- Преподавателю
- Технология
- «Электронное пособие Культура народов Северо-востока». 5-8 класс
«Электронное пособие Культура народов Северо-востока». 5-8 класс
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Видеоуроки |
Автор | Дементева Е.Е. |
Дата | 08.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Авторская программа «Электронное пособие Культура народов Северо-востока».
5-8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пособие предназначено для учителей технологи, ИЗО, истории и учителей начальной школы и предлагает необходимые материалы, содержащие региональный компонент для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех видов в виде презентаций по каждому разделу программы.
Ни один народ не может существовать и развиваться изолированно от своих соседей. Наиболее тесное общение соседних этнических групп происходит на стыке этнических территорий, где этнокультурные связи приобретают наибольшую интенсивность. Диалог культур - это межэтнические, межнациональные контакты. Диалог соседствующих культур является важным фактором в регулировании межэтнических отношений. Диалог культур имеет многовековой опыт в России и может многому научить. Общее направление эволюции межкультурных связей предстает как активизация взаимодействия, расширение и углубление взаимовосприятия. Участвуя в диалоге культур, надо знать не только свою культуру, но и сопредельных культур, и традиций, верований и обычаев. Нынешнее время в силу многих политических и экономических причин характеризуется, с одной стороны, ростом этнического самосознания, с другой стороны, всплеском этнических конфликтов. Все эти явления сказываются и в обыденной жизни, порою воспринимаются детьми и переносятся ими на повседневные отношения со своими товарищами, представляющими другими нациями и народами. В связи с этим немаловажным в организации учебно-воспитательной деятельности становится понятие этнической толерантности. В него входят уважение к ценностям и культурным особенностям других этнических групп, готовность к межэтническим контактам, понятие и приятие многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
В содержании общего среднего образования предусмотрен национально - региональный компонент, который позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных, экономических особенностей региона, национальной литературы.
Воспитание этнической толерантности у школьников предполагает следующие аспекты:
- владение языком, что обеспечивает включение в собственную этническую общность, этнокультурную среду;
- освоение общечеловеческих ценностей, побуждение к активному взаимодействию с представителями других этносов;
- формирование навыков коммуникации; включение школьников в ситуации, обеспечивающие получение позитивного опыта межнациональных отношений.
-воспитание уважения к представителям различных национальностей, к особенностям национальных культур.
Опираясь на опыт образовательной области «технология», которой в большей степени присущ практико-ориентированный характер труда, что предполагает освоение и преобразование материальных ценностей и является действенным фактором развития культуры межнациональных отношений между учащимися. К тому же здесь заметнее проявляется и эмоционально- чувственное познание, которое более доступно пониманию учащихся. Кроме этого на уроках технологии класс, как правило, разделен на 2 группы, что вдвое сокращает количество учащихся, а значит, дает учителю большую возможность воспитательного воздействия с каждым ребенком. И еще региональный компонент в образовательной области «технология» составляет 25% учебного времени. Успешному проведению уроков, направленных на воспитание этнической толерантности у учащихся, способствуют диалоговые формы и методы обучения. Вся история человечества - это диалог. Он пронизывает всю нашу жизнь и является по своей действительности средством осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей. Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности данных народов, носителей данных культур.
Никто уже не опровергает факт, что бедой школы в наше время является отсутствие у учащихся интереса к учебной деятельности. Развитие познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из главных проблем современного школьного образования. А от того как будет сформирована познавательная активность учащихся, будет зависеть эффективность образования в целом. Накопленный опыт позволяет мне уверенно говорить о высокой эффективности применения интерактивности в образовательном процессе. При использовании данной технологии можно достигнуть стабильного достижения ключевых эффектов успешного обучения.
Важные эффекты интерактивности, которые обеспечивают достижение целей современного образования - рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения, связанный с их новой ролью и новыми функциями в образовательном процессе, осознанность и согласованность целей обучения с индивидуальными потребностями учащихся, приобретение ими не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств, уважительное отношение всех участников процесса друг к другу.
Проведение обучения на основе технологии интерактивности приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.
Эти эффекты применения технологии интерактивности полностью отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса.
Цель образования - не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были знания актуальные, а, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.
Несомненно, использование медиапрезентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.
Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%. Медиа презентации рассчитаны на любой тип восприятия информации.
Именно технология позволяет, конечно, при условии ее качественного освоения и применения, обеспечивать достойный уровень образовательных результатов даже у начинающих педагогов. Образно говоря, технология - это путеводная нить в мире разнообразных и очень непростых образовательных процессов, позволяющая обеспечивать высокую стабильность успехов в обучении, воспитании и развитии обучающихся.
