Проект «Модель русской избы в формате кукольного домика». «Традиции и современность»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

IПроект «Модель русской избы в формате кукольного домика». «Традиции и современность».X МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«РЕМЕСЛА И ПРОМЫСЛЫ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»








«Модель русской избы в формате кукольного домика»


«Традиции и современность»


Фамилия и имя автора работы:

Коростелева Яна

г. Сургут, ХМАО-Югра,

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»,

студия «Глиняная игрушка»

Научный руководитель:

Михайлова Светлана Анатольевна - педагог дополнительного образования, руководитель студии «Глиняная игрушка» муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества», ХМАО-Югра, г. Сургут;

г. Сургут,

2014 г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………

стр. 3

Глава 1

Кукольный домик…………………………………………………………..

стр. 4

§1

История возникновения и развития кукольного домика в Европе……..

стр. 4

§2

История кукольного домика в России…………………………………….

стр. 7

§3

Современные кукольные домики………………………………………….

стр. 8

Глава 2

Русская изба………………………………………………………………...

стр. 11

§1

Русская изба. Внешний вид……………………………………………….

стр. 11

§2

Интерьер и убранство русской избы……………………………………..

стр. 14

Глава 3

Практическая работа по созданию натурной модели русской избы как кукольного домика…………………………………………………………

стр. 16

§1

Лепка из глины и пластики………………………………………………

стр. 16

§2

Описание натурной модели русской избы как кукольного домика…….

стр. 19

Заключение…………………………………………………………………

стр. 21

Информационные источники……………………………………………..

стр. 22

Приложение…………………………………………………………………

стр. 22




Введение

Данный проект направлен на возрождение культурных традиций нашей страны и истоков бытия Русского народа и рассчитан на широкий спектр возрастов, от детей до пенсионеров. Ведь далеко не секрет, что многие городские жители видели Русские поселения только на картинках в учебниках истории либо в исторических фильмах, и многие элементарно не знают, что такое коновязь или омшаник.

Темой нашего проекта является «Модель русской избы в формате кукольного домика».

Данную тему мы взяли неслучайно. Для нас кукольный домик - это форма, а русская изба - это содержание.

Кукольный дом - не только мечта каждого ребенка, но и возможность взрослого вернуться в детство.

Кукольный дом - это миниатюрная копия дома с обстановкой, предметами быта. У кукольного дома есть своя история.

Кукольные дома отражали вкусы и увлечения своей эпохи. Интерьеры повторяли изысканные художественные решения. Благодаря сохранившимся домикам можно увидеть не только красивые залы для пышных приемов и дорогое убранство комнат, но и как выглядели специальные помещения для слуг, комнаты, где няни занимались с детьми.
Созданное «застывшее мгновение» каждой комнаты кукольного домика разных стран и эпох, впоследствии станет наглядным предметным пособием, рассматривая которое, потомки смогут лучше понять и почувствовать прошлое.

Кукольные домики, сохранившиеся до наших дней, находятся в различных музеях мира, и так как они отражают время, в которое были созданы, то и сами являются миниатюрными музеями.

Уже более трех столетий создание и коллекционирование кукольных домиков, особняков и замков разных эпох является одним из самых изысканных увлечений в мире.

Ко второй половине ХIХ века предметы обихода и обстановки для кукольных домиков стали выполняться фабричным способом. Эта продукция восхищает и радует своим разнообразием, начиная с деревянной мебели с резными ножками и заканчивая маленькой посудой.

Фабричное производство миниатюры продолжало развиваться, благодаря чему, увлечение кукольными домиками стало доступным и популярным для людей во всем мире.

Объект нашего исследования - кукольный домик.

Предмет исследования - русская изба как кукольный домик.

Цель проекта - разработать и практически осуществить модель русской избы как кукольный домик.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Охарактеризовать виды кукольных домиков в европейской и русской истории.

  2. Описать конструкцию интерьера и убранства традиционной русской избы.

  3. Смоделировать русскую избу в формате кукольного домика.

  4. Описать натурную модель русской избы как кукольный домик.

Основные методы исследования: сравнение, моделирование.

Новизна проекта состоит в том, что наш кукольный домик является уникальным и неповторимым. Уникальность заключается в выборе тематики (содержании) - это русская изба; в выборе материалов для изготовления домика и интерьера, определении композиции и масштаба.

Глава 1 Кукольный домик

§1 История возникновения и развития кукольного домика в Европе

История кукольных домов насчитывает несколько тысячелетий - самые ранние экземпляры относятся к временам Древнего Египта. В Европе же дома появились лишь в 16 веке, при этом они использовались для украшения интерьера.

Традиция создания миниатюрных домов, дворцов и даже городов, наполненных копиями предметов, существует в Европе с конца XVII - начала XVIII века.

