ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БИСЕРОМАНИЯ

Программа факультативного курса «Бисеромания» рассчитана на занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Изучение курса начинается с обучающимися 4 - 8 классов, основным курсом работы с бисером охвачены воспитанники 9 - 11 классов. Однако подготовку к работе с бисером можно начать с начальной школы. Программой предусмотрен для этой цели подготовительный этап.   Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.Исходя из специфики контингента учеников школы, педагог оставляет за собой пр...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ РО школа - интернат VIII вида г. Донецка



Программа факультативного курса

«БИСЕРОМАНИЯ»













Составитель: учитель трудового обучения ВОЛОВИК Е. В.









Пояснительная записка.

Программа факультативного курса «Бисеромания» рассчитана на занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Изучение курса начинается с обучающимися 4 - 8 классов, основным курсом работы с бисером охвачены воспитанники 9 - 11 классов. Однако подготовку к работе с бисером можно начать с начальной школы. Программой предусмотрен для этой цели подготовительный этап.

Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.

Преподаватель может использовать возможности программы с учётом разных уровней подготовленности и возможностей детей, варьировать учебные часы в соответствии с желаниями детей и их заинтересованностью. Изделия, выполненные на занятиях «Бисеромания» могут быть использованы не только для оформления выставок - показов детского творчества, но и для оформления школьного интерьера, костюмов к школьным праздникам, отделки изделий, выполненных на уроках швейного дела.

Исходя из специфики контингента учеников школы, педагог оставляет за собой право варьировать количество часов на выполнение того или иного изделия, сообразно со сложностью бисерной работы и трудозатратами на её выполнение.

Программа курса «Бисеромания» может быть предложена как один из вариантов подготовки выпускников школы VIII вида к самостоятельной жизни. Обучение у. о . ребёнка способу полезного проведения досуга, в данном случае обучение различным техникам бисероплетения, вышивки бисером, позволяет решить следующие задачи:

1.Расширить объём знаний учащихся коррекционной школы об окружающем мире и пробудить творческие качества личности.

Содержание программы позволяет ознакомить детей с образцами изготовленных изделий из бисера, с многообразием литературы по обучению приёмам работы с бисером, с содержанием Интернет -сайтов лучших российских и мировых мастеров бисероплетения, способствует формированию самостоятельного творческого опыта,

воспитывает у учащихся художественный вкус, интерес к истории и традициям бисерного рукоделия, формирует у у. о . школьников способности осознавать, чувствовать, воспринимать красоту изделий из бисера, развивает воображение, фантазию, пробуждает творческую активность.

Учебный материал факультативного курса « Бисеромания» доступен для понимания и овладения детьми с проблемами в развитии. Организационные формы, методические средства позволяют вносить в уроки элементы занимательности, наглядности. Завораживающая красота материала для работы заставляет работать воображение. Занятия с бисером постепенно развивают творческие способности, пробуждают потребность самовыражения, дают возможность сотворить своими руками частичку прекрасного.

Работа над формированием творческой деятельности проводится в несколько этапов:

- учитель предлагает работу по образцу («делай как я», «делай по образцу»);

- учитель предлагает работу по плану (в каждом пункте плана дать возможность детям внести в будущее изделие что - то своё);

- учитель предлагает учащимся работу с натуры (с фотографии готового изделия из бисера);

- учитель предлагает самостоятельно подобрать материал к будущей работе с натуры);

- учитель предлагает учащимся выполнить работу по их собственному представлению.

2. Научить приёмам работы с различными материалами для бисероплетения.

Содержание программы предусматривает работу с различными материалами для бисерного рукоделия: бисером, бусинами, стеклярусом, стразами, блёстками, пайетками, мелкими пуговицами, морскими ракушками, кусочками кожи, меха и т. д .

На занятиях дети, в меру своих возможностей, овладевают техникой плетения различных видов бижутерии (цепочки, фенечки, кулоны, колье, шнуры и т. д), сувениров из бисера( пасхальные яйца, вазочки и корзинки с цветами), декоративных салфеток, вышивки картин. Здесь формируются умения своими руками делать красивой повседневную обстановку, т. е выполнять изделия, которые украшают и дополняют домашний интерьер.

3.Формировать правильные эмоционально - социальные навыки в процессе творческой деятельности.

Включение детей в художественную деятельность снимает присущие многим у. о. детям скованность, неуверенность в себе, напряжённость, неуверенность в себе, напряжённость или, наоборот, агрессивность, расхлябанность. Создание вокруг детей атмосферы творчества вызывает у них чувство удовольствия, побуждает к общению. Умения, которые ребята приобретают на занятиях« Бисеромания», они с успехом применяют в свободное время, постепенно увлечение может стать любимым занятием, таким образом формируется правильная направленность социального поведения. В процессе работы у ребят формируются коммуникативные навыки: доброжелательность, сопереживание успеху и неуспеху товарища, взаимопомощи.

