картина из роз». Для этого мы возьмем готовую основу - льняную ткань, вставленную в рамку.

Чтобы создать композицию из готовых цветов, необходимо знать законы цветовой гармонии. На уроках ИЗО вы изучали сочетание цветов, цветовой ряд, а также распределение цветов на группы. Давайте вспомним о том, что все цвета делятся на теплые и холодные, и о сочетании цветов по цветовому кругу.

Примеры решения композиционного оформления изделий.

Управлять познавательной деятельностью дополнениями, обобщениями с использованием презентации.

Саморегуляция деятельности, рефлексия процесса.

2.4.

Коллективная работа над проектом. Составление композиции и крепление цветов на картину.

Вводный инструктаж к выполнению проекта: разложите объемные розы на картине, перемещайте до тех пор, пока не выберите наиболее удачный вариант композиционного решения.

Пришейте розы нитками в цвет ленты или продерните концы лент на изнаночную сторону и закрепите скотчем.

Организовать групповую работу на основе исследовательского метода

Анализ, синтез, сравнение, выделение существенных признаков, обобщение, выводы, сравнения, внимательность, инициативность, самостоятельность

2.5

Защита проекта. Почему выбрали именно такое цветовое решение и композицию.

Организовать обсуждение итогов работы

Проявление самостоятельности, инициативности, коммуникативных свойств.

3.

Заключительная часть.

5 мин

3.1




.

Подведение итогов урока: поставленные цели на уроке выполнены. Результатом является коллективная работа «картина из роз». Анализ работы…

И сегодня на уроке вы получаете оценки……за практическую работу и устные ответы……

Рефлексия.

Вопросы и задания учащимся:

Выскажите свое мнение о сегодняшней теме.

Понравилась ли вам ваша работа?

Что нового вы узнали, чему научились?

Подумайте, пригодятся ли вам полученные на уроке знания и умения?

В чем разница между вещью, купленной в магазине и сделанной своими руками?

(ответы учащихся).

Домашнее задание.

На следующем уроке мы с вами готовимся к выполнению индивидуальных творческих проектов по вышивке с технической документацией. Вам необходимо еще раз вспомнить все виды изученных нами вышивок, выбрать наиболее оптимальный для вас вариант и подготовиться к следующему уроку.

Выставить отметки с комментированием.

Рефлексия.


© 2010-2022