Родиной кукольных домиков считается Германия, в г. Нюрнберге, который в средние века был крупным торговым и ремесленным центром, было налажено производство игрушек и миниатюр. Первый известный миниатюрный домик был изготовлен в 1558 (из других источников в 1611) году по заказу герцога Альбрехта V для своей дочери. Это был роскошный замок, который окружали причудливый фонтан и по-немецки аккуратный сад. В самом замке было четыре этажа и множество обставленных по всем правилам комнат, спален, пошивочных мастерских, ванных и помпезных залов для проведения балов. Все детали были исполнены с потрясающей скрупулёзностью. Для столовой, например, были сделаны серебряные приборы совсем как настоящие, только крошечные. К сожалению, до наших дней он не сохранился, в середине 70-х годов XVII столетия его уничтожил пожар.

Самый старинный, из сохранившихся на сегодняшний день, кукольный дом, датированный 1610 годом, хранится в Национальном германском музее (г. Нюрнберг). Убранство помещений этого 3-этажного дома, мебель, домашняя утварь, в точности воспроизводят быт зажиточной бюргерской семьи начала XVII века. Стены дома украшены живописью и фресками, содержание которых (сцены соблазнения монашенки) подтверждает, что дом задумывался не как предмет для детских развлечений.

Первые миниатюрные интерьеры помещались в изящных шкафах, стоило раскрыть дверцы и взору открывалась обстановка кукольных комнат во всем своем великолепии.

Основные правила этого жанра миниатюры заключаются в том, чтобы все элементы были выдержаны в пропорции 1/12 от настоящих, были изготовлены из такого же материала, что и оригинальные и выполняли свои функциональные назначения. Например, можно повыдвигать ящички столов и пооткрывать дверцы шкафчиков, выполненных из разных пород дерева, полистать странички книжечек, позвенеть медной и фарфоровой посудой, в некоторых домах даже была проточная вода.

Особенно богато выглядело убранство кухни, которая воспринималась тогда, как символ семейного достатка и благополучия. Миниатюрные жильцы, сделанные из дерева или воска, намного уступали интерьеру домов по проработанности деталей.

В XVII-XVIII веках из-за своей дороговизны миниатюрные домики были привилегией элиты. Обычные горожане смогли полюбоваться на миниатюрное сокровище благодаря Анне Кёферлин, которая выставила свой домик на всеобщее обозрение, взимая за это небольшую плату. Вдова, рано потерявшая детей, вложила в убранство кукольного домика, заказанного ей в 1631 году, целое состояние.

В домах знатных господ кукольные домики являлись украшением интерьера и подчеркивали богатство своих владельцев, а юные леди имели возможность в игровой форме готовиться к предстоящей замужней жизни - ведению хозяйства и воспитанию детей.

Самый роскошный кукольный дом XVIII века был изготовлен в 1716 году и принадлежал юной принцессе Августе Доротее фон Шагсбург. Это был целый кукольный городок из 26 домов, населяемых 411 куклами. Среди них были принц и принцесса, продавцы, нищие, горожане разных сословий. Куклы были натуралистично выполнены из воска, и с их участием разыгрывалось множество сценок из городской жизни. Mon Plaisir ("Мое удовольствие"), выполненный по легенде монахами Эрфурта, стоил целое состояние. Сейчас это сокровище находится в музее замка в Арнштадте, по подобию которого и был воплощен минигородок.

В богатый портовый город Амстердам попадали диковинки со всего света, первый кукольный дом появился здесь приблизительно в 1670 году. Голландские ремесленники быстро перехватили инициативу изготовления роскошных игрушек. Опыт изготовления миниатюр был почти у каждого мастера: чтобы продемонстрировать своё умение столяры выполняли уменьшенные копии предметов мебели, ведь сделать их было гораздо сложнее чем натуральные. Увлечение захватило и некоторых знатных дам, которые создавали интерьеры в шкафчиках бюро или на полках, и шили одежду для кукол.

Вслед за кукольными домиками стали появляться игрушечные магазинчики, школы, мастерские…

Миниатюрные дома Англии в точности повторяли фасады и убранства реально существующих жилищ. Детям в такие baby-houses разрешалось играть только в присутствии взрослых.

В Англии тоже есть свой уникальный кукольный домик - творение одного из самых знаменитых в начале 20 века архитекторов Эдвина Лютьенса. Он был сделан по заказу кузины короля и был преподнесён в подарок королеве, которая обожала разного рода миниатюры. Работа приобрела грандиозный масштаб и растянулась на целых четыре года. В результате домик размером 2,5х1,5х1,5 метра объединил усилия пятисот мастеров. В ней подлинным было всё: и швейная машинка фирмы «Зингер», и настоящие духи «Вдова Клико», и «Роллс-Ройсы» все, разумеется, в уменьшенном варианте. А специально для кукольной библиотеки великий Конан-Дойль написал миниатюрный рассказ всего в пятьсот слов. Этот удивительный домик хранится сегодня в Виндзорском дворце и каждый желающий может на него взглянуть.

