Рекомендации педагогам в работе с учащимися с легкой умственной отсталостью

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации педагогам в работе с учащимися

с легкой умственной отсталостью

C учетом работ видных психологов и педагогов, были разработаны следующие рекомендации, адресованные педагогам, психологам, работающим с умственно отсталыми детьми.

Принципиально значимыми для организации процесса формирования мышления у детей старшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью, явились следующие положения:

- мышление является психологическим новообразованием дошкольного возраста;

- в основе наглядно-образного мышления лежит ориентировочно-исследовательская деятельность;

- универсальными инструментами мышления являются: действия моделирования, схематизации, замещения и символизации «искусственных» замещающих систем;

- образные и словесные обобщения у ребенка развиваются параллельно;

- педагогическая работа с детьми с легкой умственной отсталостью имеет коррекционную направленность;

Коррекционно-педагогическая работа по формированию мышления у детей старшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью должна опираться на следующие педагогические принципы:

- принцип системного подхода. Предполагает учет в коррекционной работе с такими детьми сложной структуры нарушения, которая характеризуется не только отставанием в умственном развитии, но и отклонениями в развитии познавательных процессов и регуляторных функций, снижением мотивации речевой и других видов деятельности. Эти нарушения во многом затрудняют полноценное психическое развитие ребенка, снижают степень эффективности коррекционной работы;

- онтогенетический принцип. Коррекционная работа по формированию мышления должна строится с учетом основных закономерностей развития этой формы мышления в процессе онтогенеза. В соответствии с этим принципом мышление логически вытекает из наглядно-действенной формы и подготавливает переход к словесно-логической форме. Такое центральное положение данной формы мышления в онтогенетическом процессе предопределяет необходимость последовательного формирования различных способов осуществления мыслительной деятельности: практических действий, зрительного соотнесения, мыслительных действий, которые и составляют специфику механизма различных форм мышления;

- принцип поэтапного формирования умственных действий. Становление умственных действий - сложный длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних ориентировочных действий, а затем свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане;

- принцип учета соотношения «зоны актуального и ближайшего развития». Зона ближайшего развития - логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности с взрослыми и постепенно становятся внутренним достоянием самого ребенка. Процесс развития мышления должен осуществляться с учетом того уровня, на котором выполнение задания возможно с минимальной помощью со стороны взрослого;

- принцип деятельностного подхода предполагает, что коррекционное воздействие должно осуществляться в контексте ведущей деятельности ребенка, ориентирующей его на познавательную активность. Для развития наглядно-образного мышления особое значение имеет предметно-практическая деятельность, организация наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, их изменениями, а также фиксирование воспринятого в речевых высказываниях, игровой и продуктивной деятельности и систематизация полученных знаний;

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода. При организации и проведении коррекционно-педагогической работы по формированию мышления необходимо выявить первоначальный уровень сформированности мышления у детей с умственной отсталостью в развитии и различные личности особенности детей, проявляющиеся в ходе выполнении заданий. Это позволит проводить коррекционную работу по развитию этого вида мышления дифференцированно, с учетом исходного уровня сформированности данного процесса и индивидуальных особенностей детей.

Таким образом, обобщив все вышесказанное, отметим:

- основой мышления является процесс формирования у детей образов - восприятий, а на них основе образов - представлений;

- формирование образов происходит от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем к фиксации его в слове, т.е. появлению образа - представления;

- формирование образа - представления происходит двумя основными путями: в процессе непосредственного восприятия предметов и в процессе практической преобразующей деятельности ребенка, когда он усваивает способы преобразовании предметов, обнаруживает скрытые, непосредственно не воспринимаемые стороны, свойства, связи предметов;

- сенсорный опыт ребенка необходимо своевременно и правильно соединять со словом.



© 2010-2022