- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа кружка Рукодельница
Рабочая программа кружка Рукодельница
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Попова С.А. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО
МБОУ «СОШ № 8»
Протокол №
от «___» ________ 2014г
Руководитель ШМО
_____________
СОГЛАСОВАНО
«___» ___________ 2014г
Зам.директора по ВР
_________________
Иванова Г.К.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ____
от «___» ________ 2014г
Директор МБОУ «СОШ № 8» ______________
Ярцева Л.Н.
Рабочая программа
дополнительного образования
кружка «Рукодельница»
для обучающихся 5 - 7 классов
на 2014-2015 учебный год
Направление: художественно-эстетическое
Автор разработки:
Попова Светлана Анатольевна
педагог ДО МБОУ «СОШ № 8»
первая квалификационная категория
Братск, 2014
-
Пояснительная записка
Программа кружка «Рукодельница» является адаптированной программой, составленной на основе авторской программы О.С. Молотобаровой «Кружок изготовления игрушек-сувениров». Предлагаемая программа кружка разработана для учащихся 5 - 7 классов, состоит из двух разделов: «Изготовление мягкой игрушки», «Лоскутная пластика» и рассчитана на 64 часа, 2 часа в неделю.
Программа «Рукодельница» направлена на развитие у школьников способности к творческому самовыражению через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, возможно - заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим.
Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Выполняя какую-либо работу, ученик добивается результата. Радость успеха рождает у него уверенность в своих силах. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У школьников воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, а различные виды рукоделия приобщают их к истокам народного творчества.
Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества.
Самодельная игрушка из ткани и мехового лоскута все чаще входит в разряд современных сувениров. Простота изготовления, яркая декоративность этих игрушек завоевала симпатии детей.
Изделия из лоскутов сегодня также популярны, как и много лет назад. Дизайн и изготовление изделий в лоскутной технике - это полезное и приятное занятие. Некоторые традиционные узоры, которым уже сотни лет, продолжают свою жизнь и ложатся в основу новых интерпретаций.
На занятиях кружка учащиеся занимаются изготовлением мягких игрушек небольших размеров и сувениров: игольницы, крючки для ключей, подвесные карандашницы, детские кошельки, футляры для очков. А также осваивают лоскутное шитье и учатся создавать неповторимые изделия из маленьких лоскутов ткани.
Воспитательная система социальной ориентации
Основой программы кружка «Рукодельница» является предметно-практическая деятельность, которая по своему психолого-педагогическому механизму обладает развивающим потенциалом. Ручной труд является эффективным « гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Он является также средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т.е. общего развития школьников.
Компоненты воспитательной системы:
-
система обучения социальным навыкам,
-
участие в различных социальных акциях.
Диагностика достижения воспитательных результатов
Основными результатами воспитательной системы являются:
-
сплоченность коллектива,
-
творческие работы учащихся,
-
участие учащихся в различных конкурсах.
Принципы работы кружка «Рукодельница»:
-
добровольность, индивидуальный подход;
-
осуществление работы поэтапно, в соответствии с основным дидактическим принципом «от простого к сложному»;
-
право на свободный творческий поиск.
При организации образовательного процесса по программе, особое внимание уделяется на комфортный, неформальный характер психологической атмосферы, не регламентированной обязательствами и стандартами.
Цели и задачи программы
Цель: научить учащихся шить мягкие игрушки небольших размеров и изделия из маленьких лоскутов ткани, создавая модели по своему замыслу и фантазии.
Задачи:
-
Знакомство с народным искусством, историей создания русской народной игрушки.
-
Формирование интереса к совершенствованию своего эстетического воспитания, развитию фантазии, художественного вкуса.
-
Формирование умений и навыков работы с различными видами тканей.
-
Развитие навыков раскроя, пошива и оформления объемных игрушек.
-
Освоить технику быстрого раскроя.
-
Создавать оригинальные лоскутные изделия, используя элементы аппликации и вышивки.
Формы и методы проведения занятий
Формы:
-
Практические занятия: по подгруппам, индивидуальные.
-
Творческая мастерская.
-
Праздники.
-
Занятия-исследования.
-
Выставки.
Способы усвоения содержания:
-
репродуктивный способ (« делай как я»),
-
креативный способ (поисково-исследовательский).
Методы:
-
Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия
-
Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин, схем, рисунков.
-
Практические методы: практические занятия, занятие-исследование.
-
Методы контроля: выполнение конкурсных работ.
