Превентивное обучение в области ВИЧ/СПИД

Актуальность данной программы обосновывается следующей концепцией. Концепция содержит основные положения, касающиеся организации и проведения превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде. Своевременное и полномасштабное внедрение указанных положений позволит сдержать темпы роста эпидемии на территории Российской Федерации за счет повышения информированности детей и молодежи о путях передачи ВИЧ/СПИД и мерах предупреждения заражения и воздействия на их поведение.
Раздел Социальному педагогу
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


5


Содержание

























Пояснительная записка

На сегодняшний день перед подрастающим поколением стоит глобальная проблема современного человечества - это ВИЧ/СПИД, алкоголизм, наркомания, табакокурение. В настоящее время ВИЧ - инфекция проникла во все слои населения, включая благополучные, не причисляемые к «группам риска», но практикующие рискованное поведение.

Актуальность данной программы обосновывается следующей концепцией. Концепция содержит основные положения, касающиеся организации и проведения превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде. Своевременное и полномасштабное внедрение указанных положений позволит сдержать темпы роста эпидемии на территории Российской Федерации за счет повышения информированности детей и молодежи о путях передачи ВИЧ/СПИД и мерах предупреждения заражения и воздействия на их поведение.

Среди россиян, живущих с ВИЧ, около 80% составляют молодые люди в возрасте 15 -30 лет, т.е. ВИЧ распространяется главным образом среди людей самого репродуктивного и трудоспособного возраста. По мнению многих экспертов, эпидемия уже достигла масштабов национальной катастрофы, тем более разрушительной на фоне неблагоприятной демографической ситуации. В России самые высокие в мире темпы развития эпидемии.

Профилактика - это единственный способ предотвращения дальнейшего распространения ВИЧ/СПИДа. Наряду с повышением уровня информированности, наиболее эффективным является формирование у молодого поколения ответственного поведения, основанного на системе ценных ориентаций в пользу здоровья. Зарубежный и российский опыт показывают, что наиболее эффективно в молодежной среде работают программы профилактики ВИЧ/СПИДа, алкоголизма, наркомании.

построенные на технологии «равный - равному». В качестве субъектов профилактики выступают сами подростки.

Данная программа разработана на основе типовой программы фонда социального развития и охраны здоровья «Жизненные навыки». Из программы я взял разделы: теорию и практику, упражнения, тренинги, игры. Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также общепринятые принципы и нормы международного права, в том числе:

  • Закон Российской Федерации от 10 июля 1992г. «Об образовании»;

  • Федеральный закон от 24 июня 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Закон Российской Федерации от 22 июля 1993г. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»;

  • Федеральный закон от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях».

Цель программы: формирование у подростков здоровых установок и навыков ответственного поведения в области сохранения здоровья.

Задачи программы:

  • повысить уровень информированности подростков по профилактике табакокурения, алкоголя, наркомании, ВИЧ/СПИДа;

  • сформировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • сформировать умение твердо говорить: «нет!» в ситуациях давления;

  • способствовать выработке у подростков навыков организации и проведения с использованием технологии «равный - равному».

Основными подходами профилактики является:

  • морализаторский (низкая эффективность, т.к. не затрачиваются чувства);

  • логический (показывает причины и последствия каких - либо действий);

  • эмоциональный (провоцирует определенные чувства и эмоции);

  • позитивный (наиболее эффективный, т.к. вызывает положительные эмоции и показывает альтернативу рискованному поведению).

Ведущими принципами программы является:

  • дифференциация - отбор содержания, форм и методов обучения;

  • возрастные и индивидуальные особенности подростков;

  • доступность - подача материала с учетом возможностей и особенностей;

  • восприятие целевой группы;

  • позитивность - положительный настрой на себя, окружающих, действительность.


Теоретические возможности программы.

В основу разработки данной программы легли следующие положения:

  • Профилактика - это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие, нацеленный на формирование здорового стиля жизни.

  • Для того чтобы направить выбор подростков к принятию здорового стиля жизни, необходимо признать право каждого подростка на полезные идеи и взгляды на самого себя, право не только иметь здоровье, но и нести ответственность за него.

  • Здоровье является основным фактором, определяющим качество жизни человека.

  • Репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или недугов, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов. Охрана репродуктивного здоровья определяется как сочетание методов, способов, способствующих его сохранению.

Методическое обеспечение программы:

  1. Обеспечение программы методическими видами продукции

(разработки игр: деловые, ролевые, конкурсов)

  1. Специальная литература

  2. Необходимый контингент детей

  3. Связь со школой, средствами массовой информации

  4. Брошуры

  5. Буклеты

  6. Плакаты

Методы и приемы работы.

  1. Разминка (вид деятельности, используемый, обычно, в начале занятий, либо после перерыва для активизации участников, снятия усталости, напряжения (эмоционального, интеллектуального, статического).

  2. Мозговой штурм (способ быстрого включения членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу).

  3. Дискуссия (вид деятельности, при котором участники вступают во взаимодействие, обмениваясь мнениями и предлагая решения проблемы, используя свои мыслительные способности).

