• Преподавателю
  • Технология
  • Формирование навыков ведения семейного хозяйства в рамках преподавания предмета «Технология у девочек» как один из аспектов социализации воспитанников детского дома

Формирование навыков ведения семейного хозяйства в рамках преподавания предмета «Технология у девочек» как один из аспектов социализации воспитанников детского дома

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование навыков ведения семейного хозяйства в рамках преподавания предмета «Технология у девочек» как один из аспектов социализации воспитанников детского дома.

2015

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ









Формирование навыков ведения семейного хозяйства в рамках преподавания предмета «Технология у девочек»

как один из аспектов социализации

воспитанников детского дома.







Выполнила:

Костяная Галина Михайловна

учитель технологии

ГКОУ «Азаровский детский дом-школа

имени В.Т.Попова»

город Калуга





Калуга- 2015 год

Актуальность проекта

В настоящее время государственная политика нашей страны в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется устойчивой тенденцией передачи детей на воспитание в семьи граждан, развития семейных форм устройства детей (опека и попечительство, усыновление, приемные и патронатные семьи), в том числе и в условиях детского дома.

Признано, что семья - наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и уважения, поддержки и понимания. Семья приобщает ребёнка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам, способствует формированию навыков ведения семейного хозяйства.

В семье дети учатся тому, как общаться в социуме, приспосабливаться к окружающему миру, строить взаимоотношения, проявлять эмоции и чувства. Индивидуальный подход к воспитанию ребенка и индивидуальной коррекции поведения именно в семье становится реальностью. Мировой исторический опыт показывает, что воспитание в детском доме бессильно в разрешении данных вопросов. Воспитанники детских домов в большинстве своём не готовы к самостоятельной жизни в социуме, не могут найти своё место в реальном мире, неспособны к профессиональной ориентации, у них недостаточно сформированы навыки введения семейного хозяйства.

Бывшие воспитанники детских домов, особенно дети с ОВЗ, испытывают трудности с психологической и социальной адаптацией по причине отсутствия навыков социализации. Им характерна позиция иждивенческая, потребительская, позиция, сформированная в процессе воспитания в условиях образовательного учреждения.

Государством разработана модель воспитания сирот, базирующаяся на принципах воспитания в семье.

Замещающая семья (опекунские семьи, усыновители, приемные и патронат-ные семьи, организация замещающей семьи в условиях детского дома) способна не только заменить ребенку биологических родителей, но и помочь в формировании новых, более адаптированных к реалиям окружающего мира моделей поведения.

Анализ опыта воспитания детей с ОВЗ, утративших родительскую опеку, в условиях детского дома по принципу замещающей семьи, показывает, что их нормальное взросление и социализация в системе сложившихся на данный момент деятельностей невозможны. Основное противоречие (разрыв) состоит в том, что детский дом призван воспитать ребенка для общества, в то время как пространство детского дома является общественно изолированным. Это означает, что дети (воспитанники детского дома) могут присвоить только те, открытые для них, социальные связи и отношения, которые реализуются и существуют в рамках детского дома. Вместе с тем, за пределами детского дома выпускники нуждаются в других общественных связях и отношениях, которые не характерны для микросообщества детского дома и не могут быть в нем выращены.

Данный педагогический проект направлен на социализацию воспитанника, на его благополучную адаптацию в самостоятельной взрослой жизни, на формирование навыков ведения семейного хозяйства именно у девочек в рамках предмета «Технология». Ведь именно женщина является хранительницей домашнего очага.

Постановка проблемы с указанием причин.

Воспитанники детского дома, покинув учебное заведение и выйдя в самостоятельную жизнь, оказываются один на один с проблемой создания полноценной семьи, что является одним из основополагающих факторов, препятствующих их социализации и адаптации к жизни в обществе. Происходит это вследствие недостаточной сформированности навыков ведения семейного хозяйства.

В ходе реальной педагогической деятельности в рамках преподавания учебной дисциплины «Технология» у девочек, внеурочной деятельности и воспитательной работы в качестве классного руководителя в ГКОУ «Азаровский детский дом-школа имени В.Т.Попова» города Калуга, были обнаружены следующие противоречия между:

- потребностью в адаптации к условиям реального мира воспитанников детского дома и отсутствием системы формирования необходимых для этого навыков;

- необходимостью построения полноценных семей у выпускников учебного заведения и отсутствием комплекса организационно-методических мероприятий по обучению ведения семейного хозяйства.

Именно эти противоречия и послужили основой для разработки проекта в области формирования навыков ведения домашнего хозяйства.

В настоящее время существует много исследований, описывающих процесс социализации воспитанников детских домов, но большинство из них носят общий характер. В них нет конкретных предложений, путей и методов, которые бы помогли педагогу, используя все свои знания и умения, помочь конкретному воспитаннику в конкретном учебном заведении для детей с ОВЗ.

Уровень сформированности академических и жизненных компетенций обучающихся в соответствии с образовательной программой по предмету «Технология у девочек на начало эксперимента.



