Психологическая игра на уверенность

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическая игра на уверенность

Бег с карандашом

Описание Участники разбиваются на пары. Каждой паре понадобится ка­ рандаш (можно использовать также закрывающийся колпачком фло­ мастер или авторучку с убирающимся стержнем). Пары встают око­ ло одной из стен помещения и поднимают каждая свой карандаш, за­ жав его между указательными пальцами правых рук партнеров. По команде ведущего они начинают движение до противоположной сте­ ны помещения, а потом назад, продолжая зажимать карандаш межд: пальцами. Кто роняет его, выбывает из игры. Побеждает пара, пре­ одолевшая дистанцию быстрее всего. Можно модифицировать ynJ ражнение: зажимать одновременно два карандаша (один между ука зательными пальцами правой, а второй - левой руки), бегать п" сложным траекториям, в тройках, организовать эстафету.

Смысл упражнения Упражнение учит координировать свои действия с партнерол а также брать инициативу на себя, руководить этими действиям" (если в паре никто не берет на себя руководящую роль, она проигры* вает). Развивает гибкую реакцию на меняющуюся обстановку, реши тельность. Также является физической разминкой, активизиру группу, снимает напряженность. Обсуждение Какие качества важнее всего для успешного выполнения это" упражнения? Что способствовало его выполнению, а что, наоборс препятствовало?

Поднять стулья

Описание Участники сидят на стульях в кругу. По команде ведущего каж­ дый из них встает и поднимает перед собой свой стул на высоту 1 м. После этого перед ними ставится задача всем одновременно опус­ тить стулья, не переговариваясь между собой. Фиксируется количе­ ство потребовавшихся попыток.

76 3. Уверенность в себе

Смысл упражнения Упражнение требует от участников оценки намерений других лю­ дей и координации совместных действий, проявления решительно­ сти, действий в соответствии с быстро меняющейся ситуацией. Обсуждение Кто чем руководствовался, принимая решение, в какой момент начинать опускать стул? Кто выжидал, когда это начнут делать дру­ гие, а кто сам стремился задать инициативу? Насколько свойствен­ ны участникам такие позиции в других жизненных ситуациях? В чем плюсы и минусы каждой из этих стратегий поведения (следо­ вать за другими или самому проявлять инициативу)?

Встаньте с мест

Описание Участники сидят в кругу. Ведущий «выкидывает» на руках какое- либо количество пальцев. Должны одновременно подняться столь­ ко участников, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее дого­ вариваться о способах выполнения упражнения нельзя. Смысл упражнения Тренировка решительности, умения интуитивно понимать наме­ рения других людей и координировать с ними свои действия, разви­ тие гибкой реакции на меняющиеся обстоятельства, а также внима­ тельности. Обсуждение Кто чем руководствовался, принимая решения, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте? Кто проявлял инициативу, а кто боялся (возможно, так ни разу и не поднявшись)?

Перекинь мячик

Описание Участники стоят в кругу и перекидывают друг другу мячик. Тот, кто его кидает, говорит какое-либо слово или задает вопрос, а тот, ко­ му адресован мячик, отвечает на него в соответствие с заданными ве­ дущим правилами. После этого мяч перекидывается другому участ­ нику и т. д., пока не побывает в руках у каждого. Варианты игры могут выглядеть по-разному - например, так: 4- Участйик кидает мяч и называет какое-либо существительное, поймавший три прилагательных, которые его характеризуют. • Кидающий мячик называет любой предмет, а тот, кто ловит, дол­ жен быстро назвать три возможных способа использования этого предмета. • Бросающий мяч говорит название какого-либо места, а поймав­ ший - три предмета, которые бы он взял с собой, отправившись в это место. •f Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «вода», «воздух», «земля». Поймавший мяч должен сказать, соответственно, назва­ ние какой-либо рыбы, птицы или наземного животного. В более сложном варианте дается дополнительное задание: когда мяч побывал в руках у каждого, участники перекидывают его в об­ ратном порядке и при этом вспоминают и произносят тот вариант ответа на вопрос, который был высказан игроком, ловящим мяч. Смысл упражнения Тренировка беглости мышления, памяти, отработка умения опе­ ративно реагировать на действия друг друга. Упражнение служит не-