4.Корригировать нарушения психофизических функций посредством творческих занятий.

Занятия бисерным рукоделием способствуют выявлению и развитию потенциальных возможностей у. о. детей, развитию компенсаторных возможностей речедвигательного, зрительного, слухового анализаторов. Работа по развитию и коррекции сенсорного восприятия ведётся с опорой на сохранные функции анализаторов через ознакомление с различными видами бисерного рукоделия. В процессе занятий развивается наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка, мелкая моторика рук, аккуратность, способность к волевым усилиям в доведении начатой работы до конца. Занятия бисерным рукоделием способствуют формированию умения концентрировать внимание, стимулируют развитие памяти, т. к дети должны запоминать последовательность изготовления поделки, приёмы и технику безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Они имеют большое значение для развития конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

На занятиях факультативного курса « Бисеромания» учащиеся знакомятся с различными техниками работы с бисером: низанием, параллельным низанием, низанием сеток,, мозаикой, низанием крестиками, фантазийным низанием, изготовлением изделий в технике оплетения по кругу, плетением декоративно - цветочных объёмных композиций, изготовлением цветов в технике низания дугами. Завершающим этапом обучения является изготовление картин в технике гобеленовой вышивки.

Основные методы работы с учащимися:

словесный - предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов и выражений, принятых в бисероплетении;

наглядный - показ образца выполняемого изделия или его фото, анализ образца, составление плана работы по изготовлению изделия;

практической последовательности - изготовление изделия под руководством учителя или самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Подготовительный этап. 1 - 3 классы.

Целью данного этапа подготовки младших школьников к занятиям бисерным рукоделием является развитие мелкой моторики пальцев рук ребят. Это занятия с природным материалом, мозаикой, бусинами, крупой, мелкими пуговицами, шнурками.

Подобранные упражнения носят рекомендательный характер и предлагаются воспитателям и учителям начальной школы для проведения коррекционно - развивающей работы с детьми. Описание игр представлено в приложении в стихотворной форме, сопровождаются весёлыми рисунками. Разнообразные по форме и содержанию задания развивают память, воображение, пробуждают интерес к деятельности.

Ожидаемый результат:

Знают природные материалы, удерживают в руках мелкие предметы, знакомы с понятием «низание», «шнуровка». Умеют пользоваться инструментами (ножницы, карандаш). Располагают детали аппликации по образцу, а в простых случаях - самостоятельно.

Примерный перечень упражнений, рекомендуемых для развития мелкой моторной деятельности.

1 .Аппликация методом выщипывания кусочков из бумаги (« Выдиранки»).

2. Шнуровка через мелкие отверстия в трафарете(подряд, через одно, через два отверстия и т. д.)

3. Работа с мелкой мозаикой.

4. Нанизывание пуговиц, крупных бусин с чередованием заданий (по форме, по цвету, по размеру).

5. Сортировка круп по внешнему виду (рис + горох, горох + фасоль, гречка + рис и др.).

6. Аппликация из природного материала (выкладывание букв или фигурок из семечек, косточек, семян).

7. Сортировка бисера, бусин, пуговиц по цвету и размеру.

8. Игры с пластилином.

9. Игры с шариками или орехами.

10. Развязывание узлов (из верёвки, шнурка).

Начальный курс обучения факультатива «Бисеромания» 4 • 8 классы.

Учащиеся знакомятся с историей зарождения бисерного рукоделия, материалами и инструментами, организацией рабочего места рукодельницы, понятием о цветовой гармонии в подборе материала для будущей работы.

На данном этапе обучения дети учатся элементарному низанию на одну нить в технике «плотного низания»,низанию в технике «мозаика»,низанию одно - и многорядных цепочек в технике «цепочки в полромба», цепочки «цветок в семь лепестков».

Ребята обучаются плетению несложных по форме цветочных композиций в технике плотного плетения «мозаика»,
изготавливают анималистические украшения из бисера.

Ожидаемый результат: умеют выполнять под руководством учителя различные виды низания бисера на основе лески и проволоки, знают безопасные приёмы работы колющим и режущим инструментом, ориентируются в подборе цветового решения будущей работы, знают назначение украшений из бисера.

Основной курс обучения факультатива «Бисеромания» 9-11 класс.

Учащиеся продолжают обучение работе с различными видами бисера. На данном этапе обучения учащиеся старших классов овладевают техникой низания дугами на проволочной основе, изготавливают цветочные композиции, гармонично и выразительно повторяющие природные формы растений, учатся изготавливать сувениры в технике сплетения по кругу: пасхальные яйца, вазочки, корзиночки с цветами, салфетки и др. Завершающим этапом обучения бисерному рукоделию является изготовление картин, вышитых бисером в гобеленовой технике.

