Эссе Моя педагогическая философия

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Горшков Дмитрий Сергеевич, учитель технологии МКОУ Берёзовская СОШ

Эссе «Моя педагогическая философия»


Лежит дорога к счастью через труд.

Пути иные к счастью не ведут.
(Абу Шукур.)

Вся моя, пока еще недолгая, жизнь, так или иначе, связана с трудом. Родившись в семье агронома, с самого раннего возраста я оказывался постоянным свидетелем самой разной трудовой деятельности жителей родного поселка. Утром человек трудился в поле, а вечером, смотришь, уже ставит новый забор у дома или чинит сломавшуюся некстати стиральную машину. «Сколькому ж надо мне научиться, чтоб быть таким, как отец?!»- думал я тогда, и перечень умений «хорошего мужика» казался мне бесконечным. И все же не только желание быть не хуже отца повлияло в большей степени на профессиональный выбор.

Однажды (мне тогда было уже лет 12) я остановился возле довольно-таки старенького трактора. Но внимание мое привлек не сам трактор, а горевший на солнце начищенными лопастями плуг, хотя по налипшей местами траве и приставшим кое-где комьям земли было видно, что он далеко не новый. У забора, чуть в стороне, лежал еще один, и куда новее, но лопасти его были тусклыми, матовыми. Озадаченный увиденным, побежал к отцу за разъяснениями, а тот, посмеявшись над моей недогадливостью, вдруг рассказал притчу:

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже ещё лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

С тех слов, пожалуй, и возникло мое пристальное внимание, мой интерес ко всему, что связано с трудом. Сформировалось твердое убеждение, что труд - основа всего: успеха, достатка, творчества, даже здоровье от него зависит, ведь не случайно дольше живут те, кто продолжает в меру сил трудиться. А со временем пришло и решение связать свою профессиональную деятельность с тем, что стал считать самым важным и интересным в жизни.

В человеческом обществе мода бывает буквально на все. Вчера носили кеды, сегодня - кроссовки; вчера предпочитали мини, сегодня - макси; вчера проводили уроки начальной военной подготовки, а сегодня - уроки основ безопасности жизнедеятельности. Так во всем, какой сферы жизни ни коснись. И только труд всегда был, есть и будет неизменной ценностью, мерилом «полезности» человека для общества, мерилом его развитости и востребованности.

Годы учебы в Челябинском государственном педагогическом университете только укрепили мои взгляды. Тогда же понял, что учить трудиться, учить любить свой труд, свое дело не менее важно, чем трудиться хорошо самому. Из всех педагогов-классиков особенно запомнился своими педагогическими принципами, взглядами на процесс обучения и воспитания Сухомлинский. На основе его работ и принципов в дальнейшем сформировалась и собственная педагогическая философия.

Первым и самым важным, на мой взгляд, является тот факт, что ученик, пришедший на урок, - личность. Личность со своими взглядами, интеллектуальным и творческим потенциалом, со своим характером, и уже на одном этом основании имеющая право на уважительное отношение и понимание.

Справедливость и требовательность - следующие ключевые составляющие в моей педагогической философии. И это не только в отношении ученика, но и в отношении самого себя. Только справедливое и требовательное отношение к себе дает моральное право требовать еще с кого-то. За небольшой период работы в школе успел заметить, что учащиеся очень хорошо чувствуют малейшую несправедливость, неискренность, и это тут же ведет к осложнению взаимоотношений и взаимопонимания.

Без этих трех ключевых составляющих невозможен хороший результат ни в образовательном, ни в воспитательном процессах. И все же есть еще одно ключевое понятие, личный принцип, если хотите, это любовь к детям и своему делу. Без любви, без душевной теплоты в школе вообще делать нечего. В этом отношении вспоминается повесть В.Быкова «Обелиск», когда-то поразившая, а в дальнейшем и сформировавшая мое мальчишеское представление об учителе. Герой повести - учитель Алексей Мороз сам пришел сдаваться к немцам, так как были арестованы его ученики, не послушавшие совета и, как следствие, схваченные фашистами. И он явился сам, а потом был повешен на одной перекладине с ребятами. А ведь такой жертвы от него никто не ждал, даже поняли его поступок не все. Но это, на мой взгляд, как раз и есть настоящая любовь к своему ученику, любовь, когда готов жертвовать не только личным временем, но и гораздо большим.

