Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида

Современная система образования в соответствии с ФГОСом ориентирована на компетентностный подход в обучении. В связи с этим необходим поиск активных методов и форм преподнесения учебного материала обучающимся. Метод проектов в этом смысле является универсальным, поскольку он предполагает активное участие школьников в процессе обучения. Он учит думать, искать, решать поставленные задачи, работать как самостоятельно, так и в рамках коллективного творчества. Данный метод в наше время используется н...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное автономное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7




Проект - это сложно?

Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида

И.В.Кривенцова - учитель профессионально трудового

обучения, педагог высшей категории.



Г. Благовещенск, 2014

Введение.

Современная система образования в соответствии с ФГОСом ориентирована на компетентностный подход в обучении. В связи с этим необходим поиск активных методов и форм преподнесения учебного материала обучающимся. Метод проектов в этом смысле является универсальным, поскольку он предполагает активное участие школьников в процессе обучения. Он учит думать, искать, решать поставленные задачи, работать как самостоятельно, так и в рамках коллективного творчества.

Данный метод в наше время используется на всех уровнях образования: дошкольном, школьном, среднем специальном, высшем. Долгое время коррекционная педагогика опиралась в своей основе на традиционные методы образования, поскольку считалось, что нашим воспитанникам, в силу их психофизических возможностей недоступны активные и интерактивные методики. Однако, жизнь подсказывает, что нашим детям, возможно даже в большей степени, чем обычным, необходимы навыки самостоятельности, активности, коммуникативности для успешной социализации и адаптации в современном обществе.

Два года назад у нас в школе на смену методическим объединениям были созданы проектные группы. Группа, которой я руковожу, называется «Социализация обучающихся в рамках реализации программ дополнительного образования». В связи с этим перед нами встала задача: создание проектов в рамках учебных программ и программ дополнительного образования. Приступая к проектной деятельности, необходимо было самим педагогам изучить составляющие метода проектов. Для этого в группе был проведён обучающий семинар, где мы вместе с коллегами рассмотрели основные составляющие проектной деятельности и возможность её применения в коррекционной школе 8 вида.




ПРОЕКТ - ЭТО СЛОЖНО?

На протяжении столетий педагогическая практика ищет согласия между формально-функциональной составляющей обучения, где ведущая роль отдана учителю, который представляет учащимся готовые знания, закрепляющиеся у них в основном за счёт эксплуатации памяти и школой развивающей, нацеленной на свободу, характеризующейся правом выбора, самостоятельностью, неформальным общением, самовыражением (А.Маслоу).

Метод учебных проектов отвечает вышеизложенным задачам, он способен урегулировать противоречия между традиционным обучением и

обучением сотрудничества. Метод проектов формирует большое количество умений и навыков постановки и решения задач.

Несомненная ценность метода состоит в проблемном изложении материала, активной, самостоятельной позиции ребенка, связи обучения с жизнью, игрой, трудом.

Метод проектов возник в США во второй половине XIX в. Основатель этого метода Джон Дьюи (1859-1952), американский философ-идеалист, который пытался перестроить современное ему школьное обучение в школьную систему, обучающую «путем делания».

Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Группа педагогов- исследователей под руководством С. Шацкого работала по проблеме внедрения «Метода проектов» в практику обучения уже начиная с 1905 г. Личный интерес обучающегося являлся необходимым условием успешной работы. Проблему следовало взять из реальной жизни, и она должна быть знакомой и значимой для ребенка.

Активные сторонники метода проекта (В.Н. Шульгин, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьев и др.) провозгласили его единственно верным методом обучения в школе. Они считали, что школа учебы, таким образом, превращается в школу жизни. Это было ошибочным суждением, поскольку без базовых знаний, полученных с помощью традиционных методов обучения применение метода проектов практически невозможно. Учитывая ошибки прошлых лет, необходимо глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального дидактического средства для правильного и эффективного его использования. В зарубежной и Российской школе метод проектов развивается активно и, достаточно успешно, по сей день.

Проект - (от лат. projectus, в буквальном переводе - брошенный вперед):

1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем;

2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления;

3) метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении.

Проект подразумевает наличие конечного результата, реального и достижимого.

Проект - всегда то, что будет сделано, для чего сделано и каким образом.

Сл.8

Проект с точки зрения учащегося и с точки зрения учителя. По определению Н.Ю.Пахмутовой. (На слайде)


Определения проектирования представлены на слайде.

Результат проектирования - образ нового объекта - совокупность надлежащим образом разработанных, обоснованных и выстроенных идей. Правомерно и разумно понимать проектирование как постоянный процесс выбора, процесс принятия решения, процесс решения задач и проблем.

