Доклад «Творческие задания как средство развития креативности младших школьников»

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно творческих людей. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Творческие задания как средство развития креативных способностей младших школьников ». Цель исследования: разработать систему творческих заданий, ориентированную на повышение уровня развития креативных способностей младших школьников, разработать систему творческих заданий, ориентированную на повышение уровня развития креативных способностей младших школьников
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

«Творческие задания как средство развития креативности младших школьников»

Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее…

Е. П. Торранс

Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? Эти вопросы интересуют многих, но прежде всего педагогов, поставивших своей целью развитие творческих способностей учащихся. «Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее».

Можно определить значение этого слова и по-другому, подчеркнув, что творчество является человеческой деятельностью. Творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью.

В современной педагогике и психологии образовательная область "технология" рассматривается как один из самых значимых факторов развития творческой личности, способствующий становлению основных психических и личностных новообразований, приобретению социокультурного опыта, формированию человека в качестве субъекта разносторонней деятельности, познания и общения.

В процессе обучения, начиная с начальной школы, учащиеся приобретают знания об окружающем их материальном мире и способах его познания и преобразования человеком, а также овладевают общетрудовыми, специальными умениями в области ручного труда, учатся с помощью учителя успешно определять проблемы и выбирать оптимальный вариант их разрешения, анализировать и планировать познавательные действия, создавать своими руками продукты с заданными качествами, контролировать процесс и результаты деятельности, соотносить их с поставленными целями и задачами. Все это способствует творческому развитию младшего школьника как субъекта учения.

На основании анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: "Творческие задания как средство развития креативных способностей младших школьников ".

Цель исследования: разработать систему творческих заданий, ориентированную на повышение уровня развития креативных способностей младших школьников.

Объект исследования: процесс развития креативных способностей учащихся начальной школы.

Предмет исследования: развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.

Гипотеза исследования: развитие креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий будет эффективным, если:

  • на основе системного, личностнодеятельностного подхода разработать и реализовать систему творческих заданий, особенностью которой является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений,

  • выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить систему творческих заданий в начальной школе

  • провести диагностику уровня развития креативных способностей младших школьников.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике.

  2. Конкретизировать понятие "творческая деятельность младших школьников".

  3. На основе системного, личностнодеятельностного подхода разработать и реализовать систему творческих заданий, ориентированную на развитие креативных способностей младших школьников.

  4. Проследить динамику и уровень влияния творческих заданий на развитие креативности младших школьников

Теоретическое обоснование

Основой исследования являются философские положения о системном подходе к анализу явлений и процессов, ведущей роли деятельности в процессе формирования и развития личности, всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений.

В значительной степени исследование опирается на теории целостного педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, В.И.Загвязинский и др.), личностнодеятельностного подхода (Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.В.Краевский, В.Д.Семенов и др.), возрастной периодизации психического развития (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин); на проблемы организации творческой деятельности личности, рассмотренные в трудах Г.С.Альтшуллера, В.И.Андреева, С.А.Новоселова, А.В.Хуторского.

Опираясь на исследования Г.С.Альтшуллера, Л.С.Выготского, В.Н.Дружинина, Т.В.Кудрявцева, А.В.Петровского выделяем следующий компонентный состав креативных способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение и применение методов творчества учащимися в процессе выполнения творческих заданий.

Развитие креативных способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми. Для выявления особенностей творческой деятельности учащихся были рассмотрены различные аспекты данного понятия, представленные в философской, психолого-педагогической литературе (В.И.Андреев, В.В.Давыдов, А.Г.Спиркин, Я.В.Пономарев, Л.С.Рубинштейн, В.П.Ушачев, И.Я.Лернер и др.).

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт, отмечает такие характеристики творческих заданий, как "требующие от учащихся творческой деятельности", в которых ученик должен "найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое".

Проблема развития креативных способностей в настоящее время решается с позиций системнофункционального, комплексного, личностно ориентированного, индивидуальнотворческого и других подходов.

Системный подход, составивший общенаучную основу исследования, является одним из наиболее эффективных современных методов научного познания, поскольку позволяет анализировать, исследовать, развивать некоторый объект как целостную, единую систему. В исследовании системный подход позволяет рассмотреть в единстве совокупность разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определить соотношение различных видов творческой деятельности, обеспечивающее эффективность развития креативных способностей учащихся.