Ожидаемый результат, продолжение освоения многообразия техник бисерного рукоделия, максимальное творческое самовыражение учащихся.

Методические рекомендации.

Занятия бисерным рукоделием в школе - интернате VIII вида для детей с недостатками интеллектуального развития являются одним из видов обучения воспитанников, приходят во вторую половину дня и включаются в единое расписание факультативных и кружковых занятий учреждения. Обязательность занятий в 4 -11 классах необходимо для того, чтобы дать возможность ученику ознакомиться с одним из привлекательнейших видов прикладного искусства, получить определённые знания, умения, навыки при работе с бисером. В дальнейшем ученики имеют возможность заниматься бисерным рукоделием в системе кружковой работы, самостоятельно в свободное время.

Определяя содержание деятельности на занятиях «Бисеромания», необходимо учитывать индивидуальные возможности у. о. школьников, особенности их психофизического развития и возрастные интересы. Учитель может разработать задания разной степени сложности, что позволит осуществить разноуровневый подход в обучении воспитанников коррекционной школы - интерната. Индивидуальная работа с отдельными учащимися на занятиях должна быть в центре внимания преподавателя. На факультативных занятиях «Бисеромания» учитель не связан лимитом времени, как это бывает на уроке, и имеет возможность уделять больше внимания детям, нуждающимся в дифференцированном подходе, с серьёзным психофизическими нарушениями.

Примерный план проведения занятий факультативного курса «Бисеромания».

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия. Беседа по теме (выявление знаний учащихся по теме, сообщение исторических сведений по теме и др.)

3. Анализ образца изделия (изучение его фото).

4. Составление плана предстоящей работы над изделием.

5. Подбор необходимых материалов и инструментов.

6. Повторение правил техники безопасной работы с материалами и инструментами.

7. Практическая работа (с помощью учителя, затем самостоятельно)

8. Анализ выполненной работы.

9. Уборка рабочего места.





Текстовая карта по анализу образца.

1. Название изделия, его назначение.

2. Материал, из которого выполнено изделие.

3. Форма изделия, техника его изготовления (плетение, низание, вышивка.)

4. Цветовое решение.

5. Детали изделия.

6. Отделка.





















Примерное тематическое планирование

занятий факультативного курса «Бисеромания»

Начальный курс обучения 4-8 классы

1 час в неделю

34 часа в год





Тема



Часы

I

Азбука работы с бисером. Материалы и инструменты.


II

Простейшие приемы работы .Низание бисера.


III

Цветы из бисера. Способы плетения.


IV

Изготовление анималистических изделий из бисера


V

Участие в школьных выставках детского творчества


VI

Посещение выставок, музеев






Примерное тематическое планирование

занятий факультативного курса «Бисеромания»

9-11 классы

1 час в неделю

34 часа в год






Тема



Часы

I

Изготовление цветов в технике низания дугами


II

Изготовление изделий в технике сплетения по кругу


III

Вышивание бисером


IV

Участие в школьных выставках детского творчества


V

Посещение выставок, музеев




Используемая литература.

1 Боронкова В, В. «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе». Москва «Школа - Пресс» 1994 г.

2. Щербакова А. М. «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида». Москва. «Издательство НЦ - ЭНАС» 2002 г.

3. Белая А. Е. Мирасова В. И. «Пальчиковые игры» Москва «АСТ» 2000 г.

4. Ляукина М. «Бисер. Основы художественного ремесла». Москва «АСТ - Пресс» 1999 г.

5. Успенская М. «Бисер. Шаг за шагом». Харьков «Книжный клуб семейного досуга» 2005 г.

6. Андрющенко И. В., Коваленко Т. А. «Техника плетения бисером», «Секреты мастера». Москва «АСТ» 2006 г.

7. Бондарева Н. И. «Цвета из бисера». Ростов - на - Дону «Феникс» 2004 г.

8. Зайцева Н. «Современные украшения из бисера». Москва. «Олма - пресс образование». 2004 г.

9. Котова И. Н., Котова А. С. «Волшебная игла», «Возрождение «славянки», «Секреты мастерства», «Гармония цветов», «Жгуты и шнуры», «Очарование цепочки». Санкт - Петербург «Издательский дом М и М» 1998 г.

10. Батурина Ю.В. и соавторы «Бисер и вышивка». Москва. «Рипол Классик». 2000 г.

11. Периодические издания: «Бижу. Я создаю украшения». 2006 г.

«Вышивка для души». 2007 г.

«Бисер. Чудесные мгновения». 2007 г.





© 2010-2022