Выступление на форуме. Основные направления социально-педагогической работы в школе

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка к выступлению на форуме

Основные направления социально-педагогической работы в МОУ СОШ поселка Солидарность определяются проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых трудно добиться хороших результатов. Круг направлений работы социального педагога очень широк. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто воспитывает ребенка: учителей, классного руководителя, администрации, родителей, ближайших родственников, а иногда и других лиц, занимающихся воспитанием по должности или из чувства человеческой солидарности. Цели деятельности социального педагога разнообразны. Это помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком; помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение образовательного учреждения; привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций; распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствии; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей в семье ; выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций; помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определении мер их преодоления; проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;, пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;, решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.

В центре внимания социального педагога - социализация ребенка, его успешная интеграция в общество. Работа с детьми в микрорайоне поселка Солидарность начинается с их рождения. Неразрывная связь социального педагога с работниками амбулатории поселка позволяют следить за развитием детей от 0 до 18 лет. Сразу после рождения мы знаем, в какой семье растет и развивается наш будущий ученик. Если в этом возникает необходимость, то сразу же данная семья по определенной категории ставится на учет.(Фрагмент №1 - категории семей) Если семья неполная, многодетная, малообеспеченная, неблагополучная, то работа с данными родителями и ребенком ведется сразу же в неразрывной связи с причастными службами. (Фрагмент№2 - все причастные службы). Поэтому, когда ребенок из проблемной семьи приходит в школу, то у нас имеется вся полная информация об особенностях воспитания и развития маленького человека. Социальным педагогом разработана своя методика по определению уровня социальной адаптации дошкольника, которая позволяет составить общий портрет будущего первоклассника, учесть все особенности его индивидуальности и помочь ему адаптироваться в новой обстановке. Вашему вниманию предлагается фрагмент вопросов определения уровня социальной адаптации . (Фрагмент №3 - вопросы социальной адаптации) Все годы обучения детей в школе поселка Солидарность проходят под непосредственным контролем администрации, классных руководителей, социального педагога, психолога, которые успешно внедряют в жизнь

технологию социализации обучающегося, помогают ему интегрироваться в то общество, в котором ему предстоит жить. Проблема адаптации ребенка в школе часто возникает с теми детьми, которые переходят учиться в нашу школу. Эти обучающиеся зачастую не просто вливаются в слаженный коллектив, но и это быстро разрешается, поскольку ни один ученик нашей школы не остается без пристального внимания педагогов, которые призваны его обучать и воспитывать.

К сожалению, в последние годы уровень нашей жизни резко снизился, и это дало свои негативные результаты. Дети, наше будущее, попали в общество, в котором теперь каждому нужно захватывать место под солнцем. Но не все семьи, где воспитываются обучающиеся, к сожалению, могут предоставить им комфортные условия для развития. Для примера, нужно сказать, что из всех обучающихся нашей школы - 116 человек - из неполных семей, то есть одна треть не воспитывается отцами. Дети из неблагополучных семей ( а их у нас три) ежедневно видят либо нетрезвых родителей, либо эти мамы и папы вообще забывают о своих родительских обязанностях. Поэтому социальный педагог ежедневно контролирует буквально все , что связано с такими семьями. Посещения семей, материальная помощь, ежедневный контроль за посещаемостью, успеваемостью, да и вообще пребыванием детей из неблагополучных семей в школе и вне школы - все это только часть общей работы, которая ведется нами. Результат этой деятельности всегда только положительный. Проблемные дети любят общаться с учителями, классным р социальным педагогом, психологом. Они рассказывают о своих трудностях. Всегда с желанием посещают все школьные мероприятия, очень любят, когда для них организуются экскурсии. Так, в прошедшем учебном году мы неоднократно вывозили детей на экскурсии не только в Елец, но и в другие города и поселки Липецкой области. Фрагмент №4 - посещение поселка Лев Толстой и экскурсия на Знаменский монастырь города Ельца с детьми из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей. Социализация обучающихся зависит от многих факторов, поэтому в школе существует своеобразный тандем «социальный педагог - классный руководитель», и итог данной работы всегда позитивен.

Среди главных задач деятельности социального педагога важное место занимают :

-создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка; -удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения;

-преодоление негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумов.