78 3. Уверенность в себе

плохой разминкой, может повторяться в различных вариантах на не­ скольких занятиях. Обсуждение Участников просят поделиться возникавшими в процессе выпол­ нения упражнения эмоциями и чувствами, а также привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение быстро реагиро­ вать на неожиданные вопросы, не только воспроизводя имеющиеся знания, но и выдвигая новые идеи.

Жонглеры

Описание Участники стоят в кругу, им дается одновременно 3-5 мячиков (можно воспользоваться и комками из смятых бумажных листов). Задача - одновременно перебрасывать все эти мячики таким обра­ зом, чтобы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, кото­ рое удастся продержаться таким образом. Интересно организовать состязание между несколькими командами, какая из них продержит' ся дольше.

Смысл упражнения Развитие умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся! ситуацию, скорости реакции, ловкости. Физическая разминка, акти­ визация участников. Обсуждение Какими качествами, кроме ловкости, с точки зрения участников предопределялся успех в этой игре? Нужно ли координировав • совместные действия с другими участниками или каждый «сам з себя»?

Шарики в воздухе

Подготовка Для этого упражнения понадобятся пять надутых воздушных щ~ риков. Описание Участники объединяются в команды по 3-4 человека и вста в круги, взявшись за руки. Каждая команда получает по 5 надут

Две шеренги 79

воздушных шариков. Нужно удер­ жать их в воздухе в течение 5 ми­ нут. При этом нельзя просто поло­ жить их на что-либо или зажать между телами, они должны все время летать в воздухе. Упавшие шары поднимать нельзя. Побежда­ ет команда, которая сумеет удер­ жать больше шаров.

Смысл упражнения Обучение координации совме­ стных действий, быстроте реакции, уверенному поведению при необ­ ходимости адекватно реагировать па быстро меняющуюся ситуацию. Также физическая разминка, снятие напряженности.

Обсуждение Какие качества нужно проявлять участникам, чтобы успешно справиться с таким заданием? Что помогало, а что мешало при вы­ полнении упражнения?

Фигурные построения

Описание Участники хаотично перемеща­ ются по помещению. По команде ведущего они закрывают глаза и пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, кото­ рая названа ведущим (круг, тре­ угольник, квадрат, «змейка» и т. п.). Если кто подсматривает, он вы­ бывает из игры. Когда построение закончено, участники по команде ведущего открывают глаза и смот­ рят, что в итоге получилось. Разре­ шается договариваться устно. Смысл упражнения Упражнение сплачивает группу, способствует формированию^ взаимопонимания, обучает уверенному поведению в условиях необ-И ходимости принимать решения при ограниченности доступной ин-Я формации, брать на себя ответственность за свою часть в общей Ра*|И

Обсуждение |Н Насколько успешно участники оценивают построение разныхЛ фигур? Что требуется от участников, чтобы справиться с таким зада-Щ нием? Вряд ли возможно выполнить такое задание, если каждый бу-И

Воздушный бой 81

Сова

Описание Один из участников - водящий - изображает «сову», которая в дневное время охраняет свою добычу. Но, будучи птицей ночной, па ярком солнечном свету она ничего не видит (глаза водящего за­ крыты или завязаны) и поэтому не может летать (запрещено сходить со своего места). «Добыча», которую изображают 10-15 смятых лис­ тов бумаги, лежит у ног водящего. Остальные участники располага­ ются вокруг, изображая стаю «дневных птиц», и по сигналу ведущего пытаются украсть у «совы» ее «добычу». Тот, кого поймала «сова», выбывает из игры. За одну попытку разрешается утащить только один кусок «добычи». Побеждает и награждается аплодисментами тот участник, который добудет больше всего таких кусков.