Во Франции кукольные домики покорили даже королевских особ, например Людовика XIII. Известно также, что в 1630 году кардинал Ришелье подарил принцессе Мэнской макет комнаты с очаровательными фигурками новорожденного младенца, матери и повитухи, с которыми можно было играть. А Мария-Антуанетта была обладательницей роскошного кукольного дома с фигурками из стеклянных нитей.

В музеях мира сохранились старинные миниатюрные замки и особняки, коллекции пополняются работами современных мастеров, превосходящими своих предшественников по бюджету, масштабам, количеству деталей. На всех континентах продолжают создаваться новые миниатюрные интерьеры, исторические и современные. Миниатюры коллекционируют ради удовольствия, самовыражения в оформлении индивидуальных интерьеров, для того чтобы оставить память потомкам. Миниатюрные композиции помогают в бизнесе для привлечения клиентов, как например, в немецком городке старинные комнатки выставлены в витрине современного магазина обуви (немножко не по теме, но явно привлекает взгляды потенциальных покупателей). Сюжеты миниатюр нашего времени очень разносторонни, они иллюстрируют все сферы жизни современного общества, среди них можно увидеть магазины, библиотеки, прачечные, аптеки, кондитерские, рестораны, парки, автозаправки, кабинеты врачей, оранжереи и прочее и прочее. Интерьеры воспроизводятся с крайней щипитильностью, прорабатываются все профессиональные инструменты, как например, музыкальные, продукты, блюда будто съедобные, выглядят очень соблазнительно!

Каждый такой дом был уникальным, строился по индивидуальному заказу, лишь век спустя кукольные дома стали изготавливаться на фабриках. Тем не менее, они были достаточно качественными с хорошей детализацией, которая утратила свое значение к 1950-м годам. Именно тогда компании стали выпускать домики большего масштаба с пластиковой мебелью, а стены, например, изготавливались из листового металла, который окрашивали в разные цвета. Использование таких материалов снизило стоимость кукольных домиков до такой степени, что почти каждая семья могла позволить себе приобрести такой дом. Интересно, что до первой мировой войны Германия была главным производителем кукольных домов, которые экспортировались в Северную Америку и Англию.

В Европе такие дома предназначались для детей, их создатели не стремились к реалистичности интерьера и экстерьера, такая тенденция началась лишь в 18 в. в Европе.

Вообще, нужно различать игровые дома для детей (в данном случае использовали масштаб 1/8, 1/18) и коллекционные дома для взрослых, для коллекционеров - здесь, как правило, используется формат 1/12. Также в коллекционной миниатюре существуют менее популярные масштабы: 1/24, 1/48 и 1/144.

§2 История кукольного домика в России

В нашей стране интерес к искусству создания миниатюрных вещей-игрушек впервые появился в царствование Петра I. А первый в России миниатюрный домик - Нащокинский. По числу сохранившихся предметов (611) он не превосходит многие подобные ему модели, но в нем такое количество вещей пушкинского времени, какого нет ни в одном историко-бытовом или литературно-мемориальном музее первой трети XIX столетия. При жизни Пушкина друг Павел Войнович Нащокин решил скопировать в уменьшенном виде свою квартиру со всеми находящимися в ней предметами обстановки «предположив себе людей в размере среднего роста детских кукол, он по этому масштабу заказывал первым мастерам все принадлежности к этому дому».

В музейном зале, за стеклом, мы видим в миниатюре подлинную обстановку дома, в котором неоднократно бывал Пушкин: стол, накрытый для обеда, стулья с плетеными сиденьями, диваны и кресла; на стенах картины, с потолка спускаются золоченные бронзовые люстры, на ломберном столе лежит колода карт - все, как в настоящем доме. Исполненные по заказу Нащокина искусными краснодеревщиками, бронзовщиками, ювелирами и другими мастерами, вещи Домика могут использоваться по назначению. Можно выстрелить из пистолета длиной в 4,4 сантиметра, вскипятить воду в самоварчике, который легко удержать двумя пальцами, зажечь масляную лампу с круглым матовым абажуром величиной с грецкий орех, поиграть на рояле специальными палочками. Маленький домик обошелся Нащокину в 40 тысяч рублей, на эту сумму в то время можно было приобрести настоящий особняк. Сейчас макет Нащокинского домика находится в экспозиции Всероссийского музея А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

В Петербурге так же воочию можно оценить искусство миниатюрных домов в Петропавловской крепости (Комендантский дом), где выставлен уникальный экспонат в масштабе 1/12 - доходный дом начала XX века. В Музее печати представлена уменьшенная копия бывшего здания Дома печати, в кабинетах предприятия воссоздана рабочая обстановка. И, конечно, не стоит забывать об экспозициях Музея кукол и Музея игрушки.

§3 Современные кукольные домики

В XIX веке индустриализация добралась и до кукольных домиков, их начали изготавливать на фабриках в массовом порядке. Что расширило круг поклонников кукольной миниатюры за счет снижения на нее цены. Фабричные домики оснащались электрикой, водопроводом, канализацией, и даже лифтами.