В школе созданы все условия для психологического комфорта и безопасности ребенка и контроль за этим ведется со дня первого появления ребенка в школе и до дня его выпуска. В течение двух лет социальный педагог практикует следующую форму работы: на каждого обучающегося,

который приходит в первый класс, составлена глубокая психолого-педагогическая характеристика, ежегодно пополняющаяся. Эта форма работы позволяет следить за изменениями в поведении, обучении, развитии ребенка. Таким образом, каждый обучающийся 1-2 классов уже имеет свой социальный паспорт и это очень помогает в работе с детьми. Нужно сказать, что налажена большая и крепкая связь социального педагога с медсестрой школы, работниками амбулатории поселка, медицинскими работниками районной больницы поселка Ключ Жизни. Медосмотры, работа с детьми-инвалидами, помощь в получении медицинских справок для индивидуального обучения, для пребывания в лагерях - все это входит в сферу деятельности социального педагога. Мы разработали схему классификации факторов, влияющих на здоровье школьника. Работа по данной схеме помогает нам четко отслеживать уровень физического развития ребенка и вовремя помогать ему быть здоровым и работоспособным. Фрагмент №5 - схема факторов, влияющих на здоровье школьника. Ежемесячные рейды в семьи различных категорий с привлечением представителей РОВД, администрации сельского поселения Солидарность, школы позволяют преодолевать негативные явления в семьях обучающихся, своеобразно дисциплинирует родителей, заставляет их помнить о своих родительских обязанностях. В школе налажена работа родительского лектория, на которых всегда охотно выступают представители РОВД врачи, работники сельской администрации. Фрагмент №6 - фото родительского собрания. Свой положительный результат приносят заседания комиссии по делам несовершеннолетних при администрации сельского поселения Солидарность, на которые бывают приглашены обучающиеся или же родители. Это очень действенная воспитательная мера. Фрагмент №7 -фото заседания КДН в администрации. Учителя школы постоянно дежурят на дискотеках, дети никогда не остаются без внимания педагогов. Сбор необходимой информации о социальной инфраструктуре микрорайона, о составе проживающего в нем населения, в том числе и детях, о их нуждах и потребностях очень помогает в работе социального педагога. Поэтому необходимы различные информационные карты и матрицы. Мною ведется 7 видов диагностических карт на обучающихся школы. Эти карты не только дают информацию о ребенке , но и помогает прогнозировать поведение обучающегося

Ежегодно в плане работы социального педагога предусмотрено проведение занятий и бесед во всех классах школы по различным социальным проблемам. Дети младших классов очень любят, когда все это проходит в игровой форме. Тематика этих занятий самая разнообразная:

  1. Здравствуйте, это я!

  2. Мои ощущения.

  3. Если посмотреть вокруг

  4. Что такое чувства

  5. Что такое «моя радость»?

  6. Когда ко мне приходит грусть?

  1. Инте-инте-интерес.

  2. Что у меня вызывает злость и страх?

Обучающиеся второй ступени с удовольствием участвуют в занятиях и

беседах, где применяется тестирование. Им интересно потом узнавать

результаты, тем более что методика проведения тестов связана с игрой и

рисунком. Например:

Тест «Кто Я?»

Тест «Кто ты?»

Тест «Отношения с окружающими» по методике Люшера

Тест «Мои тревоги»

Усвоению знаний о здоровом образе жизни и негативных явлениях нашей

действительности помогает применение мною на таких занятиях

наглядности. Вашему вниманию предлагается Фрагмент №8 с разрезными

картами занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?»

В старших классах с обучающимся проводятся занятия и беседы , связанные

с развитием правовой грамотности, с профилактикой вредных привычек.

Темы говорят сами за себя:

Что такое личность?

Социальные факторы развития человека.

Среда и воспитание.

Семья и её основные функции.

Детский алкоголизм и его причины.

Проблема наркомании. Классификация наркотиков.

Причины подростковой наркомании.

Проституция как форма девиантного поведения детей.

Правонарушения среди несовершеннолетних.

ВИЧ и закон.

В моем распоряжении имеется большое количество слайдов, наглядных

пособий, раздаточного материала с информацией по данным темам. Ребята

внимательно слушают рассказы по данной тематике.

