- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по технологии 3 класс Гармония
Рабочая программа по технологии 3 класс Гармония
Раздел | Технология |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Долженко А.Ш. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии для 3 класса составлена в соответствии с Примерными программами НОО (Стандартами второго поколения), ООП НОО МОУ АШИ (протокол педсовета № 8 от 20.05.2011г) на 2011-2015 гг..УМК «Гармония».
Класс, в котором будет реализовываться данная программа, состоит из детей коренной национальности. У детей не в полной мере сформированы коммуникативные умения, знания об окружающем мире, примеры умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, обобщение в области технологии. Такие дети лишены возможности приобрести самостоятельно знания о предметах и явлениях ,стоящих вне рамок его личного опыта. Содержание программы учитывает эти проблемы и направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру.
Содержание программы 3 класса рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.
Задачи:
-
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
-
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях своего края, своего района, о мире профессий своих родителей;
-
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимании необходимости их сохранения и развития;
-
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
-
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности
-
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
-
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
-
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
-
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
-
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
-
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, к людям разных профессий Вологодской области, результатам их труда, и т. п.
Содержание рабочей программы
Формы и образы природы - образец для мастера ( 8 часов)
Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приёмы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.
Характер и настроение вещи (10 часов)
Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определённого назначения (передачи «характера и настроения» и вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, ёлочных украшений.
Новые приемы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объёмных изделий из бумаги. Приёмы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (6 часов)
Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учётом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани.
Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.
От мира природы - к миру вещей (10 часов)
Чудесный материал - соломка. Виды сельскохозяйственных растений Вологодской области. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела
Количество часов
Количество контрольных работ
Другой вид работы (указать какой)
Другой вид работы (указать какой)
1.Формы и образы природы - образец для мастера
8
2.Вещи, создающие настроение праздника.
10
3. Красота и уют нашего дома.
6
4. От мира природы - к миру вещей.
10
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу третьего класса учащиеся должны
знать:
-
что мир природы первичен по отношению к искусственному созданному миру вещей;
-
что в создании предметного мира человек много заимствовал из природных конструкций, но очень многое ещё осталось не раскрытым;
-
что вещи, окружающие человека, обладают определённым «характером» и «настроением», которое отражается в их форме и отделке;
-
что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь должна соответствовать общей обстановке);
-
что с помощью циркуля можно выполнить точные построения геом. форм ;
-
что такое силуэтное изображение, что такое эстамп;
уметь:
-
соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
-
выполнять построение и разметку с помощью циркуля;
-
выполнять построение прямоугольника с помощью угольника и линейки;
-
выполнять швы «назад иголку», стебельчатый, тамбурный и использовать их при изготовлении изделий;
-
изготавливать изделия из бисера по простым схемам, сознательно вносить изменения в схемы в соответствии с поставленными задачами конструктивного и декоративного плана;
-
придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
СВЕДЕНИЯ
О КОНТРОЛЬНЫХ, ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТЫ
Четверть
Формы
контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный год
Количество
Самостоятельная работа
Проверочная работа
Контрольная работа
Тест
Изложение
Сочинение
Зачет
Диктант
Лабораторная работа
Практическая работа
8
10
6
10
Проект
Реферат
Научно-исследовательская работа
Литература и средства обучения
-
Технология: Наш рукотворный мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
-
Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
-
Конышева Н.М. Технология: Наш рукотворный мир. 3 класс / Методические рекомендации. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Интернет-ресурсы
stranamasterov.ru/node/18768
stranamasterov.ru/node/16435
stranamasterov.ru/technics/butterfly32.html
stranamasterov.ru/technics/mc_plasticine.html
Календарно - тематическое планирование
№
Тема урока
Тип урока
Планируемые результаты освоения материала
Повторение пройденного материала
Дата проведения
План
Факт
Формы и образы природы - образец для мастера ( 8 часов)
1
Вводный урок - инструктаж по технике безопасности.
Изучение нового материала
Ознакомление с порядком организации работы на уроках труда, с правилами по технике безопасности, с тре-
бованиями аккуратности и четкости выполнения работы
Правила техники безопасности
01.09
2
Образы природы в оригами. Кролик.
Практическая работа
Образы природы
в творениях человека. Обучение созданию образов, навеянных природой. Оригами: условные обозначения, схемы. Техника выполнения оригами.
Изготовление квадрата без помощи чертежных инструментов
- читать схемы оригами;
- выбирать бумагу нужного цвета и размера;
- выполнять изделия в технике оригами
08.09
3
Вырезание из бумаги. Узоры-силуэты
Практическая работа
Понятие о силуэте.
Симметричный силуэт. Техника вырезания
силуэтов из бумаги.
Правила безопасной
работы с ножницами
Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем , иглой
15.09
4
Эстамп. Как сделать эстамп из засушенных растений.
Практическая работа
Знакомство с эстампом как произведением искусства. Фантазия
и воображение - основа создания выразительной композиции.
Техника выполнения эстампа. Использование засушенных растений для изготовления эстампа. Порядок работы выполнения эстампа из засушенных растений. Материалы для изготовления эстампа
- правила создания выразительной композиции;
- приёмы работы;
- правила безопасной работы.