В начале XX века возвращается интерес к шедеврам кукольного убранства ручной работы, как к изящному увлечению состоятельных взрослых, и предмету коллекционирования. На сей раз моду диктует Англия, поразившая всю Европу своим триумфальным шедевром миниатюры дворцом «Queen Mary», над созданием которого три года трудились лучшие художники и мастеровые.

Увлечение миниатюрными домиками настолько популярно, что с 1985 года в Лондоне даже организовали фестиваль Kensington Dollshous, где любители мастерить миниатюры могут выставить свои поделки на продажу.

Появление в доме миниатюрного жилища с семьей кукол будет полезно для воспитания детей, особенно девочек, т.к. играя с ними с сюжетно-ролевые игры, ребенок уяснит, в чем обязанности и индивидуальность каждого члена семьи, будет иметь представление о ведении домашнего хозяйства. Что в корне отличается от концепции кукол типа «Барби», пропагандирующих красивую беззаботную жизнь, наполненную развлечениями.

Современный кукольный домик может быть не только классическим, он может быть и вполне отвечающим всем новомодным дизайнерским тенденциям, и по-детски ярким и очаровательным, и строго лаконичным.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью в развитии ребенка является сюжетно-ролевая игра. Говоря простым языком, ребенок активно играет в то, что видит вокруг - дом, быт, садик, школа, больница, магазин и т.д. Но если в 3-4 года это именно повторение бытового опыта, то в 5-7 лет ребенок активно подключает к собственным знаниям и опыту фантазию и воображение. Ребенок не просто имитирует действия взрослых, он придумывает сюжет игры, новых героев, активно включает в игру друзей и родных. У девочек на первый план выходят вопросы стиля, моды и красоты, а любимыми куклами, наверняка, станут Barbie или Winx, герои мультсериала «Школа Монстров» или грациозная красавица от Sonya Rose, т.е. игровые 30-сантиметровые куклы. Поэтому и кукольный домик должен «вырасти» (в домик для мини-кукол Барби просто не поместится), стать куда более интересным и ярким.

Деревянные домики («Мир деревянной игрушки», GOKI, KidKraft, LeToyVan, «1 Toy», PLAN TOYS)

Характеристики:

  • аленький, компактный (удобно играть);

  • простой в сборке (даже привлекать папу будет необязательно);

  • укомплектован набором мебели (куклы продаются отдельно);

  • качественный (дерево хорошо обработано, без острых краев);

  • экологичный, безопасный (полностью деревянный, минимум красителей);

  • устойчивый;

  • развивающий (поможет познакомить малыша с формами, цветами, строением дома - этажи, стены, пол, крыша, лестница, окна, двери, основными предметами мебели);

  • универсальный (подойдет и для девочки и для мальчика);

  • интересный (яркие и современные интерьер и мебель обязательно понравятся маленькой обладательнице домика).

Пластиковый домик (KidKraft, KEENWAY)

Характеристики:

  • компактный (средних размеров, для кукол 25-30 см);

  • простой в сборке (понятная конструкция);

  • меблированный (базовые элементы интерьера);

  • пластиковый (рекомендую именно детям старше 5 лет, т.к. много мелких частей для сборки, пластик гораздо менее стоек к детским экспериментам «на прочность», поэтому у малышей быстро выйдет из строя);

  • классический (прямые линии, балконы, простые базовые интерьеры)

Сказочный (особняк для истинный принцев и принцесс)

Вывод

Дорогие по стоимости дома обычно деревянные, бюджетные - пластиковые. Вторые, намного легче, менее прочные, недолговечные, поэтому, соответственно, и недорогие по цене. Это не говорит об их некачественности, это говорит просто о большей доступности и меньшей надежности материалов. При этом пластиковые игрушки проходят все необходимые тестирования на безопасность и токсичность. Эта игрушка не «на века».

Деревянные домики, конечно же, более прочные и экологичные. Для детей дошкольного возраста они, однозначно, предпочтительнее.

Самый дорогой кукольный домик сделал Питер Ричес (Peter Riches). Этот 64-летний британский миниатюрист, согласно британским СМИ, работал с лупой последние 15 лет, делая миниатюрный кукольный домик с 23 комнатами. Теперь он готов продать его канадскому коллекционеру более чем за 50000 фунтов стерлингов (90000 канадских долларов). Это - вероятно, самый дорогой кукольный домик в мире. Он продал этот кукольный домик, над которым он работал в течение 8 часов каждый день с 1994 года и создал этот шедевр с 23 комнатами. Чтобы закончить крошечный особняк с 10 кроватями, Питеру потребовалось 15 лет кропотливого труда. В доме имеются квартиры слуг, комната для игр со столом для снукера ручной работы, музыкальная комната и хорошо оборудованная библиотека с более чем 1000 штук отдельных книг в переплете. В музыкальной комнате есть рояль. Оконное стекло сделано из частей пластмассовых бутылок.

Глава 2 Русская изба

§1 Русская изба. Внешний вид.

Слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети).