Когда я вижу, что мои ученики не спешат покидать класс, искренне радуюсь. Для меня это показатель того, что на моем уроке им понравилось, что есть желание продолжить сотворчество или общение и что именно сейчас в моих силах научить их быть добрыми и справедливыми, дружными, уважающими мнения друг друга, любить своих близких и свою Родину, что, пожалуй, даже поважнее будет, чем разобранная на уроке тема.

Уметь соединить правильно два провода, вбить гвоздь, отпилить брусок и еще многое тому подобное должны все мальчишки, потому что такие умения в жизни - заурядная необходимость. Человек может стать инженером, моряком или еще кем-то и использовать полученные на моих уроках умения лишь в быту. И это тоже неплохо. Однако особенно внимательно слежу я за тем, как осваивают различные формы трудовой деятельности учащиеся, имеющие какие-либо психические или физические отклонения, потому что для большинства из них полученные на уроках умения могут стать основой для освоения в дальнейшем подходящей профессии. Заметил уже, что и родители таких учеников с большим интересом относятся к моему предмету, внимательнее следят за успехами ребят.

Думаю, что хорошему учителю не меньше, чем родителю, важны и дороги достижения его учеников. Еще важнее, когда это достижение воспринимается как настоящая совместная победа. И именно это является основным в педагогике сотрудничества, сотворчества. На страницах печати широко представлен творческий опыт учителей-экспериментаторов в этом направлении: Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, В. Ф. Шаталова, В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупской, Н. И. Кизеевой и других. Основой «педагогики сотрудничества» они считают гуманное отношение к ребенку, что нисколько не противоречит педагогическим принципам Сухомлинского.

Опираясь на работы этих педагогов, стараюсь грамотно выстраивать линию взаимоотношений с учащимися, делать их не наблюдателями, а соучастниками учебного процесса. С точки зрения опытных коллег, именно такой подход в обучении обеспечивает развитие творческого потенциала ученика, самостоятельности, инициативы школьников.

Конечно, невелик педагогический опыт за моими плечами, но, возможно, и впечатления благодаря этому ярче, и желание идти в класс сильнее, и свежо ощущение от правильно сделанного выбора. А выбор своей трудовой деятельности, дела, которому посвятишь жизнь, по-моему, то же, что выбор жизненного пути. Ошибешься - заведет в никуда. И ничего впереди, кроме разочарований. Вот этими знаниями, ощущениями, как, впрочем, и всем, что еще умею, чем владею, я и стараюсь делиться с моими учениками. И это тоже часть моей педагогической философии.

Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Цели: определение целей участия в конкурсе, раскрытие личностной позиции конкурсанта, фиксирование степени понимания своей миссии как учителя.

Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы, он может являться отправной точкой размышления автора, выражать отношение части и целого.

Введение: в нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений, обосновывается структура рассмотрения темы, осуществляете переход к основному суждению.

Основная часть представляются суждения (аргументы), которые выдвигает автор (обычно 2-3), определяются основные понятия, используемые при выдвижении суждений доказательства и поддержки (факты и примеры); рассматриваются контраргументы или противоположные суждения (необходимо показать, почему они слабы, а утверждение автора остается в силе).

суждения (одно-два предложения), формулирует общее предупреждение о последствиях непринятия выдвигаемого суждения; дает общее заключение о полезности данного утверждения.

Заключение повторяет основное суждение, резюмирует аргументы в защиту основного.

Презентация «Моя инициатива в образовании»

Задание выполняется в свободной форме. Цели: определение целей участия в конкурсе, раскрытие личностной позиции конкурсанта как участника образовательного процесса, фиксирование степени понимания своей миссии как учителя, соотнесение своей деятельности с перспективами развития образования, определение себя в пространстве философии образования.

5


© 2010-2022