• Преподавателю
  • Технология
  • «Работа по формированию у обучающихся положительной мотивации к обучению, развитие познавательной деятельности. »

«Работа по формированию у обучающихся положительной мотивации к обучению, развитие познавательной деятельности. »

                 «Работа по формированию у обучающихся положительной мотивации к обучению, развитие познавательной деятельности.» Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «Мотивация учения» и получению представлений о формировании мотивационной сферы учения.     Задачи: 1.Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях – «Мотивация учения». 2.Разработать структурную схему «Мотивацион...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Тема по самообразованию

«Работа по формированию у обучающихся положительной мотивации к обучению, развитие познавательной деятельности.»







Учитель технологии, искусства Павличенко Е.Т.































«Работа по формированию у обучающихся положительной мотивации к обучению, развитие познавательной деятельности

Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «Мотивация учения» и получению представлений о формировании мотивационной сферы учения.

Задачи:

1.Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях - «Мотивация учения».

2.Разработать структурную схему «Мотивационная сфера учащегося».

3.Используя практический опыт учителей, познакомиться с приемами формирования мотивационной сферы учения.

План проведения:

1. Сообщение о теме семинара, его цели и задачах.

2. Обоснование выбора темы.

3. Краткие теоретические сведения по проблеме.

4. Обмен опытом.

Ход работы:

1 вопрос: «Мотивация учения» и получению представлений о формировании мотивационной сферы учения.

Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.

Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?

Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

Успеваемость учащихся зависит от многих причин: от способностей, протекания учебного процесса, взаимоотношений с товарищами, от отношений с родителями и учителями и многого другого.

В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мо­тивация к учебе. С каждым классом мотивация падает. Причин этого множество. Снижение мотивации опреде­ляется перегруженностью программ, оторванностью изу­чаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. При изучении мотивации встает вопрос, что является ее движущей силой. Что, в свою очередь, формирует моти­вацию? Эта проблема является актуальной не только для школы, но и для различных возрастных периодов жизни человека. Как формируется мотивация у людей? Как она меняется и от чего эти изменения зависят?

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели - получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.

Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация":

Мотив (от латинского) - приводить в движение, толкать.

Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация - побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Смысл учения - внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения - это сложное личностное образование, которое включает два момента:

- осознание ребенком объективной значимости учения;

- понимание ребенком субъективной значимости учения.

Мотив учения - побудительная причина, внутреннее личностное побуждение действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Постановка целей - это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

Эмоции - реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

Интересы - познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Обращение к проблеме формирования учебной мотивации обусловлено и субъективными причинами. Традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации первоклассников к школе показала, что у большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация: у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые моменты), у 1% уч-ся не сформирована, и только у 20% сформирована.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счете, в подростковом возрасте приводит к правонарушениям.

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным.

В развитии способности к целеполаганию, важная роль отводится умению ребёнка управлять своими эмоциями, поведением и деятельностью. В свою очередь, благодаря развитию самостоятельности у младших школьников формируется умение ставить цель и предвидеть результат предстоящей деятельности. Параллельно у ребёнка проявляются такие качества как инициативность, любознательность, что позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать своё поведение.

Главная задача состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.

Учитель использует для этого следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

Важно решать задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам:

1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания (см. приложение), дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

Важно формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:

1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала.
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера - ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя - не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.

Обобщая сказанное, можно сказать, что умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения. Каждый учитель использует, конечно, свои методы, формы, приёмы.

Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой)

Возраст

Характеристика мотивации

Дошкольники

  • Потребность в новых впечатлениях.

  • Потребность в учении как новой деятельности .

  • Потребность заслужить похвалу взрослых.

  • Потребность стать лучшим , стать отличником.

Начальная школа

  • Чувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию).

  • Престижная мотивация - желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу.

  • Мотив избегания санкций , то есть наказания.

  • Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз - до 5% учащихся).

  • Основная мотивация - внешняя, престижная и принудительная.

  • Мотивация неустойчивая , нет интереса к определенным предметам, нет способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.

Подростковая школа

  • Стойкий интерес к определенному предмету .

  • Мотив избегания неудачи .

  • Желание иметь высокую отметку , даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.

  • Познавательный интерес только у высокомотивиованных .

  • Мотив достижения успеха в учебе не развивается.

  • Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)

Старшая школа

  • Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.

  • Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета).

  • Значимость отметки как мотиватора снижается , отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний.

  • Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам.

  • Внутренняя, собственная мотивация.

Обмен опытом. Повышение мотивации учащихся через активизацию

познавательной деятельности:

1). «Проектная деятельность на уроке»

2). «Исследовательская деятельность школьников»

3). «Игра как элемент развития личности»

4). «Создание мультимидийных презентаций как фактор повышения мотивации обучения учащихся»



«Работа по формированию у обучающихся положительной мотивации к обучению, развитие познавательной деятельности.»«Работа по формированию у обучающихся положительной мотивации к обучению, развитие познавательной деятельности.»

© 2010-2022