22.09
5
Образы природы в коллаже из ткани или бумаги.
Практическая работа
Техника коллажа.
Образная основа для коллажа - объекты природы и окружающего мира. Сравнение техники коллажа и аппликации. Материалы для выполнения коллажа. Фактура материала. Цветовое решение коллажа. Порядок работы. Правила безопасной работы
- особенности техники коллажа;
-порядок работы;
- правила безопасной работы.
29.09
6
Коллаж или аппликация «Сказочная птица»
Практическая работа
Обучение созданию образов, навеянных природой, руководствуясь представлениями, основанными на реальных впечатлениях, новым приемам обработки и использования материалов. Образ сказочной птицы в произведениях живописи и литературы. Выразительность композиции. Подбор материала для композиции. Составление композиции. Наклеивание деталей на фон
- особенности техники коллажа;
-порядок работы;
- правила безопасной работы.
06.10
7
Образы животных в пластике. Лепка животных по наблюдению и по памяти.
Практическая работа
-понимать цель выполняемых действий;
- понимать важность планирования работы;
-адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
- правила безопасной работы.
13.10
8
Образцы животных в оригами. Курица. Голубь.
Практическая работа
Образы природы
в творениях человека. Обучение созданию образов, навеянных природой. Оригами: условные обозначения, схемы. Техника выполнения оригами.
Изготовление квадрата без помощи чертежных инструментов
- читать схемы оригами;
- выбирать бумагу нужного цвета и размера;
- выполнять изделия в технике оригами
20.10
Вещи, создающие настроение праздника ( 10 часов)
9
Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. Пригласительные билеты.
Практическая работа
-выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
-адекватно оценивать правильность выполнения задания;
-осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
- приёмы разметки заготовки;
- правила составления выразителльных композиций
27.10
10
Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. Открытка с окошком.
Практическая работа
Мы и наши вещи. Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. Назначение открыток. Открытка с окошком: материалы для изготовления, композиция, техника выполнения. Порядок работы. Правила безопасной работы
- приёмы разметки заготовки;
- правила составления выразителльных композиций
12 11
11
Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. Открытка с окошком.
Практическая работа
Знать:
-приёмы разметки заготовок;
-правила составления выразительных композиций;
-порядок работы.
Уметь:
- передавать настроение изделия с помощью цветовой гаммы;
-изготовить открытку с окошком
- приёмы разметки заготовки;
- правила составления выразителльных композиций
19.11
12
Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. Настольная карточка.
Практическая работа
Знать:
-приёмы разметки заготовок;
-правила составления выразительных композиций;
-порядок работы.
Уметь:
- передавать настроение изделия с помощью цветовой гаммы;
-изготовить настольную карточку
- приёмы разметки заготовки;
- правила составления выразителльных композиций
26.11
13
Новые приемы бумажной пластики «Дед Мороз и Снегурочка».
Практическая работа
Ознакомление
с приемами бумаго-
пластики. Материалы для изготовления
объемных фигурок
Деда Мороза и Снегурочки. Разметка пря-
моугольника с помощью линейки.
Соразмерность деталей изделия. Порядок вы-
полнения работы. Правила безопасности
- приёмы разметки заготовки;
- правила составления выразителльных композиций
03.12
14
Новые приемы бумажной пластики «Дед Мороз и Снегурочка».
Практическая работа
Знать:
-приёмы разметки заготовок;
-правила составления выразительных композиций;
-порядок работы.
Уметь изготовить объёмные фигурки Деда Мороза и Снегурочки, используя приёмы бумагопластики
- приёмы разметки заготовки;
- правила составления выразителльных композиций
10.12
15
Приемы построения и разметки при помощи циркуля. Фонарик.
Практическая работа
Знать:
-устройство циркуля, его назначения; -различие понятий «круг» и «окружность»;
-способы деления на равные части;
- правила безопасной работы.
Уметь:
-строить круги;
-изготовить ёлочную игрушку
- приёмы разметки заготовки;
- правила составления выразителльных композиций
17.12
16
Упаковка для подарков «Домик»
Комбинированный
Конструирование из бумаги. Развертка. Построение прямоугольника с помощью угольника. Упаковка для подарков «Домик»: материал для изготовления, порядок работы, развертка заготовки. Построение развертки. Сборка изделия. Отделка изделия
- порядок построения развёртки;
-правила безопасной работы
24.12
17
Приемы построения и разметки при помощи циркуля. Рождественская звезда.
Практическая работа
Звезда как одно из украшений елки. Детали изделия. Материалы для изготовления звезды. Инструменты для разметки заготовки и изготовления звезды.
Окружность. Диаметр. Деление окружности на пять равных частей. Этапы построения звезды. Отделка изделия
- понятие «диаметр»;
- способ деления окружности на 5 равных частей
18
Единство вещи и упаковки в ней. Новые приемы оригами. Подарочная корзиночка.
