Учебно-методическая программа «Традиции национальной одежды казачества»

"Описание материала: «Традиции национальной одежды казачества» по содержанию является художественно – эстетической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, общекультурной и предпрофессиональной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной программой. За основу взята программа элективных курсов «Основы технологии изготовления одежды» Озеровой Т. В., преподавателя МУК Дзержинского района, утверждённая комитетом по образованию Администрации Волгоградской об...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Традиции национальной одежды казачества

Пояснительная записка


«Традиции национальной одежды казачества» по содержанию является художественно - эстетической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной, общекультурной и предпрофессиональной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной программой.

За основу взята программа элективных курсов «Основы технологии изготовления одежды» Озеровой Т. В., преподавателя МУК Дзержинского района, утверждённая комитетом по образованию Администрации Волгоградской области.

В современных условиях особое значение приобретает формирование готовности учащихся к практической преобразова­тельной деятельности. Для этого нужны специальные знания, умения и технологические средства. Одним из эффективных средств развивающего обучения являются различные виды предметно-практической де­ятельности, в том числе занятия ручными ремеслами.

В настоящее время большое внимание уделяется возрождению народных традиций казачества.

Новизна программы состоит в том, что впервые объединены эти два направления. Углублено изучение технологии изготовления предметов одежды с учётом исторического наследия донского казачества.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время государством проводится активная политика в отношении возрождения казачества.

Данная программа направлена на:

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- интеллектуальное и духовное развитие личности;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;

- профилактику асоциального поведения.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что обучающийся приобретает реальный опыт практической работы, возможность разнообразной творчес­кой деятельности, которая стимулирует развитие практических интересов, дает новый смысл учебе и самообра­зованию.

Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 7х, 9х классов школ, располагающих соответствующей материальной базой.

Особое внимание в программе уделяется истории и технологии пошива казачьего костюма. Быт и образ жизни донских казаков интересны и увлекательны. Культурное наследие этого народа в истории нашей страны имеет огромное значение.

В период возрождения Донского казачества проходят различные конференции, так в городе Волгограде, один из современных проектов, посвящен истории и современности Донских казаков. История возрождения казачества является актуальной для современного поколения. Социологические опросы, показали, что молодёжь мало знает об этом народе, об их истории, культуре, обычаях и традициях. Данная программа позволяет восполнить знания по таким вопросам как одежда и жилища.

Цели курса:

  • сформировать умения к преобразовательной деятельности в общественном производстве, развить преобразующее мышление и творческие способности;

  • создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в
    процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.

  • Воспитать уважительное отношение к истории своего народа, к материальной и духовной культуре казаков.

Задачи курса:

  • развитие познавательно-трудовой активности, профессиональной мобильности учащихся;

  • формирование интереса к истокам культуры родного края;

  • создание атмосферы увлекательного эстетического познания истории донского казачьего костюма;

  • развитие навыков создания образа донской казачки при помощи костюма;

  • воспитание трудолюбия;

  • ознакомление учащихся с основами современного швейного производства;

  • овладение методами и средствами современных швейных технологий.

Программа рассчитана на 1 год обучения и составляет 68 часов. Она содержит все знания, необхо­димые для достижения запланированных в ней целей подготовки.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, от 13 до 15 лет (подростковый возраст)

Важнейшая психологическая особен­ность подростков - чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень при­тязаний подростка предвосхищает буду­щее его положение, которого фактически он еще не достиг. Свою развивающуюся потребность быть и считаться взрослым подросток осуществляет, стремясь расши­рить сферу самостоятельности.

Главная задача заклю­чается в обретении внутренней уверен­ности в себе, ясного самосознания и уважения, которые и делают человека способным поступать самостоятельно. Освоение технологических приёмов, выполнение творческих проектов, участие в казачьих фестивалях и областном конкурсе-показе индивидуальных моделей детской молодёжной одежды «Свой стиль» дают возможность утвердиться как самостоятельная творческая личность.

Форма занятий: Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность обучающихся.

Режим занятий:

Одно занятие в неделю продолжительностью 1 час 40 минут.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:

  • общие сведения об одежде и ее истории;

  • ассортимент, функции одежды;

  • о женских казачьих костюмах разных эпох;

  • о костюме донской казачки 20 века;

  • терминологию ручных, машинных работ и влажно-тепловой обработки деталей изделий;

  • основные регулировки швейных машин;

  • технические требования к обработке деталей одежды различных ассортиментных групп;

  • способы и технологические приемы обработки деталей изделий;

  • технологические режимы, правила и приемы влажно-тепловой обработки деталей изделий;

  • виды и характеристику используемых клеевых материалов;

  • правила и приемы обработки деталей изделий с использованием клеевых материалов;

  • общие правила и последовательность проведения примерок;
    - дефекты изделия и способы их устранения;


На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • правильно организовать рабочее место и трудовой процесс;

  • снимать мерки, строить основу выкройки;

  • кроить блузу и юбку - «парочку» - казачьего женского костюма;

  • регулировать швейную машину;

- обрабатывать детали одежды в соответствии с технологическими требованиями;

- выполнять влажно-тепловую обработку деталей одежды;

  • применять клеевой метод обработки деталей одежды;

  • проводить примерку швейного изделия;

  • устранять дефекты изделия;

  • изготавливать украшения из бисера;

  • вязать кружева.