-
Учебно-тематический план занятий кружка «Рукодельница»
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
Общее
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Знакомство с программ
мой.
2
2
-
Изготовление мягкой игрушки
2
Материалы и инструменты для изготовления игрушек-сувениров.
2
1
1
3
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.
2
1
1
4
Декоративная отделка сувениров.
2
1
1
5
Изготовление игрушек с бисером.
6
1
5
6
Новогодние сувениры.
4
1
3
7
Меховые игрушки.
6
1
5
8
Игрушки из носочков.
4
1
3
9
Игрушки для всех.
4
1
3
10
Организация выставки.
2
-
2
Лоскутная пластика
11
Материаловедение.
2
1
1
12
Работа на швейной машине.
4
1
3
13
Шаблоны для раскроя деталей. Раскрой.
2
1
1
14
Технология соединения деталей узора по схеме.
4
1
3
15
Изготовление каймы. Стежка.
6
2
4
16
Изготовление лоскутных изделий.
10
2
8
17
Заключительное занятие. Организация выставки.
2
-
2
-
Содержание программы
Темы курса:
-
Вводное занятие.
Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ. Организационные вопросы. Оборудование кабинета и рабочего места. Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для работы.
Изготовление мягкой игрушки
-
Материалы и инструменты для изготовления игрушек-сувениров.
Классификация волокон. Характеристика и структура материалов. Определение направления нити основы и утка, лицевой и изнаночной стороны ткани. Особенности тканей, учитываемые при изготовлении игрушек. Основы цветоведения.
Практическая работа: работа с образцами тканей.
-
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.
Подготовка швейной машины к работе. Правила техники безопасности при работе на швейной машине. Приемы выполнения машинных швов.
Практическая работа: выполнение образцов машинных швов.
-
Декоративная отделка сувениров.
Тесьма, бусины, стеклярус, бисер и др. в отделки изделий.
-
Изготовление игрушек с бисером.
Практическая работа: изготовление игрушек с бисером.
-
Новогодние сувениры.
Практическая работа: изготовление новогодних сувениров.
-
Меховые игрушки.
Практическая работа: изготовление меховых игрушек.
-
Игрушки из носочков. Форма игрушки, набивка, изготовление деталей. Практическая работа: изготовление игрушек из носочков.
-
Игрушки для всех. Изготовление головы, оформление лица, глаза зверюшек. Практическая работа: изготовление игрушек.
-
Заключительное занятие. Подведение итогов. Организация выставки и дефиле.
Лоскутная пластика
-
Материаловедение.
Характеристика и структура материалов. Определение направления нити основы и утка, лицевой и изнаночной стороны ткани. Особенности тканей для лоскутных изделий.
-
Работа на швейной машине. Правила техники безопасности при работе на швейной машине. Приемы выполнения машинных швов.
-
Шаблоны для раскроя деталей. Раскрой. Изготовление выкройки-шаблона, рациональный раскрой.
-
Технология соединения деталей узора по схеме.
Составление эскиза, изготовление шаблонов, раскладка на ткани.
-
Изготовление каймы. Стежка. Обработка края изделия каймой. Виды каймы. Стежка готового изделия.
-
Изготовление лоскутных изделий. Изготовление прихваток, диванных подушек, одеял, грелок.
-
Заключительное занятие. Организация выставки.
VI. Ожидаемые результаты
В результате освоения программы кружка «Рукодельница» учащиеся:
-
Научаться самостоятельно выполнять все работы по изготовлению мягких игрушек небольших размеров и изделий из маленьких лоскутов ткани.
-
Вести поиск необходимой информации и работать творчески с литературой.
-
Познакомятся с историей создания русской народной игрушки.
-
Программа будет способствовать адаптации ребенка к жизни в обществе.
-
Освоение программы будет способствовать развитию художественного вкуса и формированию эстетических потребностей учащихся, их творческой активности.
В результате освоения курса учащиеся должны знать:
-
правила техники безопасности;
-
историю создания русской народной игрушки;
-
основы создания оригинальных лоскутных изделий, используя элементы аппликации и вышивки художественного и технического моделирования одежды.
В результате освоения курса учащиеся должны уметь:
-
выполнять раскрой и пошив лоскутных изделий по схеме;
-
выполнять различные виды отделки;
-
изготавливать игрушки по своим эскизам;
-
раскраивать изделия, используя технику быстрого раскроя.
