Программа сопровождаемого проживания воспитанников школы-интернат

Раздел Социальному педагогу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа сопровождаемого проживания воспитанников школы -интернат в адаптационной квартире.

I.Пояснительная записка

Анализ успешности социализации детей-сирот с особенными образовательными потребностями выпускающихся из школы-интерната, показал, что не все могут успешно адаптироваться к самостоятельной жизни. Выпускники школы-интерната испытывают большие трудности с учебой в профессиональных учебных заведениях, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, защитой своих юридических прав, умением налаживать отношения со сверстниками в новых коллективах. Состояние воспитанников школы-интерната, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Объясняется это тем, что в учреждении о ребенке заботились, его обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения он сам должен обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускнику школы - интерната фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство.

В итоге перед ребенком-сиротой стоят две насущные задачи:

  1. перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;

  2. выстроить границы своего нового жизненного пространства.

Для успешной социальной адаптации выпускников, для их полноценного включения в общество необходимо создать соответствующие условия. На наш взгляд модель адаптационной квартиры в школе-интернате, в которой воспитанники смогут жить самостоятельно, даст условия для отработки социально - бытовых навыков. В предлагаемой программе отведена большая роль наставникам детей, которые будут их сопровождать на всем этапе самостоятельного проживания, и окажут возможную помощь в обустройстве быта, планировании бюджета, распорядке дня, самообслуживании. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателей 9 классов при составление индивидуальных планов проживания в адаптационной квартире, которые будут реализованы силами специалистов учреждения. Успешная реализация программы возможна благодаря комплексному и системному подходу.

Программа реализуется по трем направлениям:

-бытовая деятельность;

-социально-коммуникативная деятельность;

-досуговая деятельность;

Все сказанное выше, позволяет сделать вывод о том, что усилия педагогов и воспитателей школы - интерната должны быть направлены на:

  1. учет и предоставление воспитанникам в содержании деятельности и взаимоотношениях четких и ясных путей перевода намерений и желаний в план конкретных действий;

  2. повышение самооценки, как за счет ситуаций успеха, так и с помощью «позитивных социальных ярлычков»;

  3. моделирование реальных социальных ситуаций, реализация которых может осуществляться во время проживания в адаптационной квартире;

4 . моделирование ситуаций выбора, личной ответственности;

II. Цели и задачи программы.

Цель программы:

Подготовка обучающихся 9-х классов к самостоятельной жизни в условиях проживания в адаптационной квартире.

Задачи программы:

  • научить детей умению самостоятельно планировать режим дня; бюджет; вести домашнее хозяйство; сформировать модель самостоятельного проживания;

  • закрепить на практике имеющиеся у воспитанников бытовые и социальные навыки, формировать у них активную, деятельную и ответственную позицию по отношению к собственной жизни;

  • формировать навыки постановки целей, выбора средств для их достижения, планирования, оценки результатов;

  • оказать помощь в профессиональном самоопределении, формировать устойчивый интерес к труду, представление о необходимости труда в жизни человека;

  • воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение; элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;

III.Формы и методы реализации программных задач.

Основными формами и методами реализации программы являются: практические работы, социально-ролевые ситуации, наглядные средства и демонстрационные материалы, беседы-рассуждения, экскурсии, наблюдение.

Средством формирования у воспитанников школы-интерната способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельности детей как в группах в самом учреждении, так и за его пределами. Основу такой деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, учиться легко и быстро ориентироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействия внешней среды, осваивать разные социальные роли. При этом важно учитывать, что в реальной жизни ситуации выбора нередко возникают стихийно.

С педагогической точки зрения важно иметь показатели успешности реализации названных выше условий, ими могут являться:

1. сформированность у воспитанников способности к самостоятельному принятию решений;

2. овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения; развитость чувства ответственности за свои действия.

IV. Содержание программы.

Направления деятельности

Вид деятельности

Формулируемые знания умения и навыки

1

Бытовая деятельность



























Личная гигиена

Уход за одеждой



Уход за обувью

Питание

Уход за жилищем

Использование электро- бытовых приборов

Использование бытовой химии

Уход за комнатными цветами

Медицинская помощь

- совершать утренний и вечерний туалет, ухаживать за кожей, волосами ,

- подбирать одежду и обувь по индивидуальным особенностям, по сезону, выполнять мелкий ремонт одежды, стирать, сушить, гладить изделия,

- ухаживать за обувью, пользоваться чистящими средствами;

-прочитать рецепт блюда, подобрать продукты, приготовить блюдо, сервировать стол

- соблюдать гигиенические требования к жилищу, производить уборку квартиры;

-соблюдать общие правила электробезопасности при эксплуатации бытовых приборов

-подбирать и использовать средства бытовой химии по назначению;

-садить комнатные расстения, поливать, соблюдать режим полива, удобрять, мыть;

- обрабатывать раны, накладывать повязки, ухаживать за больным, оказывать первую помощь



2

Социально-коммуникативная деятельность

Культура общения





Использование общественного транспорта







Посещение торговых предприятий



Использование средств связи (почта, телеграф, телефон, компьютер)

Экономика домашнего хозяйства



Объекты экстренной помощи





Медицинская помощь





-владеть навыками бесконфликтного и эфективного общения, уметь соблюдать правила и выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами, иметь базовые навыки общения;

-соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правило посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улице), определять пункт назначения, рассчитывать стоимость проезда, сумму денег необходимую им на проезд в течение недели, месяца

-соблюдать правила поведения в общественных местах, порядок приобретения товара (с помощью продавца и самообслуживание), определять сроки годности продуктов питания, проверять чек и сдачу;

- знать их назначение, пользоваться их услугами (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма)

-соблюдать правила экономии, знать основные статьи расходов в семье: размер квартплаты,тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.,снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии газа, воды и заполнять квитанции;

-владеть навыками грамотного обращения в случае необходимой помощи: (в отделы полиции, скорой медицинской помощи, пожарную службу)

-соблюдать личную гигиену, предупреждающие инфекционные заболевания), меры по предупреждению несчастных случаев в быту, уметь оказывать первую помощь при несчастном случае (ожог, порезы,отравление, обморожение),

3

Досуговая деятельность

Занятия по интересам

Заполнение Дневника проживания в адаптационной квартире

Благоустройство квартиры



-уметь распределять свое свободное время рационально и с соблюдением режима (чтение художественной литературы, просмотр телевизора, настольные игры, вязание, вышивка)

-уметь планировать свой день, анализировать прожитый день, уметь описывать свои впечатления, эмоциональное состояние, подводить итоги

-уметь создать уют в квартире (декор интерьера, уход за цветами, изготовление поделок и мелкой кухонной утвари).




© 2010-2022