- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Превентивное обучение в области ВИЧ/СПИД
Превентивное обучение в области ВИЧ/СПИД
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бурдин А.С. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5
Содержание
Пояснительная записка
На сегодняшний день перед подрастающим поколением стоит глобальная проблема современного человечества - это ВИЧ/СПИД, алкоголизм, наркомания, табакокурение. В настоящее время ВИЧ - инфекция проникла во все слои населения, включая благополучные, не причисляемые к «группам риска», но практикующие рискованное поведение.
Актуальность данной программы обосновывается следующей концепцией. Концепция содержит основные положения, касающиеся организации и проведения превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде. Своевременное и полномасштабное внедрение указанных положений позволит сдержать темпы роста эпидемии на территории Российской Федерации за счет повышения информированности детей и молодежи о путях передачи ВИЧ/СПИД и мерах предупреждения заражения и воздействия на их поведение.
Среди россиян, живущих с ВИЧ, около 80% составляют молодые люди в возрасте 15 -30 лет, т.е. ВИЧ распространяется главным образом среди людей самого репродуктивного и трудоспособного возраста. По мнению многих экспертов, эпидемия уже достигла масштабов национальной катастрофы, тем более разрушительной на фоне неблагоприятной демографической ситуации. В России самые высокие в мире темпы развития эпидемии.
Профилактика - это единственный способ предотвращения дальнейшего распространения ВИЧ/СПИДа. Наряду с повышением уровня информированности, наиболее эффективным является формирование у молодого поколения ответственного поведения, основанного на системе ценных ориентаций в пользу здоровья. Зарубежный и российский опыт показывают, что наиболее эффективно в молодежной среде работают программы профилактики ВИЧ/СПИДа, алкоголизма, наркомании.
построенные на технологии «равный - равному». В качестве субъектов профилактики выступают сами подростки.
Данная программа разработана на основе типовой программы фонда социального развития и охраны здоровья «Жизненные навыки». Из программы я взял разделы: теорию и практику, упражнения, тренинги, игры. Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также общепринятые принципы и нормы международного права, в том числе:
-
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992г. «Об образовании»;
-
Федеральный закон от 24 июня 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
-
Закон Российской Федерации от 22 июля 1993г. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»;
-
Федеральный закон от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях».
Цель программы: формирование у подростков здоровых установок и навыков ответственного поведения в области сохранения здоровья.
Задачи программы:
-
повысить уровень информированности подростков по профилактике табакокурения, алкоголя, наркомании, ВИЧ/СПИДа;
-
сформировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
-
сформировать умение твердо говорить: «нет!» в ситуациях давления;
-
способствовать выработке у подростков навыков организации и проведения с использованием технологии «равный - равному».
Основными подходами профилактики является:
-
морализаторский (низкая эффективность, т.к. не затрачиваются чувства);
-
логический (показывает причины и последствия каких - либо действий);
-
эмоциональный (провоцирует определенные чувства и эмоции);
-
позитивный (наиболее эффективный, т.к. вызывает положительные эмоции и показывает альтернативу рискованному поведению).
Ведущими принципами программы является:
-
дифференциация - отбор содержания, форм и методов обучения;
-
возрастные и индивидуальные особенности подростков;
-
доступность - подача материала с учетом возможностей и особенностей;
-
восприятие целевой группы;
-
позитивность - положительный настрой на себя, окружающих, действительность.
Теоретические возможности программы.
В основу разработки данной программы легли следующие положения:
-
Профилактика - это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие, нацеленный на формирование здорового стиля жизни.
-
Для того чтобы направить выбор подростков к принятию здорового стиля жизни, необходимо признать право каждого подростка на полезные идеи и взгляды на самого себя, право не только иметь здоровье, но и нести ответственность за него.
-
Здоровье является основным фактором, определяющим качество жизни человека.
-
Репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или недугов, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов. Охрана репродуктивного здоровья определяется как сочетание методов, способов, способствующих его сохранению.
Методическое обеспечение программы:
-
Обеспечение программы методическими видами продукции
(разработки игр: деловые, ролевые, конкурсов)
-
Специальная литература
-
Необходимый контингент детей
-
Связь со школой, средствами массовой информации
-
Брошуры
-
Буклеты
-
Плакаты
Методы и приемы работы.
-
Разминка (вид деятельности, используемый, обычно, в начале занятий, либо после перерыва для активизации участников, снятия усталости, напряжения (эмоционального, интеллектуального, статического).
-
Мозговой штурм (способ быстрого включения членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу).
-
Дискуссия (вид деятельности, при котором участники вступают во взаимодействие, обмениваясь мнениями и предлагая решения проблемы, используя свои мыслительные способности).
-
Ролевая игра (спонтанное представление в ролях ситуации или проблемы, направленное на развитие навыков принятия решения и адекватного поведения в реальных ситуациях).
-
Лекция (устная презентация или «речь» по заранее подготовленному плану для изготовления и разъяснения фактов и принципов).
