Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова В работе проведено краткое описание проекта «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах», направленного на формирование основ национального самосознания и любви к малой Родине при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей. ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа №2 им. В.Маскина

ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский

Самарской области







Проект

«Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»







Автор работы: Ломоносова Алина

ученица 8 «в» класса

Руководитель: Саклакова

Татьяна Ромуальдовна,

учитель технологии






Клявлино, 2014г

Аннотация. «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова

В работе проведено краткое описание проекта «мини-музей куклы в национальных костюмах», направленного на формирование основ национального самосознания и любви к малой Родине при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей.

Ключевые слова: проект, воспитание, мини-музей, национальные костюмы.

Наш Клявлинский район - многонациональный, в котором русские составляют доминирующее большинство населения. Однако здесь проживают и представители различных национальных меньшинств. В 2002 г. это были представители почти 20 национальностей, из которых четыре - мордва, чуваши, татары и грузины - являются наиболее многочисленными. Не исключение составляет и наш 8-в класс.

В прошлом учебном году вместе с классным руководителем решили, что создадим в нашем классе мини-музей «Куклы в национальных костюмах», который поможет учащимся более глубоко познакомиться с национальным костюмом того или иного народа, который поможет воспитать в детях дружелюбие между разными нациями.

Музей, как всем известно, это неотъемлемая часть культурного наследия. Он охватывает практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п. В любом крупном городе есть музеи разной направленности. В последнее время музеи стали создавать и в школах. Так, и мы не стали исключением и в октябре создали свой мини -музей «Куклы в национальных костюмах».

Именно многонациональность нашего класса и создание мини-музея послужило толчком для создания проекта «Мини-музей «Куклы в национальных костюмах»»

Цель проекта: создать экспериментальный мини-музей в классе; создать условия для нравственно-патриотического воспитания, освоения культуры малой Родины.

Задачи проекта:

- изготовит национальную одежду для кукол;

- познакомить учащихся с национальными костюмами разных народов;

- формировать основы национального самосознания и любви к малой Родине при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;

- способствовать познавательному развитию, развивать творческие способности, воображение;

- способствовать воспитанию у школьников основ музейной культуры; открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

Актуальность - данный проект позволяет познакомить учащихся с музеем национальных костюмов народов Клявлинского района; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды деятельности, опираясь на полученные знания и умения.

Создание музея в стенах школы - дело увлекательное и интересное,

доступное каждому. Мы следуем совету В. Г. Белинского: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Костюм - явление культуры, тесно связанное с её духовными,

эстетическими, социальными особенностями. Исторический костюм связан с религиозными представлениями, обрядовой традицией. С давних времён одежда служила не только защитой от непогоды, но и украшением, средством достижение этического идеала.

Всю одежду испокон веков простые люди делали сами, не думая совершенно о том, что когда-то потомки будут смотреть на нее как на произведение искусства.

Не умирает народный костюм. Чем дольше смотришь на него, тем больше находишь ценного, костюм раскрывает тайну цвета, формы, орнамента, связывает нас с прошлым, которое не пристало забывать никому. В нем душа народа.

Особое внимание уделялось украшениям. Их истинное назначение - оберегать, отгонять нечистую силу. Серьги в ушах, браслеты, кольца, ожерелья - отголосок древней обереговой традиции.

Одежда украшалась вышивкой или тканым узором, использовались бисер и стеклярус, мелкие монеты, золотые и серебряные нити, жемчуг, фольга, кружево и шитье.

Русские. Главным элементом русского народного костюма является сарафан в сочетании с рубахой, головным убором - кокошником ( рис16,17).

Чуваши. При изготовлении рубах и других деталей костюма самарские чуваши использовали белый холст - пир, крашенину, шелковые нитки, тесьму, позумент, бисер. Обязательной деталью костюма был передник. Головной убор - хушпу имеет шлемообразную форму и сочетает в декоре серебряные монеты различного достоинства и кораллы, пришитые рядами (рис. 5, 6).

