Конспект выступления Система профориентационной работы в школе-интернате

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система профориентационной работы

в школе - интернате

социальный педагог Быкова Н.В.

Свое выступление мне хотелось бы начать со слов Алексея Николаевича Граборова: «…Труд во вспомогательной школе можно рассматривать как средство подготовки учащихся к жизни, как средство профессионального образования учащихся.»

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требуют усилий многих специалистов.

Система профориентационной работы в школе-интернате - это широкий спектр деятельности многих специалистов:

Классные руководители проводят классные часы по профориентации.

Воспитатели - воспитательские занятия.

Педагог-психолог помогает ребенку сделать правильный выбор будущей профессии.

Социальный педагог помогает трудоустроиться как самостоятельно, так и с помощью Центра занятости населения.

Привлечение социума способствует формированию трудовых навыков и умений, развитию творческих способностей детей.

Трудовое обучение в нашей школе-интернате представлено следующими профилями:

- цветоводство

-сельскохозяйственный труд

- ручной труд

-столярное дело

-швейное дело

-слесарное дело

Итак, выпускник может выбрать для себя 3 пути дальнейшего жизненного маршрута:

  1. Продолжить образование

  2. Трудоустроиться

  3. Остаться неорганизованным

Как показывает практика, большинство ребят продолжают обучение.

Вот список учебных заведений профессионального образования двери, которых открыты для наших выпускников:

  • ГБОУ СПО «Ветлужский лесоагротехнический техникум»

  • ГБОУ СПО «Спасский агропромышленный техникум»

  • ГБОУ СПО «Семёновский индустриально - художественный техникум»

Рабочие профессии, которые могут освоить дети с интеллектуальной недостаточностью, это:



  • Штукатур - маляр

  • Овощевод

  • Плотник

  • Столяр

  • Швея

  • Дворник

  • Подсобный рабочий

  • Уборщик служебных помещений

  • Грузчик

Но, к сожалению, зачастую, наши выпускники имеют затруднения при трудоустройстве, здесь и:

- психологическая неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

- отсутствие ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищенности;

- неадекватная самооценка и недостаточно сформированная способность оценки возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению трудностей и др.

Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Поэтому, работа специалистов должна быть направлена на выполнение основных задач профориентации:

  1. Изучение динамической структуры личности обучающегося с целью осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.

  2. Подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.

  3. Содействие формированию уверенного поведения старшеклассников.

  4. Всестороннее изучение профессионально-трудовых возможностей обучающихся и оказание содействия в их развитии.

  5. Формирование трудовых навыков и умений, развитие творческих способностей детей.

  6. Решение некоторых личностных проблем обучающихся, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

Процесс реализации профориентационной работы в школе-интернате включает в себя:

- профессиональное просвещение лиц с интеллектуальным недоразвитием (через расширение общего кругозора обучающегося, знакомство с конкретными специальностями);

-изучение и классификация профессий (знакомство с элементарными, практически используемыми классификациями профессий);

- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников с ограниченными возможностями здоровья;

- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному обучающемуся в выборе профессий (работа педагога-психолога и соц.педагога);

- профессиональные пробы заключаются в выполнении обучающимися конкретного вида деятельности, связанного с какой-либо профессией (прохождение производственной практики на базе швейной фабрики АО «Меридиан», трудоустройство через Центр занятости населения).

Немаловажную роль играют мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию обучающихся:



  • Уроки по трудовому обучению

  • Различные конкурсы профессионального мастерства, наши девочки под руководством своего педагога Юхлиной Веры Анатольевны ежегодно принимают участие в районном фестивале «Лысковская модница»

  • Творческие конкурсы

Предлагаемая система работы позволяет:

- создать систему профориентационной работы в школе-интернате;

- активизировать познавательную деятельность обучающихся в поисках «своей» профессии;

- всесторонне изучить индивидуально-психологические особенности и возможности обучающихся, оказать помощь обучающимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

- сформировать профессиональную направленность личности и общественно значимые мотивы выбора профессии;

- скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии.



© 2010-2022