  4. Ролевая игра (спонтанное представление в ролях ситуации или проблемы, направленное на развитие навыков принятия решения и адекватного поведения в реальных ситуациях).

  5. Лекция (устная презентация или «речь» по заранее подготовленному плану для изготовления и разъяснения фактов и принципов).

  6. Профилактические тренинги.

  7. Упражнения.

  8. Беседы.

  9. Работа в малых группах.

  10. Экскурсия

  11. Кинолекторий (просмотр фильмов с последующим обсуждение).

Материалы и оборудование

  1. Ватманы

  2. Маркеры

  3. Карандаши

  4. Линейки

  5. Ластики

  6. Ручки

  7. Скотч

  8. Ножницы

  9. Гуашь

  10. Телевизор

  11. Магнитофон, CD/DVD

  12. Диски

  13. Бумага писчая

Критерии оценивания прогнозируемого результата

К концу года дети должны:

  • знать достоверную информацию по проблеме ВИЧ/СПИДа;

  • принципы безопасного сексуального поведения;

  • должны уметь проводить работу со сверстниками по проблеме ВИЧ/СПИДа.

Оценка деятельности по программе направлена, прежде всего, на оценку изменений в знаниях, установках и поведения подростков. Отследить эти изменения помогает проведение анкетирования участников на первом и последнем занятиях (см. анкету в Приложении). Разница в анкетах, полученных при анкетировании на «входе» и «выходе», а также количество выполненных ожиданий участников является показателем эффективности обучения.

Также, для понимания степени успешности всей программы с точки зрения достижения поставленной цели, не менее значима оценка эффективности процесса обучения. Качество оценивания учебного процесса: помогают наблюдения за поведением участников; через выполнение упражнений, заданий; через проверку их реакций на предоставленную информацию; изменениями в настроение и обратная связь от участников.

Формы проведения контроля:

  • Акции

  • Анкетирование

  • Тестирование

  • Собеседование

  • Итоговое занятие

  • Конкурсы

  • Самостоятельные работы

Сотрудничество с:

Педагогами

Сверстниками

Библиотекой

Детским садиком

Психологом

Возраст детей и режим занятий:

Занятия проводятся с детьми 14-17 лет, 2 раза в неделю, продолжительностью 2 часа.

Учебно - тематическое планирование


п/п

Блок занятий

Всего

Количество часов


УУД

На теорию

На практику

1

Вводное занятие

3

3

-

Л, П

2

Профилактические программы. Идеология, содержание и методы технологии «равный- равному»

20

16

4

Л, П, Р

3

Участие молодежи в волонтерских профилактических программах. Технология «равный - равному». Т еатрализованные представления.

20

15

5

Л, Р, К

4

Информация о ВИЧ/СПИДе. Некоторые психологические особенности подростков.

26

18

8

Л, П

5

Волонтерское движение

100

80

20

Л, П

6

Просветительская

деятельность

62

12

50

Л, П, Р, К

7

Досуговая деятельность

10

10

-

Л, К, Р

8

Выезды

44

44


Л, Р, К

9

Итоговое занятие

3

1

2

Л

Итого

288

199

89







СОДЕРЖАНИЕ


ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

  1. Вводное занятие.

  • Знакомство «Узнай друг друга лучше»

  • Информационное сообщение «Для чего нам нужны волонтеры?»

  • Игра на сплочение «Время года», тест «Готов ли ты стать волонтером?»

  • Ожидаемые результаты от программы.

  1. Профилактические программы. Идеология, содержание и методы технологии «равный - равному».

  • Виды профилактики

  • Формы профилактической работы

  • Уроки здоровья

  • Лекция «Здоровый образ жизни».

Упражнения:

•«Доверчивая передача»

•«Енотов круг»

•«Виртуальный подарок» и др.

•Игры на поднятия настроения •«Ежики, ежики»

•«Дождь»

•«Орехи, белки, домик» и др.

Просмотр фильма.

  1. Участие молодежи в профилактических программах. Театрализованные представления.

  • История о волонтерстве;

  • Технология «равный - равному» в программе ВИЧ/СПИДа;

  • Основные принципы общения на равных;

  • Направления подготовки волонтеров;

  • Упражнение «Выработка принципов общения на равных»;

  • Составления схем;

  • Подготовка волонтеров к работе в области профилактики ВИЧ/СПИДа в молодежной сфере по технологии «равный - равному»;

  • Составление сценариев с куклой: «Береги свою любовь»

«История про ...»

«Шаг над пропастью»

«Наркомания»

«Т абакокурение»

«Алкоголизм»

  1. Информация о ВИЧ/СПИДе. Некоторые психологические особенности подростков.

  • История эпидемии ВИЧ;

  • ВИЧ и СПИД: особенности развития инфекции в организме;

  • Диагностика ВИЧ - инфекции;

  • Пути передачи ВИЧ - инфекции;

  • Беседа о жизненных ситуациях в отношении заражения ВИЧ;

  • Иммунная система человека и ВИЧ;

  • Упражнения;

  • Использование методики «Что такое половая зрелость»;

  • Основные методические принципы работы: правила работы, трудности в работе;

  • Оценка эффективности программы или занятия: проверочные таблицы, тесты;

  • Мир чувств и эмоций.