Условия реализации программы
-
Соблюдение правил техники безопасности, норм санитарии и гигиены в помещении и на рабочих местах, правила пожарной безопасности.
-
Наличие отдельного помещения; шкафов для хранения материалов, инструментов, наглядного пособия.
-
Наличие оборудования, инструментов и приспособлений.
Средства и методы контроля
Контроль знаний осуществляется в форме индивидуального опроса во время выполнения учащимися практических заданий.
Самостоятельные работы, выполненные учащимися, будут представлены на выставках различного уровня.
V. Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся
-
Кочетова С.В., Мягкая игрушка, М.: Издательский центр «Академия», 2002.
-
Максимова М.Н., Кузьмина М.Н., Мозаика лоскутных узоров ,М. Эксмо-Пресс:, 2007;
-
Максимова М.Н., Кузьмина М.Н., Лоскутки, М: Эксмо-Пресс, 2003 г.
-
Скопцева М.И., Технология. Учебное пособие по обслуживающему труду для учениц 5-8 классов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997 г.
-
Аксессуары для дома, популярное издание, издательство «Внешсигма», 1999
-
Журналы по рукоделию.
Для учителя
-
Башенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э. Методика обучения технологии 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2004. -220с.
-
Волкова И.П., Учимся творчеству, М.: Педагогика, 2002.
-
Кожина О.А, Обслуживающий труд /методическое пособие/ , М.: Дрофа, 2004.
-
Перевертень Г.И., Самоделки из текстильных материалов, М.: Просвещение, 2002.
-
Художественно-эстетическое воспитание как основа творческого образа жизни. - Челябинск, 2001.
Литература, использованная при написании данного спецкурса
-
Молотобарова О.С., Кружок изготовления игрушек-сувениров, М.: Просвещение, 2002.
-
Кочетова С.В., Мягкая игрушка, М.: Издательский центр «Академия», 2002.
-
Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования, М.: Издательский центр «Академия», 2002.
-
Селевко Г.К., Современные образовательные технологии, М.: Народные
образование, 2001.
VI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Технические средства обучения
Кабинет оборудован:
-
машинами швейными бытовыми универсальными,
-
оверлоком,
-
комплектом оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки,
-
комплектом инструментов и приспособлений для ручных швейных работ,
-
комплектом инструментов и приспособлений для вышивания.
2.Цифровые образовательные ресурсы
-
иллюстрации в электронном виде по темам;
-
презентации по изготовлению мягкой игрушки и лоскутной пластике.
VII. Календарно-тематический план занятий кружка «Рукодельница»
№ п/п
Темы занятий
Практическая работа
Количество часов
Дата проведения
Общее
Теория
Практика
план
факт
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
.
2
2
-
2
Материалы и инструменты для изготовления игрушек-сувениров.
№ 1. Работа с образцами тканей.
2
1
1
3
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.
№ 2. Выполнение образцов машинных швов.
2
1
1
4
Декоративная отделка сувениров.
№ 3. Использование тесьмы, бусин, бисера в отделке сувениров.
2
1
1
5
Изготовление игрушек с бисером.
№ 4-8. Изготовление игрушек с бисером.
6
1
5
6
Новогодние сувениры.
№ 9-11. Изготовление новогодних сувениров.
4
1
3
7
Меховые игрушки.
№ 12-16. Изготовление меховых игрушек.
6
1
5
8
Игрушки из носочков.
№ 17-19. Изготовление игрушек из носочков.
4
1
3
9
Игрушки для всех.
№ 20-22. Изготовление игрушек.
4
1
3
10
Заключительное занятие. Подведение итогов.
Организация выставки.
2
-
2
11
Материаловедение.
№23. Выбор тканей для лоскутных изделий.
2
1
1
12
Работа на швейной машине.
№24-26. Выполнение машинных швов.
4
1
3
13
Шаблоны для раскроя деталей. Раскрой.
№ 27. Изготовление шаблонов. Раскрой.
2
1
1
14
Технология соединения деталей узора по схеме.
№ 28-30. Составление эскиза, схемы. Сборка деталей по схеме.
4
1
3
15
Изготовление каймы. Стежка.
№ 31-34. Обработка края изделия каймой. Стежка готового изделия.
6
2
4
16
Изготовление лоскутных изделий.
№35-42. Изготовление изделий по выбору.
10
2
8
17
Заключительное занятие. Подведение итогов.
Организация выставки.
4
2
2
Итого:
64 (4 резервного времени)