Смысл упражнения Тренировка быстроты реакции, наблюдательности, умения дейст­ вовать в соответствии с быстро меняющейся ситуацией. Обсуждение Какими качествами «совы» и «дневных птиц» определялся их ус­ пех в этой игре? Где в реальной жизни востребованы эти качества

Поднять МЯЧ

Подготовка Для этого упражнения понадобится мяч.

Описание Два добровольца ложатся животами на пол головами по направ­ лению друг к другу. Между их головами кладется мяч, который они зажимают лбами. Их задача - вместе подняться, не выронив этот мяч. Его нельзя придерживать с помощью рук или еще каким-ни­ будь способом, он должен держаться только за счет зажатия между лбами участников.

Смысл упражнения Обучение координации совместных действий, выработка уверен­ ности поведения в необычных ситуациях, связанных с межличност­ ным взаимодействием, желания прилагать усилия для преодоления возникающих препятствий.

Многоножка

Описание Участники делятся на 2-3 ко­ манды и выстраиваются в колон­ ны. Каждый из них сгибает левую ногу и берется двумя руками за согнутую ногу стоящего впереди участника (в области голено­ стопного сустава). По команде ведущего колонны в таком виде ^. начинают двигаться, между ни­ ми организуется соревнование на скорость перемещения.

Смысл упражнения Разминка, сплочение, тренировка уверенного поведения при н~ обходимости координировать свои действия с действиями други; Развитие гибкой реакции на меняющуюся обстановку, решитель^ сти. Ломка пространственных и психологических барьеров мел участниками. Обсуждение Участники обмениваются своими впечатлениями от игры. К внес наибольший вклад в победу? Как должна была действовать J манда, чтобы выиграть? Что мешало? Какие качества помогли поб дителям выиграть?

По листикам

Описание Каждый участник пишет на небольшом листе бумаги свое и кладет этот лист на пол в любом месте помещения. После эт участники встают в шеренгу и берутся за руки. Дается следующее

Шумящие препятствия 87

дание: каждый должен добраться до своего листа и хотя бы один раз наступить на него. Размыкать руки при этом нельзя, движется вся шеренга. Если участников больше чем 9-10, то целесообразно разде­ лить их на 2-3 команды, которые будут работать параллельно. Мож­ но усложнить упражнение: во время выполнения задания запретить общаться с помощью слов.

Смысл упражнения Обучение координации совместных действий, а также трениров­ ка уверенности в ситуации управления другими людьми (для успеш­ ного выполнения упражнения каждый должен на некоторое время взять на себя управляющую роль и довести других участников до «своего» листка). Развитие инициативности, решительности.

Обсуждение Кому что было легче - следовать за другими участниками или са­ мому вести их в нужном направлении? А что ближе в обычной жиз­ ни - стремиться, управлять Другими людьми или подчиняться им? Какие плюсы и минусы у тех, кто стремится быть лидером, и у тех, кто предпочитает позицию ведомого?

Слушаем голоса

Подготовка Заранее готовятся карточки, на которых написаны названия жи­ вотных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, ко­ рова, петух и т. п.), - по 2-3 карточки на группу с названием каждого животного. Для усложнения игры можно также добавить несколько карточек, на которых изображены животные, не издающие характер­ ных звуков (например, рыбы). Описание Ведущий раздает группе карточки с названиями животных. Уча­ стники, никому их не показывая, читают про себя, какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Веду­ щий дает задание: «Не открывая глаз; собраться семьями. Разговари­ вать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных». Например: те, у кого изображена кошка, мяукают и собираются вместе. Смысл упражнения Разминка, демонстрация избирательности восприятия информации, имеющей место в любом общении: во всем потоке звуков удается выде­ лить именно нужные, остальные как будто отходят на второй план. Обсуждение Что помогло собрать всю «семью», не растеряв по ходу участни­ ков? Как удалось выявить именно нужные звуки во всем этом шуме? Мы слышим именно то, что хотим услышать. В каких жизненных ситуациях проявляется такой же эффект? .

© 2010-2022