Рабочая программа кружка Чувашская вышивка

Содержание программы направлено на развитие художественно-творческих и практических способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к чувашской национальной вышивке. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям. Воспитание патриотизма, чувства гордости за богатую художественную культуру чувашского края. Эти занятия формируют у детей эстетический вкус, дают технические знания, развивают трудовые у...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


Пояснительная записка

Структура документа

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников, основное содержание с распределением учебных часов; тематический план работы кружка, библиографический список.

Общая характеристика кружка « Чувашская вышивка».

Изучение чувашской национальной вышивки призвано сформировать у учащихся художественный способ познания чувашского народного искусства, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности. Данная область знаний развивает в личности ученика эстетическое восприятие мира, воспитывает художественный вкус, потребность в общении с прекрасным в жизни и в искусстве чувашского края. Обеспечивает определенный уровень эрудиции в сфере чувашской национальной культуры.

Содержание программы направлено на развитие художественно-творческих и практических способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к чувашской национальной вышивке. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям, традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям. Воспитание патриотизма, чувства гордости за богатую художественную культуру чувашского края. Одна из главных задач, стоящих перед работниками народного образования - задача улучшения трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В решении этой задачи помогают занятия учащихся декоративно - прикладным искусством, где в активном творческом труде они учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия формируют у детей эстетический вкус, дают технические знания, развивают трудовые умения и навыки.

В данной программе поставлена цель: изучение техники чувашской вышивки, как уникального явления в декоративно-прикладном искусстве чувашского народа, как средство эстетического воспитания подрастающего поколения.

Для решения вышеназванной цели выполняются следующие задачи:

- изучить историю развития чувашской вышивки;

-дать характеристику особенностям вышивки для этнографических групп чувашей;

-исследовать технику чувашской вышивки. Как средство эстетического воспитания учащихся.

Занятия в кружках, учебные занятия по «Технологии» в пределах школьной программы, посещения выставок декоративно-прикладного искусства, знакомство с альбомами. Буклетами, книгами позволяют познать радость творчества, радость труда.

В чувашском творчестве выразилась красота души и мудрость народа. Это наследие является неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений.

Воспитание учащихся на опыте народной педагогики. Приобщение их к истокам народного творчества, эстетическим и трудовым традициям, развитие у них художественно-исполнительских, общетрудовых умений помогает восстановить преемственность совершенствования национальной культуры, возродить этноэстетику, определить пути познания от чувашского народного искусства к искусству других народов. Известно, в народное искусство вложена душа народа. Пре­красные вещи, как и произведения искусства, выражают чув­ства и миропонимание их создателей. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства,

их художественных осо­бенностей и выразительных средств воспитывает бережное от­ношение и уважение к национальной культуре.


Цели

Развитие:

-художественно - творческого, образного и ассоциативного мышления, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

Воспитание:

-культуры восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства Чувашии.

-воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ.


Освоение знаний:


-о чувашской национальной вышивке Чувашии

-о выдающихся мастерах современной чувашской вышивки, их творчестве;

-получить определенный уровень эрудиции по данному курсу.

Овладение умениями:

-практически изучить технику чувашской вышивки;

-изучить технику выполнения различных видов узоров в чувашской вышивке;

- различать вышивку по этнографическим группам;

- последовательности изготовления изделия в технике чувашской вышивки.

Понимание:

-национальной специфики чувашской вышивки как составной части многонациональной культуры России, более глубокое понимание великого национального достояния - Чувашского декоративного искусства;

Формирование:

-интереса к чувашскому декоративному искусству, к чувашской национальной вышивке, способности воспринимать ее исторические и национальные особенности;

-определять собственное отношение к произведениям народного декоративного искусства;

-осознавать свою культурную и национальную принадлежность;

- устойчивых навыков в технике выполнения элементов чувашской вышивки;

- навыков грамотного изготовления изделий, украшенных чувашской вышивкой.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения чувашской национальной вышивки ученик должен:

Знать-понимать

-историческое прошлое и настоящее декоративно-прикладного искусства Чувашского края.

-известных мастеров чувашской национальной вышивки.

- крупные музеи, в которых хранятся образцы чувашской вышивки;

-классификацию орнаментов по назначению и по способу выполнения;

- отличительные черты чувашской вышивки от других видов вышивок;

- уникальность чувашской национальной вышивки.