Кроме того, у всех трех восточнославянских народов - белорусов, украинцев, русских - сохранялся термин "истопка" и обозначал опять-таки отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или жилая изба крохотных размеров (Новогородская, Вологодская области), но непременно с печью.
Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым - и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде захоранивали людей и где раньше проходила дорога или стояла баня.
Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили.

Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе.

Археологами раскопана и подробно исследована не одна тысяча славянских жилищ: в основании некоторых из них найдены черепа именно этих животных. Особенно часто находят конские черепа. Так что "коньки" на крышах русских изб отнюдь не "для красоты". В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла - четырьмя "ногами". Ученые пишут, что вместо деревянного "конька" некогда укрепляли настоящий лошадиный череп. Закопанные же черепа находят и под избами X века, и под выстроенными через пять столетий после крещения - в XIV-XV веках. За полтысячелетия их разве что стали класть в менее глубокую ямку. Как правило, эта ямка располагалась под святым (красным) углом - как раз под иконами! - либо под порогом, чтобы зло не сумело проникнуть в дом.

Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить "петушков" как украшение крыш, а также повсеместно распространенное убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха.

Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрапрадед, живший тысячу лет назад? Это, в первую очередь, зависело от того, где он жил, к какому племени принадлежал. Ведь даже теперь, побывав в деревнях на севере и на юге Европейской России, нельзя не заметить разницы в типе жилищ: на севере это - деревянная рубленая изба, на юге - хата-мазанка.
Вот как, например, выглядела "средняя" жилая изба IX-XI веков из города Ладоги (ныне Старая Ладога на реке Волхов). Обычно это была квадратная в плане (то есть если смотреть сверху) постройка со стороной 4-5 м. Иногда сруб возводили непосредственно на месте будущего дома, иногда же его сперва собирали на стороне - в лесу, а затем, разобрав, перевозили на место строительства и складывали уже "начисто". Ученым рассказали об этом зарубки-"номера", по порядку нанесенные на бревна, начиная с нижнего. Строители заботились о том, чтобы не перепутать их при перевозке: бревенчатый дом требовал тщательной подгонки венцов.

Пол в избе порою делался земляным, но чаще - деревянным, приподнятым над землей на балках-лагах, врубленных в нижний венец. В этом случае в полу устраивали лаз в неглубокий погреб-подполье.
Зажиточные люди обыкновенно строили себе дома в два жилья, нередко с надстройкою наверху, которая придавала дому снаружи вид трехъярусного.

К избе нередко пристраивали своего рода прихожую - сени около 2 м шириной. Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. Такое жилище археологи называют "двухкамерными", имея в виду, что в нем два помещения.

Согласно письменным источникам, начиная с X века распространились неотапливаемые пристройки к избам - клети. Сообщались они опять-таки через сени. Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой, а зимой - своеобразным "холодильником".

Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни. В XVI и XVII веках было в обычае покрывать сверху кровлю березовою корою от сырости; это придавало ей пестроту; а иногда на кровле клали землю и дерн в предохранение от пожара. Форма крыш была скатная на две стороны с фронтонами на других двух сторонах. Иногда все отделы дома, то есть подклеть, средний ярус и чердак, находились под одним скатом, но чаще чердак, а у других и средние этажи имели свои особые крыши.

Оконное стекло появилось на Руси в X-XI веках, но даже и позже было очень дорого и использовалось большей частью в княжеских дворцах и церквах. В простых избах устраивали так называемые волоковые (от "волочить" в смысле раздвигать-задвигать) окошечки для пропуска дыма.

Как и полуземлянки южных славян, древние избы северных славянских племен оставались в употреблении много столетий. Уже в ту давнюю пору народный талант выработал тип жилища, очень удачно отвечавшего местным условиям, да и жизнь практически до последнего времени не давала повода людям отойти от привычных, удобных и освященных традицией образцов.

§2 Интерьер и убранство русской избы

Для внутреннего убранства русской избы были характерны простота и функциональность.

В суровых условиях нашего северного климата особое внимание всегда уделяли отоплению жилища. Издавна центром дома для восточных славян служила печь. Оказывается, русская, или правильнее «духовая» печь - это настолько древнее изобретение, что прообраз ее можно найти еще в описаниях жилищ трипольского периода.

Необходимость более экономного использования топлива привела к тому, что конструкция русской печи претерпевала большие изменения, начиная с 10 века нашей эры. Печь совершенствовалась русским народом с одной целью: накапливать и сохранять тепло. Замечательной особенностью русской печи является то, что она остается горячей не только в момент горения дров, но и в течение длительного времени после этого. Печь топили и в холодное время года, и летом, когда нужно было испечь хлеб или накормить домашних животных. Сушка ягод и грибов, нагрев воды, выпечка хлеба, приготовление пищи на огромную семью - во всем помогала печка русскому крестьянину. Кроме отопления и приготовления пищи русский народ нашел еще один чудесный способ использовать теплую печку - отдыхать на пристроенной лежанке, и даже спать.