V. Волонтерское движение.

  • Содержания курса подготовки волонтеров. Информация о ВИЧ/СПИДе;

  • Этика сексуальных отношений;

  • Какова роль волонтеров в борьбе с эпидемией ВИЧ/ СПИДа;

  • С кем работают волонтеры?;

  • Как работают волонтеры?;

  • Инфекции, передаваемые половым путем (ШИШ);

  • Жизнь с ВИЧ. Формирование толерантности к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом;

  • Дневник нерожденного ребенка;

  • Что такое мини - аборт?;

  • Девушки и юноши;

  • Пора взросления;

  • Любовь и ответственность;

  • Опасные инфекции;

  • Методы контрацепции и их использование;

  • Мир иллюзий;

  • Конфликт. Насилие;

  • Мои права;

  • Проводить различные акции.

-ВИЧ- расшифровка аббревиатуры теории появления, история эпидемии в мире и в России;

  • Иммунная система человека и ВИЧ;

  • Стадии развития ВИЧ - инфекции в организме человека;

  • Диагностика ВИЧ - инфекции;

  • Пути передачи ВИЧ- инфекции: Жидкости организма - опасные и опасные;

  • Как не передается ВИЧ;

  • Беседа о жизненных ситуациях в отношении заражения ВИЧ;

  • Чем ВИЧ опасен для здоровья?

  • Упражнения: «Личные чувства в отношении ВИЧ/СПИДа»

  • «Биологические жидкости организма человека»

  • Упражнения: «Личные чувства в отношении ВИЧ/СПИДа» «Биологические жидкости организма человека»

  • Ролевая игра: «Степной огонь»

  • Жизнь с ВИЧ. Формирование толерантности к людям живущих с ВИЧ/СПИДом.

  • Информационный блок:

  • Жизнь с ВИЧ;

  • ВИЧ и закон;

  • Символы и убеждения.

  • Создание коллажа: «Люди живущие с ВИЧ/СПИДом».

  • Упражнение «Человек у которого ВИЧ»:

  • Создать портрет ВИЧ (+);

  • Придумать историю жизни;

  • Обсуждение портрета.

  • Вредные привычки: Наркотики, алкоголизм, табакокурение.

  • Просмотр и обсуждение фильмов.

  • Тестирование

  • «Инфекции передаваемые половым путем (Ш11Ш)»

  • Лекции об И111111:

  • Как защитить себя от инфицирования ВИЧ при сексуальных отношениях?

  • Тренинг: «Как правильно использовать презерватив»

Тест «Презерватив»

  • Лекция: Воздержание. Верность. Предохранение.

  • Этика сексуальных отношений. Способы предупреждения ИППП, нежелательной беременности.

  • Информационный блок: «Правила безопасного сексуального поведения»

  • Беседа «Вступать или не вступать в сексуальный контакт»

  • Упражнение: «Самооценка готовности к обсуждению тем сексуального поведения и сексуальности».

  • Упражнение: «Что такое половая зрелость »

  • Беседа: «О нежелательной беременности»

VI. Просветительская деятельность.

Посещаемость заведений с различными темами:

  • ВИЧ/СПИД: определение, пути передачи и профилактике;

  • ВИЧ/СПИД: тестирование, лечение;

  • ИППП: основные виды, вред самолечения.

  • ИППП: бессимптомные формы, осложнения, профилактика;

  • Гигиена и здоровье: это должен знать каждый;

  • Первичная безопасность;

  • Первичная профилактика наркомании;

  • Репродуктивное здоровье и др.;

  • Акции;

  • Тренинги;

  • Мероприятия приуроченные

  • Чаепитие;

  • Эстафеты;

  • Ребусы.

  1. Выезда.

  • Профилактика ВИЧ - инфекции среди молодежи;

  • Проведение тренингов: «Репродуктивное здоровье», «История про.. «Первичная безопасность»;

  • Инсценировка с куклой.


  1. Итоговое занятие.

  • Анкета «Оценка усвоения информации по теме ВИЧ/СПИД»;

  • Упражнения: «Дождь», «Интеллектуальное казино», «Подарок»;

  • Завершающая диагностика

  • Чаепитие;

  • Эстафеты;

  • Ребусы.


  1. Выезда.

  • Профилактика ВИЧ - инфекции среди молодежи;

  • Проведение тренингов: «Репродуктивное здоровье», «История про.. «Первичная безопасность»;

  • Инсценировка с куклой.


  1. Итоговое занятие.

  • Анкета «Оценка усвоения информации по теме ВИЧ/СПИД»;

  • Упражнения: «Дождь», «Интеллектуальное казино», «Подарок»;

  • Завершающая диагностика

Список литературы

  1. Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами, 74 (м).

  2. Пособие для тренера.- М., 2005 г.

  3. Проблема школьного воспитания. №1., 2001 г март.

  4. Подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ - инфекции среди молодежи. - Э.О. Шиманская

  5. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками.-М., 1999г.

  6. Учебное пособие. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей. 54 (м)

  7. Фопель К. Технология ведения тренинга.- М., 2009 г .

© 2010-2022