- Преподавателю
- Технология
- Методичское пособие Фриволите первые шаги
Методичское пособие Фриволите первые шаги
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гладышева Н.В. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Бокситогорский центр дополнительного образования детей»
Методическое пособие
«Фриволите - первые шаги».
Автор:
Гладышева Н.В., педагог дополнительного образования
г. Пикалёво
2013 г.
Цель данного пособия: познакомить с историей возникновения техники фриволите; с основными приёмами плетения и инструментами.
Немного об истории
Об истории техники плетения фриволите известно немного. Скудные упоминания о нем находят искусствоведы, изучая культуру древних Китая и Египта. В средние века этот способ был известен сначала в Италии и Франции, а затем распространился по всей Европе. На Востоке это кружево также было известно и называлось «манук», что означает «челнок» - тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. Именно на Востоке был изобретён челнок с помощью которого создавали совершенно новые образцы искусного рукоделия. Первоначально челноки были побольше и употреблялись с более грубой, чем теперь, нитью. В 18 в., когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их изготовляли из металла, а иной раз - из фарфора или слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом или перламутром. Сейчас такие челноки делаются чаще всего из кости или пластмассы. Из восточных стран кружево попало в Европу. Появилось кружево фриволите в Европе в XVIII в., когда особенно модно было украшать одежду, даже мужскую, кружевными воротничками, манжетами, жабо, отделывать кружевом юбки, фартуки, чепцы, носить кружевные накидки, палантины, наколки. В Италии такое кружево именуют occhi («окко»), что означает «глаз», «глазок», и действительно, основной элемент узора имеет овальную форму, напоминающую форму глаза, а итальянские гипюры, изготовленные с помощью челнока., состояли в основном из колец. В Англии- «тетинг» (тетин от «tat» - плести кружево)- плетёное кружево. В Германии кружево фриволите называли - «шиффхен шпитцен» (schiffchenspitze) - челночное кружево (плетение челноком).
Происхождение французского слова frivilite (фриволите) двояко. С одной стороны: «frivole» - «пустой» можно отнести к структуре кружева - неплотное, с большими, незаполненными дырочками, с другой это же слово можно перевести как «легкомысленный», что, в свою очередь можно отнести либо вообще к легкомысленности любой отделки, либо к характеристике дам высшего света, занимавшихся рукоделием. Действительно, оно было очень популярно в этих кругах, т.к. не требовало большой сосредоточенности и позволяло вести пустые, легкомысленные беседы.
Так или иначе, в Россию челночное кружево пришло в XIX веке из Франции, и поэтому мы зовем его "фриволите". Особенно модно челночное кружево было в XVII веке, плели его из более грубых материалов, чем другие виды кружева (даже из тонкого шнура) и использовались для отделки верхней одежды, обшивки мебельных чехлов, занавесей, портьер. В конце XVII века кружево являлось украшением одежды высшей знати, так как основным материалом для его изготовления служила тонкая золотая или серебряная нитка. Но уже в середине XVIII века в кружево начинает вводиться шелковая и льняная нитка, в связи с чем кружевоплетение получает всё более широкое распространение.
В российских помещичьих имениях наши кружевницы с интересом осваивали технику плетения западного кружева дополняя её своими находками. Неизвестные мастерицы создавали уникальные изделия, которыми пользовались женщины высшего общества. Перчатки, сумочки, накидки, зонтики - вот не полный перечень изделий, являющихся обязательной принадлежностью светской женщины. Кружевоплетению учили дома (мастерство переходило от матери к дочери), в пансионах для девиц, в институтах благородных девиц. Умение вышивать, шить, вязать, плести являлось одной из обязанностей женщины. Рукоделие брали с собой на вечера, в путешествие, вспомним хотя бы романы Л.Н.Толстого «Война и мир», «Анна Каренина».
После октября 1917года в нашей стране кружевоплетение было признано «барской затеей» Вологодское кружево ещё сохранилось и в деревенских домах, и в музеях, однако о фриволите забыли. В Европе интерес к кружевоплетению оставался неизменным.
В 1960-е годы это искусство постепенно стало возрождаться в странах Прибалтики. Эстонские мастерицы воссоздали кружево фриволите, разработали новую, более скоростную и удобную для работы технику плетения. Эта техника отличается от западноевропейской и от той, в которой работали наши бабушки, изучавшие фриволите по «Курсу женских рукоделий» (изданному в 1900 году в Санкт-Петербурге). В 1970-е годы фриволите появилось в Москве, а вскоре и в Ленинграде в настоящее время наблюдается новый всплеск интереса к этому виду рукоделия.
Одной из первых в России мастериц, изучивших методику плетения, разработавших условные обозначения элементов схемы кружева фриволите, была Анна Григорьевна Вечерская. Она внесла большой вклад в развитие современной техники фриволите, её изделия отличаются мастерским исполнением и безупречным вкусом. Книги А.Г.Вечерской по плетению кружева фриволите широко известны в России и за рубежом.
Изделия, выполненные методом фриволите, очень изящны и разнообразны.
Это могут быть кружева, воротники, жабо, накидки, салфетки и более крупные изделия. Любые изделия, выполненные руками мастера, пользуются большим спросом. При желании фриволите можно комбинировать с другими методами рукоделия: макраме, вязание спицами и крючком, вышивкой, ткачеством.
Плетение кружева челноком несложно и увлекательно Этим рукоделием можно заниматься в любых условиях. Оно не требует специально оборудованного рабочего места. Технику фриволите легко осваивают и взрослые и дети.