Уметь:

-узнавать изученные виды узоров;

-пользоваться различными источниками информации о чувашской вышивке;

-выполнять творческие задания ;

-ориентироваться в основных узорах;

-использовать для решения познавательных и практических задач различных источников информации , включая энциклопедии ,словари ,Интернет-ресурсы и другие базы данных

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях народного и современного искусства;

-самостоятельного художественного творчества.






Народная художественная вышивка- яркое и неповторимое явление национальной культуры , изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.

Организация кружка художественной вышивки в системе общеобразовательной школы дает возможность практически познакомить детей с этим видом декоративно - прикладного искусства.

Цель кружка чувашской национальной вышивки- научить умело разбираться в чувашском орнаменте, развивать у детей способность эстетического восприятия произведений декоративно - прикладного искусства, творческое мышление, воспитывать любовь и уважение к народной вышивке, к национальному искусству.

Основное содержание.

1.Знакомство с историей чувашской национальной вышивки.

Чувашская вышивка в прошлом и настоящем.2 часа.

Развитие чувашской национальной вышивки. Художник М. С. Спиридонов, изучавшией чувашскую вышивку.Современные мастера чувашской вышивки.

2.Техника выполнения чувашской вышивки. Виды швов.22 часа.

Выполнение образцов простых стежков « сиктерулле, хаю(стебельчатый шов), «кукар- макар» (зигзаг). Изучение стежков « эрехле, вырасла тере» (редкий крест, русский крест). Изучение стежков « сайра шулам» (косой шов, косая стежка). Мережка « кистек» (кисточка), 2 в раскол». Зарисовка схемы орнаментальных швов. Выполнение образцов орнаментальных швов « Сенек юп» ( «вилочка» узор с вилами), « Салакайак ури» (воробьиные лапки. Выполнение швов « Сысна ури» ( « свиные ножки») , « юплешке» (« рогатки» ). Выполнение образца заполнения узора швом « сайра шулам». Сложные швы. Зарисовка и выполнение швов: « Ухмах тере, син пелми тере ( пустяшный шов, мудреный шов). Выполнение шва «хантас» (косая стежка, мелкая стежка) , заполнение квадрата швом « хантас».

3.Изготовление салфетки в технике чувашской вышивки.30 часов

Композиционное решение салфетки, составление ее эскиза. Зарисовка орнамента салфетки на миллиметровую бумагу. Подготовка ткани к вышивке, вышивание « краевой мережки «кистек» . кисточка. Вышивание каемки салфетки. Выполнение швов «редкий крест, косая стежка, рогатки». Вышивание ромбика ступенчатого с усиками и крючком в углах салфетки. Заполнение узоров салфетки швом « сайра шулам», косая стежка. Окончательная обработка изделия.

Оформление выставки работ.2 часа.

Композиционное расположение работ. Влажно-тепловая обработка изделий.


Календарно-тематический план занятий кружка чувашской национальной вышивки.

(5-8 классы).

56 часов.

За-ня-тия

Тема

Цель занятия

Деятель-

ность

Учащихся.

Матери-

алы и

инстру-

менты

Для учащихся.

Кол-во

Ча-

сов.

1

Вводная беседа. Знакомство

Учащихся с историей чувашской народной

вышивки.

Ознакомить с распорядком

работы кружка. Познакомить

с историей развития чувашской вышивки.

Записывают

новые понятия

в тетради.

Тетрадь,

Ручка.

1.

2



«Чувашская вышивка в прошлом и настоящем». Экскурсия в краеведческий музей.

Возбудить в детях интерес к чувашской вышивке и желание создавать прекрасное своими руками.

Задают

вопросы

по данной теме экскурсово-ду.

1

3-4

Простые стежки.

изучить технику выполнения простых стежков,научить-ся вышивать практически.

Зарисовка

в тетради

схемы и выполнение

Образцов

простых швов.

Тетрадь,

Карандаш

Ластик,

ткань,

нитки мулине,

наперсток,

игла.

2

5-18

Орнамен-

тальные швы.

изучить технику выполнения орнаментальных швов,научиться вышивать практически.


Зарисовка

в тетрадях

схемы и выполнение образцов орнамен-тальных швов.

Тетрадь,

Карандаш

Ластик,

ткань,

нитки мулине,напер-сток,

игла.

14

19-20

Заполнение узоров швом «Сайра шулам».

Научиться технике заполнения узоров и закрепить навыки выполнения шва «Сайра шулам» на ткани нитью.