Практическая работа
Материал и инструменты для изготовления изделия. Вырезание квадрата. Схема изготовления коробочки в технике оригами. Отделка изделия
- способ изготовления квадрата;
Красота и уют нашего дома ( 6часов)
19
Стилевое единство в вещах. Разметка и раскрой парных деталей их ткани. Прихватка для горячей посуды.
Изучение нового материала. Практическая работа
Формирование пер-
воначальных понятий стиля и стилевой гармонии, представления
о функциональных и художественно-эстетических особенностях изделия. Формы прихваток. Выкройка. Приемы изготовления простейшей выкройки (прихватки для горячей посуды)
- назначение прямых стежков и шва
« строчка»
20
Стилевое единство в вещах. Разметка и раскрой парных деталей их ткани. Прихватка для горячей посуды.
Практическая работа
Подбор ткани для изделия. Синтепон, его использование в качестве прокладки. Хлопчатобумажная ткань и ее свойства. Разметка деталей. Припуски на шов. Раскрой деталей изделия. Правила безопасной работы с утюгом, иглой, ножницами
- назначение прямых стежков и шва
« строчка»
21
Стилевое единство в вещах. Сборка и отделка изделия.
Практическая работа
Детали изделия. Порядок работы по изготовлению изделия. Сметывание деталей изделия. Прошивание швом «строчка». Выворачивание изделия. Вставка прокладки. Зашивание отверстия прямыми стежками или через край. Простегивание деталей прихватки. Отделка изделия
- назначение прямых стежков и шва
« строчка»
22
Стилевое единство в вещах. Сборка и отделка изделия.
Практическая работа
Детали изделия. Порядок работы по изготовлению изделия. Сметывание деталей изделия. Прошивание швом «строчка». Выворачивание изделия. Вставка прокладки. Зашивание отверстия прямыми стежками или через край. Простегивание деталей прихватки. Отделка изделия
- назначение прямых стежков и шва
« строчка»
23
Конструкция и образ записной книжки. Записная книга.
Практическая работа
Записная книжка. Анализ конструкции. Детали изделия. Разметка деталей. Вырезание. Сшивание листов и обложки. Корешок. Заклеивание сгиба записной книжки корешком. Обрезка. Устройство канцелярского ножа и фальцлинейки. Оформление обложки записной книжки
- правила безопасной работы при изготовлении изделия
24
Оформление записной книги.
Практическая работа
Записная книжка. Анализ конструкции. Детали изделия. Разметка деталей. Вырезание. Сшивание листов и обложки. Корешок. Заклеивание сгиба записной книжки корешком. Обрезка. Устройство канцелярского ножа и фальцлинейки. Оформление обложки записной книжки
- правила безопасной работы при изготовлении изделия
От мира природы - к миру вещей ( 10 часов)
25
Простые конструкции из соломки.
Практическая работа
Чудесный материал -
соломка. Подготовка
соломы к работе.
Сборка простых конструкций из соломки
- приёмы подготовки соломы к работе
26
Простые конструкции из соломки.
Практическая работа
Чудесный материал -
соломка. Подготовка
соломы к работе.
Сборка простых конструкций из соломки
- приёмы подготовки соломы к работе
27
Комбинированные технологии. Помпон из ниток.
Практическая работа
Помпон и его использование в отделке одежды и других предметах. Порядок работы по изготовлению помпона.
Материалы для изготовления помпона
- правила безопасной работы при изготовлении изделия
28
Комбинированные технологии. Помпон из ниток.
Практическая работа
Помпон и его использование в отделке одежды и других предметах. Порядок работы по изготовлению помпона.
Материалы для изготовления помпона
- правила безопасной работы при изготовлении изделия
29
Бумажная пластика: новые технологии и образцы. Игрушки из конусов. Модель ракеты.
Практическая работа
Повторение и закрепление различных способов разметки, вырезания, сборки и отделки изделия. Этапы работы над проектом. Защита творческого проекта
- понятие «диаметр»;
30
Образцы в комбинированной технике. Куклы - наперстки.
Практическая работа
Изготовление игрушек-наперстков. Изготовление выкроек. Этапы
работы над проектом.
Защита проекта
- приёмы работы с с разным материалом;
- правила безопасной работы
31
Изделия из бисера
Практическая работа
Передача разнообразных форм природы в декоративно-прикладных изделиях. Технология изготовления изделий из бисера. Схемы изготовления изделий из бисера. Порядок работы
- приёмы работы с с разным материалом;
- правила безопасной работы
32
Изделия из бисера
Практическая работа
Передача разнообразных форм природы в декоративно-прикладных изделиях. Технология изготовления изделий из бисера. Схемы изготовления изделий из бисера. Порядок работы
- приёмы работы с с разным материалом;
- правила безопасной работы
33
Урок творчества. Подготовка к итоговой выставке работ.
Практическая работа
-выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
-адекватно оценивать правильность выполнения задания;
-осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
- приёмы работы с с разным материалом;
- правила безопасной работы
34
Подведение итогов. Итоговая выставка работ.
Практическая работа
-выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
-адекватно оценивать правильность выполнения задания;
-осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
- приёмы работы с с разным материалом;
- правила безопасной работы
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
И ЕЁ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Четверть
Дата
Тема
Причина
Корректировка