Рекомендации для участников образовательного процесса

Раздел Социальному педагогу
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальные проблемы (общественные проблемы) - вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всех членов сообщества, требующих коллективных усилий по их преодолению.

Конкретный перечень социальных проблем отличается в разное время и в разных обществах, их восприятия и представления со временем меняется.

Словосочетание «социальная проблема» появилось в обществе в начале XIX века и использовалось для обозначения одной конкретной проблемы - неравномерного распределения богатства.

В настоящее время к социальным проблемам относят: алкоголизм, бандитизм, бедность, безработица, детская беспризорность, смертность, загрязнения окружающей среды, инвалидность, инфляция, коррупция, компьютерная зависимость, наркомания, нарушение прав ребенка, низкая рождаемость, беженцы, вынужденное переселение, преступность, проблема престарелых, проблема психиатрических заболеваний, распространения ВИЧ инфекции, самоубийство, терроризм, техногенные катастрофы, экстремизм, фашизм.


Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Внедрения или инновации не адаптированы под российский менталитет.

Во-первых, кризис старой системы образования. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется не только новые учебники для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства нет.

Четвёртая проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ и студенты-первокурсники, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, т.к. школа не может дать соответствующий уровень подготовки. Особенно если вуз престижный и конкурс на выбранное направление подготовки будет большой. Отличается и уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Поэтому первый год обучения - самый тяжёлый для студентов и отличается наибольшим количеством отчисленных ребят, не выдержавших нового ритма учёбы.

Пятая проблема увеличение спроса на вузы. Всё большее число вчерашних школьников стремится получить документ о высшем образовании. Увеличилось число негосударственных вузов, с которыми нужно быть очень осторожными и внимательными.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета. Падение престижа ПТУ и техникумов ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере и т.д.

Наиболее актуальные социальные проблемы для современной системы образования:

1. Недостаточная интенсивность и эффективность ученика в процессе обучения. Задача учителя - не только самому работать на уроке, а добиться продуктивной работы от ученика. И это должна быть не эпизодическая активность на некоторых уроках и по некоторым предметам, а создание целой системы обучения, системы всех методик, при которых обучающийся не сможет быть неактивным в принципе.

2. Учителя преувеличивают роль наблюдения и восприятия, используя иллюстративно-объяснительный характер обучения, тем самым фактически выключается мышление ученика, они «разучиваются думать». В школе нужно объяснять и иллюстрировать, все это должно подчинено одной цели: пониманию и усвоению обучающимися существа изучаемых предметов и науки, а не упрощенному изложению и красочному описанию.

3. Перегруженность учебных предметов. Мы пытаемся объять необъятное и затолкать в ребячьи головы нужное и ненужное в непомерных количествах. Загружается память, а не мышление. Знания в итоге непрочны, недолговечны, на практике не применимы.

4. С развалом пионерского и комсомольского движений в школе альтернативы, так и нет до сих пор. Совсем разрушены прежние связи с шефствующими предприятиями и организациями. Это значит, что нарушены все ранее существовавшие и выполнявшие важнейшую функцию воспитательного процесса «внешние инструменты».

5. Отказываясь от воспитательной функции, от роли «воспитателя» в пользу роли «обучателя», современная школа превращает себя в «обучающую машину». Не удивительно, что в таких «казенных» условиях учителя вынуждены в качестве мотивации своей и мотивации своих учеников выдвигать чаще всего меркантильные, материальные интересы и ценности. А не моральные и духовные, как стремилась делать школа в советские или даже в «царские» времена.

6. Остро стоит вопрос о необходимости индивидуализации процесса обучения, о непременном учете возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, о соответствующей дифференциации знаний, оценок, а самое главное - программ.

7. Нежелание учителей работать по-новому, с учетом последних достижений педагогики. Учителя просто не успевают за стремительными инновационными современными научными достижениями в области информационных технологий. Наши дети в некоторых вопросах технического обеспечения уже на шаг впереди нас.

8. Отсутствие инструментов сдерживания агрессии и непослушания учеников. Демократизация общественной жизни лишила учителей этих инструментов, но ничего кроме взаимной возможности отстаивания ущемленных интересов в суде не дала (по каждому случаю в суд, не набегаешься). Отсюда - отсутствие порядка в школе.

9. Исходными должны быть не интересы образовательного учреждения, а интересы ребенка и семьи. Школа призвана помогать семье в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина Отечества. Школа, основанная на православной традиции, позволяет детям всех национальностей войти в мировую культуру посредством русской культуры, создав условия для освоения своей национальной культуры.

На что должна обратить внимание современная школа?

1. Информационное обеспечение и сопровождение процесса обучения в современных условиях. Повседневная организаторская деятельность педагога и специфика ее проявления.

2. Гуманизация образования. Обеспечение свободного и всестороннего развития человека в процессе образования.


3. Установление оптимального и гармоничного сочетания гуманитарных, естественнонаучных, технических и других циклов дисциплин с целью развития в каждом обучающемся гуманитарной культуры.


4. Индивидуализация и дифференциация образования. Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, создание условий для воспитания и обучения групп, обучающихся по определенным признакам.


5. Развивающая и воспитывающая направленность образования. Ориентация образования не на формальное накопление знаний, а на развитие способностей обучающихся, их мышления путем активизации их познавательных потребностей и возможностей.




© 2010-2022