Абсолютно здоровых детей в детском доме нет, некоторые состоят на учете по 2-3 и более заболеваниям. У 44 детей в 2012 году, у 60 детей в 2014 году имеются отклонения в умственно-психическом и физическом развитии с диагнозом - задержка психического развития и расстройство поведения. Это объясняется тем, что у большинства детей имеются факторы социального риска, связанные с причинами генетического, биологического и социального характера. ( Приложение к проекту стр. 2-3)

Осложняется ситуация тем, что многие из детей попадают в детский дом прямо из неблагополучных семей, многие привыкли к самостоятельной жизни, к бродяжничеству.

Причины возникновения проблемы по мнению педагогов ГКОУ:

(приложение к проекту стр. 3-4)





Проблема - недостаточный уровень формирования навыков ведения семейного хозяйства у воспитанниц детского дома.

Область исследования - предмет «Технология у девочек»

Объект проектной деятельности - воспитанницы ГКОУ

Сроки проектной деятельности - 5 лет.

Способы решения проблемы:

  • развитие коммуникативных качеств учащихся,

  • формирование умений и навыков ведения семейного хозяйства,

  • опыт применения знаний на практике,

  • развитие творческой деятельности учащихся

  • формирование навыков самостоятельной работы.

Название

темы

проекта

Цель

Гипотеза

Задачи

Формирование навыков ведения семейного хозяйства в рамках преподавания предмета «Технология у девочек»

Обеспечить эффективность применения академических компонентов с уклоном в сторону формирования жизненных компетенций в области навыков ведения семейного хозяйства

При моделировании программы предмета «Технология» для воспитанниц д/дома необходимо учитывать особые образовательные потребности

  1. Выделить и проанализировать основные направления ведения семейного хозяйства для учащихся с ОВЗ

  2. Разработать подход к достижению наиболее благоприятных условий для социализации ребёнка в реальном мире.

  3. Способствовать развитию трудовых навыков детей, их адекватного отношения к семейному хозяйству.

Кадровые ресурсы проекта:

  1. Автор проекта - Костяная Галина Михайловна -, высшая категория, стаж - ???

  2. Директор - ???

  3. Психолог - Корнева Татьяна Анатольевна, высшая, стаж в ГКОУ - 15 лет.

  4. Логопед - Курских Наталья Владимировна, высшая, стаж в ОУ - 20 лет.

  5. Зам директора по социальной работе - Иванова Елена Викторовна - высшая, стаж в ОУ - 16 лет.

  6. Воспитатель - Аулова Римма Васильевна, высшая категория, стаж - 12 лет.

  7. Воспитатель - Волкова Наталья Ивановна, первая категория, стаж - 4 года.

  8. Воспитатель - Рыжова Ирина Валерьевна, высшая категория, стаж - 25 лет.

  9. Архипова Светлана Алексеевна, первая, стаж - 30 лет.

Технологии педагогической деятельности:

Ведущие технологии :

  • традиционная технология урока,

  • деятельностный подход,

  • уровневая дифференциация,

  • здоровьесберегающие технологии,

- коллективная деятельность

Педтехнологии, адаптированные для учащихся с ОВЗ:

  • информационно-коммуникативные,

  • проблемное обучение,

  • технология встречных усилий,

  • методы моделирования.

- методы развивающего обучения, направленные на развитие творческих способностей обучающихся.

Методы исследования:

Теоретические методы - анализ, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, аналогия, моделирование путей решения проблемы для достижения поставленных задач.

Эмпирические методы - обобщение полученного опыта, формирование траектории педагогической деятельности для решения установленной проблемы, получение информации об объекте исследования, анализ и систематизация.

Математические методы: статистический метод, метод визуализации данных (функции, графики)

Работа над проектом продолжается четвёртый год.

  1. Подготовительный этап. Теоретическое обоснование проекта.

  2. 2011-2012 учебный год

  1. Изучение уровня сформированности навыков ведения семейного хозяйства у воспитанниц детского дома.

  2. Изучение уровня подготовленности воспитанников старших классов к семейной жизни.

  3. Изучение мотивации учащихся.

  4. Теоретическая подготовка.

Опыт формирования навыков ведения семейного хозяйства на уроках технологии в детском доме в условиях замещающей семьи

  • Осознание проблемы.

  • Формулирование целей и задач педагогической деятельности.

  • Открытие методов решения проблемы.

  • Эксперимент по формированию опыта в решении проблемы.

  • Доказательство обоснованности методов для достижения целей и выполнения поставленных задач.

  1. Второй этап. Практическое обоснование проекта.

2012-2013 учебный год

  1. Исследование актуальной ситуации.

  2. Подбор методов и методик работы.

  3. Определение задач проекта.

  1. Третий этап. Апробация проекта.

2013-2014 учебный год

  1. Выработка промежуточных целей.

  2. Корректировка плана действий для достижения результатов по проекту.

  3. Организация проведения занятий по формированию навыков ведения семейного хозяйства.

  4. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Уроки технологии для девочек создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий демонстрирует образцы поведения человека в быту, учат навыкам общения.