Мордва. Основу женского костюма Клявлинских эрзянок составляет рубаха панар, передник покрышка, украшенный бронзовыми пронизками, набедренник - пулакш. Последний представлял собой прямоугольное полотнище грубого холста, вышитое шерстью, обшитое кумачом, разноцветным бисером, металлическими бляшками и кистями из бисера. Края его обшивались бахромой из шерсти или шелка. Обязательной частью женского костюма был пояс - паро каркс. Старинным головным убором является чепец - сорока с высоким очельем на твердой основе. Его налобник, плотно вышитый красно-коричневыми и черными нитями, декорировался позументом, рядами блесток, цепочек (рис.9,10).

Татары. К нижней одежде относилась туникообразная рубаха - кулмэк их темно-красной или синей ткани. Эта рубаха носилась со специальными украшениями- изу. Верхняя одежда татарок -камзол на подкладе, сшитый из бархата, парчи, шелка, с короткими до локтя рукавами или без них. Головной убор - чэчкап - шапочка и накосник в форме чехла (рис.7, 8).

Украинцы. Рубаха с вышитым воротом, вокруг себя обертывают клетчатую каразею. На голове носят пестрые повязки, у которой позади вышитые лопасти (рис.1,2).

Казахи. Женский костюм состоял из платья- койлек. Рукава и подол украшались воланами. Поверх платья надевалибезрукавку из более плотной ткани, украшенную вышивкой или бисером. Традиционной частью костюма являлся пояс из кожи или ткани. Летом носили легкие шапки с меховой опушкой (рис.11, 12).

Грузины. Женский костюм состоял из рубахи и шелкового платья, надеваемого поверх, расшитого бисером. Оно подпоясывалось полосой ткани того же цвета. Головной убор представлял собой ободок, обтянутый шелком, к которому прикреплялась повязка (рис.3, 4).

Беларусы. В одежде преобладал белый цвет. Женская одежда состояла из рубахи, передника, юбки. Волосы убирали под платок (рис.14, 15).

Марийцы. Рубаха («тувыр», «тучир») служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье. Покрой рубахи был прямой, тупикообразный. Одно перегнутое поперек полотнище составляло перед и спинку рубахи. Рукав был прямой без обшлага. Рубаха достигала щиколоток. Осенью женщины одевали кафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов. Его обшивали кумачом, а иногда украшали маленькими ниточками из бисера и монет. Из украшений можно отличить только некоторые наиболее распространенные. Для их изготовления использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны, бусы и пуговицы. Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны»), шнуры из бисера («ширан крестыл») с подвешенными на них крестиками, а также полоски холста с нашитыми на них монетами (рис.13).

ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ



  • Нитки шелковые.

  • Нитки хлопчатобумажные.

  • Мел портновский.

  • Калька.

  • Карандаш простой.

  • Картон.

  • Линейки.

  • Швейная машина.

  • Ножницы.

  • Булавки.

  • Набор швейных игл.

  • Утюг.

  • Бисер, монеты.

  • Бижутерия, подвески.

  • Тесьма.

  • Кружева.

  • Кусочки меха.

  • Шелковые ленточки.

  • Ткани.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


  1. Изготавливаем выкройки

  2. Выкраиваем детали

  3. Стачиваем детали

  4. Проводим влажно-тепловую обработку

  5. Оформляем национальные костюмы

  6. Одеваем кукол в национальные костюмы

ЛИТЕРАТУРА

  1. Народная культура и традиции. Автор - сост. В. Н. Косарева -Волгоград: Учитель, 2012г.

  2. Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. Самара, 2003.



Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»

Рис.1

Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»

Рис. 2

Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»

Рис. 3

Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»Рис. 4Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»Рис.5Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»Рис.6Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»Рис.7Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»Рис. 8Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»Рис.9Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»Рис 10Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»Рис.11Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»Рис. 12Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»Рис.13Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»Рис.14Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»

Рис.15

Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»Рис.16Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»

Рис 17

Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»

© 2010-2022