Должны владеть компетенциями:

- учебно-исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования,
умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образова­тельного опыта, умение находить и обрабатывать информацию);

- информационно-коммуникативными (умение работать с различными источниками
информации, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение
дискутировать и защищать свою точку зрения, умение презентовать результаты исследова­ния, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);

- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, уме­ние самостоятельно принимать решения, умение сделать посильный вклад в коллективный
проект, умение организовывать свою деятельность);

- эмоционально-ценностными (умение генерировать новые решения, умение быть
упорным и стойким перед возникшими трудностями, умение понимать и относиться толерантно к произведениям искусства и литературы).

Программа позволяет учащимся выявить тюркскую струю в традиционной одежде донских казаков 16-18 вв, оценить свои возможности, а также сделать обоснованный выбор профессии.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методичес­ких средств. В структуру программы входит 8 тематических модулей, каждый из которых реализует определённую задачу. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. Предполагается также использование таких методов обучения, как беседа, проблемное изложение учебного материала, организация поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблемных ситуаций, демонстрация объектов и процессов труда.

Виды используемого контроля: текущий, периодический, итоговый. Контроль проводится для оп­ределения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков. Выполнение учащимися практической работы на текущих занятиях позволяет проверять и оценивать результаты каж­дого урока. Периодический контроль помогает установить степень усвоения материала по определенному разделу программы курса. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме собеседования.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

Лекции

Практика

1

Введение

2

2

_

2

Характер донского костюма

12

4

8

3

Машинные работы

4

2

2

4

Обработка деталей и основных узлов швейных изделий

26

8

18

5

Технология подготовки и проведения примерок

2

1

1

6

ВТО деталей и узлов швейных изделий

2

1

1

7

Головные уборы донских казачек

4

1

3

8

Ручные работы

16

4

12

Итого:

68

23

45

Содержание программы

  1. Введение

Формы занятий: лекции

Общие сведения о предмете: его цели, задачи и значение для овладения профессией.

Характеристика труда портного, швеи.

Значение профессионального мастерства. Перспективы про­фессионального роста.

Общие сведения об одежде и ее истории.

Ассортимент швейных изделий.

Утилитарная, социальная и эстетическая функции одежды.

Факторы, влияющие на развитие одежды.

Самобытная, яркая культура донских казаков, проявляющаяся в казачьих обрядах, народных песнях, костюме.

Методическое обеспечение: Н. М. Каминская «История костюма»

2 Характер донского костюма.

Формы занятий: лекции и практические занятия

Тюркская струя в традиционной одежде донских казаков.

Характер донского костюма. Штаны, рубахи, чекмень и чапан.

Женская одежда: кубелёк, каврак, парочка.

Организация рабочего места.

Расчёт и построение выкроек юбки и блузы - парочки.

Раскрой изделия.

Методическое обеспечение: книги, документы, фотографии, компьютерный диск «Кроильная книга», промышленные швейные машины, ручные швейные машины, персональный компьютер.


3 Машинные работы

Формы занятий: лекции и практические занятия

Организация рабочего места.

Оборудование, инструменты и приспособления для машинных работ.

Правила и приемы пользования ими; требования безопасности труда.

Основные регулировки машин.

Технические условия выполнения машинных швов.

Виды машинных стежков и швов, их назначе­ние и применение.

Виды швов в изделиях. Конструкция швов.

Способы и приемы выполнения машинных швов.

Терминология машинных работ.

Методическое обеспечение: промышленные швейные машины, ручные швейные машины.

4 Обработка деталей и основных узлов швейных изделий

Формы занятий: лекции и практические занятия

Детали изделий одежды различных ассортиментных групп, их виды.

Терминология деталей кроя изделий, контурных линий деталей и срезов.

Конструктивные особенности деталей одежды.

Технические требования к обработке деталей одежды различных ассортиментных групп.

Дополни­тельные материалы для обработки деталей одежды.

Способы и технологические приемы обработки срезов деталей изделия.

Способы, технологическая последовательность и приемы обработки деталей одежды (клапаны, шлевки, паты, погоны, хлястики, пояса, манжеты, планки, кокетки).

Оборки, воланы, рюши; технологические требования к крою, способы и приемы обработки.

Классификация карманов в одежде.

Технология обработки накладных, прорезных карманов.