-
Профилактические тренинги.
-
Упражнения.
-
Беседы.
-
Работа в малых группах.
-
Экскурсия
-
Кинолекторий (просмотр фильмов с последующим обсуждение).
Материалы и оборудование
-
Ватманы
-
Маркеры
-
Карандаши
-
Линейки
-
Ластики
-
Ручки
-
Скотч
-
Ножницы
-
Гуашь
-
Телевизор
-
Магнитофон, CD/DVD
-
Диски
-
Бумага писчая
Критерии оценивания прогнозируемого результата
К концу года дети должны:
-
знать достоверную информацию по проблеме ВИЧ/СПИДа;
-
принципы безопасного сексуального поведения;
-
должны уметь проводить работу со сверстниками по проблеме ВИЧ/СПИДа.
Оценка деятельности по программе направлена, прежде всего, на оценку изменений в знаниях, установках и поведения подростков. Отследить эти изменения помогает проведение анкетирования участников на первом и последнем занятиях (см. анкету в Приложении). Разница в анкетах, полученных при анкетировании на «входе» и «выходе», а также количество выполненных ожиданий участников является показателем эффективности обучения.
Также, для понимания степени успешности всей программы с точки зрения достижения поставленной цели, не менее значима оценка эффективности процесса обучения. Качество оценивания учебного процесса: помогают наблюдения за поведением участников; через выполнение упражнений, заданий; через проверку их реакций на предоставленную информацию; изменениями в настроение и обратная связь от участников.
Формы проведения контроля:
-
Акции
-
Анкетирование
-
Тестирование
-
Собеседование
-
Итоговое занятие
-
Конкурсы
-
Самостоятельные работы
Сотрудничество с:
Педагогами
Сверстниками
Библиотекой
Детским садиком
Психологом
Возраст детей и режим занятий:
Занятия проводятся с детьми 14-17 лет, 2 раза в неделю, продолжительностью 2 часа.
Учебно - тематическое планирование
№
п/п
Блок занятий
Всего
Количество часов
УУД
На теорию
На практику
1
Вводное занятие
3
3
-
Л, П
2
Профилактические программы. Идеология, содержание и методы технологии «равный- равному»
20
16
4
Л, П, Р
3
Участие молодежи в волонтерских профилактических программах. Технология «равный - равному». Т еатрализованные представления.
20
15
5
Л, Р, К
4
Информация о ВИЧ/СПИДе. Некоторые психологические особенности подростков.
26
18
8
Л, П
5
Волонтерское движение
100
80
20
Л, П
6
Просветительская
деятельность
62
12
50
Л, П, Р, К
7
Досуговая деятельность
10
10
-
Л, К, Р
8
Выезды
44
44
Л, Р, К
9
Итоговое занятие
3
1
2
Л
Итого
288
199
89
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
-
Вводное занятие.
-
Знакомство «Узнай друг друга лучше»
-
Информационное сообщение «Для чего нам нужны волонтеры?»
-
Игра на сплочение «Время года», тест «Готов ли ты стать волонтером?»
-
Ожидаемые результаты от программы.
-
Профилактические программы. Идеология, содержание и методы технологии «равный - равному».
-
Виды профилактики
-
Формы профилактической работы
-
Уроки здоровья
-
Лекция «Здоровый образ жизни».
Упражнения:
•«Доверчивая передача»
•«Енотов круг»
•«Виртуальный подарок» и др.
•Игры на поднятия настроения •«Ежики, ежики»
•«Дождь»
•«Орехи, белки, домик» и др.
Просмотр фильма.
-
Участие молодежи в профилактических программах. Театрализованные представления.
-
История о волонтерстве;
-
Технология «равный - равному» в программе ВИЧ/СПИДа;
-
Основные принципы общения на равных;
-
Направления подготовки волонтеров;
-
Упражнение «Выработка принципов общения на равных»;
-
Составления схем;
-
Подготовка волонтеров к работе в области профилактики ВИЧ/СПИДа в молодежной сфере по технологии «равный - равному»;
-
Составление сценариев с куклой: «Береги свою любовь»
«История про ...»
«Шаг над пропастью»
«Наркомания»
«Т абакокурение»
«Алкоголизм»
-
Информация о ВИЧ/СПИДе. Некоторые психологические особенности подростков.
-
История эпидемии ВИЧ;
-
ВИЧ и СПИД: особенности развития инфекции в организме;
-
Диагностика ВИЧ - инфекции;
-
Пути передачи ВИЧ - инфекции;
-
Беседа о жизненных ситуациях в отношении заражения ВИЧ;
-
Иммунная система человека и ВИЧ;
-
Упражнения;
-
Использование методики «Что такое половая зрелость»;
-
Основные методические принципы работы: правила работы, трудности в работе;
-
Оценка эффективности программы или занятия: проверочные таблицы, тесты;
-
Мир чувств и эмоций.
