Выступление на педагогическом совете

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие социализации детей с ОВЗ.

Развитию социальных навыков способствует взаимодействие многих составляющих: это условия жизни, наличие рядом близких людей, благоприятные отношения окружающих, приспособленность среды обитания к полноценной жизнедеятельности ребенка, наличие социальных объектов в местах проживания.

Для многих наших учащихся первичная социализация начинается в условиях школы, поскольку дошкольные учреждения дети не посещали. Именно в школе закладываются многие важные качества, необходимые для последующей самостоятельной жизни. В нашей школе развитие социальных навыков детей с ОВЗ решается путем определенного построения учебно-воспитательного процесса, в котором выделяется два основных направления:

1. социально-бытовая адаптация, направленная на овладение бытовых навыков;

2. социально-психологическая адаптация, которая предполагает включение в межличностные отношения;

Проблемы первого направления решаются путем включения в индивидуальный учебный план конкретного ученика, специального учебного предмета: это урок социально-бытовой ориентировки, на котором формируются у детей бытовые, трудовые умения: умения в области организации питания, ухода за телом, жилищем, одеждой, обувью, комнатными растениями и т.д.; формируются экономико-бытовые навыки, умение планировать бюджет семьи; ориентироваться в услугах различных предприятий и учреждений; формируются навыки культурного поведения, умения общаться с окружающими. Уроки социально-бытовой ориентировки очень важны, они носят практический характер. Здесь важно не то, что ребенок знает, а то, что он умеет делать.

Следующий момент развития социальных навыков - это трудовое обучение. Трудовое обучение направлено на всестороннее развитие и приобретение начальных трудовых умений. Дети работают с бумагой, картоном, пластилином, природным материалом, тканью, бисером. Усвоенные детьми организационные умения и навыки впоследствии закрепляются, как полезные привычки и облегчают переход к самостоятельной работе. На уроках труда дети учатся логически мыслить, отвечать на поставленные вопросы, тем самым развивается речь каждого ученика.

Второе направление работы по формированию социальных навыков включает мероприятия, направленные на организацию социальной среды развития, общения и личностного становления. Если рассматривать жизнь внутри школы как «малый социум», то внешнее окружение можно определить как «большой социум».

В «малом социуме» самыми яркими, самыми запоминающимися стали школьные праздники. Самые любимые из них - это «День Знаний», «День учителя», « День матери», «Новый Год» и так далее.

Дети с ОВЗ активные участники общешкольных мероприятий. Общешкольные мероприятия это праздник, событие впечатляющее и волнующее. Они ждут праздника, с большим желанием готовятся к нему. Учат стихи, песни. Общешкольные мероприятия в нашей школе всегда проходят на высшем уровне. Организованность, дисциплина, соблюдение единых требований для всех участников праздника. На общешкольных мероприятиях ребята приобретают социальные знания, умения, навыки.

Выходу в «большой социум» способствуют экскурсии: в библиотеку, в пожарную часть, на почту, парк.

На этих мероприятиях дети более открыты, доброжелательны, оказывают взаимопомощь, налаживаются контакты между детьми и взрослыми.

Учащиеся также имеют возможность общаться с представителями различных организаций и учреждений, входящих в большой социум. Частыми гостями в школе бывают сотрудники ДПС, сотрудники МЧС, представители ПДН, школьный врач.

Все это способствует развитию коммуникативных навыков детей, позволяет расширить кругозор и круг общения учеников. Изучение особенностей социальной адаптации и интеграции наших учеников с ОВЗ в «большую жизнь» дает возможность прогнозировать содержание учебно-воспитательного процесса. А еще мы стремимся организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы наши дети за время обучения получили опыт полноценной жизни - жизни человека, способного занять достойное место в обществе.

Социальный педагог Квашак Анна Анатольевна январь 2016г.



© 2010-2022