- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Доклад на тему: Воспитание правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей и подростков
Доклад на тему: Воспитание правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей и подростков
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Адамова С.Ш. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КГУ «Мичуринский детский дом»
Доклад на тему:
«Воспитание правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей и подростков»
Воспитатель Адамова С.Ш.
с. Мичурино, 2015 год
Проблема правового воспитания ребёнка является актуальной. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста, так как в 14 - 17 лет активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей, происходит становление его интересов и ценностных ориентаций. Этот факт подтверждает и статистика: в совершаемые преступления чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
Из анализа особенностей социальной адаптации выпускников Мичуринского детского дома, можно сделать вывод, что, есть выпускники, которые не способны делать выбор, принимать решение и нести за него ответственность, тяжело привыкают к трудовой дисциплине, сложно ориентируются в нормативно - законодательной базе. Исходя из этого, возникла необходимость в создании программы, работа которой направлена на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни через правовое просвещение.
(Слайд 1. титулка, портреты детей)
Настоящая программа правового воспитания учитывает особенности развития личности каждого ребенка. 14 воспитанников семей «Жеңіс» и «Жалын», в возрасте от 7 до 17 лет. Из них: 6 девочек и 8 мальчиков. Все воспитанники имеют статус «Оставшиеся без попечения родителей» из них трое сирот. На внутреннем учете из этих детей никто не состоит. Но межконфликтные ситуации в семье среди детей иногда бывают. Программа рассчитана на 3 года. Сроки реализации программы 2012-2015гг.
(Слайд 2. Цели задачи на 3 года)
Целями правового воспитания являются, прежде всего:
Создание условий для формирования правовой культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, успешной адаптации и самореализации воспитанников в социуме.
Цели и задачи ставились на каждый год.
(Слайд 3. Принципы)
Основные принципы реализации программы: включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка.
(Слайд 4. Направления)
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществляется воспитательная работа:
-
Содержательное направление включает разработку социальных, воспитательных технологий, форм и методов.
(Слайд 5. Формы, методы, технологии)
В работе с подростками по изучению прав человека мы применяем разнообразные методы, но наиболее эффективным считаем следующие: метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков).
-
Социально - педагогическое направление включает социальный мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в воспитании и личностном развитии ребенка.
(Слайд 6. Мониторинг)
Для выявления знаний воспитанников в правовых вопросах по правовому образованию и правовой культуре в начале и в конце каждого учебного года проводился мониторинг.
-
Информационно - просветительская деятельность предполагает проведение цикла мероприятий: лекции, беседы, консультации информационного характера.
(Слайд 7. Цикл мероприятий)
Проведены семейные часы, беседы, викторины, игры по изучению прав и обязанностей детей. В ходе игр воспитанники учатся применять теоретические знания в конкретных ситуациях. Данные формы активной деятельности формируют гражданскую активность, ответственность, воспитывают правовую культуру.
-
Диагностическая работа предполагает использование ряда специальных методов, проведение социологических опросов, тестов.
(Слайд 8. Анкеты)
Для выявления знаний детей в правовых вопросах проведены анкеты, опросники среди детей.
Анкета «Семья глазами ребенка» проводилась в 2012 году. Опрос проводился индивидуально с каждым ребенком. Результаты позволяют определить способы контроля за поведением ребенка в семье.
Анкета «Я - ребенок, я - человек» (2013 год) включала в себя ряд вопросов, на которые дети должны были ответить «Да могу» или «Нет, не могу». Итоги анкеты показали, что дети владеют терминологией по правовому воспитанию, понимают права и обязанности свои и других.
Тест «Уровень агрессивности детей» (2014 год) для воспитателей, который позволяет по критериям и схеме наблюдения за ребенком выявить уровень его агрессии. Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
-
Практическая деятельность - проведение круглых столов, конкурсы рисунков, показ и обсуждение фильмов, организация встреч, дискуссий для воспитанников с привлечением общественных организаций, правоохранительных органов, прокуратуры, Центра занятости населения.
(Слайд 9)
Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении детей, в том числе: осознание своих прав, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о своих правах, обязанностях, приобретают практические навыки выходов из трудных, жизненных ситуаций. Дети учатся оценивать свои поступки и поступки других людей, знакомятся с законами страны, применяют знания в повседневной жизни. Знакомство детей, с правовыми нормами, начиная с младшего школьного возраста, станет хорошим стартом для развития законопослушного гражданина нашей страны.