Программа построена концентрически и представлена следующими разделами:
1. Сельскохозяйственные и садовые работы на пришкольном участке (цветоводство).
2. Кулинария.
3. Индивидуальные санитарно-гигиенические правила и навыки.
4. Элементы материаловедения и машиноведения.
5. Лоскутное шитье.
6. Художественный труд.
7. Уход за одеждой и обувью.
8. Гигиена девушки.
9. Планирование и распределение бюджетных средств семьи.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

На уровне радикального преобразования образовательной системы: адаптация Типовой Программы по технологии для общеобразовательных школ к обучению детей, воспитывающихся в детском доме.

На уровне рационализации : основная задача предмета для обучения детей, воспитывающихся в детском доме.

На уровне комбинации элементов известных методик : развитие познавательной деятельности и личностной сферы учащихся на уроках технологии.



  1. Практическая реализация проекта.

2014-2015 учебный год

  1. Реализация программы.

  2. Проведение мониторинга для получения информации о результативности программы.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты (Отзыв психолога Корневой Т.А.) 5 класс







Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты (Отзыв психолога Корневой Т.А.) 6 класс

Сформированность навыков ведения домашнего хозяйства.



Сформированность навыков самообслуживания



Факторы, влияющие положительно на результаты проекта:

  • изучение личности каждого ребенка, его способностей и возможностей применения академических знаний на практике,

  • работа по оздоровлению учащихся;

  • формирование положительной мотивации у воспитанников;

  • индивидуальная работа с детьми "зоны риска";

  • анализ данных о последующей жизненной адаптации и трудоустройстве выпускников;

  • внедрение новых педагогических технологий,

  • повышение качества преподавания, профессионализма педагога;

Факторы, влияющие отрицательно на учебно-воспитательный процесс:

  • врожденный дефект познавательной деятельности учащихся;

  • асоциальный опыт воспитанниц,

  • ОВЗ,

  • педагогическая запущенность,

  • низкая самооценка,

  • эгоизм, неумение заботиться о близких, сопереживать чужим неудачам,

  • неуверенность в себе и своих силах,

  • коллективный характер воспитания,

  • подростковый возраст.


  1. Подведение итогов после завершения проекта.

Окончательные выводы по реализации выработанной программы делаются в течение последующих нескольких лет. За это время воспитанники детского дома должны определиться в профессиональной деятельности, продолжить своё обучение в СУЗ. Но главным показателем успешности работы в данном направлении является факт создания выпускником собственной семьи, рождение детей, способность нести ответственность за близких и родственников, его успешность в обществе, адаптация в реальном мире.

Для получения данных для анализа служат личные встречи с бывшими воспитанниками, переписка с ними, посещение их домов, знакомство с их супругами и детьми, информация от их друзей - бывших учеников ГКОУ.

Только после сбора этой информации, её анализа и систематизации, можно подводить итоги по формированию навыков ведения семейного хозяйства в рамках преподавания предмета «Технология у девочек» и социализации детей детского дома в рамках данного проекта.

Список литературы

  • Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс. - 2006. - №3. - С. 54-63.

  • Голондарёва Н.Б. Технология 8-й класс (девочки) Поурочные планы "Технология. 6-й класс" В. Д.Симоненко: Учитель-АСТ, 2003.

  • Гудонис В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома // Дефектология. - 2008. - №6. - С. 85-89.

  • Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности // Детский дом. - 2003. - №8. - С. 7-11.

  • Евстифеева Н.Б. Влияние самооценки на мотивацию достижения успеха воспитанников детских домов // Начальная школа. - 2007. - №6. - С. 75-79.

  • Дидактический материал по трудовому обучению "Кулинарные работы и обработка ткани" Книга для учителя. Под редакцией Е.В. Старикова и Г.А. Корчагина. М.: "Просвещение", 1996г

  • Леонов С.Д. Личностное самоопределение подростков в условиях детского дома // Детский дом. - 2008. - №1. - С. 46-48.

  • Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2004

  • Мудрик А.В. Социализация человека как проблема // Социальная педагогика. - 2005. - №4. - С. 47-57.

  • Поурочные планы по учебнику "Технология 5 класс" В.Д. Симоненко. Под ред. Н.Б. Голондарева. Волгоград. "Учитель АСТ", 2003 г.

  • Программы общеобразовательных учреждений, М., 2001 г.

  • Симоненко В.Д.,Бронников Н.Л., Технология: Учебник для учеников Общеобразовательной школы./Под. Ред. В.Д. Симоненко - М "Вентана-Граф",2001.

  • Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко. М. Вентана Граф", 2004г.

  • Уроки экономики в быту, Е. М. Каневский, Э. В. Краснянский, М. М. Лысов, М.,1985 г. Для дома, для семьи. Х. Г. Кучушев, Казань, 1987 г.

Социальная сеть работников образования

eidos.ru/

tehnologi.su/dir/30 - каталог сайтов учителей технологии

domovedenie.jimdo.com/

uchportal.ru/dir/12

15



© 2010-2022