Кейсы по социальной педагогике

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№1

Задача 150. ...Семиклассник Виктор К. в школе - один из лучших по успеваемости, активист, спортсмен, хороший товарищ, сдержан, спокоен. Дома же с матерью (отца у него нет) бывает груб, непослушен, иногда обманывает, уклоняется от помощи в домашних делах. При обсуждении его поведения в классе ребята и сам Виктор больше склонялись к оценке "примерное" (домашнее поведение не затрагивалось). В отдельной беседе в присутствии матери и классного руководителя ему было доказано, что заслужить высокую оценку можно, лишь изменив свое поведение дома.

Вопросы:

1. Что является основой взаимодействия социального педагога и родителей?

2. Перечислите основные функции социального педагога в работе с семьёй?

3. Действуя в интересах ребёнка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. Что входит в его задачи?

Ответы:

  1. - Изучение семей с целью выявления причин, вызвавших проблемы в жизни ребенка.
    - Встречи с родителями с целью оказания помощи их детям.
    - Встречи родителей и учителей-предметников по составлению плана совместных действий педагога и родителей.
    - Анализ промежуточных результатов совместной воспитательной деятельности.
    - Посещение семей с целью охраны прав детства.
    - Учёт неблагополучных семей, составление карточек учёта.
    - Консультационные встречи со школьным психологом и другими специалистами.
    - Классные собрания по проблемам социальной адаптации детей.


  2. Основные функции социального педагога в работе с семьёй:
    - диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);
    - прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);
    - организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);
    - правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);
    - предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения);
    - социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);
    - социально-психологическая (осуществление неотложной психологической помощи);
    - организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).

  3. - установление контактов с семьей;
    - выявление проблем и трудностей в семье;
    - стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности;
    - оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами (психологами, социальными работниками, врачами, юристами, с представителями органов власти, общественностью).

Литература:

Методика и технология работы социального педагога Голоухова Г.Н.

№2

Задача 152. В VII класс пришел новый ученик. Несколько дней все шло хорошо. Но вот к новичку подошел Толя и попросил у него тетрадь по алгебре, чтобы списать домашнее задание. Стасик, пожав плечами, сказал, что в его школе, где он раньше учился, таких ребят, которые любят жить за чужой СЧЕТ

На уроке математики учитель спросил Стасика. Он ответил хорошо.

- Вот как надо отвечать,- заметил учитель, выставляя в дневник Стасика пятерку.

На перемене к Стасику подошли двое ребят, сели верхом на парту и спросили:

- В люди хочешь выйти? Стараешься?.. Стасик опешил. Потом возмущенно спросил:

- А разве это плохо?

- А мы выскочек не любим! - последовал ответ, и ребята вышли из класса.

После уроков Стасика избили1.

Вопросы:

  1. Опишите личность выступающую результатом адаптации?

  2. Какие факторы, влияют на уровень и возможности детей к адаптации?

  3. Перечислите социальные предпосылки детской и подростковой дезадаптации?

Ответы:

  1. - осознавшая необходимость изменений в отношениях с коллективом и формирующая новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с ним;
    - усвоившая нормы и правила поведения деятельности и исполняющая определенные роли в коллективе; освоившая новые для себя социальные роли и позиции, значимые для самого ребенка и его товарищей.

  2. - генетические особенности человека (обмен веществ, различие биохимических реакций, разные типы реагирования);
    - физическое здоровье человека; 3) его психический статус; 4) качества и черты личности, заложенные средой воспитания; 5) условия социальной среды, в которой находится человек.

  3. - нарушение экологического равновесия в окружающей среде;
    - ослабление репродуктивного здоровья девочек, рост числа женских заболеваний;
    - рост алкоголизма, наркомании;
    - низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи;
    - незащищенность отдельных групп населения (безработные, эмигранты, беженцы, лица, подвергшиеся воздействиям катастроф, войн и т.д.);
    - недостатки в медицинском обслуживании;
    - несовершенная система дошкольного воспитания, перегруженность, неадаптированность к ребенку школьных программ.

Литература:

Методика и технология работы социального педагога Голоухова Г.Н.

Д. В. Альжев Социальная педагогика


№3

Задача 156. У классного руководителя спросили: что является наиболее трудным в его работе?

- Конечно, профориентация! Ведь как просто переписать из ведомостей в характеристику ученика его отметки по успеваемости, или выставить ему балл за поведение, или коротко написать: "ленивый", "старательный", "грубый", "вежливый". Но попробуйте отгадать, "что в нем сидит?". Какова его будущая специальность?! Вот за это брать на себя смелость и ответственность - намного труднее. Что значит "брать ответственность?" Это значит вести ученика по избранному пути, день за днем шлифовать его душу. А это, по-моему, в известной степени все равно, что подписывать приговор1.