выполнение образцов заполнения

узора швом «Сайра шулам»

на примере ступенчатого ромбика.

Тетрадь,

карандаш

Ластик,

ткань,

нитки мулине,напер-сток,

игла.

2

21-24

Сложные швы.



изучить технику выполнения сложных швов,

научиться вышивать практически.

Зарисовка

в тетрадях

схемы и выполнение образцов

сложных швов.

Тетрадь,

карандаш

Ластик,

ткань,

нитки мулине,напер-сток,

игла.

4

25-28

Изготовление салфетки.

Научить правильно составлять композицию.

Познакомить детей с технологией изготовления салфетки и вышить ее.

Компози-ционно правильно составляют эскиз салфетки,

Зарисовывают орнамент на миллиметровой бумаге.

Тетрадь,

Карандаш

Ластик,

Цветные

Каран-даши,миллиметровая бумага.

4

29-34

Подготовка ткани к вышивке.

Вышивание краевой мережки.

Научить подгатавливать ткань к работе и

Познакомить с техникой выполнения краевой мережки.

Обметывают срезы салфетки и подготавливают ткань к вышиванию мережки,выполняют ее.

Ткань,

нитки мулине,напер-сток,

игла.

6

35-44

Вышивание каемки салфетки.

Технически правильно выполнить швы «Редкий крест», «Косая стежка»,

«Рогатки».

Выполнение швов «Редкий крест», «Косая стежка», «Рогатки» на кайме салфетки.

Ткань,

нитки мулине,напер-сток,

игла, пяльцы.

10

45-48

Оформление углов салфетки.


Технически правильно выполнить узоры на салфетке.

В каждом углу салфетки вышивают ромбик ступенчатый с усиками

крючком.

Ткань,

нитки мулине,напер-сток,

игла, пяльцы.

4

49-52

Заполнение узоров салфетки.

Технически правильно заполнить узоры швом «сайра шулам»,косая стежка.


заполняют узоры швом «сайра шулам»,косая стежка.

Ткань,

нитки мулине,напер-сток,

игла, пяльцы.

4

53-54

Окончательная отделка изделия.

Научиться производить чистку и влажно-тепловую обработку вышитого изделия,с соблюдением всей технологии.

Производят чистку и влажно-тепловую обработку вышитого изделия.

Гладильная доска,

кусок марли,мягкая подстилка,

пульверизатор,утюг.

2

55-56

Оформление выставки работ.

научить ценить труд другого человека при подготовке работ,

правильно организовывать и оформлять выставку.

Организовывают и оформляют выставку.

Готовые изделия,

передвижные раскладные стенды.

2

Итого:

56






  1. Анцыгина А.А. Учимся вышивать: методические рекомендации в помощь любительским объединениям по национальной вышивке и руководителям кружков по народному искусству. Чебоксары, 1992.

  2. Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. Техника, приемы . Чувашское книжное издательство, 2006.

  3. Иванов В.П., Фокин П.П., Трофимов А.А., Матвеев Г.Б., Кондратьев М.Г. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1993.

  4. Меджитова Э.Д., Трофимов А.А. Чувашское народное искусство. Чувашское книжное издательство. Чебоксары, 1981.

  5. Никитин Г.А. Этноэстетика в трудовой подготовке детей: учебно - методическое пособие. Чебоксары,200.

  6. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Москва. Просвещение, 1980.

  7. Сергеева Е.И. Учитесь вышивать по-чувашски. Чебоксары, Новое время,2007.

  8. Трофимов А.А. Поиски истоков чувашской вышивки. Чувашское искусство, Чебоксары, 1971.

  9. Трофимов А.А. Композиция узоров чувашской вышивки.-

Чувашское искусство. Сб.ст. ЧНИИ, вып. 3. Чебоксары, 1974.

  1. Трофимов А.А. Цвет в чувашской вышивке. Чувашское искусство» ,сб. ст.ЧНИИ, вып. 3. Чебоксары, 1974.

  2. Трофимов А.А. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки. Чувашское искусство. Чебоксары, 1976.

  3. Трофимов А.А. Вопросы изучения чувашской народной вышивки. Трофимов А.А. Искусство: избранные труды. Чебоксары, 2005.

  4. Трофимов А.А. О чувашском искусстве. Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при совете министров Чувашской АССР. Чебоксары, 1977.













© 2010-2022