• Преподавателю
  • Технология
  • Статья на тему Метод проектов как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов

Статья на тему Метод проектов как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность студентов как средство формирования профессиональных компетенций будущих учителей


Войцеховская Тамара Владимировна, преподаватель ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж». г. Нижнекамск, Республика Татарстан

В условиях модернизации российского образования проблема применения метода проектов как средства формирования профессиональных компетенций будущих педагогов актуальна и является перспективным направлением в обучении студентов педагогического колледжа. Сегодня будущему специалисту недостаточно одних только теоретических знаний - бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности - этому должно учить сегодня любое образовательное учреждение. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе в рамках междисциплинарного курса МДК.01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом (специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах).

Современный педагог, работая в условиях модернизации образования, должен обеспечить реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО) образовательными результатами являются сформированные у будущих педагогов общие и профессиональные компетенции. Профессиональный стандарт педагога констатирует: «Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции…» и дает четкое понятие профессиональной компетенции: «Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач».

Как отмечает Е.С. Полат, «…Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого века в США (1920-е гг.). Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании».

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С. Т. Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов XX века. В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение.

Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом (Е.С. Полат). Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Суть этого метода - стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения. Е.С. Полат утверждает: «Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом». Несомненно, достоинством метода проектов является возможность включения его в различные организационные формы образовательного процесса и в содержание обучения. Метод проектов дает возможность организовать творческую проектную деятельность в педагогическом колледже в увлекательной форме. В процессе работы над творческим проектом происходит взаимодействие студента и преподавателя на принципах равного партнерства. Студенты вовлечены в деятельность, целью которой является получение результата работы над проектом. Студент сам видит и оценивает свой вклад и результат своей деятельности. Представляемые студентами изделия - готовый продукт - изготовлены из различных материалов с применением интересных технологий обработки материалов на высоком уровне, имеют высокое качество. Применение метода проектов в рамках междисциплинарного курса МДК.01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом (специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах) дает возможность организовать обучение на новом уровне. В процессе творческой проектной деятельности воспитываются и развиваются важные в формировании профессиональных компетенций качества личности: это способность работать вместе, учиться друг у друга, помогать друг другу, работать на одну общую цель, планировать деятельность совместно, прогнозировать и оценивать вклад и результаты работы каждого и др. В процессе изучения междисциплинарного курса МДК.01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом большое внимание уделяется практической деятельности студентов. Занятия носят практико-ориентированный характер. Студенты имеют возможность самостоятельно определять наличие проблемы, которую нужно решить, планируют собственную деятельность и продукт, который должен получиться в результате решения данной проблемы. В ходе деятельности студенты понимали, для чего это все надо, и знали, где и как можно будет это применить в дальнейшем на практике. Преподаватель равноценный партнером для студентов.

Проектная деятельность позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирована на самостоятельную работу учащихся. С её помощью студенты не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Кроме того, проектная деятельность предусматривает самостоятельный поиск в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми - носителями разных культур мирового сообщества.

Метод проектов в условиях педагогического колледжа предполагает высокий уровень интеграции содержания дисциплин, а также междисциплинарных курсов в рамках профессионального модуля. Это способствует созданию мотивации, интереса будущих педагогов к обучению, и позволяет им убедиться в необходимости получения определенных знаний, умений, приобретения практического опыта не только в рамках одной дисциплины. Достаточно интересно организована интеграция содержания Междисциплинарных курсов при освоении ПМ.01. Преподавание по образовательным программам начального общего образования. Студенты выполняют проекты по разным дисциплинам и междисциплинарным курсам средствами продуктивных видов деятельности. Особенно удачным является опыт интеграции содержания МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания и МДК.01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом. Разнообразные формы итогового и промежуточного контроля по МДК.01.06. включают, в том числе, защиту творческого проекта с презентацией полученного результата, поиск решения проблемных задач, педагогических ситуаций. Анализ показал, что у студентов отмечена положительная динамика формирования профессиональных компетенций, студенты успешно проявляют себя на практике, что подтверждает целесообразность использования метода проектов в рамках преподавания междисциплинарных курсов.

Метод проектов способствует развитию навыков:

• владение определенными знаниями по методу проектов;

• умение работать с дополнительной литературой;

• развивать навыки самостоятельного принятия решения;

• умение использовать разные точки зрения на одну проблему;

• демонстрировать публично результаты своей деятельности.

Данная форма организации обучения, позволяет повысить значительно эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности будущего учителя, его самореализации. И не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований и т.д., что в конечном счете способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.

Студенты в процессе обучения расширяют свой кругозор, приобретают знания о новых технологиях, материалах, о природе, обществе, мышлении, познают окружающий их мир и мир искусства. . В процессе обучения формируются практические и теоретические умения и навыки, умения и навыки самостоятельной работы.

С точки зрения компетентностного подхода применение проектной деятельности позволяет так же формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции, которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной квалификационной работы.

Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Таким образом, метод проектов является одним из эффективных средств формирования профессиональных компетенций будущих педагогов.

1. Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 124-126.

2. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2004.

3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007.

4. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. N 1. С. 9-10.

5. Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. 2011. N 5. Т.2. С. 148-151.


© 2010-2022