Вопросы:

  1. Перечислите основные функции социального педагога в решении проблемы профориентации.

  2. Что предполагает в рамках диагностической функции профориентационная работа?

  3. Какие формы и методы ориентации школьников на рабочие специальности являются наиболее эффективными?

Ответы:


1. 1. Диагностическая функция. Педагог социальный изучает и реально оценивает особенности личности с целью профориентации, степень и направленность влияния условий жизни, социума, круга общения, семьи на подростка, вникает в мир его интересов и потребностей. Важно ориентироваться во всех (положительных и отрицательных) факторах, оказывающих влияние на личность.

2. Организационная функция.
Одним из ведущих направлений для педагога социального является организация социально-значимой, культурно-досуговой деятельности учащихся с учетом специфики различных факторов социализации. Особую актуальность приобретает вопрос о выявлении механизмов охвата подростков социально-значимой деятельностью в силу различных причин оставшихся без должного педагогического воздействия. Таким механизмом может выступать укрепление и наращивание позитивного воспитательного потенциала досуговой деятельности. В сфере досуга у подростков появляется возможность самореализации, самовыражения в творческой деятельности, развиваются интересы, склонности, способности, воспитываются морально-этические качества личности. Бессодержательный досуг является ведущим фактором риска развития отрицательного образа жизни, поэтому занятия по интересам - это возможность профилактики девиантного поведения подростков. Именно педагогически запущенные дети и подростки нуждаются в благополучных психолого-педагогических условиях для творческого и социально приемлемого самовыражения.
3. Информационно-просветительская функция предполагает:
· проведение справочно-информационных профконсультаций: информирование учащихся о возможностях получения образования (перечень специальностей, которые можно получить в птузах, ссузах, вузах; рейтинги, конкурсы, проходные баллы, правила приема и условия зачисления в учебные заведения, новые специальности);
· информирование школьников о ситуации на рынке труда. Более трети выпускников школ в настоящее время выбирают управленческую деятельность. В городе избыток бухгалтеров, экономистов, юристов на фоне острой нехватки каменщиков, плотников, слесарей, сварщиков, водителей. Представители рабочих профессий стабильно востребованы на предприятиях г. Минска.
Таким образом, задача педагога социального - информирование учащихся о востребованных профессиях, проведение целенаправленной работы по развитию интереса к ним. Данное комплексное воздействие позволит повысить известность и популярность социально значимых в обществе профессий.

4. Мотивационная функция.
Педагог социальный осуществляет работу по формированию мотивации к трудовой деятельности.
Мотивы - это внешние и внутренние факторы, предопределяющие поведение человека, а их система называется мотивацией. Набор мотивов трудовой деятельности у подростков может быть разнообразным: Заработок задача педагога социального состоит в том, чтобы сформировать у каждого подростка такую жизненную позицию при выборе профессии, которая соответствовала бы призванию личности и желанию достичь успеха в профессиональной деятельности. В сознании учащихся необходимо поддерживать, укреплять и развивать те социально значимые ценностные ориентиры и установки, которые позволят им самореализоваться в профессиональной сфере.
5. Профилактическая функция в профориентации заключается в предупреждении неправильного выбора учащимися профессии. Педагог социальный предупреждает воздействие негативных явлений, занимается профилактикой ошибок выбора профессии, организует социотерапевтическую помощь молодежи, помощь в профессиональном самоопределении.

6. Воспитательная функция. Педагог социальный совместно с педагогическим коллективом организует процесс социального воспитания, содействует его протеканию в семье, по месту жительства, в детском и молодежном формировании.

2.
· изучение профессиональных намерений учащегося (узнать, что собирается делать учащийся после окончания 9 класса: учиться в 10 классе, поступать в птуз, ссуз и т. д.);
· выявление роли родителей в становлении профессионального выбора подростка (кто из родителей занимается воспитанием, имеются или отсутствуют единые требования, взгляды на профессиональное будущее ребенка, оказывают ли родители влияние на профессиональный выбор подростка, учитывает ли ребенок мнение родителей и т. п.);
· изучение познавательных интересов подростка (выявление возможностей подростка в обучении, присутствует ли интерес к учебе, существуют ли "любимые" и "нелюбимые" предметы, по каким предметам успевает, есть ли интересы, связанные с выбором профессии: чтение специальной литературы, посещение факультативов и т. д.);
· изучение склонностей (какие склонности выявляются в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное время, есть ли склонности, связанные с выбором профессии). Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чем она заключается?
· изучение способностей (какие способности проявляются в учебной деятельности: творческие, организационные, технические, музыкальные, изобразительные, физико-математические, спортивные). Есть ли профессиональные способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии и т. д. Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку…);
· выявление положительных качеств личности подростка, которые будут способствовать осуществлению его профессиональных намерений, а также негативных качеств, затрудняющих их осуществление; установление конкретного соотношения между ними с целью опоры на положительное. Какие качества, по мнению подростка, необходимо развивать для успешной профессиональной деятельности?
· определение оценки подростком своих успехов и достижений в учебной деятельности. По каким предметам, по мнению учащегося, он успешно учится? Считает ли он, что сможет осуществить свои профессиональные намерения?