Создание системы изучения национально-регионального компонента базисного учебного плана образовательных учреждений страны является одним из направлений модернизации образования и совершенствования патриотического воспитания граждан России, что объясняет актуальность концепции регионального содержания образования и в Магаданской области. Мною собран большой краеведческий материал, который может быть использован как на уроках, так и во внеурочной деятельности. А также изучаю методики интегрированных занятий.
Введение национально-регионального компонента познакомит детей с национальными традициями в декоративно - прикладном искусстве, поможет лучше узнать этот суровый, исторически богатый Северный край. Программа наглядно знакомит с национальными особенностями обработки кожи и меха, приемами соединения деталей изделий, вышивкой, высокой орнаментальной культурой, способами изготовления и назначением предметов быта и одежды. А также рассказывает о национальных праздниках, промыслах и вероисповедании северных народов.
Актуальность программы определяется следующими факторами: - Необходимостью знакомства учащихся с региональными и национальными особенностями народов, населяющих Магаданскую область и Чукотку. Восстановлением традиций древних ремесел при помощи достоверной демонстрации как можно большего количества фотографий региональной направленности с целью знакомства с культурой, различными праздниками, предметами быта, обрядами народов Севера.
Главным затруднением в ходе занятий стало практически полное отсутствие учебно-методического и демонстрационного сопровождения данного курса: материалы для подготовки к занятиям содержались в разных источниках (предметные журналы, книги иллюстрации и т.п.). А иллюстраций нужного объема и качества не было.
Цель программы. Создание учебного пособия к элективному курсу. Создание условий для знакомства учащихся с художественной культурой народов Северо - Востока. Помочь учащимся в овладении образным языком декоративно - прикладного искусства. Наглядно познакомить учащихся с лучшими образцами народных промыслов.
Целесообразность проекта:
- Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях
- Формирование информационной культуры (поиск, отбор, переработка, упорядочение информации)
Оригинальность (новизна) программы заключается в том, что в процессе работы над ним я пришла к идее создания электронного учебного пособия, которое имеет ряд преимуществ:
Во-первых, работа с применением электронного учебного пособия интересна и наглядна;
Во-вторых, облегчается работа по подготовке занятий, так как использование материалов в электронном виде намного проще работы с печатными изданиями;
В-третьих, тиражирование данного учебного пособия не требует больших материальных затрат (бумага, краска и т.д.);
И, наконец, электронная версия легко поддаётся редактированию (доработке, дополнению и т.д.)
Для реализации данной идеи необходимо собрать нужную информацию, перевести её в электронный вариант (работа в текстовом редакторе MS WORD) и структурировать собранный материал, используя операционную среду MS POWER POINT. Усвоение программы направленно на достижение задач:
- развитию познавательных интересов, связанных с региональными особенностями народов населяющих Северо - Восток.
- развитию творческих способностей учащихся в процессе включения их в проектную деятельность с применением компьютерных технологий.
Формулировка проблемы
Практически полное отсутствие учебно-методического сопровождения данного элективного курса
Создание учебного пособия, которое содержало бы материалы по всем разделам курса
Материалы по разделам курса имеются в разных источниках (предметные журналы, комментарии к разным изданиям и т.п.)
Изучение, отбор, компиляция материала по соответствующим темам из различных литературоведческих источников
Недостаточное количество учебного материала для всех обучающихся.
Перевод отобранного материала в электронный вариант (использование текстового редактора MS WORD)
Существенные материальные затраты при издании учебного пособия в печатном варианте (бумага, краска, брошюрование и т.д.)
Создание электронного учебного пособия, используя возможности операционной среды MS POWER POINT. Материальные затраты - стоимость CD-R (13 - 15 рублей)
Гипотеза:
- Доступность применения в рядовой школе. - Легкость использования другими педагогами.
- Наглядность. Удобство структуры пособия, единство стиля, информационная насыщенность экранов. - Соответствие пособия возрасту аудитории, для которой оно предназначено. Эстетичность.
Проверка гипотезы:
-
Полученный результат - электронное учебное пособие - доступно для применения другими педагогами в своей деятельности и для применения обучающимися при изучении данного курса.
-
Полученный результат - электронное учебное пособие - имеет чёткую структуру, все разделы пособия выдержаны в едином стиле, эстетично оформлены, содержат иллюстративный материал, способствующий развитию наглядного образного мышления обучающихся.
Региональная программа «Культура народов Северо - Востока» 5-8класс.
№
Содержание
Количество часов
Теоретический
Практический
1
Традиции в декоративном искусстве. Орнаменты. Технология изготовления меховой мозаики, мозаики из кожи и замши
1
1
2
Знакомство с национальной одеждой
1
1
3
Орнаменты в предметах быта
1
1
4
Ручные стежки и строчки. Изготовление образцов продержек
0,5
1,5
5
Жилище народов Севера
1
1
6
Праздники народов Севера
0,5
1,5
7
Традиционные народные игрушки
1
1
8
Промыслы народов Северо-востока
1
9
Семинар - шаманизм и христианство. Общее и отличия
1
10
Творческий проект по выбору
1
Итого:
8
9
Содержание занятий.
