Статья по педагогикеДуховно-нравственное воспитание молодежи как национальная идея современной России

Раздел Социальному педагогу
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно- нравственное воспитание молодежи как

национальная идея современной России.

Бикмухаметова Расима Талгатовна,

учитель МАОУ «СОШ№35» г. Стерлитамак

Вся задача воспитания - заставить

человека не только поступать хорошо,

но и наслаждаться хорошим; не только

работать, но и любить работу.

Д. Рёскин

Духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют с собой важный компонент социального заказа для образования. «Родной край, его история,- писал академик Д.С.Лихачев,- основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества ».

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно- нравственном сплочении общества отводиться образованию. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь, формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно- нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Современный национальный воспитательный идеал- это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную; осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны; укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно- нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, которые хранятся в культурных и семейных традициях и передаются от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это- Россия, Башкортостан, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, Башкортостану, служение Отечеству, гражданственность- закон и порядок, свобода совести и вероисповедания; социальная солидарность- свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, честь, достоинство; человечество- мир во всем мире, многообразие культур и народов, международное сотрудничество; наука- ценность знания, научная картина мира; семья- любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших; труд и творчество- целеустремленность и настойчивость; традиционные российские религии- представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности; искусство и литература- красота, гармония, духовный мир человека, смысл жизни; природа- эволюция, родная земля, экологическое сознание.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Иными словами, необходима интегративность всех программ духовно- нравственного развития личности.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.

Смена ценностный ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Хочется особо отметить о том, что важную роль в духовно- нравственном воспитании ребенка играет личность самого учителя, его позиции и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм. Школа дает общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно- нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности, так как простейшие арифметические подсчеты подсказывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю подумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях. Ведь именно так ставиться вопрос о новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Таким образом, духовно- нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.



© 2010-2022