Доклад на тему «Воспитание детей и общие условия семейного воспитания»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)

Факультет Физико-математический









«Воспитание детей и общие условия семейного воспитания» по произведению Макаренко А. С.









Луценко Е. С.





МОСКВА 2014



Содержание


  1. Актуальность исследования

  2. Воспитания детей внутри семьи

  3. Вопрос о цели воспитания

  4. Виды ложного авторитета

  5. Дисциплина и режим

  6. Научные и творческие достижения

  7. Известные цитаты и фразы Макаренко А.С.

  8. Список литературы












Введение

«Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое

воспитание - это наше будущее горе, это - наши слезы, это - наша вина перед другими людьми»

А.С.Макаренко

Воспитание детей является актуальной проблемой в современном мире, т.к. это самая важная область в нашей жизни. Задача и цель каждого из родителей воспитать своих детей прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями.

Прежде всего обратим внимание на следующее: воспитать ребенка

правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать.

Перевоспитание требует и больше сил и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется.

В моей исследовательской работе затронуты важные аспекты воспитательной работы в семейной среде, разработанные Антоном Семеновичем Макаренко, такие как: дисциплина и родительский авторитет.

Воспитания детей внутри семьи

Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку. Хорошо воспитать своего ребенка

легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это- дело приятное, радостное, счастливое.

А.С. Макаренко

В противовес словам А.С. Макаренко выступал немецкий педагог В. Хинте, он полагал, что воспитание лишает человека самостоятельной ценностной ориентации, оно «игнорирует его право на самоопределение». Но напротив высказался американский педагог Р. Эдвардс, анализируя педагогику А.С. Макаренко, пришел к выводу, что его «опыт и взгляды согласуются с сегодняшними педагогическими условиями... Мы должны учиться у него... молодых людей в США призывают делать деньги, завоевывать власть и т.д. И гораздо реже раздаются голоса о том, как построить человеческие отношения, жить осмысленно в своем окружении, быть ответственным».

Для наших детей предоставлены очень широкие просторы выбора. В этом выборе решающую роль играют не материальные возможности семьи, а исключительно способности и подготовка ребенка. Дети, стало быть, пользуются совершенно несравненным простором. Для родителей теперь нужно рекомендовать гораздо более тонкое, осторожное и умелое руководство.

Каждый родитель должен понимать, что в семье он - не полный

бесконтрольный хозяин, а только старший ответственный член коллектива.

Если эта мысль хорошо будет понята, то правильно пойдет и вся

воспитательная работа.

Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей неволей они воспитывают эгоиста.

Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Перед детьми в больших семьях проходят такие жизненные задачи, которые единственному ребенку недоступны: любовь к старшему брату и любовь к младшему брату - это совершнено различные чувства, уменье поделиться с братом или сестрой, привычка

посочувствовать им.

Бывают и другие случаи неполной семьи. Очень болезненно отражается на

воспитании ребенка, если родители не живут вместе, если они разошлись.

Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто

ненавидят друг друга и не скрывают этого от детей.

По мнению Макаренко необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему-либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях.

Трудно, разумеется, мужу, оставившему жену и детей, как-нибудь

продолжать их воспитание. И если он не может благотворно влиять на свою

старую семью, то уж лучше всего постараться, чтобы она совсем его

забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные

обязательства по отношению к покинутой семье он должен нести

по-прежнему.

Вопрос о цели воспитания

«Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть»

А.С.Макаренко

Каждый отец и каждая мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Воспитать человека знающего, энергичного, честного, трудолюбивого, бодрого и вежливого или наоборот человека обладающего исключительно дурными качествами, стоит учесть, что горе от выбора последнего будет не только вам, но и многим людям и всей стране. Стоит подумать хорошо над этим вопросом и сразу будут заметны сделанные ошибки и много правильных путей впереди.

«Ваше собственное поведение - самая решающая вещь»

А.С. Макаренко

Вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение.

«Никакие рецепты воспитания не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки».

А.С.Макаренко

На эти недостатки и нужно обратить первое внимание. Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. B этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. Самое незначительное прибавление лживости, искусственности,

зубоскальства, легкомыслия делает воспитательную работу обреченной на

неудачу. Это вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты,

напыщены, - будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует

моменту и сущности происходящего в вашей семье.


Многие родители так любят жаловаться на недостаток времени!

Конечно, лучше, если родители чаще бывают с детьми, очень нехорошо,

если родители никогда их не видят. Но все же необходимо сказать, что

правильное воспитание вовсе не требует, чтобы родители не спускали с

детей глаз. Такое воспитание может принести только вред. Оно развивает

пассивность характера, такие дети слишком привыкают к обществу взрослых,

и духовный рост их идет слишком быстро. Родители любят этим

похвастаться, но потом убеждаются, что допустили ошибку.

Нужно хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш

ребенок, но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он

находился не только под вашим личным влиянием, а под многими

разнообразными влияниями жизни.

Нужно выработать у него уменье разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать.

Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить.

Таким образом, от вас требуется только постоянный корректив к жизни

ребенка, но вовсе не то, что называется вождением за руку.

О родительском авторитете

Сам смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым детским глазом. Отец и мать в глазах ребенка должны иметь этот авторитет.

- что делать с ребенком, если он не слушается?

Вот это самое "не слушается" и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

- Откуда берется родительский авторитет, как он организуется?

Те родители, у которых дети "не слушаются", склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это - особый талант.

Это ошибка. Авторитет может быть организован в каждой семье.






Виды ложного авторитета

1) Авторитет подавления.

Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, каждую вину ребенка отмечает наказанием, - то это и есть авторитет подавления. Он приносит вред

не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом. Вызывает детскую ложь и человеческую трусость и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость.

2)Авторитет расстояния.

Есть такиеродители, которые серьезно убеждены в следующем: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства.

3)Авторитет чванства.

Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный.

Когда родители только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они

высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что

пораженные таким видом отца, начинают чваниться и дети. Перед товарищами

они тоже выступают повторяя: мой папа - начальник, мой папа - писатель и т.д.

4)Авторитет педантизма.

В этом случае родители больше обращают внимания на детей, но они

уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с

трепетом, что слово их - это святыня. Свои распоряжения они отдают

холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом.

Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа

ошибся, что папа человек не твердый. В каждом движении ребенка он видит нарушение порядка и законности и пристает к нему с новыми законами и распоряжениями. Жизнь

ребенка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно;


5) Авторитет резонерства.

В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Такие родители уверены, что в поучениях заключается

главная педагогическая мудрость. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными,

Но они забывают, что дети - это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Привычка мыслить должна приходить к нему постепенно, а постоянные разглагольствования родителей проходят почти бесследно в их сознании.

6) Авторитет любви.

Это самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь.

Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания.

Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, нехватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

7)Авторитет доброты.

Это самый неумный вид авторитета. Папа или мама выступают перед ребенком в образе доброго ангела. Они все разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований.

8) Авторитет дружбы.

Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

9) Авторитет подкупа - самый безнравственный вид авторитета, когда

послушание просто покупается подарками и обещаниями.

Разумеется, в семье тоже возможно некоторое поощрение, нечто похожее на премирование,Можно премировать за хорошую учебу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы. Бывает и так, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать - другого. Детям в таком случае приходится быть прежде всего дипломатами и научиться лавировать между папой и мамой.

Наконец, бывает и так, что родители просто не обращают внимания на

детей и думают только о своем спокойствии. Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь

и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть

большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают

за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей.

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

Авторитет знания необходимо приведет и к авторитету помощи. В жизни

каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно

поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не

попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны

прийти с помощью.

Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке,

иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь

вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом.




Дисциплина и режим

«Свобода возможна там, где есть дисциплина»

А.С. Макаренко

Дисциплина ставит каждую отдельную личность, каждого отдельного человека в более защищенное, более свободное положение. Она создается не отдельными какими-нибудь "дисциплинарными" мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети. В таком понимании дисциплина есть не причина, не метод, не способ правильного воспитания, а результат его. Правильная дисциплина это тот хороший конец, к которому должен стремиться воспитатель всеми своими силами и при помощи всех средств, имеющихся в его распоряжении.

Рекомендуется родителям добиваться того, чтобы семейный режим имел

разумный и целесообразный характер, в то же время необходимо предостеречь

родителей, что вовсе не следует на каждом шагу объяснять детям значение

того или другого правила. По возможности нужно стараться, чтобы дети сами поняли, для чего что нужно. Только в крайнем случае нужно подсказать им правильную мысль.

Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный,

приветливый, но всегда решительный тон в своем деловом распоряжении, а

дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону,

привыкнуть подчиняться распоряжению и выполнять его охотно.

Нужно только следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

1. Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но

оно не должно быть похоже и на упрашивание.

2. Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него

слишком трудного напряжения.

3. Оно должно быть разумным, т. е. не должно противоречить здравому

смыслу.

4. Оно не должно противоречить другому распоряжению вашему или

другого родителя.

Если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено.


В заключении хотелось бы отметить, что конечно, соблюдение только этих правил дисциплины, режима и авторитела не гарантирует сто процентное правильное воспитание ребенка, но зная их и используя, будет проще понимать, как нужно следовать дальше.

Данные правила, дают возможность увидеть собственные ошибки или видимые ошибки окружающих, последствия от их свершения, которые по сути можно избежать, стоит только осознать правильность или неправильность некоторых действий, чему и способствуют аспекты рассмотренные в данной работе.

Научные и достижения

  • Электронный архив произведений А. С. Макаренко

  • «Мажор» (1932; пьеса)

  • «Марш 30 года» (1932)

  • «ФД-1» (1932; очерк)

  • «Педагогическая поэма» (1925-1935)

  • «Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение)

  • «Честь» (1937-1938; повесть)

  • «Флаги на башнях» (1938)

Статьи о педагогике

  • Цель воспитания

  • Педагоги пожимают плечами

  • Воля, мужество, целеустремленность

  • Проблемы воспитания в советской школе

  • Воспитание характера в школе

  • Выбор профессии

Статьи о коммунизме

  • Коммунистическое воспитание и поведение

  • О коммунистической этике

  • О личности и обществе

  • Радость творческого труда

  • Предстоит большая работа над собой

  • Дело партии





Известные фразы и цитаты

Антона Семеновича Макаренко

«Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему».

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

«Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками».

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

«Всегда соблюдать дисциплину, выполнять то, что неприятно, но нужно делать, - это и есть высокая дисциплинированность».

«Настоящая педагогика - это та, которая повторяет педагогику всего общества».

«Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать...

«Наказание - это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо».

Список литературы:

antmakarenko.narod.ru/

Макаренко Антон Семёнович. Лекции о воспитании детей

Морозов В. «Сочетание коллективного и индивидуального воспитания по методике А.С. Макаренко»

Гриценко Л.И. «Социальное воспитание и свобода личности в педагогике А.С. Макаренко

Мардахаев Л.В. «Воспитательная система А.С. Макаренко и ее синергетический анализ»


© 2010-2022