Личностно-деятельностный подход в исследовании предполагает развитие креативных способностей младших школьников в процессе деятельности, в ходе которой педагог не ограничивает свободу выбора (поиска) метода выполнения творческих заданий, поощряет конструирование каждым учащимся личностных творческих продуктов. учитывает субъективнотворческий опыт учащихся, индивидуальнопсихологические особенности младших школьников.

На основе системного и личностно-деятельностного подхода разработана система творческих заданий, ориентированная на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе. Результатом ее функционирования должны стать высокий уровень развития творческого мышления, творческого воображения, целенаправленное применение учащимися методов творчества в процессе выполнения заданий.

Разработанная система творческих заданий (рис. 1) представляет собой целостную, иерархическую, уровневую, цикличную систему, структура которой состоит из компонентов - целевого, содержательного, деятельностного, результативного.

Доклад «Творческие задания как средство развития креативности младших школьников»

Рис.1. Система творческих заданий

Выделенные группы творческих заданий позволяют представить содержание системы творческих заданий в виде взаимосвязанных групп творческих заданий, выполняющих развивающую, познавательную, ориентационную, практическую функции, способствующие развитию составляющих креативных способностей младших школьников. Развивающая функция носит определяющий, стратегический характер и оказывает положительное воздействие на развитие креативных способностей младших школьников. Познавательная функция направлена на расширение творческого опыта, изучение учащимися новых способов творческой деятельности. Суть ориентационной функции заключается в привитии устойчивого интереса к творческой деятельности и вместе с познавательной является базовой, опорной для всей системы творческих заданий. Практическая функция направлена на получение младшими школьниками творческих продуктов в различных видах практической деятельности.

В зависимости от предъявляемых учащимся проблемных ситуаций, мыслительных действий, формы представления противоречий (явные, скрытые) условно выделено три уровня сложности содержания системы творческих заданий, в соответствии с которыми распределены методы творчества, характеризующие творческую деятельность младших школьников.

Каждый уровень представляет собой своеобразную ступеньку продвижения ученика к овладению опытом творческой деятельности, определяемую уровнем развития компонентов креативности. Дана краткая характеристика содержания заданий каждого уровня и распределения методов творчества по уровням системы творческих заданий.

Задания I уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта на этом уровне рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего года обучения, направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньке ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения.

Творческие задания представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме и предполагают использование эвристических и алгоритмических методов: метод маленьких человечков, преодоление психологической инерции, системный оператор, ресурсный подход, законы развития систем.

Задания III уровня сложности предъявляются учащимся первого класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию и предназначены для развития творческой интуиции, пространственного, продуктивного воображения.

Используются эвристические методы творчества: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, дихотомия, синектика, отдельные приемы типового фантазирования.

Содержание опытно-экспериментальной работы

Экспериментальная работа охватывает период 2009-2012 учебный год на базе двух классов.

На первом этапе (2009-2010) - поисково-диагностическом изучалось состояние проблемы в теории и практике начальной школы; анализировалась философская, психолого-педагогическая литература; разрабатывались понятийный аппарат и программа исследования; выдвинута рабочая гипотеза; определены последующие задачи, осуществлялся констатирующий эксперимент.

Использовались такие методы научнопедагогического исследования, как теоретический анализ, наблюдение, методы опроса (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся.

На втором этапе (2010-2011) - теоретико-экспериментальном была разработана система творческих заданий. Проводился формирующий этап эксперимента, проверялась гипотеза, выполнялись задачи.

Ведущими методами явились: педагогический эксперимент, наблюдение, диагностические методы (беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся).

На третьем этапе (2011-2012) - обобщающем отрабатывались окончательные выводы и предложения, осуществлялась проверка и обработка результатов исследования, проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов. Проводилась работа по внедрению результатов в школьную практику.

Основными методами исследования выступили: анализ, обобщение результатов исследования, методы математической статистики.

Описание опытно-экспериментальной работы

Отправной точкой исследования явился анализ понятий "креативные способности", "творческие задания", которые были соотнесены с такими понятиями, как "творческая деятельность", "методы организации творческой деятельности".

