- Преподавателю
- Технология
- Доклад на тему Профориентационная работа
Доклад на тему Профориентационная работа
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горобец Е.И. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Учитель трудового обучения
Ближненской ООШ I-IIIст.
Горобец Евгений Иванович.
Учитель - методист.
Волноваха 2008
Учитель трудового обучения Ближненской ООШ I-IIIст.
Горобец Евгений Иванович.
Категория - высшая
Звание - учитель - методист.
Описание педагогического опыта по теме:
«Профориентационная работа
в системе мониторинга развития личности.»
Актуальность темы.
В национальной доктрине развития образования Украины в ХХI столетии определены основные стратегические направления её развития. Одним из приоритетных направлений является подготовка к дальнейшему образованию и трудовой деятельности. Основной формой реализации этого направления является учебный предмет «Трудовое обучение»-который должен обеспечить ознакомление учащихся с основными технологическими операциями, формировать у них качество личности, которые необходимы в будущей трудовой деятельности и оказывать помощь в профессиональном самоопределении выпускников школ.
Трудовая деятельность людей всегда была и останется основным условием существования общества, благосостояние которого во многом определяется отношением людей к своему труду. Проблема профессиональной ориентации молодежи, в том числе и учащихся общеобразовательных школ, резко углубляется в связи с построением рыночных отношений в экономике Украины. Сегодня, когда значительные социально-экономические изменения в стране, сопровождаются кризисными явлениями в становлении нового рынка труда, остро стоит вопрос профориентации и профессионального самоопределения школьников. Ошибочно выбранная профессия порождает неудовлетворенность, низкую производительность труда, текучесть кадров и может стать причиной антиобщественных поступков. Многовековая история развития общества доказала, что человек работает наиболее эффективно только при условии соответствия содержания труда интересам, способностям и возможностям человека. Поэтому ,своевременная помощь выпускникам- найти правильное применение своим силам- становится задачей государственной важности. Причинами неудовлетворительного состояния профориентационной работы с учащимися являются :
- нежелание учителей заниматься этой работой;
- неподготовленность педагогических работников к её проведению;
- слабая методическая база;
- отсутствие четкой системы работы на каждом этапе и компетентного руководства этим процессом.
При эпизодическом проведении профориентационной работы возможно лишь примитивная селекция учащихся, что противоречит правам ребенка и международной конвенции. Проводя с учащимися профориентационную работу, я столкнулся со следующими трудностями:
- развитие учащихся происходит стихийно, планомерной работы по развитию у них интереса и способностей нет.
- учащиеся, выбирая профессию, руководствуются своими фантазиями, не учитывая уровня своего развития, своих интересов, способностей и состояния здоровья.
- родители, подбирая профессию своим детям, не всегда учитывают из желания и возможности.
Идея, положенная в основу опыта.
Проблема подготовки выпускников к жизни и выбору профессии затрагивает весь комплекс факторов, влияющих на развитие и становление личности. Особенно следует выделить следующие:
-развитие интересов и способностей учащихся
-повышение качества обучения
-медицинское обслуживание
(состояние здоровья учащихся)
-работа с родителями.
Для успешного решения этой проблемы необходимо создать систему, которая позволила бы создать оптимальные условия для развития детей, проводить целенаправленную работу по их развитию и воспитанию, объединить и скоординировать условия всех участников этого процесса. Должна быть создана своеобразная социально-бытовая аура, в центре которой находился бы ребенок. Главное условие - все этапы должны быть контролируемые, должен проводиться анализ полученных результатов и разрабатываться рекомендации для проведения коррекционных работ по улучшению результатов. В сельской местности для создания оптимальных условий развития детей необходимо создать комплекс: - дошкольное учреждение - школа - сельский дом культуры. Объединение этих учреждений даст возможность выработать единые требования, проводить учебно - воспитательную работу на более высоком уровне, контролировать процесс развития и воспитания детей и рационально использовать бюджет.
Теоретическая база опыта
В основу опыта положены идеи комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся и формирования у них оценочных способностей.
1.Комплексный подход - это такой принцип организации учебно - воспитательного процесса, который исходит из объективной необходимости целостного формирования личности, ее всестороннего развития, преодоления односторонности в решении воспитательных задач, повышения эффективности и обучения и воспитания за счет усиления взаимовлияния каждой из сторон влияющих на развитие учащихся. Комплексный подход реализует несколько функций:
-выполняет научно обоснованную прогностическую функцию, нацеливая на построение системы воспитания, которая ориентирована на целостную личность, а не на отдельные ее свойства и качества;
- содействует всестороннему развитию личности;
- способствует гармоническому развитию личности;
- содействует повышению эффективности учебно -
воспитательного процесса;
-осуществляет функцию оптимизацию учебно -
воспитательного процесса;
-является одним из путей в научной организации
учебно-воспитательной работы.