Детали карманов. Способы обработки карманов.

Конструктивно-декоративные элементы одежды: вытачки, складки, рельефы; их назначение, виды.

Приемы технологической обработки. Особенности обработки складок, рельефов в изделиях из ткани в клетку, полоску.

Застежки в одежде, их применение и расположение.

Обработка петель.

Методы и приемы обработки застежек в изделиях разных ассортиментных групп.

Методическое обеспечение: книги, документы, фотографии, компьютерный диск «Кроильная книга», промышленные швейные машины, ручные швейные машины, персональный компьютер, плакаты по технологии пошива.

5 Технология подготовки и проведения примерок

Формы занятий: лекции и практические занятия

Виды примерок, их назначение.

Технологические особенности подготовки изделий к примерке.

Общие правила и последователь­ность проведения примерок.

Дефекты изделия и способы их устранения.

Порядок и технологические методы обработки изделия после примерки.

Методическое обеспечение: примерочная кабина, сантиметровая лента, швейные булавки, таблицы дефектов.

6 Влажно-тепловая обработка (ВТО) деталей и узлов швейных изделий

Формы занятий: лекции и практические занятия

Организация рабочего места.

Оборудование, приспособления для ВТО.

Правила применения.

Тре­бования безопасности труда при ВТО.

Технические требования к выполнению операций ВТО.

Технологи­ческие режимы ВТО.

Правила и приемы ВТО деталей и узлов швейных изделий.

Терминология ВТО деталей одежды.

Методическое обеспечение: гладильная доска, утюг.

7 Головные уборы донских казачек

Формы занятий: лекции и практические занятия

Казачьи головные уборы - шлычки, файжонки, башлыки, шали.

Раскрой и пошив шлычки - круглой шапочки с плоским верхом, надеваемой на узел волос.

Методическое обеспечение: книги, швейная машина, технологическая карта.


8 Ручные работы

Формы занятий: лекции и практические занятия

Украшение деталей одежды вышивкой, стеклярусом, отделочной тесьмой.

Вышивка-оберег.

Отделка бархатных поясов стеклярусом и бисером.

Вязание кружев иглой и крючком.

Методическое обеспечение: иллюстрации, бисер, стеклярус, тесьма, крючок, игла, вязальные х/б нитки.




















































Календарно-тематическое планирование


№ п п

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата

1

Введение. Культура донских казаков. Казачьи обряды. Казачьи костюмы.

2


2

Ручные работы. Украшение одежды бисером. Материалы и инструменты. Подготовка к работе.

2


3

Низание параллельное. Объёмные браслеты.

2


4

Низание сеток. Мозайка. Пояс в технике «мозайка»

2


5

Вышивка бисером

2


6

Ажурное полотно из бисера - ожерелок. Выполнение образца.

2


7

Вязание кружева крючком

4


8

Вязание кружева иглой, выполнение образца

2


9

Головные уборы донских казачек. Раскрой и пошив шлычки

4


10

Характер донского костюма. Мужская и женская одежда.

2


11

Парочка. Зарисовка моделей

2


12

Снятие мерок. Построение чертежа юбки

2


13

Построение чертежа блузы

2


15

Моделирование блузы (кокетки, расширен. рукав, баска)

4


16

Машинные работы. Инструктаж. Выполнение тренировочных упражнений на промышленной швейной машине. Способы и приёмы выполнения машинных швов.

4


17

Детали одежды различных ассортиментных групп. Терминология деталей кроя.

2


18

Конструктивные особенности одежды донских казачек. Раскрой юбки

2


19

Способы и технологические приёмы обработки срезов изделия. Притачивание пояса.

Обработка низа воланом.

6


20

Конструктивно-декоративные элементы одежды. Раскрой блузы

2


21

Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки

2


22

Приёмы технологической обработки деталей и узлов блузы: кокетки, застёжки, манжеты, рукава, баски, пояса.

14


23

Влажно тепловая обработка изделия. Техника безопасности, технологические режимы.

2



Всего

68


Ввиду того, что занятия проводятся с 1 октября, программа курса будет сокращена на 8 часов за счёт уплотнения.








Литература

Для учителя

  1. Алмазов Б А «Казаки» Санкт-Петер. 1999г.

  2. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Моделирование и конструирование женской одежды. - М., 1998.

  3. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Русская народная одежда и современное платье. - М., 1986.

  4. Донской народный костюм. Ростов - на -Дону 1986г

  1. Янчевская Е.А., Тимашева З.Н. Конструирование и особенности изготовления женских платьев
    сложных форм. - М.: Легпромбытиздат, 1986.

Для учащихся

  1. Екшурская Т.Н., Юдина Е.Н., Белова И.А. Модное платье. (Конструирование. Технология пошива.
    Отделка.)-СПб., 1992.

  2. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. - М.: Высшая школа, 1998.



© 2010-2022