V. Волонтерское движение.
-
Содержания курса подготовки волонтеров. Информация о ВИЧ/СПИДе;
-
Этика сексуальных отношений;
-
Какова роль волонтеров в борьбе с эпидемией ВИЧ/ СПИДа;
-
С кем работают волонтеры?;
-
Как работают волонтеры?;
-
Инфекции, передаваемые половым путем (ШИШ);
-
Жизнь с ВИЧ. Формирование толерантности к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом;
-
Дневник нерожденного ребенка;
-
Что такое мини - аборт?;
-
Девушки и юноши;
-
Пора взросления;
-
Любовь и ответственность;
-
Опасные инфекции;
-
Методы контрацепции и их использование;
-
Мир иллюзий;
-
Конфликт. Насилие;
-
Мои права;
-
Проводить различные акции.
-ВИЧ- расшифровка аббревиатуры теории появления, история эпидемии в мире и в России;
-
Иммунная система человека и ВИЧ;
-
Стадии развития ВИЧ - инфекции в организме человека;
-
Диагностика ВИЧ - инфекции;
-
Пути передачи ВИЧ- инфекции: Жидкости организма - опасные и опасные;
-
Как не передается ВИЧ;
-
Беседа о жизненных ситуациях в отношении заражения ВИЧ;
-
Чем ВИЧ опасен для здоровья?
-
Упражнения: «Личные чувства в отношении ВИЧ/СПИДа»
-
«Биологические жидкости организма человека»
-
Упражнения: «Личные чувства в отношении ВИЧ/СПИДа» «Биологические жидкости организма человека»
-
Ролевая игра: «Степной огонь»
-
Жизнь с ВИЧ. Формирование толерантности к людям живущих с ВИЧ/СПИДом.
-
Информационный блок:
-
Жизнь с ВИЧ;
-
ВИЧ и закон;
-
Символы и убеждения.
-
Создание коллажа: «Люди живущие с ВИЧ/СПИДом».
-
Упражнение «Человек у которого ВИЧ»:
-
Создать портрет ВИЧ (+);
-
Придумать историю жизни;
-
Обсуждение портрета.
-
Вредные привычки: Наркотики, алкоголизм, табакокурение.
-
Просмотр и обсуждение фильмов.
-
Тестирование
-
«Инфекции передаваемые половым путем (Ш11Ш)»
-
Лекции об И111111:
-
Как защитить себя от инфицирования ВИЧ при сексуальных отношениях?
-
Тренинг: «Как правильно использовать презерватив»
Тест «Презерватив»
-
Лекция: Воздержание. Верность. Предохранение.
-
Этика сексуальных отношений. Способы предупреждения ИППП, нежелательной беременности.
-
Информационный блок: «Правила безопасного сексуального поведения»
-
Беседа «Вступать или не вступать в сексуальный контакт»
-
Упражнение: «Самооценка готовности к обсуждению тем сексуального поведения и сексуальности».
-
Упражнение: «Что такое половая зрелость »
-
Беседа: «О нежелательной беременности»
VI. Просветительская деятельность.
Посещаемость заведений с различными темами:
-
ВИЧ/СПИД: определение, пути передачи и профилактике;
-
ВИЧ/СПИД: тестирование, лечение;
-
ИППП: основные виды, вред самолечения.
-
ИППП: бессимптомные формы, осложнения, профилактика;
-
Гигиена и здоровье: это должен знать каждый;
-
Первичная безопасность;
-
Первичная профилактика наркомании;
-
Репродуктивное здоровье и др.;
-
Акции;
-
Тренинги;
-
Мероприятия приуроченные
-
Чаепитие;
-
Эстафеты;
-
Ребусы.
-
Выезда.
-
Профилактика ВИЧ - инфекции среди молодежи;
-
Проведение тренингов: «Репродуктивное здоровье», «История про.. «Первичная безопасность»;
-
Инсценировка с куклой.
-
Итоговое занятие.
-
Анкета «Оценка усвоения информации по теме ВИЧ/СПИД»;
-
Упражнения: «Дождь», «Интеллектуальное казино», «Подарок»;
-
Завершающая диагностика
-
Чаепитие;
-
Эстафеты;
-
Ребусы.
-
Выезда.
-
Профилактика ВИЧ - инфекции среди молодежи;
-
Проведение тренингов: «Репродуктивное здоровье», «История про.. «Первичная безопасность»;
-
Инсценировка с куклой.
-
Итоговое занятие.
-
Анкета «Оценка усвоения информации по теме ВИЧ/СПИД»;
-
Упражнения: «Дождь», «Интеллектуальное казино», «Подарок»;
-
Завершающая диагностика
Список литературы
-
Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами, 74 (м).
-
Пособие для тренера.- М., 2005 г.
-
Проблема школьного воспитания. №1., 2001 г март.
-
Подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ - инфекции среди молодежи. - Э.О. Шиманская
-
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками.-М., 1999г.
-
Учебное пособие. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей. 54 (м)
-
Фопель К. Технология ведения тренинга.- М., 2009 г .