2. Формирование и воспитание оценочных способностей есть одна из составляющих процесса «… воспроизведение индивидом способностей, приобретенных видом Homo sapiens в период его общественно исторического развития» ( Леонтьев Е.А. Проблемы развития психики-, 1972-с187-188.) Для гармонического развития учащихся и подготовки их самостоятельной жизни на ряду с рядом обьективных социально-политических, социально-экономических и социально культурных условий, необходимы также условия социально-психологические, которые не могут быть реализованы без развития на достаточно высоком уровне оценочных способностей, т.е. правильно воспринимать и оценивать свои личностные особенности и качества характера, так и окружающих. На основе изучения и диагностики оценочных способностей можно судить о истоках того или иного отношения учащихся к самим себе, сверстников, учителям, родителям, другим взрослым, учению. Сформированность оценочных способностей позволяет школьникам правильно оценивать свои способности и возможности.
Технология опыта.
Главная задача школы на современном этапе- воспитание гармонически развитой личности, подготовки ее к осознанному выбору профессии и дальнейшее трудовой деятельности. Без постановки задач по развитию учащихся на каждом этапе, мониторинга развитий, выработки рекомендаций и проведения коррекционной работы эту задачу выполнить нельзя. Профориентационная работа является составной частью учебного процесса, поэтому развитие учебных умений и навыков, интересов и склонностей, реализация программ «Одаренные дети - это элемент этой работы.
Результат любого технологического процесса зависит от четырех основных условий:
- руководство и организации процесса;
- материальной базы;
- качество сырья;
- квалификация работника.
В организации учебно-воспитательного процесса можно выделить аналогичные условия:
- организация и руководство учебным процессом.
- материальная база учебного процесса.
- подготовка и развитие учащихся.
- квалификация учителя.
Этапы и задачи мониторинга развития личности и проведения профориентационной работы.
1.Дошкольники:
- создание оптимальных условий для общего развития;
- коррекция развития ребенка;
- развитие интересов и склонностей;
- создание банка информации о ребёнке
2.Начальная школа:
- формирование и развитие О.У.Н.;
- ранняя диагностика интересов и способностей школьников;
- разработка и осуществление совместно с родителями программ развития
учащихся.
3.Подростковый период:
- формирование и развитие О.У.Н.;
- развитие социальной активности учащихся;
- проведение психологического изучения школьников;
- сравнительное сопоставление психологических структур личности и профессии;
- определение путей дальнейшего развития личности.
4. Старшая школа
-составление плана получения профессии.
-уточнение социально-правового статуса, т. е. формирование знаний и умений в определенной сфере трудовой деятельности;
-организация и проведение профессиональной подготовки учащихся.
5.Этап профессиональной адаптации.
Этот этап осуществляется, за пределами общеобразовательной школы. Его можно рассматривать как результат проведения профориентационной работы. Графа « Реализация планов» входит в профориентационную карту и заполняет после окончания школы через 5 лет.
Результаты опыта и их анализ
В период с 1986-1994 школа работала в новом режиме, учебно-воспитательного процесса. « В этот период повысилась качество знаний и успеваемости в целом по школе и особенно в начальном и среднем звене.» Новый режим подразумевал проведение уроков-модулей, школу продленного дня, изменение организации работы классных руководителей, создание и работу школьных детских объединений, организацию внеурочного досуга учащихся.Количество учащихся обучающихся на «хорошо» и «отлично» возросло до 64%.
Применение профориентационной карты и проведение занятий учащимися по изучению их склонностей и способностей позволило понизить процент ошибок при выборе профессии учащихся до 2%. Правильность выбора профессий возросла до 98%.
Результатом попытки решения этой проблемы явилась творческая работа. «Профориентациооная карта». ( Изучение профессионально значимых качеств личности и методическое пособие для работы с ней).
Данное пособие можно использовать воспитателям дошкольного учреждения, классным руководителям 1-11классов, учителям трудового обучения при изучении курса «Основы производства и выбор профессии», использование профориентационной карты позволяет проводить работу по выявлению и изучению интересов, фиксирование собранной информации.