- Преподавателю
- Технология
- Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»
Проект «Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Саклакова Т.Р. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа №2 им. В.Маскина
ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский
Самарской области
Проект
«Мини-музей. Куклы в национальных костюмах»
Автор работы: Ломоносова Алина
ученица 8 «в» класса
Руководитель: Саклакова
Татьяна Ромуальдовна,
учитель технологии
Клявлино, 2014г
Аннотация. «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова
В работе проведено краткое описание проекта «мини-музей куклы в национальных костюмах», направленного на формирование основ национального самосознания и любви к малой Родине при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей.
Ключевые слова: проект, воспитание, мини-музей, национальные костюмы.
Наш Клявлинский район - многонациональный, в котором русские составляют доминирующее большинство населения. Однако здесь проживают и представители различных национальных меньшинств. В 2002 г. это были представители почти 20 национальностей, из которых четыре - мордва, чуваши, татары и грузины - являются наиболее многочисленными. Не исключение составляет и наш 8-в класс.
В прошлом учебном году вместе с классным руководителем решили, что создадим в нашем классе мини-музей «Куклы в национальных костюмах», который поможет учащимся более глубоко познакомиться с национальным костюмом того или иного народа, который поможет воспитать в детях дружелюбие между разными нациями.
Музей, как всем известно, это неотъемлемая часть культурного наследия. Он охватывает практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п. В любом крупном городе есть музеи разной направленности. В последнее время музеи стали создавать и в школах. Так, и мы не стали исключением и в октябре создали свой мини -музей «Куклы в национальных костюмах».
Именно многонациональность нашего класса и создание мини-музея послужило толчком для создания проекта «Мини-музей «Куклы в национальных костюмах»»
Цель проекта: создать экспериментальный мини-музей в классе; создать условия для нравственно-патриотического воспитания, освоения культуры малой Родины.
Задачи проекта:
- изготовит национальную одежду для кукол;
- познакомить учащихся с национальными костюмами разных народов;
- формировать основы национального самосознания и любви к малой Родине при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;
- способствовать познавательному развитию, развивать творческие способности, воображение;
- способствовать воспитанию у школьников основ музейной культуры; открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
Актуальность - данный проект позволяет познакомить учащихся с музеем национальных костюмов народов Клявлинского района; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды деятельности, опираясь на полученные знания и умения.
Создание музея в стенах школы - дело увлекательное и интересное,
доступное каждому. Мы следуем совету В. Г. Белинского: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Костюм - явление культуры, тесно связанное с её духовными,
эстетическими, социальными особенностями. Исторический костюм связан с религиозными представлениями, обрядовой традицией. С давних времён одежда служила не только защитой от непогоды, но и украшением, средством достижение этического идеала.
Всю одежду испокон веков простые люди делали сами, не думая совершенно о том, что когда-то потомки будут смотреть на нее как на произведение искусства.
Не умирает народный костюм. Чем дольше смотришь на него, тем больше находишь ценного, костюм раскрывает тайну цвета, формы, орнамента, связывает нас с прошлым, которое не пристало забывать никому. В нем душа народа.
Особое внимание уделялось украшениям. Их истинное назначение - оберегать, отгонять нечистую силу. Серьги в ушах, браслеты, кольца, ожерелья - отголосок древней обереговой традиции.
Одежда украшалась вышивкой или тканым узором, использовались бисер и стеклярус, мелкие монеты, золотые и серебряные нити, жемчуг, фольга, кружево и шитье.
Русские. Главным элементом русского народного костюма является сарафан в сочетании с рубахой, головным убором - кокошником ( рис16,17).
Чуваши. При изготовлении рубах и других деталей костюма самарские чуваши использовали белый холст - пир, крашенину, шелковые нитки, тесьму, позумент, бисер. Обязательной деталью костюма был передник. Головной убор - хушпу имеет шлемообразную форму и сочетает в декоре серебряные монеты различного достоинства и кораллы, пришитые рядами (рис. 5, 6).
Мордва. Основу женского костюма Клявлинских эрзянок составляет рубаха панар, передник покрышка, украшенный бронзовыми пронизками, набедренник - пулакш. Последний представлял собой прямоугольное полотнище грубого холста, вышитое шерстью, обшитое кумачом, разноцветным бисером, металлическими бляшками и кистями из бисера. Края его обшивались бахромой из шерсти или шелка. Обязательной частью женского костюма был пояс - паро каркс. Старинным головным убором является чепец - сорока с высоким очельем на твердой основе. Его налобник, плотно вышитый красно-коричневыми и черными нитями, декорировался позументом, рядами блесток, цепочек (рис.9,10).
Татары. К нижней одежде относилась туникообразная рубаха - кулмэк их темно-красной или синей ткани. Эта рубаха носилась со специальными украшениями- изу. Верхняя одежда татарок -камзол на подкладе, сшитый из бархата, парчи, шелка, с короткими до локтя рукавами или без них. Головной убор - чэчкап - шапочка и накосник в форме чехла (рис.7, 8).
Украинцы. Рубаха с вышитым воротом, вокруг себя обертывают клетчатую каразею. На голове носят пестрые повязки, у которой позади вышитые лопасти (рис.1,2).
Казахи. Женский костюм состоял из платья- койлек. Рукава и подол украшались воланами. Поверх платья надевалибезрукавку из более плотной ткани, украшенную вышивкой или бисером. Традиционной частью костюма являлся пояс из кожи или ткани. Летом носили легкие шапки с меховой опушкой (рис.11, 12).
Грузины. Женский костюм состоял из рубахи и шелкового платья, надеваемого поверх, расшитого бисером. Оно подпоясывалось полосой ткани того же цвета. Головной убор представлял собой ободок, обтянутый шелком, к которому прикреплялась повязка (рис.3, 4).
Беларусы. В одежде преобладал белый цвет. Женская одежда состояла из рубахи, передника, юбки. Волосы убирали под платок (рис.14, 15).
Марийцы. Рубаха («тувыр», «тучир») служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье. Покрой рубахи был прямой, тупикообразный. Одно перегнутое поперек полотнище составляло перед и спинку рубахи. Рукав был прямой без обшлага. Рубаха достигала щиколоток. Осенью женщины одевали кафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов. Его обшивали кумачом, а иногда украшали маленькими ниточками из бисера и монет. Из украшений можно отличить только некоторые наиболее распространенные. Для их изготовления использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны, бусы и пуговицы. Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны»), шнуры из бисера («ширан крестыл») с подвешенными на них крестиками, а также полоски холста с нашитыми на них монетами (рис.13).
ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ
-
Нитки шелковые.
-
Нитки хлопчатобумажные.
-
Мел портновский.
-
Калька.
-
Карандаш простой.
-
Картон.
-
Линейки.
-
Швейная машина.
-
Ножницы.
-
Булавки.
-
Набор швейных игл.
-
Утюг.
-
Бисер, монеты.
-
Бижутерия, подвески.
-
Тесьма.
-
Кружева.
-
Кусочки меха.
-
Шелковые ленточки.
-
Ткани.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
-
Изготавливаем выкройки
-
Выкраиваем детали
-
Стачиваем детали
-
Проводим влажно-тепловую обработку
-
Оформляем национальные костюмы
-
Одеваем кукол в национальные костюмы
ЛИТЕРАТУРА
-
Народная культура и традиции. Автор - сост. В. Н. Косарева -Волгоград: Учитель, 2012г.
-
Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. Самара, 2003.
Рис.1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4Рис.5Рис.6Рис.7Рис. 8Рис.9Рис 10Рис.11Рис. 12Рис.13Рис.14
Рис.15
Рис.16
Рис 17