Определяя понятие "креативные способности", разделяю мнение А.В.Хуторского, рассматривающего данное понятие как "комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов".

Выбор методов организации творческой деятельности осуществлялся в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания: осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта применения способов решения поставленной задачи.

Результаты констатирующего эксперимента позволили отметить тот факт, что в учебном процессе начальной школы проблеме развития креативных способностей учащихся уделяется недостаточное внимание. Так, в контрольном классе (КГ) количество учащихся, находящихся на низком уровне, составило 54,2%, и в экспериментальном классе ЭГ - 45,5%. Высокий уровень развития креативных способностей не продемонстрировал ни один учащийся. На основании данных констатирующего этапа я пришла к выводу, что процесс развития креативных способностей учащихся в начальной школе осуществляется неэффективно.

Формирующий этап эксперимента был направлен на реализацию системы творческих заданий. В эксперименте участвовали 2А (3А) класс и контрольный 2Б (3Б) класс.

Развитие креативных способностей учащихся рассматривается с позиции личностных приобретений учащихся, непрерывного "наращивания" каждым учащимся опыта творческой деятельности. Деятельность по реализации системы творческих заданий можно представить четырьмя направлениями, ориентированными на: 1) познание объектов, ситуаций, явлений; 2) создание новых объектов, ситуаций, явлений; 3) преобразование объектов, ситуаций, явлений; 4) использование объектов, ситуаций, явлений в новом качестве. Остановлюсь на основных моментах реализации выделенных направлений на различных уровнях сложности.

"Познание"

Реализация первого направления работы предполагает выполнение учащимися творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений с целью накопления опыта творческой деятельности. Они представлены следующими тематическими сериями: "Да-Нетки", "Признаки", "Природный мир", "Технический мир", "Театр кукол" "Фантастические сюжеты", и др. Эти задания предполагают применение методов дихотомии, контрольных вопросов, отдельных приемов фантазирования.

Для организации накопления опыта творческой деятельности в рамках первого направления учащимся можно предложить выполнить следующие творческие задания:

  • "Заполни экраны системы";

  • "Изобрази систему";

  • "Угадай систему по заданным свойствам";

  • "Определи функции систем";

  • "Проверь силу своего мышления";

  • "С днем рождения" и др., ориентированные на развитие умений выявлять и сопоставлять характеристики объектов, явлений, ситуаций, рассматривать объекты во взаимосвязи, составлять описание объекта, определяя подсистемы, надсистемы, тенденции развития, моделировать системные свойства.

Эти задания предназначены для выполнения с помощью системного оператора и моделирования.

"Создание нового"

При реализации второго направления учащимися выполняются творческие задания, ориентированные на создание нового:

  • «Моя визитка»;

  • «Составь загадку» (аппликация);

  • «Придумай сказку (историю) о...»;

  • «Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)»;

  • «Придумай часы для слепых»;

  • "Придумай историю с помощью приемов фантазирования";

  • "Придумай новые часы (велосипед, монету, сказочного героя, книгу, автомобиль, аквариум), используя законы развития систем";

  • "Придумай фантастическое существо";

  • "Создай театральные костюмы для героев спектакля" и др.

Выполнение этих заданий рекомендуется организовать при помощи отдельных приемов фантазирования (дробление, объединение, смещение во времени, увеличение, уменьшение, наоборот) и методов активизации мышления - синектики, метода фокальных объектов, морфологического анализа, контрольных вопросов системным фантазированием, идеализацией, использованием закона динамизации, способами составления метафор.. Освоение методов должно происходить преимущественно в групповой деятельности с последующим коллективным обсуждением.

"Преобразование объектов"

Реализацию третьего направления мы рекомендуем организовать при выполнении учащимися следующих творческих заданий:

  • "Сделай маленькую пуговицу большой";

  • "Изобрази гигантского мышонка";

  • "Изобрази себя в прошлом, настоящем и будущем";

  • "Изобрази 20 разных домиков";

  • "Усовершенствуй пенал (фломастер, школьный двор)";

  • "Вездеход на Марсе";

  • "Фантастический натюрморт";

  • "Придумай этикетку для баночек с приправами" и др.