В учебно-воспитательном процессе, построенном на методе проектов, происходит интеграции учебной и внеурочной деятельности (любой проект привлекает широкий спектр знаний, информации, часто выходящей за рамки учебной программы).

Проектирование включает с себя:

- планирование (составление плана по созданию и реализации проекта);

- прогнозирование (предположение о том, что может быть, исходя из имеющихся условий; прогнозирование призвано ответить что должно быть, какой должна быть система внешних и внутренних условий, чтобы получить нужные результаты);

- моделирование (полагается, что понятие «проектирование» в узком смысле, подразумевающем именно выработку идеальной модели, может рассматриваться как синоним моделирования, но при рассмотрении «проектирования», как специально организованной человеческой деятельности, становится ясно, что моделирование является только частью проектирования);

- конструирование (результаты проектирования - проект, результаты конструирования - реальный объект, воплощения - реальный объект в действии);

- работа с идеями (генерация, проработка, комбинирование проектных идей и решений);

- творчество;

- искусство.

Классификация проектов.

1.По приоритетному виду деятельности: творческие, социальные, исследовательские, ролевые, поисковые.

2. По предметно-содержательной стороне: экологические, экономические, художественные, правовые, коммуникационные, информационные, прикладные.

3. По участию в разработке: личностные, групповые.

4. По времени исполнения: мини-проект, краткосрочные, недельные, среднесрочные, долгосрочные.

5. По обращённости к аудитории: внутриклассные, внутришкольные, внутригородские, региональные, всероссийские, международные.

Методика деятельности по руководству проектированием. (Координатор должен).

I этап. Подготовка и включение учащихся в проектную деятельность (формирование проектных заданий, умений и навыков организации работы, положительный эмоциональный и творческий настрой на работу) - установочные занятия.

II этап. Разработка проектов (выбор проблемы, постановка целей и задач,

разработка планов деятельности, определение возможных результатов).

III этап. Изучение и рассматривание вопросов:

- изучение литературы;

- продумывание работы, внесение дополнений учащихся;

- подбор необходимых инструментов и материалов;

- обсуждение технологии выполнения работы;

IV этап. Деятельность про реализации проектов (практическое выполнение работы по плану).

V этап. Подведение итогов выполненной работы, презентация, консультации по проекту, оценки деятельности учащихся, анализ действий и поступков при выполнении проекта.

Актуальность метода проектов в современной педагогике и его широкое применение обусловлены выраженной направленностью на активизацию умственной деятельности учащихся, формирование у них общей и трудовой культуры и культуры речевого поведения, что способствует в целом успешной социализации выпускников.

Метод учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной педагогике. Однако, применяя метод проектов, необходимо проецировать основные положения метода учебного проекта на специфику организации обучения в условиях коррекционной школы, учитывать психофизические особенности детей с нарушением интеллекта и речи. Применение метода учебного проекта позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы.

МП в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации в СКОУ VIII вида. (На слайде).

Работа с применением МП строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладываются положения, представленные на следующем слайде.

Общее описание проекта.


1.Актуалльность проекта. Почему этот проект необходим? Какие проблемы он будет решать.

2.Цели и задачи проекта. Какие цели ставит проектировщик для решения выбранной проблемы? Какие задачи будут решаться для достижения поставленных целей?

3.Описание проекта (стратегия и механизмы достижения поставленных целей). Каким образом будут достигнуты цели? Как будут выполняться поставленные задачи? Кто будет их осуществлять? Какие ресурсы будут задействованы, какие методы будут использоваться, кто будет привлечён?

4.План-график выполнения проекта (временное описание деятельности по проекту).

Сроки

Что будет сделано

Для чего сделано

5.Ожидаемые результаты.

6.Экономическое обоснование, варианты привлечения средств для реализации проекта.

(Показ и комментарии творческих проектов «Выпускные платья», «Детская одежда»)

Выводы

1.Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.

2.Выпускники СКОУ VIII вида, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.

Возвращаясь к вопросу поставленному в начале моего выступления: Проект - это сложно?

Я бы ответила на него так: Проект - это просто! Проект - это нужно! Проект - это важно!

Интересных вам проектов и досужих учеников!

Литература.


1.Батинкина Ирина Михайловна, учитель трудового обучения статья отнесена к разделу: Преподавание технологии, Коррекционная педагогика (Интернет-ресурсы).

2.Из статьи учителя логопеда Ивашиновой Натальи Анатольевны учителя-логопеда, интернет - сайт: Коррекционная педагогика (интернет-рессурсы).

3.М.А.Тартышная, 50 идей для классного руководителя, практическая копилка педагога. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.

4. Н.А. Краля, Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Ю.П. Дубенского.- Омск, Изд-во ОмГУ, 2005.


© 2010-2022