Инструменты и материалы
Челноки
Челнок для фриволите состоит из двух пластин в виде маслины, заостренных на концах и соединенных посредине. Форма этой маленькой вещицы не безразлична, потому что хороший челнок много способствует быстрому и совершенному исполнению работы. В XVIII веках, в эпоху, когда фриволите было очень в моде, челноки, которые употреблялись тогда, были длиннее, чем челноки, которыми пользуются теперь, потому что фриволите делалось тогда из более грубых материалов и очень часто из шелкового петличного шнурка. Челнок не должен иметь более 7 см. в длину и 2 см. в ширину. Оба конца листков должны быть достаточно сближены, чтобы препятствовать нитке свободно выскользать между ними. Особенно следует обращать внимание на этот совет тогда, когда выполнение рисунка требует одновременного употребления двух челноков. В плотной части, которая соединяет обе пластинки, должна быть пробита довольно большая дырка, чтобы в ней можно было укрепить нитку, которая наматывается на челнок. Нитка не должна выходить за края пластинок, потому что в этом случае она потеряет свою чистоту при беспрерывном проходе через руки работающей.
Материалы
Для изготовления изделий в технике «фриволите» можно пользоваться самыми разнообразными материалами, выбирая однако всегда нитку достаточно крученую. Лучше всего для начинающих подойдут нитки «Ирис». Ирис - это нитки для вязания, которые изготавливаются из 100-процентного хлопка. Кратковременная обработка ниток сильным раствором натрия и последующая промывка водой придает им прочность, яркость и блеск, а также устойчивость к воздействию солнечных лучей. Нитки ирис идеально подходят для вязания крючком, спицами, машинного вязания и для плетения на челноках. Из этой пряжи хорошо выполнять такие изделия, как трикотаж, ажур, салфетки, занавески, скатерти, покрывала и многие другие. Весят эти нитки примерно 25 граммов клубок. На этикетках присутствует ГОСТ.
Первые шаги
При обучении лучше использовать нити 2-х цветов, тогда начинающему лучше будут видны возможные ошибки. Необходимо так же помнить, что правая рука, пропустив челнок в петлю, удерживает и натягивает нитку, оставаясь неподвижной до тех пор, пока левая рука затянет узел. Наполнив челнок необходимым количеством ниток, захватывают конец нитки между указательным и большим пальцами левой руки, берут челнок в правую руку, пропускают нитку, сверху третьего и четвертого пальцев левой руки, потом проводят нитку снова к большому пальцу и скрещивают обе нитки под пальцами.
Первое положение рук
Нитку, выходящую из челнока, обводят вокруг мизинца правой руки, потом придают челноку 2-е положение.
Второе положение рук
Челнок проводят между указательным и третьим пальцами и выпускают его позади петли.
Вот здесь то и представляются первые трудности для начинающих, и для того чтобы не смешивать движения левой руки с движениями правой руки я посоветую делать следующее, до тех пор, пока не получится достаточной уверенности в движениях. Сначала конец нитки, который находится между челноком и левой рукой не должен быть длиннее 20-25 см. Пропустив челнок в петлю, опираются правой рукой на стол и сильно натягивают нитку, удерживаясь в это время от малейшего движения левой рукой. Когда правая рука приняла пассивное положение, третий и четвертый пальцы левой руки поднимаются вместе с петлей и затягивают ее, раздвигаясь в то же время настолько, чтобы натянуть нитку. Этим движением образуется первая часть "двойного узла", составляющая петлю фриволите. Нужно стараться не забывать, что нитка в правой руке не должна никогда двигаться, пока действует еще левая рука; только та часть нитки, которая находится в левой руке, должна образовать узел. Нитка правой руки всегда должна быть в состоянии пройти сквозь узлы; невозможно было бы продолжать работать ею, если бы она сама затянулась в узел, так как исчезла бы возможность удлинять или укорачивать петлю на левой руке.
Вторая часть петли или узла образуется следующими движениями: пропускают челнок слева направо между указательным и третьим пальцами под натянутую петлю; правая рука схватывает челнок перед свободной петлей и натягивает нитку; левая рука затягивает второй узел как первый.
Два соединенных узла образуют тогда двойной узел.
Так же, как в вязании спицами и в вязании крючком, в рисунки фриволите можно вставлять пико. Пико служит для соединения различных частей работы и с его помощью возможно делать разнообразные и удачные декоративные элементы.
Положение рук для образования пико.
Пико открытое и закрытое.
Во всех описаниях фриволите, узел, который следует за пико, независим от петли. Точно так же, если описание фриволите предписывает: 2 петли или узла, 1 пико, 3 петли, 1 пико, 2 петли и т. д., считают всегда узлы, чтобы пользоваться ими для образования петли, а не делают: 2 петли, 1 пико, 4 петли и т. д. Способ связывания посредством пико. Чтобы связать посредством пико различные круги, ромбы и т. д., нитку, идущую в левой руке, захватывают крючком, которым и вводят ее в пико сверху вниз и выводят обратно; пропускают челнок в петлю, выходящую из пико и затягивают ее как и всякую другую петлю.
При работе двумя челноками концы обеих ниток связываются. Одна из них проходит на третий палец левой руки, навертывается дважды вокруг четвертого пальца, а челнок падает свободно. Тогда второй челнок берется в правую руку, которая исполняет те же, движения, как при работе с одним челноком.
Когда вы освоите эти несложные основные приёмы, можете приступать к плетению различных изделий в этой завораживающей кружевной технике.