Творческие продукты, полученные младшими школьниками в рамках данного направления, предполагают осуществление преобразования объектов преимущественно путем незначительного изменения внешнего вида (формы, цвета, материала, расположения или других отдельных признаков), произведение простейшего фантастического преобразования, наделяя объекты дополнительными признаками явлений и объектов как материального, так и нематериального мира.

"Использование в новом качестве"

Организация работы по четвертому направлению способствует самостоятельному выполнению учащимися младших классов заданий творческого характера на использование объектов в новом качестве путем заимствования назначений других объектов, единичного переноса объектов в другие области применения, фантастического применения объектов, приносящих пользу в реальном мире. Опираясь на имеющийся опыт, возможности различных анализаторов, ученики выполняют следующие задания:

  • "Попробуйте увидеть необычное в обычном … арбузе";

  • "Найди обычное в необычном" (загадки-метафоры);

  • "Найди новое применение старой резиновой игрушке";

  • "Определи назначение предмета и найди ему замену";

  • "Робот сломался";

  • "Найди применение открытию древних в наши дни";

  • "Задача о первых людях на Луне";

  • "Винни-Пух решает вслух";

  • "Изобрази человека будущего" и др.

При выполнении этих заданий ученикам предоставляется возможность самостоятельного выбора методов из ранее использованных. Поэтому при выборе формы работы предпочтение отдается сочетанию индивидуального выполнения задания с коллективным обсуждением полученных продуктов.

Это позволяет учащимся обмениваться опытом постановки задачи, дает возможность личного роста, выхода на новый творческий уровень выполнения задания и в то же время продемонстрировать различные варианты решения в рамках одной коллективно выбранной проблемы.

На формирующем этапе также использовалась методика Э.П.Торренса «Эскизы», цель которого определение уровня развития творческих способностей, воображения, вариативности мышления, способности к ассоциированию. Результаты показали, что уровень развития креативных способностей повысился, так в контрольном классе (КК) количество учащихся, находящихся на низком уровне, составило 41,7%, на среднем - 33,3%, на высоком - 25,0%, а в экспериментальном классе (ЭК) на низком уровне - 31,8%, на среднем - 45,5%, на высоком - 22,7%.

Итоги эксперимента.

На завершающем этапе были выявлены следующие результаты. В экспериментальном классе средний уровень показали 45,5% учащихся, и высокий - 55,5%, в контрольном - на низком уровне креативности 37,5% учащихся, на среднем - 29,2%, на высоком - 33,3%.

Результаты эксперимента представлены в диаграмме, в которой отражены соотношение уровня развития креативных способностей учащихся контрольного и экспериментального классов.

Доклад «Творческие задания как средство развития креативности младших школьников»

Доклад «Творческие задания как средство развития креативности младших школьников»

Полученные в результате эксперимента данные свидетельствуют о повышении уровня развития креативных способностей младших школьников в экспериментальном классе.

Заключение

В результате проведенного исследования были определены виды творческой деятельности, доступные младшим школьникам, что позволило конкретизировать понятие творческая деятельность младших школьников - продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Анализ эффективности реализации системы творческих заданий позволил зафиксировать позитивные количественные и качественные изменения уровня развития креативных способностей младших школьников.

Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная цель - разработка, обоснование и реализация системы творческих заданий достигнута, выдвинутая гипотеза об эффективности развития креативных способностей младших школьников с помощью системы творческих заданий доказана, поставленные задачи решены.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - М., 1980. - Т.1. - 232 с., Т.2. - 288 с.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967 - 93с.

  3. Гольперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». - М., 1965 - 51 с.

  4. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М., 1978 - 180-205 с.

  5. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. //Вопросы психологии. - 1988 - № 6 - 52-59 с.

  6. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н./Д., 2004 - 416 с.

  7. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971 - 415 с.

  8. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах. - Ростов н./Д., 2003 - 128 с.

  9. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. - Ростов н./Д., 2005 - 192 с.

  10. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. - М., 1999 - 25-44 с.

  11. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара, 2006 - 208 с.

  12. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. - Л., 1947 - 80 с.

  13. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1996 - 192 с.

  14. Тамберг Ю.Г. как научить ребенка думать. - Ростов н./Д., 2007 - 445 с.

  15. Уроки развития воображения. - М., 2000 - 44-73

© 2010-2022