3.

1. Профессионально-производственная деятельность в кружках, функционирующих на базе МУПК, птузов, ЦВР;
2. Организация общественно-полезного труда в школе и выполнение практических заданий на уроках трудового обучения;
3. Встречи с представителями разных профессий;
4. Организация экскурсий на предприятия (наиболее результативная форма ориентации, т. к. предполагает разностороннее знакомство с профессией, условиями и спецификой труда);
5. Участие в таких мероприятиях, как день открытых дверей (в учебных заведениях), день профориентации, день профессии (в учебно-производственных комбинатах).

Литература:

М. В. Шакурова методика и технология работы социального педагога. Глава Основные функции социального педагога в профориентационной работе.

№ 4

Задача 164. В комнату, где рисуют ребята, робко входит девочка с нераспечатанной коробкой красок. Первый ее рисунок на листке - потеки черных, оранжевых и зеленых пятен и линий. В глазах растерянность и робость! "Боюсь, не умею". Учитель обращается к ребятам, показывая им рисунок: "Посмотрите, это же сказка! Из какой это сказки, ребята?" А в душу закрадывается холодок страха: "А вдруг не поймут? Трудно тогда будет с этой девочкой"1.

Вопросы:


  1. Какой из видов конфликта может получится в результате такого действия учителя?

  2. Какие существуют факторы социализации?

  3. О чем должен рассказать социальный педагог родителям ребёнка?


Ответы:

  1. Конструктивный конфликт чаще возникает тогда, когда столкновение происходит не из-за несовместимости участников взаимодействия, а из-за различия точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае конфликт способствует более всестороннему пониманию проблемы. Сам факт другой аргументации, признания ее возможности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта. Это открывает возможности поисков компромисса, регулирования и разрешения конфликта, а значит, и нахождения оптимального решения проблемы, его породившей.

  2. Первая - мегафакторы (от англ. «мега» - «очень большой, всеобщий») - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (от англ. «макро» - «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство.

Третья - мезофакторы (от англ. «мезо» - «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по: местности и типу поселка, в которых они живут (регион, село, город); принадлежности к слушателям тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); принадлежности к определенным субкультурам.


  1. - педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
    - роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
    - значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;

- воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
- социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
- поощрение и наказание в воспитании детей в семье;
- наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;
- особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;
- организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
- подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;
- нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;
- развитие представлений об общении в детском возрасте;

Литература:

Д. В. Альжев Социальная педагогика

Виталий Александрович Сластенин Педагогика

№5

Задача 168. ...В одном из классов общеобразовательной школы сменился как-то классный руководитель. Класс был хорошим, дружным. Дети очень любили своего наставника. Но учительница перешла в другое учебное заведение. Классный коллектив тяжело переживал смену классного руководителя. Однажды новый классный руководитель, то ли оберегая свою репутацию, то ли сгоряча, выкрикнула наболевшее:

- Вы далеко не так хороши, как мне о вас рассказывали! Вы невоспитанны и грубы. Вас просто захвалили...

Вопросы:

1. Вопросы с которыми классные руководители могут обратиться к социальным педагогам?

2. Уровни агрессивного поведения?

3. Через какие методы социальный педагог может изменить отношения в коллективе?

Ответы:

  1. оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;

своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.п.);

принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий;

взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;

получение какой-либо специальной информации или консультации.

  1. 1) мотивация, побуждающая к агрессивному поведению;
    2) эмоциональные процессы, сопровождающие агрессивное поведение;
    3) процессы саморегуляции;
    4) когнитивная переработка информации;
    5) внешне наблюдаемые проявления и действия.

  2. 1) коррекция через игру;
    2) через творческое самовыражение;
    3) через сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность (например, спорт);
    4) через участие в тренинговой группе;
    5) коррекция с помощью поведенческих методов.

Литература:

Методика и технология работы социального педагога Голоухова Г.Н.


© 2010-2022