Формирование трудовых навыков у подростков

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

муниципального образования «Город Архангельск»

«Ломоносовский Дом детского творчества»







ОБЛАСТНОЙ СЕМИНАР

«Организация образовательного процесса

в учреждениях дополнительного образования»

Тема выступления:

«Формирование трудовых навыков у подростков

через обучение технике изонити

на основе системно-деятельностного подхода»

(из опыта работы МБОУ ДОД «ЛДДТ»)


Осипенко Галина Тимофеевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория






Архангельск 2015

В детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Личность подростка-правонарушителя характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества, а интересы его сосредоточены на зрелищах, видео, игровых клубах и компьютерных играх, в меньшей степени телевидение, спортивных играх. Эта гипертрофия интереса к зрелищам, к их развлекательной стороне происходит за счет ослабления эстетических интересов к чтению книг, к музыке, театру. Низкая культура досуга, интерес к бесцельному времяпрепровождению, частые переходы от одного занятия к другому при общей бездеятельности и отсутствии трудолюбия - являются типичными для таких правонарушителей. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность, а так же чрезмерно завышенная самооценка и неуверенность в себе. Существует острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу. Оно сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Такие дети требуют особого подхода в процессе обучения.

В образовательных стандартах второго поколения процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

В общеобразовательной программе «Ниточный дизайн» системно-деятельностный подход, положенный в основу Стандарта, концептуально базирующегося на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, направлен на формирование трудовых навыков у подростков, на развитие каждого ребенка, на формирование его индивидуальных способностей через обучение технике изонити, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.

Занятия проводятся на базе Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по городу Архангельску.

Целью данной программы является формирование трудовых навыков через обучение технике изонить. Программа рассчитана на детей 9-16 лет по 2 часа 2 раза в неделю в течение 1 месяца (так как подростки находятся в центре 1 месяц). Задачи, которые ставит перед собой педагог, реализуя программу с обучающимися:

  • способствовать формированию теоретических знаний о работе в технике «изонить»;

  • способствовать формированию практических умений и навыков работы в техники «изонить»;

  • способствовать обучению детей культуре общения.

Новизна дополнительной образовательной программы «Ниточный дизайн» состоит в том, что она направлена на обучение технике изонити несовершеннолетних правонарушителей.

Вариативность программы проявляется в предоставлении свободы выбора практических заданий. Работая по готовой схеме, подросток самостоятельно ее выбирает, при желании изменяет контуры и даже саму композицию. Выбор схемы и подбор цветовой гаммы ниток самостоятелен, но допускается корректировка педагогом.

В группу обучения принимаются все желающие. В одной группе занимаются дети разного возраста и разного уровня готовности к занятиям.

Занятия изонитью оказывает благоприятное воздействие на детей и дают быстрые результаты, благодаря простоте и оригинальности самой техники. Она привле­кает доступностью исполнения и эффект­ностью готовых работ. Изонить дает возможность «спрятать» свои неумения, т.к. все дети начинают с освоения невиданной ранее техники, с ее азов и оказываются в равных условиях. В процессе наблюдения выявляю пристрастия ребенка к тому или иному цвету, оттенкам, что позволяет определить настроение ребенка, его состояние, а затем вести индивидуальную работу.

Многие годы традиционной целью дополнительного образования были задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако результаты были низки при выполнении заданий на применение умений и знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Методы обучения, которые применяются на занятиях, различны:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается

демонстрацией наглядного материала);

  • проблемный и частично-поисковый;

  • практический.

В основе деятельностного способа обучения - личностное включение обучающегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения подростка в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для обучающихся, приносящей удовлетворение от участия в ней. Учащийся сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс развития интеллекта учащегося, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на занятиях. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки подростков, развития их творческого потенциала. Психологически грамотно организованный процесс обучения обеспечивает возможность формирования иного типа личности: человека знающего, коммуникабельного, рефлектирующего, способного к саморазвитию.

Решение основных задач, связанных с процессуальными внутренними изменениями в учебном процессе, показывает следующее:

  • активное включение самого обучающегося в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

  • организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;

  • обеспечение диалогического общения не только между педагогом и подростками, но и между подростками в процессе добывания новых знаний.

Педагог не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда подросток осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы обучающийся сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Технология проблемного обучения, на мой взгляд, является приоритетной в процессе обучения.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией работ детей, обучающихся ранее, а также практическую деятельность, являющуюся основной. Основной целью занятия является освоение технологии, а не изготовление конкретного объекта. На занятиях дети приобретают навыки владения иглой, ножницами, схемами, знания о геометрических фигурах. Во время занятий ведется работа по воспитанию культуры деятельности.

Системно-деятельностный подход предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

В обучении нитяной графике используются индивидуальные образовательные траектории, так как необходим особый подбор учебного материала соответствующий реальным возможностям детей. Даже в одной группе в процессе индивидуальной работы варьируется сложность заданий, подбирая для наиболее способных обучающихся более сложные задания, стимулируя их творческий потенциал. Процесс обучения исходит из жизненного опыта детей, обучаемым всегда предоставляется возможность выбора задания по силам. На занятиях частично используется методы мини проектов и проблемного обучения.

Занятия построены таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии.

Главное внимание сосредотачивается на создании условий, в которых индивидуальный результат учебной деятельности каждый обучающийся видит сам и сам его оценивает в сравнении собой вчерашним, что дает возможность продемонстрировать успех в обучении, обеспечить эмоциональный комфорт в учебном процессе, стимулирующий на решение более сложных задач.

Обучающихся постоянно приучаю рассказывать о своей работе. Помимо развития речи, это вызывает повышение осознанности своих действий. Это иногда влияет и на сам процесс создания изделия. Когда ребёнок знает, что ему нужно будет рассказать о своей поделке, он начинает более тщательно продумывать шаги, подбирать материалы.

В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели, как высокая личная заинтересованность, темп выполнения работы и отличное ее качество, трудовая активность и творческое отношение к процессу труда, трудовая, технологическая дисциплина, нравственное свойство личности - трудолюбие.

Формирование нравственных качеств личности обучающихся идет непрерывно на учебных занятиях. Во время выполнения ребятами работ обязательно отмечаю у них положительные качества, такие как усердие, аккуратность, желание помочь соседу, доброжелательность. Стараюсь ненавязчиво подсказать детям, как без грубости выразить свое недовольство, возмущение и как "расцветает" человек, если тактично и своевременно похвалить его достоинства. Важно заметить, что уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у любого ребенка чувство собственной ценности и приводят к формированию позитивной самооценки. К сожалению, знания, полученные на занятиях не всегда становятся частью личности обучающихся, знания не в полной мере переходят в добрые поступки.

Задача педагога дополнительного образования не дать объем знаний, а научить учиться, т.е. сформировать универсальные учебные действия (способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.) Как в притче: «не дать голодным рыбу, а дать удочку и научить ловить».


© 2010-2022