- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Алгоритм работы с семьями группы риска
Алгоритм работы с семьями группы риска
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Потапова А.П. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Алгоритм работы с семьями «группы риска».
Обилие классификаций семей заставили нас определиться, какие семьи мы включаем в «группу риска».
I группа: это семьи, которые рискуют не справиться с задачей воспитания и делают это в данный момент с большим напряжением сил.
II группа: семьи, уже находящиеся в «зоне риска» (неблагополучные, асоциальные и т.д.), которые не справляются с возложенными на них функциями.
И если первым, иногда достаточно предложить своевременную помощь, то вторым, необходима длительная психолого-педагогическая поддержка, часто требующая межведомственного взаимодействия, и, к сожалению, не всегда приводящая к успеху.
I. Выявление семей «группы риска»
Каждый классный руководитель знает такие семьи в своем классе. Каждый год в сентябре составляется социальный паспорт класса, из которого видно количество каждой категории семей.
II. Первичное консультирование, на котором происходит знакомство с членами семьи, составляется паспорт семьи (карата), определяется объект, которому нужна помощь, анализируются ресурсные возможности семьи.
Так как в проблему входят три категории: родители, дети, семья в целом, то и методики подбирались к каждой категории.
Дети:
-
неоконченные предложения, рисунок «Моя семья»;
-
методика Рене Жиля «Подростки о родителях»;
-
анкета «Я и моя семья».
Родители:
-
тест «Какой вы воспитатель»;
-
опросник «Ваш стиль воспитания»;
-
тест «Понимаете ли Вы и Ваш ребенок друг друга»;
-
тест «Роль родителей в воспитании ребенка»;
-
опросник интерперсонального диагноза (Г. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучек);
-
опросник родительского отношения, разработанные А.Я. Варгой и В.В. Столиным);
-
самодиагностика родительского отношения к детям;
-
опросник выявления степени заботы родителей по отношению к своему ребенку.
Семья в целом:
-
самодиагностика типового семейного состояния
-
опросник взаимодействия родителя и ребенка
III. Психолого-педагогическая коррекция
Проясняются ожидания семьи, вырабатываются цели, задачи, отбираются формы и методы психолого-педагогической поддержки.
В нашей школе используются следующие формы и методы работы с родителями:
-
Открытые занятия и внеклассные мероприятия
-
Индивидуальные тематические консультации
-
Посещение семьи
-
Родительское собрание
Психологическое обеспечение поддержки включает в себя:
-
психолого-педагогическое просвещение родителей повышения психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений;
-
сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей.
Это решается через:
-
индивидуальное или групповое консультирование;
-
групповые психологические занятия с элементами тренинга, где решаются задачи и информативного плана и обучающего;
-
вовлечение родителей и детей в совместную деятельность.
Критерии эффективности работы с семьями «группы риска».
-
сформированность положительного отношения к школе ребенка и родителей;
-
доверие к педагогическому коллективу (обращения за психолого-педагогической помощью, посещение родительских собраний);
-
участие родителей во внеклассных воспитательных мероприятиях;
-
понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка;
-
выполнение функций семьи в отношении ребенка (воспитательная, эмоциональная, безопасности, коммуникативная, гедонистическая, социально-статусная, хозяйственно-бытовая, сфера первичного социального контроля, духовного общения);
-
отсутствие правонарушений со стороны ребенка (законопослушное поведение);
-
успешность ребенка в учебе (отсутствие второгодничества).
Педагогические рекомендации:
-
Установить контакт с ребенком.
-
Моделировать ситуации, в которых ребенок будет чувствовать свою важность.
-
Давать ребенку посильные поручения, за которые он будет нести ответственность.
-
Вовлекать ребенка во внеклассные мероприятия, занятия в кружках
-
Посещение семьи на дому
-
Попытаться наладить диалог хотя бы с одним из родителей.
-
Привлекать родителей к внеклассным мероприятиям
-
Совместная работа со школьным психологом