Способность русской печи сохранять тепло давало возможность готовить обед утром, оставляя его в печи на целый день. Таким образом, семья в течение всего рабочего дня имела возможность употреблять горячую пищу, и только поздним вечером приходилось подогревать приготовленный ужин. Именно так закладывались основные черты русской кулинарии. Большая часть наших блюд - щи, каши, пироги - приготовлены при помощи томления, тушения, выпекания. Печь подобной конструкции ставилась не только в крестьянских домах, но и на кухнях дворянских усадеб. Благодаря этому, длительное время кулинарные пристрастия всех слоев русского общества оставались практически едиными.

Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник - глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань с грязной водой.

Самым почетным местом в избе считался Красный угол. Он находился на юго-востоке, в противоположном от печи углу и, принимая первые лучи солнца, олицетворял собой зарю. Здесь на специальной полочке- божнице - стояли иконы. Накануне христианских праздников и в сами праздники перед ними зажигали лампадку. Важный гость, входящий в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя знамением и низко кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами. Согласно обычаю, человек, пришедший в избу, мог пройти в красный угол только по особому приглашению хозяев.

В красном углу происходили самые важные события в жизни семьи. Самых дорогих гостей усаживали на красную лавку, за стол, украшенный нарядной скатертью - столешником. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватания невесты выкуп ее у подружек и брата совершался в красном углу. Из красного угла родного дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и снова вели в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сноп устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. Красный угол держали в чистоте и нарядно украшали вышитыми полотенцами, лубочными картинками. На полке возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили ценные предметы. При закладке дома под красный угол клали самую крупную монету.

Почти вся мебель в русской избе ней была сделана руками хозяев. Основным материалом было дерево. Главное, чтобы мебель была удобной и практичной. Мебель состояла в основном из лавок, приколоченных вдоль всех стен. На этих длинных и широких лавках не только сидели, но и спали. Другим местом для сна были полати - сколоченный из досок большой помост.

В зависимости от района полати располагались или высоко, вровень с печью (на севере), или прямо над полом (на юге и в центральных областях). В холодное время года под полати забирали из хлева новорожденных ягнят и телят. Кухонным столом хозяйке служила посудная лавка, расположенная возле печи. Для хранения домашней утвари использовали полки, прикрепленные над лавками, их называли «полавочниками», одежду вешали на деревянные колышки, вбитые в стену.

В традиционной русской избе лавки часто шли вдоль стен избы вкруговую, начиная от входа. Они служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Под лавками хранились всевозможные предметы, которые в случае необходимости легко можно было достать - топоры, пилы и другие инструменты, а также обувь.

Детская люлька подвешивалась к потолку за железное кольцо, которое было вбито в матицу - центральную балку потолка избы. Крестьянка, сидя за работой на лавке, вставляла ногу в петлю люльки и качала ее.
Изба освещалась лучиной и чтобы не было пожара там, где она горела, на полу обязательно ставили ящик с землей или ведро с водой, куда летели искры.

Стол стоял в красном углу, размером он был по числу едоков. Считали, что стол - Божья ладонь, протянутая людям. К столу относились с благоговением, по нему никогда не стучали и за столом вели себя чинно. Лавки делали одновременно с отделкой избы и сразу их приделывали намертво к полу или прибивали к стенам. Имелись также переносные скамьи, сундуки. В сундуках хранилось главное богатство семьи, поэтому обивали их железными полосами в нескольких местах, закрепляли замками. По количеству сундуков судили о богатстве хозяев. Одновременно со стенами делали и залавки - лари. Тут же плотники делали и опушку лавок - своеобразный декоративный вырез нижнего края. Это требовало большого мастерства плотников, столяров, резчиков.

Правилами крестьянского уклада строго устанавливалось свое особое место в доме каждому члену семьи. Так, женской половиной считалась посудная лавка и место возле печи. Неприличным считалось мужчине, особенно постороннему человеку, нарушать эту невидимую границу. Один из углов дома отводился старшим супругам для ночлега. Старики занимали теплую печку. Гость, пришедший в дом, тоже должен был следовать определенным правилам поведения. Ему не разрешалось самовольно проходить к столу, на хозяйскую половину. Только желанных гостей приглашали в красный угол, демонстрируя, таким образом, особое уважение к пришедшему. Несмотря на то, что в крестьянской избе не было перегородок, эти правила соблюдались неукоснительно.

Поистине, внутреннее убранство русской избы несло в себе определённый колорит свой эпохи и являлось "зеркалом души" русского человека.

Глава 2 Практическая работа по созданию натурной модели русской избы как кукольного домика

§1 Лепка из глины и пластики

Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда - до произведений близких по размерам к монументальным.

Лепка, пожалуй, является одним из самых древних видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времен. В глубокой древности, на заре цивилизации люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки. Но есть версия, что впервые человек догадался начать лепить, когда заметил, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался! После этого люди начали мочить глину, вначале ею покрывали плетенные из лозы корзины, делая их прочными и непромокаемыми. Позже стали лепить из мокрой глины первую примитивную посуду, ее делали очень простым методом: комок глины раскатывали в круглую лепешку, а затем у нее просто загибали края. Примерно в это же время начали делать из глины статуэтки божков, которые являлись примитивными предметами культа.