Результаты тестирований в 2005-2006 году среди обучающихся третьей

ступени по алкоголизму, курению, наркомании были обработаны и можно

сказать, что 100 % юношей и девушек знают о вреде, который причиняет

организму наркотик и поэтому у них нет желания употреблять эту отраву. А

вот с курением и алкоголизмом картина хуже. 23 % обучающихся 9-И

классов курят, причем 14% - это девушки. С алкоголем почти все

тестируемые познакомились в собственных семьях, где его употребляют по

праздникам и выходным дням. Постоянно употребляющих алкоголь в

высоких градусах не выявлено, хотя 11 % признались, что пьют пиво. Вот

такие грустные цифры. Мы довели их до сведения родителей, но сами они

достаточно спокойно относятся к этому. А вот в школе мы стараемся

всячески бороться с этим.

В течение прошедшего учебного года в школе был только один случай оформления опеки, когда бабушка детей оформила документы в связи с лишением родительских прав матери. Проверка опекунских семей

проводится социальным педагогом ежемесячно, составляются акты посещений, ведется контроль за расходованием средств на опекаемых. В школе обучается 11 детей из опекунских семей, круглых сирот - 2, у остальных один родитель жив. В учреждения господдержки в прошедшем учебном году никто определен не был.

Социальный педагог должен обеспечивать детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг. В школе практикуется обращение обучающихся и их родителей, а также лиц, их заменяющих, к социальному педагогу для получения информации по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки. У социального педагога налажена тесная связь с органами опеки и попечительства Елецкого района и города Ельца, так как в школе обучаются дети, которые проживают на территории города, с отделами социальной защиты города и района, с Пенсионным Фондом. Обращающиеся получают у социального педагога консультацию по нужным вопросам, а потом социальный педагог направляет их в нужную инстанцию. Социальный педагог осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка в школе, дома, в социуме. Ежегодно в апреле проводится месячник правовых знаний, в течение которого дети получают консультации по жилищным, правовым, гражданским, трудовым вопросам. Все обучающиеся четко знают об уголовной ответственности за различные правонарушения. В данный момент трое обучающихся стоят на учете, двое из них в РОВД и КДН, один -в школе на профилактическом учете. Со всеми ними ведется постоянная профилактическая работа, направленная на преодоление негативного поведения.

К сожалению, дети иногда попадают в трудную жизненную ситуацию, тогда на помощь приходит социально-психологическая служба школы. Мы обращаемся за помощью в реабилитационный центр села Ериловка и специалисты центра сразу же реагируют на наш запрос. Дети в центре получают реабилитационные услуги, восстанавливают психологическое, эмоциональное, моральное состояние и здоровье. Социальный педагог контролирует получение пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи, материальной поддержки детей-сирот, подопечных, детей из многодетных, малообеспеченных семей. За последнее время задержки с выплатами не наблюдается, так как правительством, областными и районными организациями все производится вовремя. В 2005-2006 учебном году на учете у социального педагога в школе находилось 8 детей - инвалидов. Четверо из них обучались индивидуально на дому. Фрагмент №9 - занятие с Кутневым А. Дети- инвалиды круглогодично обеспечены бесплатными путевками в самые лучшие санатории и профилактории России. Контроль состояния их здоровья осуществляет медицинский работник школы. Эти дети окружены постоянным вниманием и заботой со стороны родителей и учителей.

Тесная связь у социального педагога существует с отделами социального обеспечения Елецкого района и города Ельца, так как одна девочка-инвалид проживает на городской территории.

Социально-психологическая служба школы призвана создавать благоприятный микроклимат в семье и микросоциуме, устранять негативные воздействия в доме, школьном коллективе, затруднения взаимоотношений с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении; Специфика работы социального педагога такова, что нам приходится посещать разные семьи и увы, иногда о благоприятном микроклимате в таких семья можно только мечтать. Но нужно сказать, что мы удачно справляемся с проблемами в семьях, так как действуем совместно с работниками сельской администрации, представителями РОВД, работниками отдела образования и районной администрации.

Работа социального педагога и классного руководителя направлена на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей; преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность; обеспечение развития и воспитания детей в семьях «группы риска». Чтобы работа была успешной, необходимо глубокое знание нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку; теории и истории социальной педагогики; методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями в разных социумах; возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение; социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.) методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности. Каждый день перед социальным педагогом встают проблемы аналитические (теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка, состояния ребенка и окружающего его социума, проблем ребенка и совместной деятельности с ним социального педагога по устранению этих проблем); прогностические (прогнозирование решения проблем ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность, прогнозирование личности ребенка с учетом возникшей перед ним проблемы); проективные (определения конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат);рефлексивные (самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из её этапов, осмысление положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на

© 2010-2022