«Традиции в декоративном искусстве. Орнаменты. Технология изготовления меховой мозаики, мозаики из кожи и замши» Занятие №1
Цель:
Познакомить учащихся с этническим Составом народонаселения, проживающим на территории Магадана и Магаданской области. Сравнить русские народные орнаменты с орнаментами народов севера. Акцентировать внимание на культуре коренных народов, населяющих территорию.
План:
-
Исторические сведения
-
Материалы, применяемые для изготовления орнаментов.
-
Ручные стежки и строчки, инструменты, применяемые при изготовлении мозаики из кожи и меха.
-
Технология изготовления меховой мозаики и мозаики из кожи и межа.
-
Изготовление мозаики по эскизам.
«Знакомство с национальной одеждой». Занятие №2
Цель: Познакомить учащихся с русской национальной одеждой и одеждой народов северо- востока, способами кроя, украшения, материалом для изготовления. Научить изготовлению одежды, используя шаблоны. Познакомить с украшением одежды орнаментами. Воспитать понимание национальных особенностей покроя от климатических условий населения Севера.
План:
• Исторические сведения
• Классификация одежды по сезонам и поло - возрастному признаку.
• Инструменты, применяемые для пошива одежды
• Материалы, применяемые для пошива одежды
• Ручные стежки и строчки, применяемые при пошиве одежды.
• Технология изготовления одежды.
• Изготовление одежды по шаблонам.
«Орнаменты в предметах быта» Занятие №3
• Цель: Познакомить с искусством украшения предметов быта различных этнических групп, научить выделять общее и находить отличия. Научить пользоваться шаблонами. Воспитывать толерантность к различным этническим группам народонаселения.
• План.
• Исторические сведения о предметах быта и их предназначении.
• Выполнение эскиза сумочек для рукоделия и для пороха.
• Раскрой, украшение орнаментом, сборка сумочек
• Рефлексия
"Ручные стежки и строчки. Изготовление образцов продержек». Занятие №4
• Цель: Повторить ручные стежки и строчки, сравнить их с национальными приемами соединения деталей изделий. Научить учащихся применять их в работе. Развивать умение гармонично сочетать цвета.
• План:
• 1.Повторение конструктивных швов.
• 2. Сравнение их со швами, применяемыми народными мастерицами.
• 3. Технологии выполнения продержек.
• 4, практическое выполнение продержек из цветной кожи и замши
• Рефлексия
«Жилище народов Севера» Занятие №5
• Цель: Познакомить учащихся с национальными видами жилища русских народов и народов севера, историей построек. Показать общее и различие в постройках для жилья. Воспитывать толерантность к различным этническим группам народонаселения и образу их жизни.
• План:
• История строительства национального жилища народов Севера и русских народов.
• Разновидности жилья в различное время года.
• Изготовление поделки «Яранга»
• Рефлексия.
«Праздники народов Севера» Занятие №6
• Цель: Способствовать формированию у учащихся материальной и духовной культуры. Познакомить учащихся с праздниками различных этнических групп. Помочь лучше узнать свой край. Развивать творческие способности.
План:
Знакомство с традиционными праздниками народов Севера
Знакомство с праздниками славянских народов.
Анализ различий и общего в поведении народных праздников различных этнических групп.
• Викторина «Культура и быт народов Северного края».
• Конкурс «сказителей».
• Конкурс песен и танцев.
• Исполнение танцев, посвященных «братьям нашим меньшим».
• Спортивные соревнования.
• Рефлексия.
«Традиционные народные игрушки» Занятие №7
• Цель: познакомить с игрушками разных этнических групп. Научить изготовлению кукол. Воспитывать этническую толерантность и любовь к Родине.
• План.
• Игрушки народов России и Мира. Кукла - первая среди игрушек.
• Славянская кукла, куклы народов Севера.
• Изготовление кукол.
• Рефлексия
«Промыслы народов Северо-востока» Занятие №8
• Цель: познакомить промыслами северных народов. Сравнить промыслы славянских народов и народов севера. Воспитывать этническую толерантность.
• План.
• Занятия славянских народов
• Промыслы народов севера
• Общее и различия в промыслах
• Рефлексия
«Семинар - шаманизм и христианство. Общее и отличия» Занятие №9
Цель: сравнить две различные религии, найти общие черты и различия.
Способствовать формированию у учащихся духовной культуры. Воспитывать этническую толерантность.
План
- Проанализировать две религии по следующим параметрам: идеология, посредники, задачи, способы достижения целей, обучение, ритуальные атрибуты, обряды, злые и добрые духи.
- Вывод
- Рефлексия