Обжигать глиняную посуду и статуэтки люди тоже научились совершенно случайно, спустя столетия после того, как начали лепить из глины. Промокший глиняный горшок просто поставили возле открытого огня, чтобы он высох. Когда горшок остыл, люди заметили, что он стал прочнее и тверже, в нем теперь можно было без опасения хранить любые жидкости. Благодаря столь счастливой случайности люди стали активно применять в быту глиняную посуду. Уже после того, как был придуман гончарный круг, посуда стала более красивой, аккуратной, изящной.

В настоящее время лепка из всевозможных видов глины является народным промыслом, видом искусства и хобби для миллионов взрослых и детей во всем мире. Это еще и крайне полезное для здоровья занятие - лепка успокаивает, учит концентрироваться, сосредотачиваться, творить.

Сегодня материалов для лепки очень много, полет фантазии не обязательно ограничивать свойствами глины, теста или пластилина. Новые технологии дают возможность с удовольствием лепить из пластики, шарикового пластилина, «холодного фарфора», пластилина воскового или флуорисцентного и др. Разнообразие материалов открывает новые грани талантов, дает множество новых возможностей и решений. Главное - иметь фантазию, усердие и желание лепить!

Пластика (полимерная глина, фимо) - пластичный материал на основе поливинилхлорида для лепки (небольших изделий, украшений) и моделирования, застывающий на воздухе или при нагревании (в зависимости от вида пластики).
Не углубляясь в химию, полимерная глина - это пластичная масса, более всего по внешнему виду и тактильному ощущению напоминающая пластилин. Она содержит особый пластификатор, который испаряется либо на воздухе, либо в духовке (обычно, при температуре 130°С). По способу вывода из материала пластификатора, пластика разделяется на два основных вида - на запекаемую и на самоотвердевающую. После полимеризации, материал становится прочным - и это главное отличие от пластилина. При этом, самоотвердевающая полимерная глина делается похожей на гипс или дерево и ее можно обрабатывать соответствующим инструментом. Запекаемая глина более твердая, и напоминает пластмассу. Готовые изделия можно раскрашивать акриловыми красками, склеивать между собой и с другими материалами.

Запекаемая полимерная глина выпускается в широкой цветовой палитре. Это и обычные цвета, и с добавлением блесток, и полупрозрачные, и флюоресцентные. Самоотвердевающие пластики по цвету представлены гораздо уже - белый, серый, терракота.

Пластика разных производителей несколько отличается между собой, как в работе, так и в конечном продукте. При лепке она может быть тверже или мягче, после полимеризации иметь глянцевую или матовую поверхность, есть и некоторые другие отличия. Со временем, каждый увлеченный лепкой из этого материала, выбирает наиболее подходящие для себя марки, или же, находит свою «формулу»: глины всех производителей хорошо смешиваются между собой, что может дать при лепке и на выходе очень интересные эффекты. Начинающим удобнее работать с Fimo - стандарт де-факто в полимерной глине.
Пластика напоминает лепку из глины и используется после термической обработки в печи. По окончании обжига материал приобретает плотную консистенцию, твердость, и по эксплуатационным характеристикам напоминает пластмассу.

Очень важно научиться фантазировать при работе с пластикой, ведь сколько поделок можно сделать, применяя ее в цветной гамме: фигурки животных, герои ваших любимых сказок и мультфильмов, незатейливая бижутерия, брелоки, бусы и браслеты, а если иметь терпение и подходящие крепления, - то даже сережки!

При работе с пластикой необходимы следующие материалы: специальная доска, валик для раскатки, разнообразные стеки, которыми можно прорисовывать мелкие узоры и элементы, а так же шпагат, тесьму, грубые ткани и т.д., которые помогут создать оригинальные фактуры.

Обжиг в печи - пожалуй, самая важная и ответственная операция при работе с пластикой. Рекомендуемая температура для обжига не более 130°, так как при более высоких пластика просто подгорит. Что касается времени, то тут рекомендуется акцентировать внимание на размер поделки: для мелких изделий это от 3 до 5 минут, для более крупных 5-10 минут. Перед обжигом больших фигурок (людей, животных и т.д.), внутрь необходимо вставить каркас из проволоки, который придаст вашему изделию дополнительную твердость и позволит наилучшим образом держать форму.

После обжига изделие должно полностью остыть, только после этого с ним можно проводить дальнейшие действия: глину можно мыть, пилить, сверлить, вырезать из нее, шлифовать. Красить можно темперой, акриловыми красками, гуашью (с дальнейшим покрытием водоупорным лаком) Можно выкрасить фигурку нитроэмалью, (предварительно загрунтовав тонким слоем эпоксидного клея). При этом достигается стойкое декоративное покрытие, напоминающее фарфор.

§2 Описание натурной модели русской избы как кукольного домика

В своей практической части своего проекта я сделала кукольный домик.

Мой кукольный домик имеет ряд отличий от классических кукольных домиков

Основание для сравнения

Традиционный кукольный домик (современный)

Мой кукольный домик

Материал, из которого изготавливается кукольный домик

  • древесина

  • металл

  • картон, бумага

  • текстиль

  • пластмасса

глина

Масштаб

1/12, 1/24, 1/48, 1/144 (с использованием лупы, микроскопа)

1/100

Построение домика

  • угол

  • 2 стены

  • 3 стены

  • без стен (круговой обзор)

Целостная композиция (пол, все стены, все окна, двери) - обзор через снимаемую крышу

Материал, из которого изготавливается элементы декора

  • текстиль

  • стекло/фарфор

  • металл

  • полимерная глина/пластика/фимо/холодный фарфор

  • камни

  • древесина

  • вторсырьё

  • светодиоды

  • картон/ гофрокартон/ пенокартон

  • бумага

  • лоза

  • композитный материал

полимерная глина

Тематика


  • жилой дом (современная квартира или воссоздание исторических интерьеров зажиточных семей)

  • замок, дворец

  • помещения, отражающие сферы жизни современного общества (магазины, библиотеки, прачечные, аптеки, кондитерские, рестораны, парки, автозаправки, кабинеты врачей, оранжереи и пр.)

Русская изба

Куклы/персонажи

  • восковые куклы

  • стекло

  • полимерная глина

  • пластмасса

  • дерево

полимерная глина

Функции

  • элемент интерьера

  • возможность в игровой форме готовиться к предстоящей замужней жизни - ведению хозяйства и воспитанию детей

  • наглядное пособие (воспроизведение интерьера былых времен)

наглядное пособие (воспроизведение интерьера былых времен)

Таким образом, особенностями нашего проекта является:

  1. Использование только 2 материалов - глина для изготовления дома и полимерная глина (пластика) для изготовления элементов декора и кукол.

  2. Целостная композиция (пол, все стены, все окна, дверной проход) - обзор через снимаемую крышу.

  3. Все элементы декора сделали сами (без заготовок фабричных).

  4. Масштаб (1/100 - без использования лупы).

  5. Оригинальная тематика - Русская изба (собирательный образ).

Мы сделали кукольный домик - Русскую избу (высота стен - 3,5 см). Это собирательный образ, но мы постарались учесть традиции в изготовлении избы и ее убранстве. В нашем домике одна комната и сени. В сенях располагаются две большие банки с клубничным и яблочным вареньем, мешок с картошкой (заготовки на зиму), висит тулуп хозяина, стоят детские санки. В нашей избе живет дружная семья - хозяин, хозяйка и их маленький ребенок - совсем еще младенец в люльке. Хозяин сидит за столом в ожидании ужина, а его жена подошла к люльке успокоить маленькую дочку. Кошка мурлычет, сидя на прялке. В нашем домике есть все, что нужно молодой семье: Красный угол с иконой Божьей Матери; кровать с одеялом, выполненным в технике печворк сундук с одеждой и ценным имуществом; печь с дровами, ухватом, чугунком, крынкой и корзиной; стол, на котором дымится самовар, расставлены тарелки, ложки, солонка и, конечно же, каравай хлеба и даже окорок; две скамьи; полки с посудой; умывальник; веник. На окнах висят занавески, сушатся травы и лук.

Мой кукольный домик уже участвовал в Международном фестивале-конкурсе детских, юношеских, молодежных, взрослых творческих коллективов и исполнителей «Адмиралтейская звезда» в г. Тюмень, март 2014 г. и был отмечен дипломом 1 степени.

Заключение

Работая над данным проектом, я узнала много интересного о строении и внутреннем убранстве русской избы и о кукольных домиках. Мы сделали свою русскую избу в формате кукольного домика, используя лишь глину и пластику. С проектом и своей творческой работой я обязательно познакомлю своих одноклассников. Уверена, что и будет очень интересно рассматривать мое изделие и узнать о некоторых традициях русского народа.

Информационные источники:

  1. Е. Ананьева, Т. Евсеева. Куклы мира.- М.: Изд-во «Аванта», 2005.- 184 стр.

  2. Г.И. Назарова. Нащокинский домик.- СПб.: Изд-во «Аврора», 2000.- 63 стр.

  3. collections.vam.ac.uk

  4. stalkingthebelleepoque.blogspot.ru

  5. inchscaled.com

  6. mixstuff.ru

  7. kolyan.net

  8. Kensington Dollshouse Festival

  9. miniwelt.narod.ru

  10. marinni.livejournal.com

  11. slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/ruskaja-izba.html






Приложение

Русская изба в формате кукольного домика


Проект «Модель русской избы в формате кукольного домика». «Традиции и современность».

Проект «Модель русской избы в формате кукольного домика». «Традиции и современность».

Проект «Модель русской избы в формате кукольного домика». «Традиции и современность».

24


© 2010-2022